Научная тема: «АДАПТИВНАЯ РАЗВИВАЮЩЕ-КОМПЕНСИРУЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Современный «средовой» подход к образованию имеет глубокие корни в истории педагогической мысли, проявляющиеся, в частности, в его многочисленных взаимосвязях с историческим развитием таких основополагающих принципов педагогики, как принципы природосообразности, экологичности, культуросо-образности, народности и поликультурности образования; принцип единства обучения, воспитания и развития; принципы гуманизма, субъектного и личностного развития; принципы индивидуальности и вариативности образования и др. При этом, несмотря на значительную интенсификацию исследований проблематики образовательной среды, наблюдающуюся в отечественной педагогике в последние годы, многие ключевые вопросы данной проблемы до сих пор остаются дискуссионными, в частности, определение, состав, структура и функции образовательной среды. В связи с этим, учитывая глубокие исторические традиции «средового» подхода в педагогике, под образовательной средой целесообразно понимать пространственно-предметное, информационное и субъектное (социальное) окружение учащегося, оказывающее влияние на ход и результат образовательного процесса и реализующее следующие основные функции: развивающую, включающую психофизиологическое и личностное развитие; здоровьесберегающую, предусматривающую сохранение и укрепление соматического, психического и социального здоровья; обучающую, включающую формирование разноплановой компетентности, обусловленной целевым предназначением учебного заведения.

2. Среди многочисленных разнородных теоретико-методологических подходов к изучению и формированию образовательной среды можно выделить основные: формально-организационный, эколого-психологический, антропо-лого-психологический, личностно-педагогический, субъектно-деятельностный, коммуникативно-ориентированный, социокультурный, поликультурный, информационный, системно-структурный, здоровьесберегающий. Многие из данных подходов имеют внутри себя ряд отдельных, достаточно самостоятельных направлений, выявленных в ходе исследования. При этом данные подходы и направления в большинстве случаев имеют не альтернативный, а взаимно дополнительный характер, поскольку каждый из них акцентируется, как правило, на определенном аспекте (структурном или функциональном) образовательной среды. В силу этого целесообразно обобщить и интегрировать данные подходы, обеспечив их комплексное применение в педагогических исследованиях и педагогической практике.

3. Образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей обеспечивает успешное физическое, психофизиологическое, психическое и личностное развитие воспитанников (детей, подростков и молодежи), если ее формирование проводится с учетом адекватных общепедагогических основ, заложенных в разработанную в ходе исследования педагогическую модель АРКОС ФСУДОД («Адаптивная развивающе-компенсирующая образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей»), предусматривающих комплексность следующих условий:

  • применение ряда педагогических принципов, разработанных с учетом преемственности основополагающих принципов педагогики;
  • развивающую направленность образовательной среды, состоящую в ее направленности на всестороннее и гармоничное разноплановое развитие воспитанников, предусматривающее, с одной стороны, направленность среды на здоро-вьесбережение, физическое, психофизиологическое и психическое развитие, а с другой - направленность на личностное развитие, в первую очередь духовно-нравственное, предусматривающие формирование адекватной ценностно-смысловой и потребностно-мотивационной сфер;
  • компенсирующую направленность образовательной среды, состоящую в определенном нивелировании тех разноплановых недостатков в физическом, психофизиологическом, психическом и личностном развитии воспитанников, которые фактически наблюдаются при их взаимодействии с другими типами образовательной среды, в первую очередь основных образовательных учреждений и семейной образовательной средой;
  • адаптивный характер образовательной среды, обеспечивающий каждому воспитаннику индивидуальную траекторию его развития, а также индивидуальный подход в компенсации возможных недостатков в развитии, и учитывающий специфику групповую, связанную с национальными, социальными и иными особенностями определенных групп воспитанников;
  • создание педагогических условий, выявленных в ходе исследования и необходимых для придания искомой образовательной среде качеств развивающей, компенсирующей и адаптивной;
  • применение педагогических средств, разработанных в ходе исследования и обеспечивающих необходимое личностное, психическое, психофизиологическое и физическое развитие воспитанников, а также хотя бы частичную компенсацию недостатков в таком развитии, обусловленных негативным влиянием других образовательных и жизнедеятельностных сред, с которыми взаимодействует каждый воспитанник;
  • применение разработанной в ходе исследования авторской программы формирования АРКОС ФСУДОД, основанной на соответствующей концепции и педагогической модели.

4. К педагогическим условиям, позволяющим формировать образовательную среду физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей, обладающую качествами развивающей, компенсирующей и адаптивной, относятся: использование в образовательном процессе специальной программы, реализующей концепцию АРКОС ФСУДОД; высокая профессиональная квалификация тренеров и педагогов в сочетании с высоким уровнем специальной психолого-педагогической подготовки, ориентированной на создание и максимальное использование возможностей АРКОС ФСУДОД; специальная организация пространственно-предметного компонента образовательной среды в соответствии с принципами и положениями концепции АРКОС ФСУДОД; использование при организации образовательного процесса потенциала народной педагогики; привлечение к формированию АРКОС ФСУДОД родителей, учителей и администрации основных образовательных учреждений, в которых обучаются воспитанники.

В свою очередь, к педагогическим средствам, позволяющим формировать искомую образовательную среду, относятся: специальные, подбираемые индивидуально для каждого воспитанника развивающие упражнения и программы тренировок, направленные на оптимальный график и уровень индивидуального физического, психического и психологического развития; специальные лечебно-коррекционные и оздоровительные упражнения по коррекции осанки, моторной координации, профилактике различных заболеваний, реализуемые медиками в структуре образовательного процесса и направленные на совершенствование качества здоровьесбережения образовательной среды; специальные психолого-педагогические воздействия на тренеров, педагогов и другой персонал образовательных учреждений, реализуемые психологами и специально подготовленными методистами и направленные на улучшение показателей психического и социального здоровья педагогов, включающие показатели невротичности, спонтанной и реактивной агрессивности, депрессивности, уравновешенности и эмоциональной лабильности; специальные психолого-педагогические воздействия на коллективы воспитанников и педагогов образовательных учреждений, направленные на повышение толерантности, стрессоустойчивости, эффективности стратегий совладающего поведения, формирование нормативных ценностно-смысловых и потребностно-мотивационных ориентаций, формирование адекватной самооценки и «Я-концепции», реализуемые психологами и ведущими педагогами-воспитателями и направленные на совершенствование психической и социальной подсистем здоровьесбережения образовательной среды за счет улучшения психологического микроклимата в учебных группах и коллективах образовательных учреждений.

5. С помощью формирования адаптивной развивающе-компенсирующей образовательной среды физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей можно: а) улучшить личностное развитие воспитанников в отношении формирования их духовно-нравственной сферы, в частности, обеспечить повышение чувства общероссийского патриотизма, уровня межэтнической и межкультурной толерантности, а также в отношении их познавательной, потребностно-мотивационной, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер, в частности, добиться более адекватного перераспределения ценностных ориентаций, возрастания роли познавательных мотивов и мотивов личностного развития, повышения навыков волевой саморегуляции и т.д.; б) улучшить здоро-вьесбережение воспитанников в образовательном процессе, а также компенсировать ряд недостатков в их физическом, психофизиологическом, психическом, психологическом и социальном развитии, обусловленных некоторыми негативными влияниями других сфер жизнедеятельности, в которые включен каждый воспитанник; в) обеспечить более высокий уровень психологической безопасности для всех основных субъектов образовательного процесса (воспитанников, тренеров и педагогов, родителей).

Список опубликованных работ
Монографии

1.Абаев А.М. Средовой подход к образованию. Анализ опыта изучения и формирования образовательной среды различных типов образовательных учреждений. – Владикавказ, 2011. – 111 с.

2.Абаев А.М. Адаптивная развивающе-компенсирующая образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей. – Владикавказ, 2011. – 96 с.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

3.Абаев А.М. Педагогический потенциал традиционных средств физического воспитания // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 9. – С. 92-93.

4.Абаев А.М. Психолого-педагогическая оценка качества жизни подростков // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2010. – № 2. (Электронный текст). – http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2010.htm -Объем 0,5 п.л.

5.Абаев А.М. Условия формирования образовательной среды физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей // Дискуссия. – №5 (13). – 2011. – С. 94-99.

6.Абаев А.М. Структурно-функциональная педагогическая модель формирования адаптивной развивающе-компенсирующей образовательной среды физ-культурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей // Современное право. – 2011. – №8 (1). – С. 114-120.

7.Абаев А.М. Становление отечественной системы дополнительного образования и место в ней физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей // Современное право. – 2011. – №11 (1). – С. 55-63.

8.Абаев А.М. Психолого-педагогическая специфика образовательной среды ФСУДО // Современное право. – 2012. – №8 (1). – С. 63-75.

9.Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды // Педагогика. – 2012. – №3. – С. 37-41.

10. Абаев А.М. Становление отечественной системы дополнительного обра зования // Педагогика. – 2012. – №4. – С. 61-67.

11.Абаев А.М., Дзуцев Э.С. (авт. вклад 70%) Об актуальности формирования адаптивной развивающе-компенсирующей образовательной среды учреждений дополнительного образования детей // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012.– №3. – С. 57-63.

12.Абаев А.М. Общая классификация подходов к изучению и формированию образовательной среды // Образование и общество. – 2012. – №3. – С. 61-66.

Научные статьи, доклады, тезисы

13.Абаев А.М. Педагогические особенности здоровьесбережения в практике современного воспитания: Материалы конференции молодых учёных. Национальные ценности: традиции и современность. – ИЭА РАН, 2006. – С. 18-23.

14.Абаев А.М. Этнокультурные особенности физического воспитания детей и юношества у народов Северного Кавказа // Материалы VII конгресса этнологов и антропологов. – Саранск, 2006. – С. 390.

15.Абаев А.М. Спортивная борьба в программах физического воспитания и внеклассной физкультурно-спортивной работе // Сборник ОГФСО «Юность России», 2007. № 6. – С. 5-35.

16. Абаев А.М. Педагогический потенциал этнокультурных традиций // Сб. трудов / Под ред. Б.А. Тахохова. Вып. 7. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007. – С. 190-194.

17. Абаев, А.М. Физическое воспитание и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем // Сборник ОГФСО «Юность России», 2007. № 10. – С. 37-49.

18. Абаев А.М. Этнопедагогические традиции здоровьесбережения де тей: Материалы конференции молодых учёных. Межэтническая интеграция: истории, современность, перспективы. – М.: ИЭА РАН, 2007. – С. 9-13.

19.Абаев А.М. Традиционная культура физического воспитания детей // Материалы Всероссийской конференции. – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2007. – С. 16-19.

20.Абаев, А.М. Традиционные средства физического воспитания народов Северного Кавказа: Материалы социально-педагогических чтений. Социальная педагогика: теория, практика, перспективы / Под ред. Л.В. Мардахаева.Ч 2. – РГСУ, 2007. – С. 5-11.

21.Абаев, А.М. Спортсменам о курении и алкоголе как разрушителе натренированности // Сборник ОГФСО «Юность России», 2008. № 1. – С. 101-114.

22.Абаев, А.М. Проблема культивирования единоборств на уроках физической культуры // Сборник ОГФСО «Юность России», 2008. № 7. – С. 46-60.

23.Абаев, А.М. Спортивные единоборства – скоростно-силовая подготовка // Сборник ОГФСО «Юность России», 2008. № 8. – С. 62-92.

24. Абаев, А.М. Самостоятельные занятия физическими упражнениями // Сборник ОГФСО «Юность России», 2008. № 9. – С. 91-96.

25.Абаев, А.М., Купцов А.П., Залетаев И.П. (авт. вклад 50%) Борьба: методический комплект-картотека / Сборник ОГФСО «Юность России», 2009. № 3. – С. 103-119.

26.Абаев, А.М. Личностно ориентированная теоретико-педагогическая модель образовательной среды // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты)». – Пенза-Ереван-Прага, 2011. – С. 37-38.

27.Абаев, А.М. Становление отечественной системы дополнительного образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Школа, государство и общество». – Пенза, 2011. – С. 59-61.

28.Абаев, А.М. Образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные вопросы науки – XXI век». – Тамбов, 2011. – С. 9-10.

29.Абаев, А.М. О некоторых проблемах здоровья детей в системе дополнительного образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Медицинские и социальные аспекты образования». – Пенза, 2011. – С. 13-15.

30.Абаев, А.М. Роль здоровьесберегающего подхода образовательной среды в формировании здорового образа жизни молодежи // Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2011. – С. 35-39.

31.Абаев, А.М. Педагоги в системе физкультурно-спортивного дополнительного образования детей // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Современные вопросы науки». – Славянск-на Кубани, 2011. – Часть II. – С. 74-78.

32.Абаев, А.М. Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды // Материалы IV Общероссийской научно-практической конференции «Современные исследования социальных проблем». – Красноярск, 2011. №2 (06). – С. 101-103.

33.Абаев, А.М. О некоторых проблемах адаптивной физкультуры в системе дополнительного образования детей // Материалы Международной научной заочной конференции «Современная психология и педагогика: исследования и разработки». – Липецк, 2011. – С. 102-109.

34.Абаев, А.М. Влияние здоровьесберегающей образовательной среды на развитие личности // Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. – Краснодар, 2011. – С. 43-47.

35.Абаев, А.М. Психолого-педагогические особенности воспитанников физ-культурно-спортивных учреждений // Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы качества образования в современной школе: методический поиск». – Славянск-на Кубани, 2012. – С. 48-51.

36. Абаев, А.М. Образовательная среда физкультурно-спортивных учрежде ний дополнительного образования детей // Материалы II Международной заочной конференции «Современное образование: состояние и перспективы». – Ульяновск, 2012. – С. 208-213.

37.Абаев, А.М. О методах определения эффективности адаптивной разви-вающе-компенсирующей образовательной среды физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей в условиях региона // Педагогика и психология в России: вчера, сегодня, завтра. Вып. 5. – Барнаул, 2012. – С. 4-11.

38.Абаев, А.М. Педагогическая проблема образовательной среды физкуль-турно-спортивных учреждений дополнительного образования детей // Материалы VI Международной заочной научно-практической конференции «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы». – Краснодар, 2012. – С. 3-6.

39.Абаев, А.М. Дополнительное образование детей, история и современное состояние проблемы // Материалы II Международной научной конференции «Наука в современном обществе». – Ставрополь, 2012. – С. 34-38

40.Абаев, А.М. О формировании личности воспитанника в системе физкуль-турно-спортивных учреждений дополнительного образования региона // Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в современном обществе: проблемы и перспективы». – 2012 – http://fksport.wordpress.com/2012/05/03/о-формировании-личности-воспитанник/#more-57

41.Абаев, А.М. Психолого-педагогические проблемы субъектов образовательных физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития». – Челябинск, 2012. – С. 6-8.

42.Абаев, А.М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей // Материалы Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – Пермь, 2012. – С. 100-102.