2. Системная концепция гендерного самосознания личности создает целостное представление о его сущности, структуре, содержании, системообразующем факторе, функциональном назначении и уровнях развития у учителей начальных классов. Гендерное самосознание эксплицируется как процесс и результат осознания личностью себя как носителя гендерных характеристик. Системообразующим фактором гендерного самосознания выступают характеристики феминности / маскулинности, репрезентирующие в сознании человека его жизнедеятельность и выступающие как ценности, цели или средства в отношении потребностей человека. Учитель начальных классов осмысливает себя в целом и свои отдельные свойства (личные и профессиональные), что и обуславливает специфическое содержание и структуру его гендерной Я - концепции. Специфика женского профессионального труда выявляет конфликты между феминными стереотипами и инструментальными, маскулинными требованиями делового профессионального поведения, между социальными и индивидуальными феминными и маскулинными стереотипами. Функциональное назначение гендерного самосознания реализуется в контексте межличностных отношений, в контексте профессиональной деятельности учителя начальных классов и направлено на интеграцию феминных и маскулинных представлений, отношений и проявлений в процессе изменений в пространственно-временной организации жизнедеятельности учителя.
3. Концептуальная модель гендерного самосознания личности представляет трехмерное образование, учитывающее компоненты когнитивной, аффективной и конативной структур самосознания, параметры и критерии анализа. Когнитивный компонент включает представления о феминном / маскулинном Я в различных проявлениях, обладающие когнитивной сложностью, в свою очередь, складывающуюся из особенностей дифференциро-ванности, осмысленности, конгруэнтности характеристик феминности / маскулинности. Аффективная сфера гендерного самосознания аккумулирует направленность эмоциональных переживаний на различные проявления своего гендерного Я. Эти переживания отражаются в положительных, отрицательных, индифферентных, амбивалентных оценках своей феминной / маскулинной природы. Конативный компонент гендерного самосознания, вмещающий компоненты реального поведения личности, отражен в гендерной позиции, аккумулирующей характеристики самоопределения и активности в использовании феминно-маскулинного потенциала. Критерием анализа кона-тивной сферы является рефлексия собственных феминности / маскулинности личности и их экстраполяции на поведение и общение.
4. Структурообразующими элементами гендерного самосознания учителя начальных классов в когнитивной сфере выступают представления о своих физических, сексуальных, психологических, социальных особенностях, личностных свойствах, о себе как о женщине с определенными характеристиками феминности /маскулинности; представления о своем жизненном пути как пути представителя определенных гендера и профессии и способах его построения; представления о своем сходстве и различиях с профессионалами определенных гендеров; стереотипы по отношению к детям - ученикам-мальчикам, ученикам-девочкам; представления о перспективах своего профессионального развития.
В аффективном компоненте гендерного самосознания учителей начальных классов синтезируются переживания принадлежности к определенному гендеру, реализующемуся в педагогической деятельности; эмоционально-ценностное отношение к своему гендеру и другим, реализующимся в профессии; самооценка телесности, женственности, мужественности, востребованные профессией.
Элементами конативной сферы гендерного самосознания учителей начальных классов выступают гендерные особенности самоактуализации в профессии; стратегии профессионального общения и деятельности; статусы и роли; особенности следования нормам, сложившимся в образовательном заведении; особенности влияния и руководства, используемые в профессии; особенности поведения в конфликтах; приоритеты в выборе образовательных программ, учебников.
5. Содержание гендерного самосознания учителей начальных классов когнитивно сложное, имеет определенный объем тезауруса феминных/ маскулинных представлений образа Я, его границы, внутрифеминную, внутри-маскулинную дифференцированность компонентов, феминно-маскулинную дифференцированность компонентов. Сложность когнитивной сферы состоит в определенных дифференцированности и интегрированности феминных /маскулинных представлений в процессе профессионально - личностного развития учителя начальных классов. В самосознании учителя начальных классов феминные и маскулинные черты воспринимаются во взаимосвязи, но дифференцированно, как ортогональные, что соответствует традициям бинарных оппозиций феминности/маскулинности. Дифференцированность гендерных представлений специфична: феминные представления сочетаются с другими личностными качествами, маскулинные представления дифференцированы. Субъективные гендерные представления учителя начальных классов осмысленны в традиционных, бинарных, патриархатных отношениях. Объективные результаты показывают андрогинность гендерной природы учителя начальных классов, рост и значимость маскулинных характеристик, что не конгруэнтно субъективным ощущениям учителя начальных классов и не рефлексируется ими.
Эмоциональная направленность выражена, положительна и дифферен-цированна по отношению к феминным / маскулинным характеристикам.
В содержании гендерного самосознания учителей начальных классов стереотипы по отношению к ученикам разных гендеров имеют определенный объем, традиционны, дифференцированы, осмысленны в патриархатной традиции.
Структурные характеристики гендерного самосознания учителя начальных классов показывают взаимосвязи внутри и между элементами самосознания, их специфику возраста и этапа профессиональной социализации. Представления учителя начальных классов о собственной женственности зависят от представлений об отношении к нему других людей. Представления о мужественности изменяют глобальное самоотношение, аутосимпатию, самоуверенность, самообвинения женщины. Уровень маскулинности / фемин-ности может определять характер самоактуализации: недифференцированные гендерные представления обуславливают низкий уровень самоактуализации. Гендерный образ Я и особенности самопрезентации взаимосвязаны следующим образом: учителя начальных классов с высоким уровнем маскулинности презентируют себя, используя ассертивные тактики самопрезентации.
Пространство и время гендерного самосознания репрезентируется в значимых событиях жизненного пути: в их выборе определяется система представлений учителя начальных классов о себе как о женщине, личности и профессионале, в их оценке заключается эмоционально-ценностное отношение к ним, семантика событий отражает поведенческие характеристики гендерного самосознания. Жизненный путь ознаменован изменениями в системе гендерных представлений, иерархизацией образов Я, изменениями в дифференцированности Я и других, значимых для учителя начальных классов персон, спецификой темпоральности.
6. Гендерное самосознание учителя начальных классов является дина мичным образованием, способным развиваться и изменяться в процессе про фессионального функционирования учителя начальных классов, достигать в своем развитии определенных уровней. Важнейшими условиями развития гендерного самосознания учителей начальных классов являются формирова ние гендерно-психологической компетентности и актуализации рефлексивной позиции учителя. Гендерно - психологическая компетентность учителя начальных классов есть его выраженная способность применять знания и умения в области гендерной психологии и педагогики в межличностном об щении и профессиональной деятельности. Полидисциплинарный, системный, гендерный подходы и сформулированная на их основе концепция гендерного самосознания личности учителя начальных классов создают условия для раз вития новой отрасли психологической науки, изучающей закономерности и механизмы развития гендерного самосознания личности - гендерной психо логии личности.
7. Уровневая репрезентация развития гендерного самосознания личности отражает ее компетентность и рефлексивную позицию в вариантах - рефлексивно-гендерном, нерефлексивно-гендерном, рефлексивно-агендерном, нерефлексивно-агендерном, а рефлексивная позиция учителя начальных классов соответственно обозначена как гендерные реализм, конформизм, идеализм и скептицизм. Актуализация рефлексивной позиции предполагает осознание собственных телесных особенностей и оптимизацию отношения к себе и своему телу, осознание личностных особенностей, оптимизацию возможностей межгендерного общения, осознание себя в системе профессиональной деятельности, интеграцию гендерных и профессиональных смыслов.
В качестве предпосылки развития гендерного самосознания учителей начальных классов может выступать специально разработанный тренинг-семинар. Разработанная программа работы с группой учителя начальных классов позволяет объективировать гендерные составляющие жизнедеятельности учителя, актуализировать рефлексивную позицию, переосмыслить и реконструировать Я образ и жизненный сценарий, иерархию ценностей, притязаний, перспектив, активизировать ресурсы оптимизации отношений и самоактуализации. Комплекс ее мероприятий, задач, технологий, методов, этапов, критериев результативности создают основания для психологической поддержки развития гендерного самосознания учителя начальных классов.
1.Чекалина, А.А. Особенности гендерных стереотипов учителей начальных классов [Текст] /А.А.Чекалина // Познание человека человеком: возрастной, гендерный и профессиональные аспекты / общ. ред. А.А.Бодалева, Н.В. Васиной. – СПб.: Речь, 2005. - 323 с. С. 199-207. (0,8 п.л.).
2.Чекалина, А.А. Учитель как личность и профессионал: гендерный анализ [Текст]: моногр. /А.А.Чекалина. – М.: Экон-Информ, 2010. 196 с. (12,25 п.л.).
3.Чекалина, А.А. Гендер и взаимодействие в детском возрасте [Текст] /А.А.Чекалина // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева. - М.: Изд-во "Когито-Центр", 2011. - 600 с. С.99. (0,15 п.л.).
4.Чекалина, А.А. Гендер и социальная перцепция [Текст] /А.А.Чекалина // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во "Когито-Центр", 2011. - 600 с. С.100. (0,15 п.л.).
5.Чекалина, А.А. Гендерные различия в общении [Текст] /А.А.Чекалина // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во "Когито-Центр", 2011. - 600 с. С.100-101. 0,4 п.л.
Научные статьи в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
6.Чекалина, А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины и женщины [Текст] /А.А.Чекалина //Мир психологии. -2002. №4. С.110-117. (0,4 п.л.).
7.Чекалина, А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка [Текст] /А.А.Чекалина // Мир психологии.-2004.-№2.-С.106 -113. (0,8 п.л.).
8.Чекалина, А.А. Профессиональная самореализация женщины [Текст] /А.А.Чекалина // Мир психологии. -2005.- №3. -С.127-139. (1,1 п.л.).
9.Чекалина, А.А. Гендерные особенности профессионального развития девушек и юношей [Текст] /А.А.Чекалина // Среднее профессиональное образование. -2009. -№8. -С. 64- 67. (0,3 п.л.).
10.Чекалина, А.А. Женственность в представлениях современных педагогов [Текст] /А.А.Чекалина // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». -2010.- №4(14). -С.48-60. (1 п.л.).
11.Чекалина, А.А. Жизненный путь женщины-учителя [Текст] /А.А.Чекалина // Среднее профессиональное образование.-2011. -№5. -С. 58-60. (0,4 п.л.).
12.Чекалина, А.А. О смысложизненных представлениях женщин -учителей [Текст] /А.А.Чекалина // Среднее профессиональное образование. - 2011. -№9. -С. 53-56.0,4 п.л.
13.Чекалина, А.А. Профессиональные события в жизненных сценариях женщин-учителей [Текст] // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». -2011. -№4(18).-С.35-45. (1 п.л.).
14.Чекалина, А.А. Актуализация образа женственности в развитии гендерного самосознания личности [Текст] /А.А.Чекалина, Л.Н.Азарова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки». -2011. -№4 (136). -С.130-136. (0,8 п.л.).
15.Чекалина, А.А. Жизненные сценарии современных женщин-учителей [Текст]/А.А. Чекалина //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки».-2012.-№1(143).- С.143-148 (0,7 п.л.).
16.Чекалина, А.А. Психолого-педагогические технологии актуализации гендерного самосознания [Текст]/А.А.Чекалина, Л.Н.Азарова //Теория и практика общественного развития. -2012. -№2. -С.115-119. (0,5 п.л.).
17.Чекалина, А.А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей [Текст] / А.А. Чекалина // Теория и практика общественного развития. -2012. -№3.-С.85-88 (0,4 п.л.).
18.Чекалина, А.А. О задачах гендерного развития в образовательной среде [Электронный ресурс] /А.А.Чекалина, Л.Н. Азарова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1; URL: http://www.science-education.ru/101-5444 (дата обращения: 06.02. 2012). (0,5 п.л.).
Учебные пособия, научные статьи и тезисы в сборниках работ
19.Чекалина, А.А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола старшего дошкольников [Текст]: автореферат дисс… канд. психол. наук / А.А. Чекалина. - М.:1991. 20 с. (1.п.л.).
20.Чекалина, А.А. Об одном из аспектов профессионализма педагогов [Текст] /А.А. Чекалина // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы: Тезисы докладов ХII научно-практической конференции вузов Юга России /май 1993 г./ - Ставрополь: СГПИ,1993. С.79-80. (0,1 п.л.).
21.Чекалина, А.А. Типология психологического пола [Текст] /А.А. Чекалина // Мир на Северном Кавказе через языки, культуру и образовании: Тезисы докладов 1 международного Конгресса. – Пятигорск, 1996. С.147-150. (0,3 п.л.).
22.Чекалина, А.А. Проблемы реализации психологической подготовки в многоуровневой системе образования [Текст] /А.А.Чекалина // Новые ценности образования для возрождения и устойчивого развития Дагестана: Сборник науч. тр. / под ред.А.А. Абдуллаева. - Махачкала, 1998. С. 63-67. (0,3 п.л.).
23.Чекалина, А.А. Аспекты психологического здоровья учителя [Текст] /А.А.Чекалина // Новые технологии в работе психолого-медико – социальных центров: Материалы 2-ой моск. гор. конф. – М.: Школьная книга, 1999. С.99-104. (0,3 п.л.).
24.Чекалина, А.А. Влияние учителя на формирование отношения детей к своей половой принадлежности [Текст] /А.А.Чекалина // Профессиональное здоровье учителя - стратегическая проблема современной школы: Материалы Моск.гор. науч.-практич. конф./ Под ред. Л.М. Митиной, А.К. Осницкого.– М., 1999. С. 68-72. (0,3 п.л.).
25.Чекалина, А.А. Введение в гендерологию [Текст] /А.А.Чекалина // Настоящее и будущее практической психологии в России: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Оренбург: ОрПГУ, 2000. С. 178-185. (0,3 п.л.).
26.Чекалина, А.А. Гендерные аспекты самореализации личности [Текст] /А.А.Чекалина // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник науч. трудов / под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар: КрасГУ, 2001. С.101-111. (0,5 п.л.).
27.Чекалина, А.А. К вопросу о подготовке учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми с учетом полоролевой дифференциации [Текст] /А.А.Чекалина // Содержание и организация педагогической практики в условиях двухступенчатой подготовки учителя начальных классов: Сборник науч. трудов / под ред. Л.П.Стойловой. - Москва, 2002. С. 33-35. (0,3п.л.).
28.Чекалина, А.А. Такие разные мальчики и девочки /рубрика статей [Текст] /А.А. Чекалина // Мир школы . -2002. -№3. -С. 117-118; -2002. -№5. -С. 102-103. (0,1п.л.).
29.Чекалина, А.А. Социальная психология [Текст]: учебно-методическое пособие (для факультета начальных классов МГПУ) / А.А.Чекалина. - М., МГПУ, 2003. 49 с. (3 п.л.).
30.Чекалина, А.А. Какой пол у вашего ребенка? [Текст] /А.А.Чекалина // Семья и школа. -2003.- №1.- С.6-9. (0,9 п.л.).
31.Чекалина, А.А. Осторожно: универсальный инструмент! [Текст] /А.А. Чекалина // Первое сентября. -№80. -15.11.2003. -с.3. (0,2 п.л.).
32.Чекалина, А.А. Самореализация и гендерная идентичность человека [Текст] /А.А. Чекалина // Материалы 13 Страховских чтений (им. И.В. Страхова). – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. С.178-184. (0,4 п.л.).
33.Чекалина, А.А. О гендерных стереотипах учителя [Текст] /А.А. Чекалина // Педагогическая культура современного учителя: Материалы науч.-практич. конф. - М: МГПУ, 2005. - С. 232-239. (0,4 п.л.).
34.Чекалина, А.А. Гендерные аспекты профессиональной самореализации женщины [Текст] /А.А.Чекалина //Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект: Материалы Всерос. семинара. – Краснодар: КубГУ, 2005. -С. 59-67. (0,4 п.л.).
35.Чекалина, А.А. Что такое гендер? [Текст] /А.А.Чекалина // Детский сад от А до Я. - №1. -2006. -С.31-51. (1,2 п.л.).
36.Чекалина, А.А. Образы мужчин и женщин [Текст] /А.А.Чекалина, Л.Н. Азарова // Профессиональное становление личности учителя: Материалы науч.-практич. конф. – М.: МГПУ, 2006. -С.82-89. (0,4 п.л.).
37.Чекалина, А.А. Курс «Гендерная психология» в системе подготовки учителя начальных классов [Текст] /А.А.Чекалина //Современная начальная школа и подготовка учителя: Сборник науч. трудов / Сост. и отв. ред. Т.И.Зиновьева. – М.: МГПУ, 2006. -С.24-30. (0,5 п.л.).
38.Чекалина, А.А. Гендерная психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагог. и психол. спец. /А.А.Чекалина.- М., Ось-89, 2006. 254 с. (16 п.л.).
39.Чекалина, А.А. Основы педагогики и психологии [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов непедагогических колледжей / А.А. Чекалина. - М., ООО «Медина – Пресс», 2006. (3 п.л.).
40.Чекалина, А.А. К вопросу о гендерно-психологической компетентности учителя [Текст] /А.А.Чекалина // Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы к профильному обучению: Материалы Всерос. науч.-практич.й конф. / под ред. Л.М. Митиной, Я.В.Голубевой. – М., 2007. –С. 46-47. (0,2 п.л.).
41.Чекалина, А.А. Креативность учителя начальных классов как способ его самоактуализации [Текст] /А.А.Чекалина // Творческая среда как условие психолого-педагогического сопровождения младших школьников: Сборник материалов и трудов / Отв. ред. С.В. Дубрович. – М.: МГПУ, 2007. -С. 99 -118. (0,7 п.л.).
42.Чекалина, А.А. Раздельно или параллельно [Текст] /А.А.Чекалина // Здоровье детей: Методическая газета для учителей. - 16-29.02.2008. - №4. -С.3-7. (0,1 п.л.).
43.Чекалина, А.А. Профессиональные стереотипы учителя и работа с ними: гендерный аспект [Текст] /А.А.Чекалина // Проблемы социальной работы: теория и практика: Материалы II заочной Междунар.науч.-практич. конф. – Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2008. -С.300-310. (0,5 п.л.).
44.Чекалина, А.А. Программа формирования гендерно - психологической компетентности учителя начальных классов [Текст] /А.А. Чекалина // Психология и школа. -№2. - 2007. -С.122-130. (0,7 п.л.).
45.Чекалина, А.А. Гендерный анализ в практике психолога образования [Текст] /А.А. Чекалина // Психологическая служба в системе образования: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. - Махачкала: ДНЦ РАО, 2008. С.111-113. (0,2 п.л.).
46.Чекалина, А.А. К вопросу о гендерно-психологической компетентности специалиста [Текст] /А.А.Чекалина // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: Материалы междунар. науч.-практич. конф. Вып.1/ под ред. проф. Д.М.Маллаева, А.А. Цахаевой. Махачкала, 2008. 246с.-С. 22-24. (0,2 п.л.).
47.Чекалина, А.А. Особенности профессионального пути учителя [Текст] /А.А.Чекалина // Психология и школа. -2008. -№3. -С.112-122. (0,6.п.л.).
48.Чекалина, А.А. О самоактуализации женщин-учителей [Текст] /А.А. Чекалина // Развитие потенциала личности в микро- и макросоциуме: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. / Науч. ред. И.А.Шаповал. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2008. -С.119-121. (0,15 п.л.).
49.Чекалина, А.А. К вопросу о гендерном анализе образовательной среды [Текст] /А.А.Чекалина //5-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. / Науч. ред. М.О.Мдивани. – М.: ПИ РАО, 2008. -С.334 -337. (0,15 п.л.).
50.Чекалина, А.А. О трехкомпонентной структуре гендера личности [Текст] /А.А. Чекалина // Психология и современное российское образование: Материалы IV Всерос. съезда психологов образования России. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 531-531.(0,2 п.л.).
51.Чекалина, А.А. Об особенностях гендерной идентичности женщин-учителей [Текст] /А.А.Чекалина // Теоретическая и экспериментальная психология. -2008. -Том 1. №1. -С.29-36. (0,8 п.л.).
52.Чекалина, А.А. Гендерная психология [Текст]: учебное пособие.-2-е изд. /А.А. Чекалина. - М., Ось-89, 2009. 196 с. (16 п.л.) (Гриф УМО по педагогическим специальностям).
53.Чекалина, А.А. К вопросу о развитии гендерного самосознания учителя [Текст] /А.А.Чекалина // Человек – образование – профессия: Материалы V Междунар. науч.-практич.конф. / Сост. и науч. ред. Л.М. Митиной. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. 303 с. – С.167 – 172. (0,4 п.л.).
54.Чекалина, А.А. О гендерно-психологической подготовке будущих учителей [Текст] /А.А.Чекалина // Хуманизация и демократизация на университетското образование: Сборник науч.статей по матер. междунар. науч.-практич. конф. / Ред. кол. Э.Рангелова и др. – Габрово (Болгария), «ЕКС – ПРЕСС», 2009. С. 229–232. (0,3 п.л.).
55.Чекалина, А.А. Об особенностях гендерного самосознания субъектов образовательного процесса [Текст] /А.А.Чекалина // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2009. - №3(9). -С.41-55.(0,9 п.л.).
56.Чекалина, А.А. О взаимосвязи самоактуализации и гендерной идентичности учителей [Текст] /А.А.Чекалина //Проблемы развития личности: Материалы Междунар. конф. – Ереван: изд-во ЕрГУ, 2009. -C.427-430. (0,3 п.л.).
57.Чекалина, А.А. Гендерные особенности современных женщин-учителей [Текст] /А.А.Чекалина // Учитель. Преподаватель. Тренер: Материалы VI Междунар. науч.-практич. конф. /Сост. и науч. ред. Л.М. Митина. Том 1.– М.: МГППУ, 2010. – С. 275-278. (0,4 п.л.).
58.Чекалина, А.А. Гендерная психология в профессиональной подготовке учителя [Текст] /А.А.Чекалина // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: Материалы междунар. науч.-практич. конф. / Ред. кол. Э. Рангелова и др. – Габрово (Болгария): ЕКС –ПРЕСС, 2010.-С. 428-433. (0,5 п.л.).
59.Чекалина, А.А. Какой пол у вашего ребенка? [Текст] /А.А.Чекалина //Педагогика (журнал Республики Болгария).–2010.- №6. –С.75-94. (1.п.л.).
60.Чекалина, А.А. Гендерное саморазвитие будущего учителя в университетской педагогической среде [Текст] /А.А.Чекалина, Л.Н.Азарова // Педагогическата среда в университета като пространство за професинально -личностно развитие на бъдещия специалист: Сборник научных статей по материалам междунар. науч.-практич. конф. Т.2 / Ред. кол. Э.Рангелова и др. – Габрово: «ЕКС – ПРЕСС», 2011. С.68 – 74. (0,7 п.л.).
61.Чекалина, А.А. Телесность и женское самосознание [Текст] /А.А. Чекалина, Л.Н.Азарова // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: Сборник научных статей по материалам междунар. науч.-практич. конф. Т.2 / Ред. кол. Э. Рангелова и др. – Габрово: «ЕКС – ПРЕСС», 2012. С.93 – 98. (0,7 п.л.).