Научная тема: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РОССИИ»
Специальность: 14.02.05
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Вступление России в Болонский процесс предполагает приближение содержания и качества российского высшего образования к мировым стандартам, активное внедрение новых информационных и здоровьесберегающих технологий, требующих конкретизации по региональному и профессиональному принципу. С позиций этой задачи, социализация иностранных студентов-медиков в российских вузах может быть представлена как многофакторный процесс, в котором этничность присутствует как константа в профессиональном становлении личности.
  2. Согласно данным исследований в различных вузах России и за рубежом, учебный процесс существенным образом отражается на здоровье и работоспособности студентов. Данные ежегодных медицинских осмотров, в которых в течение более 15 лет принимал участие автор, показали, что при поступлении в медицинский вуз от 25% до 37% иностранных студентов имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья. Это не может не сказываться отрицательно на их физической и умственной работоспособности, и, следовательно, замедлять процесс адаптации к новым условиям обучения. Проведенные исследования подтверждают, что 72,5% учащихся хотели бы улучшить состояние своего здоровья.
  3. Результаты исследования свидетельствуют о более высокой оценке своего КЖ иностранными студентами, обучающимися на английском языке (АИС), в сравнении с группой иностранных студентов, обучающихся на русском языке (РИС). При этом результаты, полученные в группе иногородних отечественных студентов были неоднозначны: в оценке параметров физического функционирования и социального функционирования результаты были сопоставимы с результатами группы АИС, при отсутствии достоверных различий с группой РИС по показателям роли физических и эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности.
  4. Программы обучения в медицинских вузах должны включать этнологический компонент как в цикле гуманитарных, так и в цикле специальных медицинских дисциплин, учитывая при этом физиологическую способность к усвоению профессиональной роли и дифференциацию иностранных студентов как носителей разных этнокультурных идеалов здоровья. Наиболее успешной адаптацией личности в новых социокультурных условиях жизни будет адаптация по типу интеграции, которая предполагает сохранение представителями разных культур позитивной социо- и этнокультурной идентичности и обретение ими новой социальной идентичности, адекватной изменившейся реальности.
  5. Условия жизни и обучения иностранных студентов-медиков могут влиять на их социализацию в российском вузе как положительно, так и отрицательно. Для усиления положительного влияния необходимы специальные мероприятия, интегрирующие усилия всех агентов вузовской социализации. Проведенное исследование позволило выделить основные факторы, влияющие на успешность адаптации данного контингента к обучению в Российском вузе: состояние здоровья (которое в свою очередь определяется социально-экономическими, биологическими, экологическими факторами, а также состоянием медицинской помощи), физическая активность и социально-культурные особенности.
  6. Основными положениями концепции здоровьесберегающей социализации иностранных студентов в медицинских вузах России являются следующие:
    • здоровьесберегающее обучение является системообразующим фактором социализации иностранных студентов-медиков;
    • здоровьесберегающая социализация иностранных студентов медиков адаптирует их в инонациональной среде и формирует психофизиологический статус, адекватный требованиям профессиональной роли;
    • базисом здоровьесберегающей социализации является комплексная физическая подготовка, этнически персонифицированная и социально аранжированная.
  7. Физическая подготовка иностранных студентов в медицинском вузе является необходимым, но не достаточным условием формирования личности врача. Достаточной является совокупность всех социализирующих факторов и, следовательно, интеграция деятельности агентов социализации. Эта интеграция должна проявляться во всех социализирующих действиях. Поэтому физическая подготовка иностранных студентов-медиков - общевузовская, а не кафедральная задача.
  8. Физическая подготовка иностранных студентов-медиков необходима:
    • для повышения качества жизни студентов, будущих медиков с учетом физических и психологических качеств;
    • как опыт, который врач будет передавать пациентам;
    • как возможное будущее направление в профессиональной деятельности.
    • как способ интеграции в инокультурную среду.
  9. Различные подходы агентов профессиональной социализации иностранных студентов-медиков в вопросе о ее системообразующем факторе можно интегрировать по одному основанию: все они признают формирование установок на здоровый образ жизни основополагающей стратегией профессиональной социализации в медицинском вузе. То, что ключевую роль в этом играет стимулирование позитивной физической активности студентов, очевидно только специалистам. Следовательно, для интеграции усилий всех агентов социализации целесообразно вести речь не столько о физической подготовке, сколько о здоровом образе жизни в целом.
  10. Практическая реализация концепции здоровьесберегающей социализации иностранных студентов в медицинских вузах России в контексте формирования адекватной профессиональной роли физического статуса включает следующие компоненты:
    • Разработку основных форм организации физической культуры в вузе для иностранных студентов (формы занятий физическими упражнениями, предусмотренные государственной программой; теоретический, методический, ППФП разделы программы).
    • Внедрение технологий спортивной тренировки в физическую культуру иностранных студентов (средства ОФП и СФП; текущий и итоговый контроль; регулирование показателей физической нагрузки; участие в соревнованиях).
    • Использование вспомогательных оздоровительных средств физической культуры в различных формах занятий (специализированные дыхательные упражнения; различные виды массажа; аутотренинг; закаливание; биологические активные пищевые добавки).
    • Выделение профессионально ориентированных видов спорта для адаптации иностранных студентов к будущей профессиональной деятельности (тренажеры и технические средства; компьютерные технологии; шейпинг, стретчинг, калланетик; дартс; волейбол; баскетбол; бадминтон; национальные виды спорта).
    • Усиление акцента на формирование физической культуры личности иностранных студентов (определение ценностных ориентаций и мотивов деятельности; теоретическая подготовка).
    • Усиление интегративных связей между структурными подразделениями вузов в решении задач успешного профессионального обучения иностранных студентов (кафедры физической культуры и здоровья, психологии, общей гигиены, нормальной физиологии, иностранных языков; здравпункта; деканата по работе с зарубежными студентами; лаборатории вычислительной и компьютерной техники; студенческого совета).
    • Реализация мониторинга эффективности физической культуры иностранных студентов (физическое развитие и физическая подготовленность; заболеваемость; качество жизни; социальная активность; экспресс-оценка переносимости нагрузок; расчет эргометрических показателей нагрузки и двигательной активности; соматотипирование; определение морфофункционального состояния опорно-двигательного аппарата; психодиагностика; учет конфессиональных предпочтений; определение взаимоотношений в группе, с преподавателями, с окружающими людьми; успеваемость).
  11. Перестройка образовательного процесса по принципу включения в него инновационных здоровьесберегающих технологий повышает ценность российского высшего медицинского образования и, следовательно, имеет не только медико-физиологический, но и социально-экономический эффект.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Ушакова И. А. Системообразующие факторы в обеспечении адаптации иностранных студентов к обучению в Российских вузах.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.- 17,9 п. л.

2.Ушакова И. А. Направления воспитательной работы и формирование здорового образа жизни студенческой молодежи по месту жительства: Монография / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина, С. А. Голубин, Р. А. Туркин.- Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2011. - 10,93 п. л.

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1.Миронова И. А. Современный морфофункциональный портрет студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Миронова, М. П. Мицулина // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградской медицинской академии». - №7. - Волгоград, 2001. - 0,13 п. л.

2.Миронова И. А. Пути формирования физической культуры личности и здорового образа жизни студентов-медиков / В. Б. Мандриков, И. А. Миронова, Л. В. Салазникова, М. П. Мицулина, В. В. Неумоин // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградской медицинской академии». - №8. - Волгоград, 2002. - 0,2 п. л.

3.Ушакова И. А. Поиски и решения в оптимизации учебного процесса в специальном учебном отделении медицинского вуза / В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, И. А. Ушакова // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградской медицинской академии». - №9. - Волгоград, 2003. - 0,2 п. л.

4.Ушакова И. А. Гигиеническая оценка образа жизни студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, И. А. Ушакова, Л. В. Салазникова // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградского государственного медицинского университета». - №10. - Волгоград, 2004. - 0,2 п. л.

5.Ушакова И. А. Здоровьесбережение - необходимое условие успешного профессионального обучения иностранных студентов-медиков / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградского медицинского университета». - №4 (36). - Волгоград, 2010. - 0,17 п. л.

6.Ушакова И. А. К вопросу о здоровьесберегающем обучении иностранных студентов в медицинском вузе России / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // В мире научных открытий. - 2010. - № 4. 14 . - 0,08 п. л. Режим доступа: http://www.nkras.ru/articles/20104-14.html.

7.Ушакова И. А. Иностранные студенты-медики: решение проблем здоровья / И. А. Ушакова, В.Б. Мандриков // В мире научных открытий Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - №2 (14). - 0,3 п. л.

8.Ушакова И. А. Мотивации к занятиям физической культурой российских и зарубежных студентов-медиков / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков, Н. В. Замятина // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградского медицинского университета». - №1 (37). - Волгоград, 2011. – 0, 17 п. л.

9.Ушакова И. А. Роль агентов здоровьесбережения иностранных студентов в образовательном пространстве медицинского вуза / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградского медицинского университета». - №2 (38). - Волгоград, 2011. – 0,13 п. л.

10.Ушакова И. А. Влияние инновационных подходов в организации учебного процесса по физической культуре на успешность адаптации иностранных студентов / И.А. Ушакова, В. Б. Мандриков // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2011. - №3 (07). – 0,38 п. л. Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ "Информрегистр" - 0421100132/0060. - URL: http: //sisp.nkras.ru/issues/ 2011/3/ushakova.pdf (дата обращения: 31.10.2011).

11.Ушакова И. А. Особенности отношения студентов – будущих врачей к физической культуре и оздоровлению / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, Н. В. Замятина // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2011.- №3 (07). - 0, 42 п. л. Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ "Информрегистр" - 0421100132/0064.- URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/ushakova_ia.pdf (дата обращения 31.10.2011).

12.Ушакова И. А. Преподавание «Физической культуры» с учетом этнических особенностей иностранных студентов / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков // Сборник научных трудов «Вестник Волгоградского медицинского университета». - №3 (39). - Волгоград, 2011.- 0, 13 п. л.

13.Ушакова И. А. Влияние занятий физической культурой на академическую успеваемость иностранных студентов/ И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - №9.3 (21). - 0.5 п. л.

14.Ушакова И. А. Иностранные студенты в медицинском вузе России / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»), 2011. - №9 (12). – 0,4 п. л.

15.Ушакова И. А. Физическая культура как средство воспитания толерантности в полиэтничной среде медицинского вуза / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков // Современные исследования социальных проблем: Периодическое научное издание. Красноярск, НИЦ, 2011. - №4 (08). – 0,3 п. л.

16.Ушакова И. А. Иностранные студенты в городе / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков, Д. В. Михальченко // Научно-теоретический журнал «Социология города», 2011. - №4 . - 0,25 п. л.

17.Ушакова И. А. Роль дисциплины «Физическая культура» в профессиональном обучении иностранных студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, Н. В. Замятина //Альма Матер, 2012. - №2. - 0,21 п. л.

Публикации в научных журналах и изданиях, в т.ч., материалах международных и всероссийских конференций:

1.Mironova I.A. A double-blind, placebo-controlled pilot study of the stimulating and adaptogenic effect of Rhodiola rosea SHR-5 extract on the fatigue of students caused during an examination period with a repeated low-dose regimen / A.A. Spasov, G.K. Wikman, V.B. Mandrikov, I.A. Mironova, V.V. Neumoin // Sweden, Phytomedicine, Vol. 7(2), 2000. - С. 85-89.

2.Миронова И. А. Характеристика исходного уровня переносимости нагрузки занятий по физическому воспитанию иностранными студентами / В. Б. Мандриков И. А. Миронова // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы X международного симпозиума.- Москва, 2001 г. - С. 353-354.

3.Миронова И. А. Динамика физической подготовленности и работоспособности иностранных студентов в период обучения в вузе / В. Б. Мандриков, И. А. Миронова, В.В. Неумоин // Проблемы адаптации зарубежных студентов: материалы II Всерос. науч. конф. «Медико-биологические, культурологические и психолого-педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов».- Волгоград: Перемена, 2001. - С. 40-41.

4. Миронова И. А. Некоторые итоги внеучебной, оздоровительно-спортивной работы с иностранными студентами / В. Б. Мандриков, И. А. Миронова, В. В. Неумоин // Проблемы адаптации зарубежных студентов: материалы II Всерос. науч. конф. «Медико-биологические, культурологические и психолого-педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов».- Волгоград: Перемена, 2001. - С. 178.

5.Миронова И. А. Физическое воспитание – составная часть подготовки будущего врача / В. Б. Мандриков, И. А. Миронова, Л. В. Салазникова, М. П. Мицулина // Вуз. Здоровье. Интеллект: теоретические, биоинформационные и оздоровительные технологии: материалы II Международной научно-практической конференции:- Геленджик, 2002. - С. 359-361.

6.Ушакова И. А. Роль кафедры физического воспитания в формировании здоровьесберегающих технологий обучения иностранных студентов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, В. В. Неумоин, Н. Д. Ткачева // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: сб. научных трудов.- Волгоград, 2005. - С. 107-109.

7.Ушакова И. А. Организационно-методические аспекты оздоровительной и спортивно-массовой работы со студентами, проживающими в общежитиях / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, С. А. Голубин // Проблемы физического воспитания населения: материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Рязань, 2006. - С. 98-100.

8.Ушакова И. А. Физическая культура и спорт как фактор формирования здорового образа жизни студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина // Здоровье молодежи и будущее России: материалы Всероссийской научной конференции. - Тверь, 2006. - С. 280-281.

9.Ушакова И. А. Возможности компьютерной диагностики психоэмоционального состояния студентов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина // Научно-практический журнал: Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области.- Волгоград, 2006. - С. 24-25.

10.Ушакова И. А. Пути оптимизации функционального состояния зарубежных студентов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, В. В. Неумоин // Проблемы качества обучения зарубежных граждан в медицинских вузах: материалы III Российской науч.-практ. конф. «Проблемы качества обучения зарубежных граждан в медицинских вузах»/ Под общ. ред. В. И. Петрова. - Волгоград, 2006. - С. 108.

11.Ушакова И. А. Физическая культура – фактор успешной адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе / В.Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина, В. В. Неумоин, Н.Д. Ткачева // Сборник научных трудов «Гуманитарное образование и медицина». - Т.63. - Вып. №1: Изд-во ВолГМУ, 2006. - С. 331-339.

12.Ушакова И. А. Роль физического воспитания в социокультурной адаптации иностранных студентов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре образовательных учреждениях: сб. науч.-практ. конф.- Волгоград, 2006. - С. 236-241.

13.Ушакова И. А. Оздоровительная работа и формирование здорового образа жизни студенческой молодежи по месту жительства /С. А. Голубин, И. А. Ушакова, А. Н. Сидоров // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: материалы городской науч.-практ. конференции.- Волгоград, 2007. - С. 33-34.

14.Ушакова И. А. Лимитирующие факторы успешности адаптации иностранных студентов к обучению в Российском вузе / И. А. Ушакова, В. В. Неумоин, Н. Д. Ткачева // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: материалы городской науч.-практ. конф.- Волгоград, 2007. - С. 37-38.

15.Ушакова И. А. К вопросу о профессионально-прикладной подготовке студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Приоритетный национальный проект «Здоровье» на территории Волгоградской области – реализация, перспективы: материалы науч.-практ. конф.- Волгоград, 2007. - С.118-123.

16.Ушакова И. А. Факторный анализ оптимизации адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе / В. Б. Мандриков, И. А. Ушаков // Молодежь и формирование гражданского общества в России: материалы Третьей Общероссийской науч.-практ. конф.- Волгоград, 2007. - С. 458-460.

17.Ушакова И. А. Сравнительная характеристика двигательной активности зарубежных и российских студентов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина // Создание условий в учебных заведениях высшего профессионального образования, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни: материалы межвузовской науч.-практ. конф. - Шахты, 2008. - С. 54-55.

18.Ушакова И. А. Направления интеграции подразделений медицинского вуза по оздоровлению студентов и сотрудников / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина, Н.Д. Ткачева // Здоровый образ жизни - основополагающий фактор укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний: материалы международной науч.-практ. конф. - Смоленск, 2008. - С. 96-97.

19.Ушакова И. А. Комплексная оценка состояния здоровья иностранных студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Физическая культура и спорт в XXI веке: материалы IV Международная науч.-практ. конф.- Волжский, 2008. - С. 184-187.

20.Ушакова И. А. Анатомо-функциональная характеристика стоп иностранных студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Современная инновационная медицина – населению Волгоградской области: сб. научных трудов «» / Под ред. Академика РАМН В. И. Петрова. - Волгоград, 2008.- С. 53-54.

21.Ушакова И. А. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов. Разработка учебно-методического комплекса / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Современные здоровьесберегающие технологии в системе обеспечения здоровья населения Волгоградской области: материалы науч.-практ. конф. / Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области; ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики». - Волгоград: Издательство «ПринтТерра», 2008. - С. 100-102.

22.Ушакова И. А. Физическое воспитание студентов в условиях постоянной интенсификации учебного процесса /В. Б. Мандриков, А. И. Краюшкин, И. А. Ушакова, Н. В. Замятина, М. П. Мицулина // Современные здоровьесберегающие технологии в системе обеспечения здоровья населения Волгоградской области: материалы науч.-практ. конф. / Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области; ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики».- Волгоград: Издательство «ПринтТерра», 2008. - С. 109-111.

23.Ушакова И. А. Управление психоэмоциональным состоянием иностранных студентов средствами физической культуры / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: материалы городской науч.-практ. конф. - Волгоград, 2008. - С. 94-96.

24.Ушакова И. А. Психолого-педагогические аспекты занятий по физической культуре с иностранными студентами / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Адаптивная физическая культура – пути и перспективы развития: сборник трудов международной науч.-практ. конф.- Волгоград, 2009. - С. 141-143.

25.Ушакова И. А. Элективный курс, как инновационная методика преподавания физической культуры для иностранных студентов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: сб. докладов VIII Международной науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 2009. - С. 105-107.

26.Ушакова И. А. Оптимизация процесса адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе средствами физической культуры / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук: материалы Второй Межвузовской науч.-практ. конф. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. - С. 164-169.

27.Ушакова И. А. Пути формирования потребности к физической культуре и здоровью студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Демографическая политика в Волгоградской области. Перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. / Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области; ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики». - Волгоград: ПринтТерра, 2009. - С. 55-58.

28.Ушакова И. А. Академическая успеваемость иностранных студентов медицинского вуза / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях: материалы городской науч.-практ. конф., посвященной 80-летию основания вузовского физического воспитания.- Волгоград, 2009. - С. 35-39.

29.Ушакова И. А. Опыт проведения спортивно-массовой работы с иностранными студентами во внеучебное время / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Исторические и современные инновационные процессы в физической культуре и спорте: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 75-летию КГМУ / Под ред. проф. В. А. Лазаренко, доц. В. Н. Кулезнева. - Курск: КГМУ, 2010. - С. 93-95.

30.Ушакова И. А. Роль физической культуры в здоровьесберегающем обучении иностранных студентов-медиков / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Матер. XV Межрегиональной учебно-методической и научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Архангельск, 2010. – С. 23-26.

31.Ушакова И. А. Физическая культура как средство здоровьесберегающей социализации иностранных студентов-медиков / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Инновационные подходы в организации и управлении физической культурой в образовательных учреждениях. Здоровьесберегающие технологии: материалы Международной науч.-практ. конф. - Волгоград, 2010. - С. 20-22.

32.Мандриков В. Б. Направления интеграции подразделений медицинского вуза по оздоровлению студентов и сотрудников /В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова // Труды Шестой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».- Санкт-Петербург: Изд. Политехнического университета, 2011. – С. 476-480.

33.Мандриков В. Б. «Физическая культура» - как обязательный учебный предмет в образовательном пространстве иностранных студентов-медиков / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, Н. В. Замятина / Сборник науч. и учебно-метод. материалов «Актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения» по итогам VII региональная научно-практическая конференция «XXI веку – здоровое поколение»: актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий, 2011. - С. 182-187.

34.Ушакова И. А. Направления деятельности ВолгГМУ по здоровьесбережению иностранных студентов / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков // Проблема качества обучения зарубежных граждан в медицинских вузах: Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием / Под общ. ред. академика РАМН В.И. Петрова. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. – С. 196-197.

Учебные издания:

1.Ушакова И. А. Физическая культура и спорт - вторая профессия врача: брошюра / В. Б. Мандриков, Н. Д. Ткачева, И. А. Ушакова // Научное издание.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. - 7,21 п. л.

2.Ушакова И. А. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре для иностранных студентов: Учебное пособие / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина, Н. Д. Ткачева. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 11,63 п. л.