- Раскрыт теоретико-методологический подход к государственному регулированию отраслей и комплексов промышленности, генезис которого заключается в попытке перехода на новый уровень управленческих воздействий, что выражается, с одной стороны, в изменении качественных характеристик этих воздействий, а с другой - в активизации технико-технологического и организационно-экономического потенциалов, затрагивающих такие макроэкономические составляющие индустриального роста как экологизация и синергетизация. Это связано, во-первых, с необходимостью реагирования на трансформационные изменения макроэкономических пропорций развития отдельных секторов экономики; во-вторых, с противоречивостью процесса развития и изменений, охватывающих различные стороны промышленных образований. В-третьих, с влиянием глобальных трансформационных процессов на промышленный сегмент экономики. Эколого-синергетическое воздействие раскрывает дополнительные возможности по активизации производственного потенциала и нахождение эффективных направлений в использовании имеющихся производственных и материальных ресурсов.
- Выявлены современные тенденции технологического отставания, особенностью которого является резкое падение темпов развития системообразующих отраслей и их материально-технической базы как основы индустриального роста, что привело к снижению отдачи всего ресурсного потенциала и неравномерности отраслевой экономики. Доказано, что неэффективность механизма регулирования периода рыночных реформ привела отраслевой промышленный комплекс к стагнации и затормозила наращивание потенциала индустриального роста. При таком подходе обеспечить переход к новому уровню функционирования экономики и реализовать стратегию инновационного прорыва невозможно без трансформации на основе структурных модернизационных преобразований в машиностроительном комплексе, что потребует дополнительных ресурсов по наращиванию промышленного потенциала. Реализация стратегических целей регулирования отраслей и комплексов промышленности предполагает изменение вектора структурных сдвигов в сторону инновационного сектора.
- Выработаны методологические подходы к формированию системы государственного регулирования индустриального роста, эффективность которой предполагает разделение функций между отдельными структурными элементами на основе принципа соподчиненности целевого развития промышленного комплекса и его взаимосвязи с приоритетностью выбранного варианта структурных сдвигов. Это позволяет использовать принцип оптимальности в механизме управления, ставящего своей задачей обеспечение эффективности регулирования на всех уровнях хозяйственной иерархии включая низовое промышленные звенья. Такой подход обеспечивает взаимосвязи индустриального роста с синергетической составляющей, минимизируя экологические последствия и активизируя потенциал отраслей и комплексов промышленности, что создает базовые основы для формирования целостной концепции воздействия государства на функционирование промышленности.
- Раскрыто факторное влияние на обеспечение эффективного развития промышленности, где использование финансовых инструментов становится одним из решающих условий в механизме индустриального роста, так как денежно-финансовая система взаимосвязана не только с товарно-денежным оборотом, но и с экономическими интересами участников производства. С точки зрения рациональности, денежно-финансовые факторы выступают связующим звеном в системе хозяйства при одновременной соподчиненности общих принципов и законов, на которых выстроена вся иерархия управления и регулирование отраслевого комплекса на основе технологической цепочки замкнутого цикла производств.
- Разработана интегрированная система регулирования промышленности с учетом интеллектуально-информационного обеспечения и инновационных принципов управления структурными преобразованиями, представляющая взаимосвязи структурных элементов на основе функциональной соподчиненности и взаимозависимости по критерию экологизации-синергетизации. Интегрированная система раскрывает дополнительные возможности воспроизводственного процесса в развитии экономики, которые выражаются в концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития национальной экономики с получением синергетического эффекта за счет комбинирования факторов отраслевого и межотраслевого уровней. Многоуровневый характер регулирующих воздействий государства требует интегрированного подхода к системе управления на инновационной основе. Объективным показателем инновационных решений является достижение высокого уровня отдачи накопленного потенциала промышленности.
1.Протас Д.В. Влияние глобализации на экономико-статистическую оценку индустриального роста. – М.: МГИУ, 2008. – 116 с.
2.Протас Д.В. Совершенствование экономико-статистического инструментария оценки индустриального роста за счет развития методологии формирования, хранения и ведения информации о хозяйствующих субъектах. – М.: МГИУ, 2008. – 124 с.
3.Протас Д.В. Методологические рекомендации по внедрению и ведению информационной системы поддержки экономического регулирования промышленного производства на основе статистического регистра. – М.: МГИУ, 2009. – 128 с.
4.Протас Д.В. Методологические положения по применению комбинированного (выборочного) метода наблюдения в обследованиях крупных и средних предприятий, а также субъектов малого предпринимательства. – М.: МГИУ, 2009. – 100 с.
5.Протас Д.В. Анализ и формирование рациональной системы государственного регулирования индустриального роста. – М.: МГИУ, 2010. – 86 с.
6.Протас Д.В. Индустриальный рост и его государственное регулирование в условиях глобальной трансформации. – М.: МГИУ, 2010. – 71 с.
Учебные пособия
1.Протас Д.В. Оптимизация и планирование деятельности организации на основе экономического моделирования . – М.: МГИУ, 2011. – 62 с.
Статьи в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Российской федерации для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук
1.Протас Д.В. Основы государственного регулирования индустриального роста. // Предпринимательство. – 2009. – №7 – С.63-66.
2.Протас Д.В. Государственно-частное партнерство в его корпоративной модификации как организационная форма управления воспроизводственным процессом. // Научно-аналитический журнал «Актуальные проблемы социально-экономического развития России». – 2010. – №3 –С. 24-30. (в соавторстве).
3.Протас Д.В. Инновационно-организационный базис оценки индустриального роста. // Вестник университета Российской академии образования. – 2010. – №4. – С. 90-92.
4.Протас Д.В. Экономическая модель системы государственного регулирования индустриального роста. // Научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом». – 2010. – №6. – С. 203-206.
5.Протас Д.В. Система принципов государственного регулирующего воздействия на индустриальный рост. // Журнал «Аудит и финансовый анализ». – 2010. – №6. – С. 442-444.
6.Протас Д.В. Система денежно-финансовых отношений и ее воздействие на индустриальный рост. // Научно-практический журнал «Вестник АКСОР». – 2010. – №4. – С. 231-235.
7.Протас Д.В. Совершенствование государственного регулирования инновационно-организационного индустриального роста. // Экономико-юридический журнал «Бизнес в законе». – 2010. – №5. – С. 232-234.
8.Протас Д.В. Анализ ключевых закономерностей инновационного развития промышленного потенциала. // Информационный и научный журнал «Образование. Наука. Научные кадры». – 2011. – №2 – С. 68-70.
9.Протас Д.В. Применение эколого-синергетического подхода для совершенствования денежно-финансовых отношений системы народного хозяйства. // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – №3 – С. 48-51.
10.Протас Д.В. Консалтинговое обеспечение процесса воспроизводства и развития промышленного потенциала. // Информационный и научный журнал «Образование. Наука. Научные кадры». – 2011. – №3 – С. 68-70.
11.Протас Д.В. Компромиссная модель денежно-финансовых отношений на основе сочетания рыночных и планово-распределительных методов хозяйствования. // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – №4. – С. 123-127.
12.Протас Д.В. К проблеме интеллектуально-информационного (консалтингового) обеспечения регулирования индустриального роста на базе института государственно-частного партнерства. // Теория и практика общественного развития. – Краснодар, 2011. – С. 332-335.
13.Протас Д.В. Влияние консалтингового обеспечения на различные стадии государственного регулирования индустриального роста. //РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2011. – №2 – С. 560-562.
14.Протас Д.В. Теоретические подходы к формированию рациональной системы денежно-финансовых отношений в России для обеспечения индустриального роста. // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – №5.
15.Протас Д.В. Динамика промышленного потенциала в процессе рыночного преобразования экономики. // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – №6.
16.Протас Д.В. Инновационный экономико-статистический инструментарий оценки промышленного потенциала и индустриального роста. // Информационные и телекоммуникационные технологии. – 2011. – №13.
Статьи и материалы конференций
1.Протас Д.В. К проблеме развития компетенции менеджмента и экономического моделирования. // Сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения». – М.: МГИУ, 2008. – С. 195-196.
2.Протас Д.В. Повышение качества оценок ВВП и ВРП на основе импутации показателей отраслевой статистики. // Экономический блокнот Института менеджмента и бизнеса.– М.: МГИУ, 2008. – С. 113-117.
3.Протас Д.В. К проблеме расчета ключевых экономических показателей эффективности государственного управления. // Научный журнал «Федерация». Вып. 8. – М.: АНП, 2009. – С. 55-57.
4.Протас Д.В. Совершенствование макромоделей государственного управления за счет использования современных информационных технологий на примере системы национальных счетов. // Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы права». Вып.9. – М.: МГИУ, 2009. – С.70-73.
5.Протас Д.В. Совершенствование организационно-кадровой работы и программно-технического обеспечения в органах государственной власти в условиях развития новой экономической парадигмы. // Сборник научных докладов VIII Международной конференции «Молодые ученые – промышленности, науке и профессиональному образованию: проблемы и новые решения». – М.: МГИУ, 2009. – С. 709-714.
6.Протас Д.В. Совершенствование экономических моделей и подходов расчета валового регионального продукта. // Сборник научных трудов (межвузовский) «Актуальные проблемы права». Вып. 10. – М.: МГИУ, 2010. – С. 429-434.
7.Протас Д.В. К проблеме экономического моделирования расчета валового регионального продукта. // Сборник научных трудов (межвузовский) «Актуальные проблемы права». Вып. 10. – М.: МГИУ, 2010. – С.434-437.
8.Протас Д.В. Планирование и государственное регулирование индустриального роста. // Межвузовский сборник научных трудов «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения». – М.: МГИУ, 2010. – С. 196-204.
9.Протас Д.В. К проблеме деформации денежно-финансового регулирования индустриального роста. // Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы права». Вып.11. – М.: МГИУ, 2011. – С. 82-85.
10.Протас Д.В. Влияние глобализации на оценку индустриального роста. // Материалы VII Международной научной конференции «Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности». – М.: МИЭМП, 2011. – С. 613-615.
11.Протас Д.В. Научно-практические подходы к гармонизации статистического инструментария по производству, труду и капиталу. // Материалы научно-практической конференции «Российская государственная статистика и вызовы XXI века» – М.: 2011. – С.98-100.