Научная тема: «ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Деонтологический подход к развитию профессиональной культуры менеджера образования в системе повышения его квалификации ориентирован на принятие и осознание специалистом-практиком этико-должностных, морально-нравственных, императивно-кодексных норм, ценностей, идеалов педагогической профессии как в широком, так и в узком специализированно-профессиональном понимании; на овладение вариативными навыками личностно-деловых коммуникаций и межэтнического, поликультурного сотрудничества; понимание ответственности за свое профессиональное поведение; осознание своей высокой миссии как носителя родной культуры, речевой культуры, как представителя учительской интеллигенции, принятие ценностей толерантности как базовой составляющей педагогического общения и коммуникативной культуры руководящего работника.

Реализация деонтологического подхода к развитию профессиональной культуры менеджера образования в системе повышения его квалификации содействует личностному и профессиональному росту специалиста. В основе подхода лежит понимание и утверждение уникальности индивидуальности каждого субъекта целостного педагогического процесса, ценности его жизненного опыта, то есть приоритетности индивидуально-личностного начала в человеке.

Факторами, обуславливающими необходимость теоретико-методологического обоснования и практического применения деонтологического подхода в реальной практике функционирования учреждений системы повышения квалификации педагогических кадров, являются: объективно-детермирующие, нормативно-правовые, субъективно-детерминирующие.

Функции деонтологического подхода в системе повышения квалификации педагогических кадров: диагностико-прогностическая; конструктивно-преобразовательная; адаптивно-средовая; рефлексивно-компенсаторная; профилактическая; креативно-развивающая.

2. Профессионально-коммуникативная культура руководителя общеобразовательной школы представляет собой интегративно-функциональное личностное образование, отражающее комплекс освоенных вариативных моделей ситуационного нормативно-ролевого поведения специалиста, определяющее эффективность личностно-делового взаимодействия с партнерами по общению с учетом социокультурной специфики, традиций и этноинтеллектуальных особенностей реципиентов.

В составе профессионально-коммуникативной культуры руководителя общеобразовательной школы представлены взаимосвязанные подструктуры: социально-перцептивная, профессионально-деонтологическая, интерактивно-практическая, профессионально-акмеологическая.

Профессионально-коммуникативная культура руководителя общеобразовательного учреждения характеризуется совокупностью компетенций: ассертивной, деонтологической, этнокультурной, социально-статусной, интерактивной, этноконфессиональной.

Характерными уровнями проявления данной культуры являются: ситуативно-адаптивный, административно-дискретный, системно-управленческий, профессионально-креативный, а критериями оценки их сформированности выступают: личностно-смысловой, профессионально-когнитивный, продуктивно-интерактивный, профессионально-рефлексивный.

3. Модель реализации дентологического подхода к развитию в системе повышения квалификации профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования включает взаимосвязь модулей: функционально-целевого (деонтологические ориентиры обеспечения профессионально-личностного роста слушателей курсовой подготовки, реализация индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов, траекторий развития профессиональной культуры и компетентности специалистов); содержательно-проблемного (профессионально-прикладное и практико-ориентированное содержание учебных дисциплин, обеспечивающее развитие профессионально-коммуникативной культуры специалиста, удовлетворение его образовательных потребностей); организационно-технологического (научно-методическое, материально-техническое обеспечение курсовой подготовки, совокупность вариативных образовательных технологий); праксиологического (накопление опыта проявления освоенных профессионально-коммуникативных и деонтологических компетенций в различных видах стажировки; развитие форм научно-исследовательской деятельности слушателей); результативно-интегративного (мониторинг качества освоения профессионально-образовательных программ курсовой подготовки с привлечением внешних экспертных систем; наличие индивидуального профессионально-социального портфолио).

4. Этапы реализации модели развития профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации: диагностико-ориентировочный (определение актуального уровня развития профессионально-коммуникативной культуры и специфики контингента слушателей курсовой подготовки, выявление их актуальных и потенциальных возможностей, профессионально-образовательных потребностей), организационно-процессуальный (разработка и реализация научно-методическое обеспечение всех форм, направлений, видов курсовой подготовки, активизация инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава); профессионально-тренировочный (применение профессионально-коммуникативных и деонтологических знаний в различных видах практикумов, тренингов, стажировки и др.); экспертно-мониторинговый (экспертная оценка эффективности реализации программ курсовой подготовки).

Дидактико-технологическое обеспечение реализации модели реализации дентологического подхода к развитию профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования в системе повышения квалификации осуществляется на основе совокупности следующих технологий: технологий витагенного обучения; интерактивных технологий, проектных технологий, адаптивно-образовательных технологий; модульных технологий, тренинговых технологий, технологий профессионально-педагогических мастерских.

5. Основными принципами реализации деонтологического подхода к развитию профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации являются: принцип ситуативности (отбор ситуаций профессиональной деятельности менеджера образования, в которых необходимо проявление различных видов профессионально-коммуникативных и деонтологических компетенций, и организация учебного процесса на основе их анализа); принцип гуманистической направленности (ценностно-гуманистическое отношение к личности взрослого обучающегося, уважение его прав и свобод, в т.ч. права быть самим собой); принцип диалогизации, сотрудничества, партнерства в андрагогическом взаимодействии (приоритет интерактивных технологий обучения); принцип полифункциональности (обеспечение сформированности у выпускников курсовой подготовки совокупности необходимых профессионально-прикладных и регионально-обусловленных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями и спецификой полифункциональной деятельности менеджера образования); принцип позитивности (дидактическое применение в образовательном процессе положительного личностно-жизненного и профессионального опыта взрослого обучающегося; создание ситуаций успеха и выбора, активизирующих стремление к продуктивному самопроявлению в социуме, профессии, личной жизни, творчестве); принцип индивидуализации обучения (создание благоприятных условий для раскрытия и развития личностного и профессионально-коммуникативного потенциала взрослого обучающегося); принцип потенциальности (базируется на положении, что каждый менеджер образования обладает интенцией к саморазвитию, раскрытию и совершенствованию своих способностей и витагенных ресурсов); принцип социально-педагогической поддержки индивидуальности взрослого обучающегося; принцип культуросообразности (как соответствие содержательно-технологического базиса курсовой подготовки принятым в данный момент в социуме культурным и профессиональным моделям); принцип вариативности профессионально-образовательной деятельности в системе повышения квалификации, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности специалиста-практика; принцип системно-целостного подхода к профессионально-личностному развитию специалиста в процессе повышения квалификации педагогических кадров; принцип субъектности (развитие способности взрослого обучающегося осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию).

6. Мониторинг результативности применения деонтологического подхода к развитию профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации осуществляется на основе критериев: индивидуально-профессионального (совершенствование системы профессионально-коммуникативных компетенций и профессионально важных качеств личности специалиста, снижение уровня конфликтности, снижение уровня проявлений профессиональной деформации личности руководителя, повышение уровня удовлетворенности специалиста-практика результатами своей профессионально-коммуникативной деятельности и др.); конструктивно-дидактического (модернизация содержания и развитие новых форм, технологий курсовой профессионально-коммуникативной и деонтологической подготовки менеджеров образования в системе повышения квалификации); профессионально-объективного (улучшение социально-психологического микроклимата в педагогических коллективах, работающих под руководством слушателей курсовой подготовки; повышение продуктивности и эффективности профессионально-деловых контактов образовательного учреждения с социальными партнерами; рост уровня удовлетворенности всех субъектов целостного педагогического процесса качеством, результатами личностного и профессионального диалогового сотрудничества. сотворчества).

7. Комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса совершенствования и развития в системе повышения квалификации профессионально-коммуникативной культуры руководителя школы, включает в себя следующие составляющие: конгруэнтность и адекватность содержания, организационных форм, методов, технологий развития профессионально-коммуникативной культуры менеджера образования реальным требованиям административной и педагогической деятельности в сфере личностно-деловых контактов; обеспечение высокого уровня деонтологической и речевой культуры преподавательского коллектива учреждения системы повышения квалификации; мотивированность и активность слушателей курсовой подготовки в овладении системой профессионально-коммуникативных и деонтологических компетенций менеджера образования; направленность деонтологической и профессионально-коммуникативной подготовки в системе повышения квалификации на развитие личности взрослого обучающегося как индивидуальности и профессионала, способного к проявлениям высокого уровня профессионально-коммуникативной культуры; создание и развитие системы научно-исследовательского и учебно-производственного сотрудничества учреждения повышения квалификации с социальными партнерами, профессионально-педагогическими сообществами; систематический мониторинг и экспертная оценка уровня сформированности профессионально-коммуникативных и деонтологических компетенций выпускников курсовой подготовки; кумулятивность в накоплении опыта проявлений профессионально-коммуникативных компетенций в период практики, стажировки; активизация самообразовательной деятельности слушателей курсов в сфере самосовершенствования профессионально-коммуникативной культуры.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Гребенникова В.М. Деонтологический подход к развитию профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования: Монография. – М: «Риза-Принт», 2012. – 10,5 п.л.

2. Гребенникова В.М. Образовательно-коммуникативное действие: взаимообогащение традиционных и компьютерно-сетевых возможностей: Монография. – Краснодар: КубГУ, 2010. – 10 п.л.

3. Гребенникова В.М. Основы теории образовательного коммуникативного действия: Монография. – Краснодар: ФППК КубГУ, 2008. – 10 п.л.

4. Гребенникова В.М. Атрибуты социальной коммуникации в современной педагогике: Монография. – Краснодар: ФППК КубГУ, Сосновец - Республика Польша, 2008. – 15 п.л.

5. Гребенникова В.М. Преемственность школы и вуза в формировании креативности как личностного качества старшеклассников и студентов: Монография. – ФППК, КубГУ, Краснодар, 2005. – 13 п.л.

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК

6. Гребенникова В.М. Теоретико-методические основы развития в системе повышения квалификации профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ // Человеческий капитал. – 2012. – №7 (43). – С. 13-17.

7. Гребенникова В.М. К вопросу о развитии коммуникативных компетенций педагогических кадров // Вестник университета (Государственного университета управления) – 2011. – №13. – С. 28-32.

8. Гребенникова В.М. Толерантно-эмпатийная установка в аспекте теории образовательно-коммуникативного действия // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – Вып. 1. – С. 182-188.

9. Гребенникова В.М. Образовательное и коммуникативное действие как основа решения педагогических задач: общая характеристика и дискурсивные аспекты // Известия Южного федерального университета. – 2010. – Вып. 1.– С. 193-201.

10. Гребенникова В.М. Непрерывное профессиональное образование педагогических кадров как социокультурный феномен // Человеческий капитал. – 2012. – №7 (43). – С. 24-27.

11. Гребенникова В.М. Образование в современном обществе: коммуникативный аспект // Известия Южного федерального университета. – 2010. – Вып. 3.– С. 54-63.

12. Гребенникова В.М. Педагогическая коммуникация и формирование установок сознания и поведения // Вестник МГОУ. – 2010. – №25. – С. 38-47.

13. Гребенникова В.М. Категоризация личности педагога: социально-коммуникативные предпосылки // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – Вып. 2. – С. 26-32.

14. Гребенникова В.М. Социальное партнерство школы и вуза в процессе развития образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – Вып. 3. – С. 217-220.

15. Гребенникова В.М. Культурологический подход к развитию коммуникативных компетенций руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – Вып. 4. – С. 68-72.

16. Гребенникова В.М. Педагогическое проектирование как инновационный способ управления образовательным учреждением // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2012. – №5. – С. 113-116.

17. Гребенникова В.М. Информационно-коммуникативное пространство и развитие системы высшего образования // Журналистика: информационное пространство. – 2007. – №3 (33). – С. 143-146.

18. Гребенникова В.М. Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений // Вестник университета (Государственного университета управления) – 2012. –№5. – С. 62-65.

19. Гребенникова В.М. Социальные коммуникации в процессе продуктивного обучения старшеклассников // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2009. – Вып. 2. – С. 80-90.

20. Гребенникова В.М. Преемственность как принцип общественной экспертизы качества высшего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – Вып. 2. – С. 75-80.

21. Гребенникова В.М. Теоретико-методические основы андрагогического взаимодействия в системе повышения квалификации педагогических кадров // Вестник университета (Государственного университета управления). – 2012. –№5. – С. 38-42.

Учебные, учебно-методические пособия и практико-методические материалы

22. Гребенникова В.М. Основы профессионального мастерства педагога. – Краснодар: КубГУ, 2010. – 10,5 п.л.

23. Гребенникова В.М. Дополнительные образовательные программы для кадров педагогического и административно-управленческого профиля. – Краснодар: ФППК КубГУ, 2008. – 8,5 п.л.

24. Гребенникова В.М. Основы педагогической деонтологии. – Краснодар: ФППК КубГУ, 2008. – 7,5 п.л.

25. Гребенникова В.М. Педагогика, психология, коммуникативистика. – Краснодар: ФППК КубГУ, 2005. – 9,5 п.л.

26. Гребенникова В.М. Научно-педагогическая практика в системе профессиональной подготовки магистерского уровня. – Краснодар: КубГУ, 2010. – 5,5 п.л.

27. Гребенникова В.М. Организационно-методическое обеспечение стажировки по программе профессиональной переподготовки «Менеджер образования». – Краснодар: ФППК КубГУ, 2005. – 8 п.л.

28. Гребенникова В.М. Педагогическая практика «Воспитательная работа в начальной школе». – Краснодар: КубГУ, 2002. – 6 п.л.

29. Гребенникова В.М. Комплексная психолого-педагогическая практика студента педвуза. – Краснодар: КубГУ, 2003. – 7 п.л.

30. Гребенникова В.М. Летняя педагогическая практика студента педвуза. – Краснодар: КубГУ, 2003. – 7 п.л.

31. Гребенникова В.М. Организационно-методическое обеспечение деятельности воспитателя по работе с временным детским коллективом. – Краснодар: ФППК КубГУ, 2005. – 8 п.л.

32. Гребенникова В.М. Формирование ключевых компетентностей учащихся в многомерном образовательном пространстве гимназии. – Краснодар: ФППК КубГУ, 2009. – 5,5 п.л.

33. Гребенникова В.М. Подготовка курсовой и дипломной работы в системе дополнительного профобразования педагогических кадров. – Краснодар: ФППК КубГУ, 2006. – 8 п.л.

Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов

34. Гребенникова В.М. Типовые задачи проектирования системы общественного управления образовательным учреждением // Сб. науч. тр. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании». Матер. международ. науч.-практ. конф. ОНМУ. – Одесса, 2008. – С. 18-24.

35. Гребенникова В.М. Терминологический аспект профессиональной коммуникации: условия актуальности // Сб. науч. тр. «Язык профессиональной коммуникации: функции, среды, технологии». Матер. II междунар. науч. конф.. Ростовский филиал РАП. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 152-154.

36. Гребенникова В.М. Образовательные потребности общества // Сб. науч. тр. «Современные проблемы образования». Матер. междунар. науч.-практ.конф. КубГУ-UO. Россия-Польша. – Краснодар-Ополье, 2008. – С. 14-23.

37. Гребенникова В.М. Аспект партнерства в управленческой корпоративной культуре и его учет в информационном продвижении // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы связей с общественностью в сфере экономики и бизнеса». Матер. Межрегион. науч.-практ. семинара. КубГУ. – Краснодар, 2007. – С. 84-87.

38. Гребенникова В.М. Школа и внешняя социальная среда: трудности изучения гражданского образовательного заказа // Сб. науч. тр. «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». Матер. VI Всеросс. науч.-практ. конф. ЧГПУ. – Ч. III. – Москва-Челябинск, 2007. – С. 83-88.

39. Гребенникова В.М. О новых приоритетах профессионального образования будущего учителя // Сб. науч. тр. «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона». Матер. XXVI псих.-пед. чт. Юга России. МСАО. – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 72-75.

40. Гребенникова В.М. Психолого-педагогические и коммуникационные аспекты национальных ресурсов // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью». Матер. международ. науч.-практ. конф. КубГУ. – Ч.2. – Краснодар, 2008. – С. 3-5.

41. Гребенникова В.М. Инновационное образование как содержание профессионального образования будущего учителя // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования». Матер. всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участ., КубГУ. – Краснодар, 2008. – С. 68-72.

42. Гребенникова В.М. Профессиональное мастерство педагога: общая характеристика и медийный аспект // Сб. науч. тр. «Медийные стратегии современного мира». Матер. III междунар. науч.-практ. конф. КубГУ. – Краснодар, 2009. – С. 243-245.

Гребенникова В.М. Проектирование и опыт гуманизации культуры творческой работы студентов // Сб. науч. тр. «Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условиях». Матер. I-й Всеросс. науч.-практ. конф. СГПИ. – Ч.1. – Славянск-на-Кубани, 2003. – С. 13-16.

43. Гребенникова В.М. Демонстрация конкурентных преимуществ как аспект информационного продвижения // Сб. науч. тр.«Актуальные проблемы связей с общественностью в социальных процессах и конфликтах». Матер. Межрегион. науч.-практ. семинара. КубГУ. – Краснодар, 2007. – С. 24-33.

44. Гребенникова В.М. Педагогические условия развития культуры творческой самостоятельности и активности студентов // Сб. науч. тр. «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». Матер II-й Всеросс. науч.-практ. конф. ЧГПУ – Ч.1. – Челябинск, 2003. – С. 38-41.

45. Гребенникова В.М. Имитационное моделирование профессиональной образовательной среды, подмодель предприятия как заказчика образовательных услуг // Сб. науч. тр. «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями». Матер. II-й Международ. науч.-практ. конф. ПГУ. – Пенза, 2003. – С. 55-58.

46. Гребенникова В.М. Социальное партнерство педагогического вуза и школы как ресурс повышения качества продуктивного обучения старшеклассников // Сб. науч. тр. «Социальное партнерство как фактор развития современного образования». Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, БГУ-ПУ. – Улан-Удэ, 2010. – С. 11-18.

47. Гребенникова В.М. Проектирование и опыт интегративного развития репродуктивно-творческой самостоятельности студента в процессе обучения // Сб. науч. тр. «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах». Матер. VI Междунар. науч.-метод. конф. СГУТиКД. – Ч.1. –. Сочи, 2003. – С. 26-29.

48. Гребенникова В.М. Методические основы проектирования и формирования мыслительных операций у студента в процессе обучения творческой деятельности // Сб. науч. тр. «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах». Матер. VI Междунар. науч.-метод. конф. СГУТиКД. – Ч.2. –. Сочи, 2003. – С. 44-47.

49. Гребенникова В.М. Роль педагогической практики в формировании творческого потенциала будущего учителя // Сб. науч. тр. «Психолого-педагогическая практика студентов: проблемы и перспективы». Матер. II Межрегион. пед.чт. КубГУ. – Краснодар, 2004. – С. 11-18.

50. Гребенникова В.М. Стимулирование самостоятельной работы студентов вуза // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов». Матер. III Всеросс. науч.-практ. конф. КубГУ. – Краснодар, 2004. – С. 21-25.

51. Гребенникова В.М. Педагогика В.Е. Гурина // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов». Матер. III Всеросс. науч.-практ. конф. КубГУ. – Краснодар, 2004. – 33-37.

52. Гребенникова В.М. Педагогические условия формирования активности обучающихся в образовательном процессе // Сб. науч. тр. «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста». Матер.Всеросс. науч.-практ. конф. ТГУ им. Г.Р.Державина. – Тамбов, 2004. – С.9-11.

53. Гребенникова В.М. Готовность старшеклассника к выбору профессии как психолого-педагогический аспект самоопределения личности // Матер. IV Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Актуальные проблемы модернизации отечественной системы образования». – Краснодар-Москва, 2011. – С. 40-46.

54. Гребенникова В.М. К проблеме формирования креативности как личностного качества учащихся // Сб. науч. тр. «Опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях: контекст модернизации образования». Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. КубГУ. – Краснодар, 2004. – С. 8-11.

55. Гребенникова В.М. Развитие творческой самостоятельности и активности будущего специалиста // Сб. науч. тр. «Личность и бытие: субъективный подход». Матер. II Всеросс. науч.-практ. конф. КубГУ. – Кн.1. – Краснодар, 2004. – С. 38-41.

56. Гребенникова В.М. Физиологические основания развития творчества будущего специалиста // Сб. науч. тр. «Личность и бытие: субъективный подход». Матер. II Всеросс. науч.-практ. конф. КубГУ. – Кн.1. – Краснодар, 2004. – С. 62-68.

57. Гребенникова В.М. Проблемы теории и практики маркетинговой подготовки будущих педагогов и организаторов досуга и отдыха детей // Сб. науч. тр. «Туризм и досуг: теория и практика». Матер. международ. конф. КГУКИ. – Краснодар-Уральск, 2008. – С. 143-145.

58. Гребенникова В.М. Принцип научности обучения как основа развития творческой самостоятельности // Сб. науч. тр. «Психолого-педагогические исследования в системе образования». Матер. II Всеросс. науч.-практ. конф. с международ. уч. ЧГПУ. – Москва-Челябинск, 2004. – С. 55-58.

59. Гребенникова В.М. Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников // Сб. науч. тр. «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона». Матер. XXIV псих.-пед. чт. Юга России, МСАО. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 96-100.

60. Гребенникова В.М. Воспитательно-творческий потенциал педагогики здоровья // Сб. науч. тр. «Педагогика здоровья: проблемы, опыт, перспективы». Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. КубГУ. – Краснодар, 2005. – С. 27-31.

61. Гребенникова В.М. Проблема формирования креативности как личностного качества ученика (методологический аспект) // Сб. науч. тр. «Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденция развития образования». Матер. Всеросс. методологической конф. КубГУ. – Ч. I: – Краснодар, 2006. – С. 153-156.

62. Гребенникова В.М. PR-аспекты управленческой корпоративной культуры // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы связей с общественностью в государственном управлении и «третьем секторе». Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. КубГУ. – Краснодар, 2006. – С. 140-145.

62. Гребенникова В.М. Феномен корпоративного PR // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью». Матер. междунар. науч.-практ. конф. КубГУ. – Ч.1. – Краснодар, 2008. – С. 3-12.

64. Гребенникова В.М. Коммуникативная компетентность учащихся современного российского общества (опыт применения компетентностного подхода в исследовании) // Сб. науч. тр. «Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины». Матер. Всеросс. методолог. конф. КубГУ. – Краснодар, 2009. – С. 394-399.

65. Гребенникова В.М. Коммуникационный аспект реализации маргетинговых профессиональных стратегий // Сб. науч. тр. «Язык профессиональной коммуникации: функции, среды, технологии». Матер. II международ. конф. Ростовский филиал РАП. – Ростов-на-Дону, 2009. – С. 83-88.

66. Гребенникова В.М. Attributes of empathy in social communication // Сб. науч. тр. «Современные проблемы образования». Матер. междунар. науч.-практ. конф. КубГУ-UO (Россия-Польша). – Краснодар-Ополье, 2008. – С. 142-151.

67. Гребенникова В.М. Educational process of higher educational establishment as space of mutual professional development of teachers and students // Eurostar: European and Russian research. - Genoa, 2006. – С. 86-90.

68. Гребенникова В.М. Professional competence of future teachers // Сб. науч. тр. «Современные проблемы образования». Матер. междунар. науч.-практ. конф. КубГУ-UO (Россия-Польша). – Краснодар-Ополье, 2008. – С. 173-182.