Будучи исторически конкретной, социализация в сфере отношений полов детерминирована социально-экономическими, политическими, культурными и этнорелигиозными особенностями общества, определяющими состояние и эволюцию семьи.
Как социально-педагогический феномен, социализация учащейся молодежи в сфере отношений полов предстает как педагогическая деятельность по созданию и реализации совокупности взаимосвязанных условий, необходимых для целенаправленного и активного усвоения учащимися социокультурных ценностей фамилизма, развития фамилистических ориентаций и формирования индивидуально-ценностной позиции в сфере отношений полов.
2. Развитие фамилистических ориентаций учащейся молодежи в процессе педагогического управления социализацией в сфере отношений полов как педагогический процесс характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью внешней и внутренней сторон этого развития. Внешняя сторона фамилистического развития состоит в достижении конгруэнтности между культурно обусловленными смыслами фамилистических ценностей и индивидуальными смыслами этих ценностей, через создание условий, побуждающих учащегося к осмыслению, пониманию и переосмыслению социокультурных смыслов фамилистических ценностей в ситуации совместного смыслотворчества, а также оказание педагогической поддержки в ситуации ценностного выбора. Внутренняя сторона фамилистического развития представлена фамилистическим потенциалом учащихся и их направленностью на обретение индивидуально-ценностной позиции в сфере отношений полов.
3. Концепция педагогического управления социализацией учащейся молодежи в сфере отношений полов строится на основе рефлексивно-диалогического подхода и обеспечивает освоение и принятие обучающимися культурных ценностей и смыслов фамилизма в условиях организованной, ценностно-опосредованной жизнедеятельности событийной общности педагогов и учащихся. Концепция опирается на следующие закономерности - фамилистическое развитие учащейся детерминируется качеством их рефлексивного процесса, поэтому мотивационно-стимулирующее обеспечение рефлексивной деятельности учащихся повысит эффективность их фамилистического развития; эффективность фамилистического развития учащихся завесит от качества и глубины отношений между субъектами педагогического процесса; эффективность фамилистического развития учащихся детерминируется оптимальным сочетанием интенсивности педагогического воздействия и активности самих учащихся в педагогическом взаимодействии; и принципы - культуросообразности, природосообразности, ценностно-смыслового содержания образования, сознательности и творческой активности, взаимосвязи рационального и эмоционального, социальной общности и сотрудничества, диалогичности в сочетании с этической ответственностью.
4. Модель развития фамилистических ориентаций учащейся молодежи в процессе педагогического управления социализацией в сфере отношений полов, детерминированная рефлексивно-диалогическим подходом, отражает внутренний и внешний аспекты этого развития и включает в себя целевую, содержательную, организационно-методическую, коммуникативно-позиционную, рефлексивно-диагностическую и результативную составляющие.
В качестве критериев развитости фамилистических ориентаций личности обучающихся выступают следующие: общая направленность личности, широта гендерного диапазона личности, святость брака, личная ценность супружества, личная ценность родительства.
5. Реализация предложенной модели обеспечивается совокупностью взаимосвязанных педагогических условий, соответствующих педагогической системе, нацеленной на развитие фамилистических ориентаций учащейся молодежи: обеспечивается субъектная позиция учащихся в педагогическом процессе; осуществляется опора на познавательные и социальные мотивы обучающихся; осуществляется обогащение личного опыта фамилизма обучающихся в процессе эмоционально-личностного освоения ими знаний, раскрывающих сущность и содержание семейного образа жизни; стимулируется рефлексивность обучающихся; организовано совместное смыслотворчество; осуществляется поддержка ценностного выбора обучающихся в сфере отношения полов.
Критериями научно-педагогической состоятельности предлагаемой модели выступают: научность, оптимальность, массовость, результативность, длительность.
6. Развитие фамилистических ориентаций учащейся молодежи в педагогически управляемом процессе социализации в сфере отношений полов предусматривает использование методики, разработанной на основе рефлексивно-диалогического подхода, включающей цель, содержание и комплекс технологий, реализующих субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса; данная методика позволяет достигнуть высокого уровня развитости фамилистических ориентаций и становления индивидуально-ценностной позиции в сфере отношений полов.
1. Девятых, С.Ю. Диапазон приемлемости в установках юношей и девушек на сексуально-партнерские практики [Текст] / С.Ю. Девятых // Сибирский психологический журнал. – 2009. - № 3. – 85-89. - 0,45 п.л.
2. Девятых, С.Ю. Практические психологи образования и медицинские работники о целях и содержании школьного курса семейного воспитания [Текст] / С.Ю. Девятых // Вопросы современной науки и практики. – 2009. - № 8 (22). – С. 41-47. - 0,45 п.л.
3. Девятых, С.Ю. Семейное просвещение в культурном пространстве Западной Европы: исторический аспект [Текст] / С.Ю. Девятых // Вопросы современной науки и практики. – 2009. - № 7 (21). – С. 37-42. - 0,54 п.л.
4. Девятых, С.Ю. Социализация как формирование социальных установок личности в деятельности и общении [Текст] / С.Ю. Девятых // Вопросы современной науки и практики. – 2009. - № 9 (23). – С. 35-42. - 0,54 п.л.
5. Девятых, С.Ю. Динамика освоения партнерских практик в контексте процесса половой социализации юношей и девушек [Текст] / С.Ю. Девятых // Известия Смоленского государственного университета. – 2010. - № 1(9). – С. 289-297. - 0,54 п.л.
6. Девятых, С.Ю. К вопросу о выделении исторических типов половой социализации [Текст] / С.Ю. Девятых // Перспективы науки. – 2010. - № 4 (06). – С. 15-19. - 0,41 п.л.
7. Девятых, С.Ю. Освещение вопросов подготовки к семейной жизни в российской психологической и педагогической науке рубежа 19-20 вв. [Текст] / С.Ю. Девятых // Вестник Брянского государственного университета. - № 1. – 2010. – Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. – С. 141-145. - 0,54 п.л.
8. Девятых, С.Ю. Семья и родительство в структуре жизненных целей юношей и девушек [Текст] / С.Ю. Девятых // Перспективы науки. – 2010. - № 3 (05). – С. 18-23. - 0,41 п.л.
9. Девятых, С.Ю. Особенности детско-родительских отношений в старшем юношеском возрасте [Текст] / В.Н. Голубев, С.Ю. Девятых // Известия Смоленского государственного университета. – 2010. - № 2 (10). – С. 293-301. – 0,52 п.л. (авт. – 50 %).
10. Девятых, С.Ю. Педагогические условия развития ориентаций учащейся молодежи на семейные ценности [Электронный ресурс] / С.Ю. Девятых // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4; URL: www.science-education.ru/104-6789 (дата обращения: 07.08.2012). - 0,42 п.л.
11. Девятых, С.Ю. Проблемы нравственного воспитания в контексте восприятия подростками физиологических изменений взросления [Электронный ресурс] /С.Ю. Девятых // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www.science-education.ru/105-6793 (дата обращения: 07.08.2012). - 0,40 п.л.
12. Девятых, С.Ю. Родительство как система социальных диспозиций личности [Текст] / С.Ю. Девятых // Известия Смоленского государственного университета. – 2012. - № 3(19). – С. 289-297. - 0,45 п.л.
Монографии
13. Девятых, С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий [Текст] / С.Ю. Девятых. – Минск: РИВШ, 2007. – 158 с. – 10,9 п.л.
14. Девятых, С.Ю. Социокультурные основания сексуальности [Текст] / С.Ю. Девятых. – Смоленск: СмолГУ, 2009. – 163 с. – 10,25 п.л.
15. Девятых, С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи [Текст] / С.Ю. Девятых. – Смоленск: СмолГУ, 2010. – 16,0. – 16 п.л.
16. Девятых, С.Ю. Сексуальность и социализация: вопросы формирования матримониальных ориентаций личности: монография [Текст] / С.Ю. Девятых. – Смоленск: СмолГУ, 2010. – 225 с. – 14,0 п.л.
17. Девятых, С.Ю. Scientia sexualis: человеческая сексуальность в контексте социокультурной эволюции семьи [Текст] / С.Ю. Девятых. – Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 289 с. – 14, 5 п.л.
Учебные и учебно-методические пособия
18. Девятых, С.Ю. Сексуальность и семья (Курсы по выбору): сб. учеб. программ [Текст] / С.Ю. Девятых. - Минск: РИВШ, 2008. – 24 с. - 1,3 п.л.
19. Девятых, С.Ю. Тренинг ответственного поведения в сфере отношения полов [Текст] / С.Ю. Девятых. - Минск: РИВШ, 2008. – 24 с. - 1,4 п.л.
20 Девятых, С.Ю. Психосексуальная социализация молодежи и ее сопровождение в образовательной среде: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям [Текст] / С.Ю. Девятых. – Смоленск: СмолГУ, 2011. – 112 с. – 7, 0 п.л.
21. Девятых, С.Ю. Нравственно-половое воспитание [Текст] / С.Ю. Девятых. – Минск: РИВШ, 2011. – 76 с. – 4,41 п.л.
Статьи в научных и научно-методических журналах
22. Девятых, С.Ю. Нужно ли учить родительству со школьной скамьи? [Текст] / С.Ю. Девятых // Пачатковае навучанне: сям`я, дзіцячы сад, школа. – 2004. - № 2. – С. 41-43. - 0,30 п.л.
23. Девятых, С.Ю. Представления о родительстве в юношеском возрасте [Текст] / С.Ю. Девятых // Веснік Брэсцкага університэта. Серыя гуманітарных і грамадскіх навук. - № 2 (39). – С. 50-55. - 0,38 п.л.
24. Девятых, С.Ю. Возраст, мотивы и ретроспективная оценка гетеросексуального дебюта в юношеском возрасте [Текст] / С.Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2005. – Том 4. № 3. – С. 75-79. - 0,35 п.л.
25. Девятых, С.Ю. Нужна ли педагогу сексология? [Текст] / С.Ю. Девятых // Здаровы лад жыцця. – 2006. - № 2 (73). – С. 29-31. - 0,24 п.л.
26. Девятых, С.Ю. Особенности сексуальной социализации старшеклассников в современных социокультурных условиях [Текст] / С.Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – Т. 6. – 2007. - № 3. – С. 109-117. - 0,45 п.л.
27. Девятых, С.Ю. Источники информации по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте и их типология [Текст] / С.Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – Т. 6. – 2008. - № 2. – С. 109-117. – 0,54 п.л.
28. Девятых, С.Ю. Миф и религия как мировоззренческие формы освоения сексуальности [Текст] / С.Ю. Девятых // Известия Смоленского государственного университета. – 2008. - № 1. – С. 196-202. - 0,30 п.л.
29. Девятых, С.Ю. Репродуктивные установки студенческой молодежи [Текст] / С.Ю. Девятых // Проблемы репродукции. – 2008. – Том 14. - № 5. – С. 15-20. - 0,45 п.л.
30. Девятых, С.Ю. Репродуктивные ориентации молодежи в контексте демографической стабильности страны [Текст] / С.Ю. Девятых // Здаровы лад жыцця. – 2009. - № 1 (108) / Студзень. – С. 19-21. - 0,30 п.л.
31. Девятых, С.Ю. Современные представления о психосексуальном развитии и критериях его социальной успешности [Текст] / С.Ю. Девятых // Известия Смоленского государственного университета. – 2008. - № 2. – С. 217-227. - 0,72 п.л.
32. Девятых, С.Ю. Динамика сексуальной активности и показатели ее интенсивности в связи с возрастом полового созревания [Текст] / С.Ю. Девятых // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. - № 1 (5). – С. 294-302. - 0,60 п.л.
33. Девятых, С.Ю. Раздельнополость человека в контексте современных представлений о половой дифференциации [Текст] / С.Ю. Девятых // Социосфера. – 2010. - № 2. – С. 26-32. - 0,36 п.л.
34. Девятых, С.Ю. Потребность в информации по вопросам сохранения репродуктивного здоровья в старшем юношеском возрасте [Текст] / С.Ю. Девятых // Oхрана материнства и детства. – 2010. - № 1(15). – 12-15. - 0,31 п.л.
35. Девятых, С.Ю. К построению модели психологического сопровождения психосексуального развития в условиях учреждения образования [Текст] / С.Ю. Девятых // Социосфера. – 2010. - № 3. – С. 29-34. - 0,31 п.л.
36. Девятых, С.Ю. Подготовка специалистов медицинского профиля к участию в нравственно-половом воспитании подростков и молодежи [Текст] / С.Ю. Девятых // Охрана материнства и детства. – 2010. - № 2. – С. 32-36. – 0,36 п.л.
37. Девятых, С.Ю. Взрослые и сверстники как агенты половой социализации в старшем юношеском возрасте [Текст] / С.Ю. Девятых // Қазіргі гуманитарлық ғылымы (Гуманитарная наука сегодня) [Казахстан]. – 2011. - № 1(1). – 47-58. – 0,50 п.л.
38. Девятых, С.Ю. О возможностях педагогической коррекции ценностного отношения к родительству [Текст] / М.Г. Королев, С.Ю. Девятых // Адукацыя i выхаванне. – 2011. - № 8. – С. 40-45. – 0,45 п.л. (авт. – 50 %).
39. Девятых, С.Ю. Вопросы методологии эмпирического исследования поведения в сфере отношений полов: социокультурный подход [Текст] / С.Ю. Девятых // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2012. - № 1. – С. 262-265. – 0,3 п.л.
40. Девятых, С.Ю. Развитие личности студента в образовательной среде вуза [Текст] / С.Ю. Девятых // Новый университет. Сер. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2012. - № 2 (12). – С. 16-19. – 0,3 п.л.
41. Девятых, С.Ю. Родительство как социокультурное установление [Текст] / С.Ю. Девятых // Альманах современной науки и образования. – 2012. - № 2 (57). – С. 76-79. – 0,30 п.л.
42. Девятых, С.Ю. Семейный образ жизни и социализация [Текст] / С.Ю. Девятых // Научные труды Республиканского института высшей школы: исторические и психолого-педагогические науки. Вып. 12. - Минск: РИВШ, 2012. – С. 317-326. – 0,56 п.л.
Материалы и тезисы в сборниках конференций
43. Девятых, С.Ю. Неполная семья как ближайшая перспектива: из опыта исследования репродуктивных установок студенческой молодежи [Текст] / С.Ю. Девятых // Региональная социология: состояние, проблемы, перспективы. Международная научно-практическая конференция, посвященная 35-летию начала социологических исследований в БГСХА и 20-летию лаборатории социологических исследований. – Горки: БГСХА, 2005. – 66-68. - 0,18 п.л.
44. Девятых, С.Ю. Новые сексуальные стратегии мужчин и женщин и перспективы семьи [Текст] / С.Ю. Девятых // Материалы VIII научной сессии преподавателей и студентов. – Витебск: МИТСО, 2005. – С. 34-36. - 0,12 п.л.
45. Девятых, С.Ю. Представления юношей и девушек о готовности к родительству [Текст] / С.Ю. Девятых // Молодые ученые – России: 2 Международная научно-практическая конференция. Часть 1. – Смоленск: СГПУ, 2005. – С. 104-107. - 0,24 п.л.
46. Девятых, С.Ю. Альтернативные сексуальные практики и сексуальное насилие в молодежной среде [Текст] / С.Ю. Девятых // Личность – Слово – Социум: Материалы 6-ой международной научно-практической конференции. – Мн. ИСЗ, 2006 . – 169-175. - 0,24 п.л.
47. Девятых, С.Ю. Курс сексологии как элективный курс в медицинском вузе [Текст] / С.Ю. Девятых // Медицинское образование ХХI века: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Витебск: ВГМУ, 2006. – С. 60-62. - 0,18 п.л.
48. Девятых, С.Ю. Особенности гендерного самосознания в старшем юношеском возрасте [Текст] / С.Ю. Девятых // Социализация вузовской молодежи: состояние, проблемы и алгоритмы решений. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Горки: БГСХА, 2006. – С. 66-69.- 0,18 п.л.
49. Девятых, С.Ю. Половое просвещение в школе: мнение педагогов [Текст] / С.Ю. Девятых // Актуальные проблемы теории и истории педагогики. Педагогические чтения, посвященные памяти доцента С.В. Селицкого. – Витебск: ВГУ, 2006. – С. 113-117. - 0,18 п.л.
50. Девятых, С.Ю. Студенты о необходимости полового просвещения [Текст] / С.Ю. Девятых // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – СПб: Санкт-Петербургский институт управления и права. – С. 182-186.- 0,12 п.л.
50. Девятых, С.Ю.. Участие родителей в половой социализации старшеклассников [Текст] / С.Ю. Девятых // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. – Витебск, ВГУ, 2006. – С. 109 -111. - 0,18 п.л.
51. Девятых, С.Ю. Отношение старшеклассников к половому просвещению [Текст] / С.Ю. Девятых // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 62-й научной сессии сотрудников университета. – Витебск: ВГМУ, 2007. - С. 570-572. - 0,18 п.л.
52. Девятых, С.Ю. Особенности морального сознания студенческой молодежи в области отношения полов [Текст] / С.Ю. Девятых // III Международная медицинская конференция Проблемы врачебной этики в современном мире. – Минск: Про Христо, 2007. – С. 44-48 - 0,24 п.л.
53. Девятых, С.Ю. Информированность старшеклассников о болезнях, передающихся половым путем (БППП) [Текст] / С.Ю. Девятых, Г.И. Атапин // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы II Международной научно-практической конференции - 0,12 п.л. (в соавт., 50 % авт.).
54. Девятых, С.Ю. Агенты и институты сексуальной социализации старшеклассников [Текст] / С.Ю. Девятых // Студенческая медицинская наука XXI века. Материалы VII международной научно-практической конференции. – Витебск: ВГМУ, 2007. - С. 595 – 597. - 0,18 п.л.
55. Девятых, С.Ю. Интернет в половой социализации студенческой молодежи [Текст] / С.Ю. Девятых // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 63-й научной сессии сотрудников университета. – Витебск: ВГМУ, 2008. – С. 340 – 342. - 0,18 п.л.
56. Девятых, С.Ю. Потребление сексуально откровенных материалов на видеоносителях в студенческой среде [Текст] / С.Ю. Девятых // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития. Материалы 3 Международной научно-практической конференции.- СПб: СПбИУиП.- Ч. 1. – С. 130-132. - 0,12 п.л.
57. Девятых, С.Ю. Потребность в информации по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте (на примере студенческой молодежи) [Текст] / С.Ю. Девятых // Наука. Образование. Технологии – 2008: материалы Международной научно-практической конференции. Кн. 3: Актуальные проблемы реформирования педагогического образования. – Барановичи, БарГУ, 2008. - С. 189 – 191. - 0,35 п.л.
58. Девятых, С.Ю. Социальная и педагогическая сексология в медицинском вузе: цели и содержание курса [Текст] / С.Ю. Девятых // Акмеологические основы становления специалиста-профессионала в различных видах деятельности. Сборник материалов (юбилейный) Международной научно-практической конференции. Выпуск Х. Часть 2. – Гомель: Гомельский обл. ин-т развития образования, 2008. – 99-102. - 0,18 п.л.
59. Девятых, С.Ю. Проблемы половой социализации молодежи в курсах повышения квалификации практических работников здравоохранения [Текст] / С.Ю. Девятых, И.В. Жолнеровская // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 65-ой научной сессии сотрудников университета. – Витебск, ВГМУ, 2010. - С. 595-597. - 0,12 п.л. (в соавт., авт. 50 %).
60. Девятых, С.Ю. К вопросу о теоретико-методологических основаниях полового воспитания [Текст] / С.Ю. Девятых // Современное образование в России: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбИУиП, 2009. – С. 62-61. - 0,12 п.л.
62. Девятых, С.Ю. Половое просвещение школьников в структуре нравственного воспитания [Текст] / С.Ю. Девятых // Учитель и время. Пятые педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова. – Смоленск: СмолГУ, 2010. – С. 197-202. - 0,24 п.л.
63. Девятых, С.Ю. Вопросы полового воспитания в курсах повышения квалификации психологов образовательных учреждений [Текст] / С.Ю. Девятых // Проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Пенза: Социосфера, 2010. – С. 395-398. - 0,12 п.л.
64. Девятых, С.Ю. О некоторых особенностях самооценки в старшем юношеском возрасте (в связи с опытом гетеросексуальных отношений) [Текст] / С.Ю. Девятых // Materiały VII międzynarodowey naukoui-praktycznej konferencji: Aktualne problemy nowoczesnuch nauk – 2011. Vol. 21. Psychologia i socjologia. – Przemyśl: Nauka i studia, 2011. – Str. 18-20. – 0,15 п.л.
65. Девятых, С.Ю. Потребность в детях как сплав природного и социального [Текст] / С.Ю. Девятых // Материали за VII международна научна практична конференция: Найновите постижения на европейската наука – 2011. Том 25. Психология и социология. – София: Бял Град-БГ, 2011. – С. 48-50. – 0,15 п.л.
66. Девятых, С.Ю. Гендерные особенности в распределении свободного времени студентов [Текст] / С.Ю. Девятых // Materiály VII mezinárodní vèdecko-prakticka conference: Aktuální vymiženosti vĕdy – 2011. Díl 10. Psychologie a sociologie. Pedagogika. – Praha: Education and Science, 2011. – Str. 14-16. – 0,15 п.л.
67. Девятых, С.Ю. Семейный образ жизни как ядро сексуальной культуры [Текст] / С.Ю. Девятых // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: Материалы II международной научно-практической конференции. – Пенза: Социосфера, 2011. – С. 18-21. – 0,25 п.л.
68. Девятых, С.Ю. Фамилизм как интегральное личностное образование [Текст] / С.Ю. Девятых // Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: Материалы II международной научно-практической конференции. – Пенза: Социосфера, 2011. – С. 16-19. – 0,25 п.л.
69. Девятых, С.Ю. Принципы природосообразности и культуросообразности в половом воспитании студентов [Текст] / С.Ю. Девятых // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 67-й научной сессии сотрудников университета. – Витебск: ВГМУ, 2012. – С. 337-338 – 0,15 п.л..
70. Девятых, С.Ю. Дошкольное детство как этап гендерной социализации [Текст] / С.Ю. Девятых // Социально-психологические проблемы и исследования детства: Материалы международной научно-практической конференции. – Пенза: Социосфера, 2012. – С. 32 - 36. – 0,25 п.л.
71. Девятых, С.Ю. Легитимизация добрачной сексуальности как фактор половой социализации молодежи [Текст] / С.Ю. Девятых // Общество, культура, личность. Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания: Материалы II международной научно-практической конференции. – Пенза: Социосфера, 2012. – С. 21-26. – 0,25 п.л.