Научная тема: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ»
Специальность: 22.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социокультурная среда представляет собой сложное многоуровневое образование, в рамках исследования которого существует два базовых подхода: как совокупности выделенных на макроуровне факторов, влияющих на формирование конкретной личности; и как сферы непосредственно влияющих на личность взаимодействий, микросреды, в которой она действует и осуществляет коммуникацию. При изучении социокультурной среды вуза возможно использование обоих подходов, позволяющих типологизировать факторы, влияющие на формирование личности, и в соответствии с ними сформулировать принципы управления социокультурной средой вуза.
  2. Одним из главных (и поддающимся эмпирической операционализации) элементов социокультурной среды вуза является ценностно-нормативная база, во-первых, общества в целом, во-вторых, складывающаяся в рамках образования как института, в-третьих, закрепившаяся в конкретном вузе. На каждом из уровней возможно выделение набора факторов, влияющих на ее формирование. На уровне конкретного вуза ценностно-нормативная база непосредственно отражается во всех элементах учебного процесса: в учебных планах, программах, учебниках, в деятельности преподавателей и администрации.
  3. Управление социокультурной средой вуза - это механизм целенаправленного воздействия на содержание образования вуза, формы, методы и средства осуществления образовательных процессов, реализуемого посредством корректировки ценностных установок субъектов управления (студентов и преподавателей).
  4. Компетенция - это специфическая расположенность к эффективному исполнению определенных действий в конкретной сфере деятельности, подразумевающая применение и использование узкопредметных знаний, специфических для данной деятельности навыков, способов и категорий мышления, осознание ответственности выбора той или иной стратегии действий. Специфическая роль образования в современном глобализирующемся и динамично развивающемся мире предопределяет необходимость целенаправленного формирования, в первую очередь, общекультурных компетенций учащихся, что и выступает главной целью управления социокультурной средой вуза.
  5. Процессы управления социокультурной средой в вузе могут быть адекватно описаны как ее социальное конструирование, под которым подразумевается такой его способ, при котором последовательно реализуется заранее разработанная (исходя из конкретных функций и непосредственно стоящих перед вузом задач и целей) модель управленческой деятельности.
  6. Адекватным средством исследования социокультурной среды вуза является ее мониторинг, в ходе которого рассматриваются различные аспекты социального настроения главных субъектов образовательного процесса в вузе - студентов и преподавателей.
  7. Результаты мониторинга социокультурной среды РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина позволяют сделать следующие выводы о являющемся базовым ее элементом социальном настроении студентов: несмотря на то, что картина студенческих настроений выглядит неровно, в целом позитивные настроения преобладают над негативными: оптимизм, надежда, спокойствие являются определяющими характеристиками опрошенных респондентов.
  8. Проблемными точками, выявленными в ходе мониторинга социокультурной среды РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, в студенческих настроениях и поведении, являются: уровень потребления наркотических средств, курение и потребление алкоголя; рост предрассудков в сфере межнациональных отношений, крайне невысокий уровень толерантности, рост числа правонарушений; недоверие к политическим институтам и органам власти, низкий уровень компетентности в политической сфере. Положительная динамика по итогам мониторинга зафиксирована в следующих аспектах поведения и настроения студентов: рост религиозности, повышение интереса к чтению, посещению театров, музеев и кинотеатров, культурным мероприятиям, проводимым в университете, а также рост социальной активности в целом. Отсутствует динамика по многим значимым вопросам, исследовавшимся в ходе мониторинга: политическая активность студентов оставалась неизменно низкой на протяжении всех лет исследований, стабильно критичны студенты в оценке российской политики и власти, а также в отношении патриотизма, носящего, преимущественно, декларативный характер.
  9. Такой важный элемент социокультурной среды вуза как отношения студентов и преподавателей отличается в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина противоречивостью, выражающейся в высокой конфликтности отношений, стремлении переложить ответственность за непонимание на «оппонента», невысокой взаимной оценке и недовольстве студентов и преподавателей друг другом. К 2010 году происходит слом негативной тенденции во взаимоотношениях преподавателей и студентов, оценки студентов по основным индикаторам (отношение преподавателей к работе, общий уровень преподавателей, предпочтительный тип отношений с преподавателями, уровень конфликтность и т.д.) несут позитивную динамику.  
  10. Концепт корпоративной культуры обладает серьезным эвристическим потенциалом по отношению к исследованию социокультурной среды вуза. К элементам созданной в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина корпоративной культуры относятся: ценности; традиции; этика; корпоративные мероприятия; корпоративные коммуникации; этикет; здоровый образ жизни, которые, будучи включенными в формально-организационную и поведенческую практику социокультурной среды вуза, наполняются конкретным содержанием.
  11. Социокультурная среда вуза представляет собой синергетическое взаимодействие четырех основных компонентов: сообщество, социальные связи, социальные нормы, социальные процессы. Компетенции в этом контексте выступают как умение и готовность существовать в различных локальных сообществах и сообществе в целом, устанавливать и эффективно реализовывать разнообразные социальные связи на основе понимания и принятия социальных норм, успешно адаптироваться к социальным процессам или инициировать их. Конструирование социокультурной среды вуза, ориентированное на формирование общекультурных компетенций студентов, осуществляется как целенаправленное воздействие через реализацию последовательных этапов:  - экспертиза состояния среды и выявление проблем, требующих изменений, предполагающей выяснение того, можно ли решить проблему через изменение социальных связей и/или социальных норм в уже существующих локальных сообществах или требуется создание новых; - определение и изыскание необходимых ресурсов; - определение норм и установление новых социальных связей.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза: теоретико-методологический аспект. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2012. – 211 с.

2.Филатова М.Н. РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина: социальная динамика и общественное мнение. – М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2005. – 167 с.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

1.Филатова М.Н. Воспитание и толерантность // Высшее образование сегодня. – №11. – 2002. – С. 12-16.

2.Филатова М.Н., Левина Л.А. Сохранение и развитие духовных традиций в студенческой среде РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина // Нефть, газ и бизнес. – 2005. – №2-3. – С. 88-92.

3.Филатова М.Н., Волкова Л.В. Социальные компетенции в образовательном процессе: цели, принципы, технологии // Социология образования. – 2007. – №9. – С.4-16.

4.Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза – модель реализации компетентностного подхода в образовании // Гуманизация образования. – №4. – 2007. – С. 11-17.

5.Филатова М.Н., Волкова Л.В. Социальные компетенции и современное образование // Высшее образование в России. – 2007. – №11. – С. 65-72.

6.Филатова М.Н. Социокультурная среда вуза как основа образовательного пространства // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2007. – №4. – С. 54-61.

7.Филатова М.Н., Волкова Л.В. Принципы и технологии средового подхода в системе социум-вуз-личность // Труд и социальные отношения. – 2008. – №12. – С.67-72.

8.Филатова М.Н. Социальные компетенции и ценностные ориентации студенчества // Социология. – 2008. – № 4. – С. 229-245.

9.Филатова М.Н. Бизнес и образование: взаимодействие на основе компетентностного подхода // Человек и труд. – 2009. – № 1. – С.64-66.

10.Филатова М.Н. Методологические основы социокультурного конструирования // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2009. – №3. – С. 78-84.

11.Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза в контексте развития социальных компетенций // Социология. – 2009. – №1-2. – С. 246-262.

12.Филатова М.Н. Социальная среда: формирование и историческая эволюция концепта // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2011. – №5. – С.113-123.

13.Филатова М.Н. Социокультурная образовательная среда: проблема классификации // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2011. – №5. – С.610-618.

14.Филатова М.Н. Компетентностный подход в высшем образовании: понятие и проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №6 // http://www.science-education.ru/issue/

15.Филатова М.Н. Формирование общекультурных компетенций в социокультурной среде вуза (опыт РГУ нефти и газа им. Губкина) // Социология образования. – 2012. – №8. – С.49-54.

16.Филатова М.Н., Бронзино Л.Ю. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды вуза // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №6 (14) // sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/bronzino.pdf

17.Филатова М.Н. Мониторинг социокультурной среды вуза: понятие и проблемы // «Дискуссия». Ежемесячный научный журнал. – 2012. – №10. – С. 90-97.

Публикации в других изданиях

1.Филатова М.Н. Обретая себя: мировоззренческие парадигмы // Материалы Межвузовской международной научно-практической конференции «Гуманизация профессиональной подготовки инженеров нефтегазового профиля». – М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1995.

2.Филатова М.Н. Социальный облик современного студента // Студенчество в условиях реформ в России. – Выпуск 2. – М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1997.

3.Филатова М.Н. Мораль. Реальность или иллюзия? (Опыт постановки проблемы) // Проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи». Тезисы II Международной межвузовской научно-практической конференции. – М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1998.

4.Филатова М.Н., Волкова Л.В. Трансформация системы ценностей и самосознание учащейся молодежи в эпоху пост-модерна // Материалы научной конференции «Социальное управление в эпоху пост-модерна» 8-9 февраля 1999 г. – М.: «Университетский гуманитарный лицей», 1999.

5.Филатова М.Н., Волкова Л.В., Гусейнова Ф.Д. Абитуриент-98: социальный портрет и проблемы подготовки в вуз // Студенчество в условиях реформ в России. – Выпуск 4. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2000.

6.Филатова М.Н. Преподаватель РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина: социальный облик, система ценностей и отношение к работе // Студенчество в условиях реформ в России. – Выпуск 3. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2001.

7.Филатова М.Н. Гуманизация и мотивация // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2002. – №6.

8.Филатова М.Н., Владимиров А.И., Грачев В.А., Шленов Ю.В. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика. Монография. – М.: «Альфа», 2002.

9.Филатова М.Н., Владимиров А.И., Круглов Ю.Г., Попов В.В. и др. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов. – М.: ЭДКД, 2002.

10.Филатова М.Н. Воздействие социокультурной среды вуза на формирование позитивных ценностей // Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Гуманизация образовательной и внеучебной среды высшей школы как средство воспитания толерантного сознания молодого специалиста» 16-18 октября 2002 г. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2002.

11.Филатова М.Н., Владимиров А.И., Попов В.В., Башмаков А.И. Технологии и средства развития творческих способностей в профессиональном образовании // Всероссийская конференция «Современная образовательная среда» 1-4 ноября 2002 г. – М.: ВВЦ, 2002.

12.Филатова М.Н., Владимиров А.И., Попов В.В., Грачев В.А. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Международная интернет-конференция «Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития» 15 января – 29 марта 2002 г. – М.: Логос, 2003.

13.Филатова М.Н. Роль корпоративной культуры в высшем профессиональном образовании // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» 23-25 марта 2004 г. Труды 4-ой международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

14.Филатова М.Н. Место корпоративной культуры в высшем профессиональном образовании // Высшая школа: гуманитаризация, духовный мир и ценностные ориентации студенчества. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004.

15.Филатова М.Н. «Презентация» – перспективная форма организации самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005.

16.Филатова М.Н. Корпоративная культура в социокультурном пространстве отраслевого вуза // Формирование профессиональной культуры специалистов ХХ1 века в техническом университете. Труды 5-й Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005.

17.Филатова М.Н. Корпоративное культурное пространство как системный принцип формирования среды вуза // Формирование профессиональной культуры специалистов ХХI века в техническом университете. Труды 6-й Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2006.

18.Филатова М.Н., Левина Л.А. Локальная культурная среда как концептуальная основа учебно-воспитательной работы в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина // Наследие Д.С. Лихачева в культуре и образовании России. Сборник материалов научно-практической конференции. – М.: Изд-во Московского гуманитарного педагогического института, 2007. – С. 76-84.

19.Большаков В.И., Филатова М.Н. Социальное проектирование инновационной культуры вуза // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Тезисы VI Российского философского конгресса. – Нижний Новгород, 2012.

20.Большаков В.И., Филатова М.Н. Создание системы инновационной культуры ВУЗа – ключ к системной модернизации общества // Наука. Культура. Общество. – 2012.

21.Большаков В.И., Филатова М.Н. Сходство социальной парадигмы христианства и ислама, как важный фактор формирования социокультурной среды ВУЗа // Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. — М.: ИС РАН, 2012.