Научная тема: «ПОЭТИКА С.Д. ДОВЛАТОВА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX – XX ВЕКОВ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. С.Д. Довлатов - яркий представитель отечественной литературной традиции. Его произведения включаются в смысловую парадигму русской классической литературы, что становится очевидным при использовании интертекстуального анализа, позволяющего констатировать мастерское умение Довлатова обращаться с «чужим» словом для выражения собственных творческих интенций.

2. Довлатовский стиль, вопреки распространенному мнению, складывается уже на раннем, советском этапе его творчества. Писатель естественно эволюционировал от поэзии к прозе: от шутливых стихотворений и эпиграмм - к фельетону, юмореске (1960-1970-е гг.), а затем к литературному анекдоту (1980-е гг.). Армейские стихи Довлатова связаны с поздними прозаическими произведениями на тематическом и мотивном уровнях. Опыт журналистской работы Довлатова в советской периодике во многом определил особенности его зрелой художественной прозы, одним из главных принципов которой становится опора на реальные факты, являвшиеся исходной точкой развития сюжета, и их фельетонная обработка (гротеск, гипербола, пародирование, окарикатуривание). В ранних очерках, рассказах и в пьесе- сказке «Человек, которого не было» уже явлены черты поэтики, развившиеся в полной мере в прозе эмигрантского периода: элементы стихового начала, искусство диалога, «полифонизм» оценок, юмор, ирония, абсурд, языковая игра, интертекстуальность и автоинтертекстуальность, фрагментарность композиции.

3. Выступая в повести «Заповедник» против культа А.С. Пушкина, принявшего в эпоху социализма уродливые черты, Довлатов предвосхищает работы перестроечного и постперестроечного времени о кризисе советской пушкинистики. Однако стремление к идеалу и гармонии в художественном творчестве делает миф о Пушкине в сознании самого Довлатова неизживаемым, поэтому ориентация его произведений на «пушкинские начала» становится одной из форм манифестации вторичного пушкинского мифа.

Повесть «Заповедник» служит иллюстрацией того, как мифологическая парадигма реализуется в экзистенциональном опыте автопсихологического персонажа. Изображая ритуал посвящения авторского двойника в писатели, приобщение его к творчеству, к образцу, Довлатов выступает не только как мифотворец, но и как герой мифа.

4. К пушкинско-чеховской традиции восходит важнейший для Довлатова принцип объективного повествования, предполагающий отсутствие прямых авторских оценок, когда отношение к изображаемому формируется самим действием, диалогами, включающими яркие речевые характеристики персонажей, а также благодаря отражению множественности точек зрения на события и поступки героев. Многозначность сюжетных ситуаций, образов и описаний у Довлатова создается, в первую очередь, за счет опоры на ассоциативность слов (в том числе антропонимов), порождающую новые смыслы, а также аллюзий и реминисценций, что позволяет каждому читателю выработать собственный взгляд на изображаемое. Лапидарность слова повествователя и преимущественно диалогическая структура повествования сближает прозу Довлатова с драматургическими произведениями.

5. В автопсихологической прозе Довлатова находит выражение авторская рефлексия на творчество М.Ю. Лермонтова. Прозу Лермонтова и Довлатова сближает то, что изображение образа времени и становление личности главного героя, обладающего безусловными автобиографическими чертами, его напряженная и противоречивая внутренняя жизнь занимает в произведениях обоих авторов центральное место, отчасти заменяя собой активный событийный сюжет.

6. С художественным опытом Н.В. Гоголя творчество Довлатова связывает богатство и разнообразие смеховой палитры, вбирающей в себя «чистый комизм», иронию, карнавальный смех, сатиру и амбивалентный по своей природе «смех сквозь слезы». Кроме того, в прозе Довлатова, как и в произведениях Гоголя, находит проявление абсурдистское начало, в силу чего прекрасное граничит с безобразным, возвышенное - с низменным, комическое - с трагическим.

7. Довлатов полемизирует с И.С. Тургеневым о возможности прямого выражения в художественном произведении политических идей и убеждений. Тем не менее он не отказывается от косвенно выражаемых политических оценок, а также берет на вооружение некоторые принципы поэтики Тургенева, прежде всего, приемы «тайного» психологического анализа (повесть «Филиал»).

8. С творчеством Ф.М. Достоевского Довлатова сближает глубокий психологизм, а также изображение двойственности человеческой личности, оказавшейся в экстремальных условиях, когда доброе и злое нередко существуют и проявляются одновременно (повесть «Зона»). Для обоих писателей актуальна проблема двойничества, которая выражается в нескольких аспектах: философско-психологическом, поэтическом, мифопоэтическом.

9. К поэтам Серебряного века, в первую очередь, А. Блоку и О. Мандельштаму, Довлатов близок своим отношением к творчеству как возможности эстетического преодоления иррационально-хаотичесой основы действительности, неустанными поисками «живого», действенного слова.

10. Повесть Довлатова «Филиал», в которой находит отражение многовековой спор между Россией и Западом о свободе, в частности, свободе художника слова, вписывается в так называемый Американский текст русской литературы. Пользуясь ироническим способом повествования, Довлатов предпринимает попытку демифологизации мифа об Америке как о земном рае, в том числе для писателя.

11. Одна из характернейших черт поэтики Довлатова - интертекстуальность, необыкновенная насыщенность повестей и рассказов реминисценциями и цитатами из произведений русской классической литературы XIX века, поэтов Серебряного века. Однако, в отличие от постмодернистских текстов, использование интертекста в довлатовских произведениях предполагает безусловную авторитетность слова писателей- классиков. В силу этого интертекст в произведениях Довлатова выполняет различные функции: способствует приращению смысла, служит средством выражения авторской позиции, создает «полифонизм» оценок.

12. В прозе Довлатова отмечаются также аллюзии и реминисценции, восходящие к произведениям современных писателей: В. Аксенова, А. Битова, А. Гладилина и др., - с которыми Довлатов вступает в диалог, благодаря чему довлатовские тексты входят в широкий культурно-литературный контекст. Произведения Довлатова, в свою очередь, становятся источником цитат и интертекстуальных заимствований для многих современных авторов - А. Гладилина, А. Пекуровской, Е. Рейна и др.

Список опубликованных работ
I. Монографии:

1. Доброзракова Г. А. Мифы Довлатова и мифы о Довлатове : Проблемы морфологии и стилистики: монография. – Самара : ПГУТИ, 2008. – 216 с.

2. Доброзракова Г. А. Сергей Довлатов : диалог с классиками и современниками : монография. – Самара : ИНУЛ ПГУТИ, 2011. – 262 с.

II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

3.Доброзракова Г. А. Гоголевские традиции в повести С. Довлатова «Заповедник» // Вестник СГЭУ. – Самара : СГЭУ. – 2006. – № 2. – С. 367–372.

4.Доброзракова Г. А. Творчество С. Довлатова в контексте традиций русской литературы. (Обзор исследований) // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2009. – Т. 11, № 4 (6). – С. 1533–1541.

5.Доброзракова Г. А. Путь Сергея Довлатова к прозе // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4 (23). II часть. – С. 80–84.

6.Доброзракова Г. А. Тургеневские традиции в повести С. Довлатова «Филиал» // Русская словесность. – 2010. – № 6. – С. 42–47.

7.Доброзракова Г. А. Интертекстуальные связи повести С. Довлатова «Чемодан» с произведениями русской литературы XIX – XX веков // Известия Саратовского университета. Новая серия – Саратов, 2011. – Т. 11.– Серия : Филология. Журналистика, вып. 1. – С. 77–80.

8.Доброзракова Г. А. Чехов в прозе Сергея Довлатова // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2011. – Т. 13, № 2 (2). – С. 407–412.

9.Доброзракова Г. А. Лермонтовский код автопсихологической прозы С. Довлатова // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». – М., 2011. – № 7 (69) / 11. – С. 169–180.

10.Доброзракова Г. А. Достоевский в художественном сознании С. Довлатова // Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2011. – № 4 (85). – С. 192–198.

11.Доброзракова Г. А. «Говорящие» фамилии персонажей Сергея Довлатова // Русская речь. – 2012. – № 3. – С. 39–46.

III. Статьи, опубликованные в других изданиях:

12. Доброзракова Г. А. Пушкинская тема в повести Сергея Довлатова «Заповедник» : материалы к уроку // Литература. – М. : Изд. дом «Первое сентября», 2006. – 1–15 июня. – С. 22–23, 26–28.

13.Доброзракова Г. А. Алиханов и Печорин. Автобиографический герой Сергея Довлатова – лишний человек Нового времени : материалы к уроку // Литература. – М. : Изд. дом «Первое сентября», 2006. – 16– 30 июня. – С. 27–30.

14.Доброзракова Г. А. Гоголевские традиции в повести Сергея Довлатова «Заповедник» : материалы к уроку // Литература. – М. : Изд. дом «Первое сентября», 2006. – 1–15 июля. – С. 30–33.

15.Доброзракова Г. А. Интертекстуальные связи повести С.Д. Довлатова «Заповедник» с произведениями А.С. Пушкина // Бочкаревские чтения : материалы XXX Зональной конференции литературоведов Поволжья 6–8 апреля 2006 года : в 4 ч. – Самара : СГПУ, 2006. – Ч. 3. – С. 38–48.

16.Доброзракова Г. А. А.С. Пушкин в эстетических воззрениях С. Довлатова // Телескоп. – Самара : Изд-во НТЦ, 2007. – Вып. 17. – С. 175–181.

17.Доброзракова Г. А. Миф о Довлатове в русской литературе // Пятые Ознобишинские чтения : сб. материалов юбилейной междунар. научно-практич. конф., посвященной Д.П. Ознобишину (29–30 июня 2007 года). – Инза – Самара, 2007. – С. 89–95.

18.Доброзракова Г. А. Интертекстуальные связи повести С. Довлатова «Заповедник» с произведениями поэтов Серебряного века // Довлатовские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа : Изд-во филиала ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», 2007. – С. 26–33.

19.Доброзракова Г. А. Интертекстуальные связи повести С. Довлатова «Заповедник» с произведениями русской классической литературы // Материалы II Междунар. научно-практич. конф., посвященной 60-летию зав. кафедрой русской и зарубежной литературы СамГУ С.А. Голубкова «Коды русской классики» : «Провинциальное» как смысл, ценность и код (Самара, 29–30 ноября 2007 года). – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2008. – С. 261–267.

20.Доброзракова Г. А. Художественная мифологизация литературного и повседневного быта советской эпохи в «Записных книжках» С. Довлатова // Материалы XXXI Зональной конференции литературоведов Поволжья : в 3 ч.– Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2008. – Ч. 2. – С. 124–131.

21.Доброзракова Г. А. Локус Михайловского-Тригорского в романтических стихах А.С. Пушкина и Н.М. Языкова и в повести С. Довлатова «Заповедник» // Предромантизм и романтизм в мировой культуре : материалы научно-практич. конф., посвященной 60-летию проф. И.В. Вершинина : в 2 т. – Самара : Самарский гос. пед. ун-т, 2008. – Т. I. – С. 104–110.

22.Доброзракова Г. А. Пушкин и Довлатов : два кода Михайловского текста // Регионально ориентированные исследования филологического пространства : материалы Всерос. научно-практич. конф. (Оренбург, 14 ноября 2008 г.) – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С. 252–258.

23.Доброзракова Г. А. Театральность прозы Сергея Довлатова // Литература и театр : сб. науч. ст. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2008. – С. 133–140.

24.Доброзракова Г. А. Отражение плюралистической природы реальности в повести С. Довлатова «Заповедник» // Я. А. Роткович : материалы НПК, посвященной 100-летию со дня рождения ученого, 1–3 февраля 2009 года. Часть II : Филологические науки. – Самара : Издательство СГПУ, 2010. – С. 136–141.

25.Доброзракова Г. А. Миф об Америке в повести С. Довлатова «Филиал» // Шестые Ознобишинские чтения : сб. материалов междунар. научно-практич. конф. (4–5 июля 2008 г.) – Инза – Самара : СГПУ, 2008. – С. 251–257.

26.Доброзракова Г. А. Летопись «третьей волны» : перекличка произведений С. Довлатова, А. Гладилина, В. Аксенова // Литературный текст XX века : проблемы поэтики : материалы II междунар. научно-практич. конф. 16–18 марта 2009 г. – Челябинск : ЮУрГУ, 2009. – С. 71– 76.

27.Доброзракова Г. А. Гоголь и Довлатов : поэтика абсурда // Гоголевский сборник. Вып. 3 (5) : материалы междунар. науч. конф. «Н.В. Гоголь и мировая культура», посвященной двухсотлетию со дня рождения Н.В. Гоголя. Самара, 29–31 мая 2009 г. – СПб ; Самара : ПГСГА, 2009. – С. 260–266.

28.Доброзракова Г. А. Тема любви в повестях «Сад» А. Битова и «Филиал» С. Довлатова // Седьмые Ознобишинские чтения : сб. материалов междунар. научно-практич. конф. (4–5 июля 2009 г.) – Инза – Самара : ПГСГА, 2009. – Т. II. – С. 66–69.

29.Доброзракова Г. А. Проза Сергея Довлатова на сцене // Актуальные проблемы современной науки: материалы междунар. научно-практич. конф. науч. сессии «XII Невские чтения» (21–23 апреля 2010 г.). – СПб. : Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2010. – С. 28–35.

30.Доброзракова Г. А. Америка в произведениях В. Аксенова и С. Довлатова // Писатель и время: формы диалога : материалы XV Шешуковских чтений. – МПГУ. – М. : Интеллект-Центр, 2010. – С. 188–198.

31.Доброзракова Г. А. Тургенев в прозе Сергея Довлатова // Человек, семья, нация в контексте мировой культуры : сб. докладов XXXIV Всерос. науч. конф. «Добролюбовские чтения-2010» и Всерос. научно-практич. конф. «К молодой семье через культуру». – Н. Новгород : Гладкова О.В., 2010. – С. 240–245.

32.Доброзракова Г. А. Тема первой любви в прозе И.С. Тургенева и С. Довлатова // Грехневские чтения. Словесный образ и литературное произведение : сб. науч. тр. Вып. 6. – Н. Новгород : Изд-во «Книги», 2010. – С. 303–307.

33.Доброзракова Г. А. Чехов и Довлатов : способы выражения авторской позиции // Анализ и интерпретация художественного произведения : материалы XXXII Зональной конф. литературоведов Поволжья. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 59–62.

34.Доброзракова Г. А. О природе смеха в прозе Сергея Довлатова // Проблемы литературного пародирования : материалы междунар. науч. конф. «Поэтика пародирования: серьезное / смешное», посвященной памяти профессора В.П. Скобелева. – Вып. 2. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2011. – С. 200–208.

35.Доброзракова Г. А. От прозы – к драме : авторская переделка рассказа С. Довлатова «Человек, которого не было» // Литература и театр : проблемы диалога : сб. науч. ст. – Самара : ООО «Офорт», 2011. – С. 79–86.

36.Доброзракова Г. А. Черты шопенгауэризма в творчестве С. Довлатова // XXIII Пуришевские чтения. Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения : сб. ст. и материалов – Москва : МПГУ,

2011. – С. 38–39.

37.Доброзракова Г. А. Кинодокументалистика о С. Довлатове как форма манифестации довлатовского мифа // Актуальные проблемы культурологи и педагогики : материалы междунар. научно-практич. конф. научн. сессии «XIII Невские чтения» (20–22 апреля 2011 г.). – СПб. : Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2011. – С. 129–132.

38.Доброзракова Г. А. Мемуаристика о Довлатове : интертекстуальность заглавий // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Филологический факультет. – Вып.4. – Самара : ПГСГА, 2011. – С.122–130.

39.Доброзракова Г. А. Таллиннский период в творческой биографии С. Довлатова // Научное обозрение : гуманитарные исследования. – 2011. – № 4. – С. 41–49.

40.Доброзракова Г. А. Сергей Довлатов в диалоге с русской классической традицией // Сергей Довлатов : лицо, словесность, эпоха. Итоги Второй международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура начала XXI века : итоги или перспективы?). – СПб. : Изд-во «Журнал “Звезда”», 2012. – С. 227–235.