Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА К ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
 1. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза как компонент его профессиональной деятельности, характеризующий направленность на достижение инновационно-коммерческого результата и активность преподавателя в процессе достижения этого результата.

 Сущность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза, которая состоит в необходимости ориентации своей научной и образовательной деятельности не только на получение собственно научных и образовательных результатов, но и на возможность получения таких результатов (научно-инновационных и учебно-инновационных разработок), которые имели бы прикладное (рыночное) значение и решали бы какую-либо проблему (экономическую, производственную, образовательную, научную и др.), т.е. обладали бы свойством потенциальной коммерциализуемости.

 Содержание инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза заключающаяся в позицировании себя на рынке научно-инновационных и учебно-инновационных услуг, как инноватора, т.е. одновременно как ученого, преподавателя, маркетолога и менеджера.

 Направленность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза, концентрирующийся на совершенствовании его личностной и профессиональной сфер в зависимости от потребностей общества, государства, самой личности преподавателя и рынка научных и образовательных услуг.

 2. Подготовка преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности, представляющий собой как процесс, специально организуемый в научно-образовательном пространстве современного вуза, и направленный на формирование готовности преподавателя к новому виду деятельности. Готовность преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности, как результат соответствующей подготовки и одно из профессионально-личностных новообразований, включающее мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты готовности и, заключающееся в состоянии личности преподавателя, обеспечивающем умение сохранять эффективность профессиональной деятельности в условиях диверсификации модели вуза и вхождения системы высшего образования в рыночные отношения.

3. Моделирование процесса подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности представляющий собой сложную, этапную деятельность, в результате которой разработано несколько моделей:

  • модель преподавателя современного вуза, представляющая собой концепцию объединяющую в структуре профессиональной компетентности преподавателя традиционные базовые (теоретико-методологическую, научно-исследовательскую, психолого-педагогическую, методическую, предметную) и инновационные ключевые (информационно-технологическую, воспитательно-развивающую, проективно-менеджерскую, коммуникативно-рефлексивную, инновационно-коммерческую) компетенции и, служащая ориентиром для разработки процесса, программы и условий подготовки преподавателя к инновационно-коммерческой деятельности;
  • модель подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности как теоретически созданная, а затем реализованная в пространстве современного вуза концептуально-инструментальная модель, отражающая направленность, субъектную и объектную структуру и содержание процесса подготовки и формирования готовности преподавателей к осуществлению инновационно-коммерческой деятельности. При этом, концептуальность предполагает информационную обоснованность модели и разработку программы действий, а инструментальность - подготовку средств обучения преподавателей и управления этим процессом;
  • модель программы подготовки преподавателя к инновационно-коммерческой деятельности, имеющая модульную структуру (модули: «Развитие творческих способностей преподавателей», «Основы инновационной деятельности преподавателя вуза», «Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза»), включающая содержание, формы, средства, способы, методы подготовки, направленные на разрешение индивидуальных образовательных дефицитов преподавателей в сфере инновационо- коммерческой деятельности и опирающаяся на психолого-педагогические принципы обучения преподавателей: актуализации, индивидуализации, системности, осознанности, самостоятельности, контекстности, элективности, опоры на опыт, совместной деятельности, развития образовательных потребностей.

 4. Педагогические условия реализации модели подготовки преподавателей вуза к инновационно-коммерческой деятельности, представляющая собой устойчивые обстоятельства: информационные (когнитивная основа педагогического процесса), технологические (процессуально-методическая основа педагогического процесса), личностные (психолого-педагогическая основа педагогического процесса), выраженные как требования образовательной среды современного вуза, определяющие ход и специфику протекания процесса подготовки преподавателя к инновационно-коммерческой деятельности и направленные на достижение оптимально возможного ее (подготовлености) уровня.

5. Научно-методическое обеспечение как компонент процесса подготовки преподавателей к инновационно-коммерческой деятельности, включающий прогнозирование потребностей, разработку научно-методической продукции и ее применение. Научно-методическое обеспечение процесса подготовки преподавателей к инновационно-коммерческой деятельности представляет собой совокупность нормативно-правовых, учебно- методических, информационно-технологических и организационно- методических материалов, позволяющая реализоваться целям, содержанию, формам, методам и средствам обучения преподавателей.

 6. Методика комплексной оценки подготовленности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности представляющая собой целенаправленный упорядоченный процесс определения уровня имеющихся знаний, навыков, мотивов в сфере инновационно-коммерческой деятельности. Процесс оценки подготовленности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности включает цель (определение уровня готовности к инновационно-коммерческой деятельности), задачи (диагностика сформированности мотивационного, когнитивного, деятельностного компонентов готовности, активности и результативности данного вида деятельности), содержание (показатели достижений в инновационно-коммерческой деятельности, индивидуальные показатели научно-инновационной деятельности, степень участия в формировании нематериальных активов вуза, инновационно-коммерческая активность), принципы (валидность, надежность, объективность, эффективность), организационно-педагогические условия (индивидуальный подход, самоорганизация, саморефлексия и др.) и результат (объективные представления об уровне готовности преподавателя к инновационно-коммерческой деятельности) оценивания.

 Основными процедурами оценивания подготовленности преподавателей являются: операционализация контрольных оценочных средств; структурированность и последовательность контрольно-оценочных процедур в едином графике оценочной деятельности; соответствие содержания оценочных средств тому комплексу знаний, умений, навыков, мотивов, который преподаватель-слушатель получил в процессе подготовки к моменту оценивания; централизованное (в том числе с использованием автоматизированной системы управления вузом) управление контрольно-оценочным процессом.

7. Эффективность процесса подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности сочетающееся с готовностью преподавателя к данной деятельности, которая в свою очередь определяется уровнем сформированности компонентов готовности (мотивационного, когнитивного, деятельностного) к инновационно-коммерческой деятельности, показателями активности (количество и качество подготовленных, поданных и поддержанных грантовых заявок, участие в формировании нематериальных активов вуза) преподавателя в инновационно-коммерческой, положительной динамикой показателей мотивов собственного труда и профессионального мастерства в структуре мотивов профессиональной деятельности, ростом количества привлекаемых в вуз дополнительных финансовых средств и уровня заработной платы преподавателей.

Список опубликованных работ
А) СТАТЬИ В ИЗДАНИЯХ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК МИНОБРНАУКИ РФ:

1.Паштаев Б.Д. Модели современной системы высшего профессионального образования / Научный журнал Известия Дагестанского государственного педагогического университета: психолого-педагогические науки. – 2010. - № 3. – С. 32-34 (0,3 п.л.).

2.Паштаев Б.Д. Организационные условия подготовки преподавателей аграрного вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Общественные науки. Всероссийский научный журнал. Изд-во: МИИ «Наука». – М., 2011. – С. 305-308 (0,2 п.л.).

3.Паштаев Б.Д. Моделирование процесса подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Вестник университета. - № 19 «Государственный университет управления». – М., 2011. – С. 110-113 (0,4 п.л.).

4.Паштаев Б.Д. Эффективность образовательного процесса в вузе / Научный журнал Известия Дагестанского государственного педагогического университета: психолого-педагогические науки, – 2011. - № 2. – С. 81-84 (0,4 п.л.).

5.Паштаев Б.Д., Харченко Л.Н., Султанова Д.М. Факторы, детерминирующие необходимость подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - № 2. – Пятигорск, 2011. – С. 256-261 (0,6 п.л., авт.0,3 п.л.).

6.Паштаев Б.Д. Педагогические условия подготовки преподавателей вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - № 3. – Пятигорск, 2011. – С. 214-221 (0,5 п.л.).

7.Паштаев Б.Д. Организационные условия управления инновационно-коммерческой деятельностью преподавателей современного вуза / Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - № 4. – Пятигорск, 2011. – С. 156-161 (0,5 п.л.).

8.Паштаев Б.Д., Харченко Л.Н. Инновационные аспекты профессиональной деятельности преподавателя современного вуза» / Научно-технический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». – 2011. - Вып. 2. – С. 188-192 (0,3 п.л., авт. 0,2 п.л.).

9.Паштаев Б.Д., Харченко Л.Н. Современные вузы: типология и миссия / Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - № 1. – Пятигорск, 2011. – С. 231-234 (0,4 п.л., авт.0,2 п.л.).

10.Паштаев Б.Д., Рогачева Е.А. Ключевые компетенции преподавателя вуза как предмет исследования в педагогической науке / Вестник университета. - № 17. «Государственный университет управления». – М., 2011. – С. 81-86 (0,5 п.л.).

11.Паштаев Б.Д. Исследование эффективности управления подготовкой преподавателей вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Научно-методический журнал «Мир образования-образование в мире» - № 4 (44. – 2011. – С. 155-160 (0,3 п.л.).

12.Паштаев Б.Д. Исследование готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - № 4 (35) август 2012. – С. 207-209 (0,3 п.л).

13.Паштаев Б.Д. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза: сущность, содержание, направленность / Вестник университета (ГУУ). – М: ГУУ, 2012. - №7 (июль). – С. 14-17 (0,3 п.л.).

14.Паштаев Б.Д. Педагогические условия управления подготовкой преподавателей вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - № 1. - 2012 апрель–июнь. Пятигорск, 2012. С. 291-294(0,5 п.л.).

Б) МОНОГРАФИИ:

15.Паштаев Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности. – Махачкала: Изд-во ДГАУ, 2012. – 158 с.(9,8 п.л.).

16.Паштаев Б.Д. Харченко Л.Н., Магомедова Р.М., Панова И.Е., Шаравин В.В., Рогачева Е.А. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2012. – 180 с. (10,5 п.л., авт.3,5 п.л.)

17.Паштаев Б.Д., Харченко Л.Н., Кочергин С.Г., Панова И.Е., Султанова Д.М. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза: монография. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011. – 228 с. (18,5 п.л., авт.6,0 п.л.)

18.Паштаев Б.Д. Проектирование программы неформального образования и психологической поддержки преподавателей в первые годы работы в вузе. – Махачкала: Изд-во ДГСХА, 2009. – 100 с.

В) СТАТЬИ В НАУЧНЫХ ИЗДАНИЯХ МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИЙ:

19.Паштаев Б.Д., Султанова Д.М., Харченко Л.Н., «Российские синдромы», определяющие развитие инновационных процессов / Проблемы инновационного развития юга России: теория, опыт и практика: материалы региональной научно-практической конференции (25-26 ноября 2010 года). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – С. 192-195.

20.Паштаев Б.Д., Арутюнова А.В., Абдуллаева В.А. Психолого-педагогические аспекты обучения в вузе / Сборник статей Международной научно- практической конференции посвященной 65-летию Победы в ВОВ часть II. – Махачкала: ДГСХА, 2010. – С. 351-353.

21.Паштаев Б.Д. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: к этимологии понятия / Научное обозрение. – Махачкала, 2010. Вып. № 50. – С. 46-51.

22.Паштаев Б.Д., З.А. Исаев. Болонский процесс: некоторые особенности участия России / Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современные проблемы, перспективы и инновационные тенденции развития аграрной науки», посвященной 85-летию со дня рождения члена-корреспондента РАСХН М.М. Джамбулатова. Часть II. – Махачкала: ДГСХА, 2010. – С. 560-563.

23.Паштаев Б.Д. О современных подходах к управлению качеством высшего профессионального образования / «Проблемы управления качеством образования в вузе» // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2010. – С. 77-79.

24.Паштаев Б.Д. О двух подходах к управлению качеством высшего профессионального образования / Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современные проблемы, перспективы и инновационные тенденции развития аграрной науки», посвященной 85-летию со дня рождения члена-корреспондента РАСХН М.М. Джамбулатова. Часть II. – Махачкала: ДГСХА, 2010. – С. 569-570.

25.Паштаев Б.Д., З.А. Исаев. К вопросу эффективности высшего профессионального образования / Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современные проблемы, перспективы и инновационные тенденции развития аграрной науки», посвященной 85-летию со дня рождения члена-корреспондента РАСХН М.М. Джамбулатова. Часть II. – Махачкала: ДГСХА, 2010. – С. 571-573.

26.Паштаев Б.Д. О готовности преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности / Региональный вестник молодых ученых. – Махачкала: ИЦ СМУР «Academia», 2011. - № 1(22). – С. 86-91.

27.Паштаев Б.Д., Шипулина Ж.С. Информационно-технологическая компетентность педагогов как условие обеспечения качества образовательного процесса / «Достижения науки – агропромышленному производству» // Материалы L международной научно-технической конференции. Часть II. – Челябинск, 2011. – С. 117-119.

28.Паштаев Б.Д. О необходимости подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности/ Научное обозрение. – Махачкала, 2011. - Вып. № 52. – С. 39-45.

29.Паштаев Б.Д. Государство и ВУЗ: проблема совместной эволюции / Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития преподавателей вуза // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. – СПб., 2011. – С. 50-54.

30.Паштаев Б.Д. Теоретическое обоснование эксперементальной модели подготовки преподавателей вуза к инновационно-коммерческой деятельности / «Теоретические и методологические проблемы современного образования» // Материалы 7-й международной научно-практической конференции 30-31 декабря 2011. – Махачкала: ДГПУ, 2011. – С. 267-271.

31.Паштаев Б.Д. К вопросу о воспитательной функции вуза / «Модернизация системы непрерывного образования» // Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. – Дербент, 2011. – С. 24-26.

32.Паштаев Б.Д. Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития преподавателя вуза // Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. – Дербент, 2011. – С. 65-65.

33.Паштаев Б.Д. Общетеоретические подходы к обоснованию педагогических условий подготовки преподавателей вуза к инновационно-комерческой деятельности «Достижения науки – агропромышленному производству» // Материалы LI международной научно – технической конференции Часть II. – Челябинск: ЧГАУ, 2012. - С. 126-132.

34.Паштаев Б.Д. К вопросу оценки инновационной активности вуза и его структурных подразделений / Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова. - Махачкала: ДагГАУ, 2012. – С. 221-224.

35.Паштаев Б.Д. О некоторых результатах подготовки преподавателей вуза к инновационно – коммерческой деятельности / «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки» // Материалы III Международной научно-практической конференции. Часть 2. - Владикавказ, 2012. – С. 136-140.

36.Паштаев Б.Д. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности / «Теория и практика современной науки» // Материалы 5-й международной научно-практической конференции 3-4 апреля 2012. – Казань: КГГУ, 2012. – С. 129-139.

37.Алгоритмы разработки модели процесса подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности / «Модернизация системы непрерывного образования» // Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции, 28-30 июня 2012. – Махачкала, 2012. – С. 202-206.

г) Учебные и учебно-методические пособия:

38.Паштаев Б.Д. Педагогическое проектирование на основе компетентностного подхода. Программа семинара для преподавателей аграрных вузов. – Махачкала: Изд-во ДГСХА, 2008. – 16 с.

39.Паштаев Б.Д. Теоретические и практические аспекты использования компетентностного подхода в образовательной деятельности аграрного вуза. – Махачкала: Изд-во ДГСХА, 2009. – 42 с.

40.Паштаев Б.Д., Султанова Д.М. Положение о порядке и условиях применения стимулирующих выплат по результатам научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. – Махачкала: ДГПУ, 2009. – 18 с.

41.Паштаев Б.Д. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: (словарь терминов и понятий). – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2010. – 28 с.

42.Паштаев Б.Д. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: (методические рекомендации по разработке положения об инновационной деятельности в вузе). – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2010. – 14 с.

43.Паштаев Б.Д. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: (методические рекомендации о создании фонда развития материально-технической базы аучных исследований). – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2010. – 8 с.

44. Паштаев Б.Д. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: (методические рекомендации по организации работы с продуктами инновационной деятельности). – Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2010. – 12 с.