- На основе изучения процессов эволюции развития высшего образования в России и зарубежных странах выявлены специфические особенности и современные тенденции развития системы управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, заключающиеся в множественности целей деятельности вуза, сложности и многоконтурности системы, множестве каналов управления, тесной взаимосвязи управляемых процессов, наличии обратной связи, как правило, через внешнюю среду, высокой инерционности вуза как системы и др.
- Раскрыто содержание понятия «управленческий потенциал высшего учебного заведения» как экономической категории, являющейся совокупностью стратегических подходов в работе с персоналом как составной части организационной (корпоративной) культуры организации и возможностей, в том числе и не реализуемых в настоящее время., для достижения установленных целей. Предложена классификация управленческого персонала высшего учебного заведения по таким критериям как уровень управления (ректор, проректоры, деканы факультетом, заведующие кафедрами), характер деятельности (линейный и функциональный управленческий персонал), показана роль и место линейного управленческого персонала в управленческом потенциале вуза. На основе результатов мониторинга высококвалифицированных специалистов в области высшего профессионального образования определены цели, функции и компетенции линейного управленческого персонала высших учебных заведений (заведующие кафедрами, деканы факультетов, ректоры).
- Выявлены особенности состава линейного управленческого персонала высших учебных заведений (крайне неблагоприятная возрастная структура управленческого корпуса вузов, отсутствие возможности и желания продвигаться в должности, отсутствие опыта управленческой деятельности или соответствующей теоретической подготовки и др.)´ обуславливающие необходимость его оптимизации в период перехода па двухуровневую систему образования. Обоснована необходимость изменений содержания и направлений деятельности линейного управленческого персонала высших учебных заведений в новых социально-экономических условиях, когда приоритетами управленческой деятельности становятся не только управление учебной или научной работой вуза, но и управление экономической деятельностью, инновационной деятельностью, информатизацией внутривузовских процессов и др.
- Выявлены негативные тенденции в процессах формирования и развития потенциала линейного управленческого персонала в высших учебных заведениях (только 40,9% ректоров отметили, что работа по формированию высшего резерва в их вузах ведется, при том, что только в 43,9% вузов есть конкретные люди, зачисленные в резерв на выдвижение на должности проректоров и деканов, а в 68,9% вузах есть резерв на должность ректора. В почти 40% обследованных вузов нет работников, отобранных в резерв на выдвижение на должности проректоров и ректоров, не уделяется достаточного внимания управленческому резерву, часто он не создается или не используется, а если и привлекается к реальному управлению вузом, то лишь формально. Вызывают значительные нарекания программы повышения квалификации руководящих кадров на курсах при базовых вузах, которые не увязываются с реальной практикой работы среднего и высшего управленческого звена вузов. При этом заведующие кафедрами и деканы годами не повышают свою квалификацию в таких центрах, эта сфера деятельности не носит обязательного характера и не стимулируется ректорским корпусом. Отсутствует система ротации руководящих кадров среднего звена в вузах - заведующих кафедрами и деканов.
- Разработана концепция формирования управленческого потенциала высшего учебного заведения, сущность которой заключается в необходимости проведения комплекса мероприятий по работе с резервом на выдвижение и действующим линейным управленческим персоналом, направленной на систематическое развитие их способностей, что в результате должно привести к повышению качества выполнения задач и принятия эффективных управленческих решений, повышению эффективности деятельности высших учебных заведений в целом.
- Разработаны функционально-целевая модель и методические положения по формированию компетенций линейного управленческого персонала вузов.
- Разработано организационное обеспечение планирования профессиональной карьеры и работы с резервом на выдвижение линейного управленческого персонала, ключевым положением которых является модель развития профессиональной карьеры управленческого персонала вузов, в соответствии с которой продолжительность карьерного пути до занятия высшей управленческой должности в вузе - поста ректора можно уменьшить до 20-25 лет, при этом избрание заранее подготовленного претендента может состояться в возрасте от 40 до 50 лет, а не в 55-60 лет, как это происходит в настоящее время. Использование предложенной модели развития профессиональной траектории позволит молодым перспективным работникам, нацеленным на руководящие должности, существенно оптимизировать свой карьерный путь в стенах высшего учебного заведения.
- Обоснован методологический подход к управлению разработанной с участием автора системой формирования и развития потенциала линейного управленческого персонала на основе принципов: системности развития управленческого персонала; взаимосвязи системы непрерывного образования управленческого персонала в вузе с системой подбора, выдвижения и стимулирования сотрудников; неразрывности образовательной и профессиональной деятельности; стратегической направленности внутривузовской системы развития управленческого потенциала; преемственности между различными формами и видами обучения; стабильности формирования кадрового состава на всех уровнях управления в вузе.
- Разработаны механизмы управления системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации линейного управленческого персонала вуза, направления повышения качества и эффективности деятельности управленческого персонала высших учебных заведений в новых условиях деятельности. Обоснованы направления повышения качества и эффективности деятельности управленческого персонала высших учебных заведений в новых условиях деятельности.
- Разработаны научно-практические рекомендации по укреплению управленческой вертикали в вузе с целью формирования команды эффективно работающих проректоров, деканов, заведующих кафедрами по пяти направлениям: 1) создание внутривузовской системы формирования и развития резерва руководящих кадров; 2) создание института легитимных заместителей заведующих кафедрами; 3) укрепление института проректоров; 4) создание внутривузовской системы подготовки и переподготовки руководящих кадров; 5) подготовка резерва на должность ректора.
- Разработаны концептуальные подходы к оценке влияния линейного управленческого персонала на качество и эффективность научной и учебной деятельности вуза в следующих направлениях: 1) формирование стратегии и политики в сфере повышения качества учебной и научной деятельности и эффективности управления этими процессами, 2) оперативное влияние управленческого персонала на результативность научной и учебной деятельности; 3) влияние управленческого персонала на эффективность учебной и научной работы, которые могут осуществляться посредством таких механизмов как решения ученого совета, система аттестации управленческих кадров, система формирования и развития резерва управленческих кадров, система повышения квалификации управленческих кадров, руководство деканатами факультетов и заведующими кафедрами.
- Обоснованы методические подходы к оценке деятельности линейного управленческого персонала вузов, позволяющие сравнивать результаты деятельности подразделений вуза по показателям, характеризующим общественное признание, научную, учебную, методическую, воспитательную работу, и способствующие повышению эффективности работы и конкурентоспособности научно-педагогического коллектива высшего учебного заведения и на этой основе - повышению качества подготовки бакалавров, специалистов и магистров.
1.Фомин Г.Б. Формирование и развитие потенциала управленческого персонала высших учебных заведений: методология, практика, эффективность. - М.: 2012. 12 п.л.
2.Подготовка и переподготовка управленческих кадров высших учебных заведений: монография / Резник С.Д., Макарова С.Н., Сазьгкина О.А., Фомин Г.Б., под. общ. ред. С.Д. Резника. - Пенза: 1ТГУАС, 2010. - 152 с. - 8,8 п.л.. в т.ч. автора 2,2 п.л.
3.Ректоры вузов России: система и механизмы управления профессиональной карьерой. / Аристер Н.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. и др., под. общ. ред. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2009. - 252 с. - 14,6 п.л., в т.ч. автора 3,6 п.л.
4.Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности. / Резник С.Д., Шестернина О.И., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б., под. общ. ред. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2008. - 252 с. - 14,6 п.л., в т.ч. автора 3;6 п.л.
5.Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Особенности развития управленческого потенциала и профессионального продвижения руководителей вузовской сферы. Глава в коллективной монографии «Актуальные проблемы менеджмента». -Пенза: ПГУАС, 2012. - 292 с. - 16,9 п.л., в т.ч. автора 0,6 п.л.
6.Резник С.Д., Фомин Г.Б. Управленческий персонал высших учебных заведений: классификация и состав. Глава в коллективной монографии «Менеджмент: опыт, проблемы, перспективы». - Пенза: ПГУАС, 2011. - 284 с. - 16,5 п.л., в т.ч. автора 0,7 п.л.
7.Фомин Г.Б, и др. Организация научной деятельности молодых ученых и студентов в высшем учебном заведении. ГАУ.-М., 1997. - с. - 8,8 п.л.. в.т.ч. автора 1,2 п.л.
Статьи в ведущих рецензируемых журналах:
8.Фомин Г.Б. Вопросы повышения эффективности управления высшими учебными заведениями // Вестник университета. Государственный университет управления. - 2010. - № 15. - С. 197-200.
9.Пахомов СИ., Фомин Г.Б., Аристер Н.И. Изменение номенклатуры специальностей научных работников и перерегистрация сети советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. // Университетское управление: практика и анализ.-2010.-№2.-С.
10.Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высшего учебного заведения: сущность, проблемы оценки. // Вестник университета. Государственный университет управления. -2010. - № 17. - С. 124-127.
11.Фомин Г.Б. Принципы и механизмы управления внутривузовской системой формирования и развития управленческого потенциала. // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - №> 12. - С. 25-3 1.
12.Фомин Г.Б. Формирование региональной системы подготовки управленческих кадров высших учебных заведений. // Кадровик. - 2010. - № 2. - С.
13.Фомин Г.Б. Функционально-целевая модель деятельности линейного управленческого персонала высших учебных заведений. // Вестник университета. Государственный университет управления. - 2011. - № 2. - С.
14.Резник С.Д., Фомин Г.Б. Влияние руководящих кадров на качество и эффективность научной и учебной деятельности вуза. // Вестник университета. Государственный университет управления. - 2011. - № 4. - С. 84-88.
15.Резник С.Д., Сазыкина О.Л. Фомин Г.Б. Команда ректора: эволюция изменений структуры и содержания деятельности проректоров российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - №3. - С. 74-80.
16.Резник С.Д., Сазыкина О.А. .Фомин Г.Б. Особенности и пути оптимизации системы управления высшим учебным заведением // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №4(52). - С. 313-318.
17.Резник С.Д., Фомин Г.Б.Формирование резерва управленческих кадров высших учебных заведений // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №4(52). - С. 319-323.
Статьи в сборниках научных трудов и научных конференций:
18..Фомин Г.Б. О региональном распределении кадрового потенциала высшей школы Российской Федерации. Сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом: в организациях», Москва: ГУУ, 2001.
19.Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Центр подготовки и переподготовки руководящих кадров высших учебных заведений: опыт работы и перспективы развития. Сб. материалов науч.-практ. конф. «Управление в социальных и экономических системах». - Пенза: ПГУАС, 2009. - С. 47-53.
20.Резник С.Д., Фомин Г.Б., Сазыкина О.А. Развитие системы управления региональным высшим учебным заведением. Межвузовский сборник научных трудов «Менеджмент: управление изменениями в социальных и экономических системах» / Под общ. ред. д-ра экон. наук. проф. С.Д. Резника. - Вып. J. - Пенза: ПГУАС, 2010. - 209 с. - С. 24-33.
21.Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Аспиранты как стратегический резерв вуза. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения качества экспертизы и защиты диссертационных работ» (Пенза, 14-15 окт. 2010 г.) / Под эбш. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2010 - 220 с. - С. 178-181.
22.Резник С.Д., Макарова СП., Сазыкина О.А. Фомин Г.Б. Формирование резерва управленческих кадров высших учебных заведений: проблемы и перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Менеджмент: управление в социальных и экономических системах». МНИЦ ПТСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - 21 2 с. - С. 163-169.
23.Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Функционально-целевая модель деятельности линейного управленческого персонала высших учебных заведений. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Менеджмент: управление в социальных и экономических системах». МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПТСХА, 2010. - 212 с. - С. 192-198.
24.Сазыкина О.А., Резник С.Д., Фомин Г.Б. Особенности формирования резерва руководящих кадров в вузах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Управление высшим учебным заведением: опыт, проблемы, перспективы» (Пенза, 27-28 июня 2012 г.) / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2012. - 192 с. - С. 150-153.
25.Резник С.Д., Фомин Г.Б., Юдина ТА. Управление репутацией высшего учебного заведения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Управление высшим учебным заведением: опыт, проблемы, перспективы» (Пенза, 27-28 июня 2012 г.) / Под общ. ред. д-ра экон. паук, проф. С.Д. Резника. -Пенза: ПГУАС, 2012. - 192 с. - С. 170-179.
26.Фомин Г.Б. Организация функционального взаимодействия линейного управленческого персонала вуза. Сборник- материалов Международной научно-практической конференции «Менеджмент: управление в социальных и экономических системах». МНИЦ ПГСХА. - Пенза:´РИО ПГСХА, 2012.
27.Резник С.Д., Фомин Г.Б., Сазыкина О.А. Управленческое резервирование и его роль в обеспечении профессионализма университетского менеджмента. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Менеджмент: управление в социальных и экономических системах». МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2012.