- гармоничным взаимодействием логического и интуитивного типов мышления у студентов гуманитарного и технического направлений подготовки;
- овладением операциями мыслительной деятельности (транспонирование, анализ, синтез, комбинирование, оценка, прогнозирование), формами мышления (логические и вероятностные), структурными элементами системы научных знаний и их совершенствованием и применением в процессе изучения математики.
2. Педагогическая концепция исследования представляет собой теоретико-методологические и дидактические основы решения проблемы создания целостной системы развития ВСМ студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур, задающая эффективную подготовку социально-адаптированного субъекта профессиональной деятельности. Концепция включает следующие положения:
- цель - теоретическое обоснование стратегии развития ВСМ студентов в процессе обучения математике на основе диалога естественнонаучной и гуманитарной культур, являющегося основой общекультурной и профессиональной компетентности современного специалиста;
- методологические подходы - синтез системного подхода с синергетическим, личностно-ориентированным, компетентностным, информационно-технологическим, культурологическим, фрактальным;
- триадическая система принципов обеспечивает новый качественный уровень развития ВСМ студентов, дает возможность установления единства математического, профессионального, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности специалиста и, тем самым, повышения качества образовательного процесса в целом. Выявлены и охарактеризованы следующие триады принципов: развития математической интуиции -логичности структуры математических объектов - включенности вероятности в структуру и содержание познания; фундаментальности - профессиональной направленности - фундирования; теории - практики - моделирования; дискретности - непрерывности - фрактальности; проблемности - ясности -неопределенности; открытости - замкнутости - трансдисциплинарности; научности - естественности - разумной строгости; целесообразности -причинности - полимотивации; прагматизма - нравственности -профессиональной культуры; последовательности концентризма -системогенетичности;
- ведущая идея концепции - эффективное развитие ВСМ студентов технических и гуманитарных направлений подготовки и повышение качества математического обучения обеспечит разработка целостной педагогической системы развития ВСМ в процессе обучения математике на основе диалога естественнонаучной и гуманитарной культур и опосредующая ее практическую реализацию технология обеспечения градационного развития ВСМ;
- основополагающие идеи концепции - диалог естественнонаучного и гуманитарного дискурсов как ведущий фактор, обеспечивающий создание развивающей среды; гуманитаризация и фундирование в качестве эффективного механизма развития ВСМ в процессе обучения; гипотеза латерализации, позволяющая выявить типологические особенности студентов, влияющие на развитие ВСМ; идея использования фрактальных методов при структурировании вероятностно-статистических учебных элементов, для оперативной диагностики результатов развития и обучения, установления обратных связей и формирования индивидуальных траекторий обучения с учетом психологических характеристик; идея обучения ТВиМС как содержательной интеграции понятийной, мировоззренческой, деятельностной и концептуальной форм научного знания, как ведущее условие развития и саморазвития интеллектуальной, духовно-нравственной, мотивационной сфер личности студентов.
3. Модель развития ВСМ студентов технических и гуманитарных направлений характеризуется целевым, содержательным, процессуальным и результативным компонентами, реализуется на четырех уровнях развития ВСМ с выделением типологических особенностей студентов гуманитарных и технических направлений подготовки, влияющих на развитие ВСМ. Уровень развития ВСМ положительно коррелирует с 1) удельным весом в мотивационной структуре внутренней мотивации учения и познания; 2) уровнем сформированности структурных элементов математических знаний, обобщенных умений применять эти знания в гуманитарных и естественнонаучных областях при решении различных задач; 3) доминантным типом мышления студента (логическим или интуитивным) и глубиной их взаимодействия; 4) уровнем овладения и совершенствованием форм мышления; 5) уровнем развития мыслительных операций; 6) уровнем сформированности качеств и способностей обучающихся, выражающих развитие духовности, нравственности и связанных с нею компонентов потенциала личности.
4. Целостная педагогическая система развития ВСМ студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур определяется представлением о ней как о проекте научно-управляемого процесса,
- имеющего целью развитие ВСМ студентов технических и гуманитарных направлений подготовки в процессе обучения математике на основе диалога естественнонаучной и гуманитарной культур;
- организуемого с учетом современных требований, предъявляемых к специалистам ФГОС ВПО, и посредством разработки новой педагогической технологии градационного развития ВСМ на основе использования информационных и коммуникационных средств обучения;
- связанного с реализацией триадической системы принципов обучения, обеспечивающих новый качественный уровень развития ВСМ студентов;
- определяющего методику фрактального описания к вариативному (в зависимости от профиля обучения) структурированию содержания дисциплины, раскрывающую ее интегративную сущность и многоаспектный характер изучаемых дескрипторов на основе фундирования базовых учебных элементов;
- определяемого структурообразующим фактором - обеспечение качества математического образования.
5. Технология обеспечения градационного развития ВСМ, понимаемая как педагогический механизм и оперативный диагностический инструментарий, осуществляет мониторинг функционирования системы развития ВСМ студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур. Технология обеспечения градационного развития ВСМ направлена на целевые установки: всестороннее и гармоничное развитие ВСМ студента через активизацию психологических процессов и познавательной деятельности; воспитание доминанты саморазвития и самосовершенствования личности специалиста; создание целостной методической системы, ориентированной на улучшение качества образовательного процесса как с информационной, рецептурной точки зрения, так и с точки зрения развития научного мировоззрения студентов. Технология опирается на специальные принципы: включенности вероятности в структуру и содержание познания; фундирования; моделирования; фрактальности; неопределенности; трансдисциплинарности; разумной строгости; полимотивации; профессиональной культуры; системогенетичности. Достигается через применение авторской АОСЗ и приводит к гибко управляемому процессу развития ВСМ в ходе изучения математических дисциплин студентами технических и гуманитарных направлений подготовки в вузе. Особенность данной технологии состоит в том, что организация управляемого процесса характеризуется наличием непрерывной функциональной связи между любым из переходных состояний познавательного процесса, то есть каждое его текущее состояние детерминируется предыдущим, а управляющее действие осуществляется дискретно, избирательно.
6. Адаптивная компьютеризированная обучающая система задач обеспечивает развитие ВСМ через индивидуализацию математической подготовки студентов и интерактивное управление ею на основе информации о динамических индивидуальных характеристиках обучаемых, согласно разработанным критериям развития ВСМ, количественным характеристикам обратных связей между студентами и преподавателем. Компонентная архитектура АОСЗ представлена следующими блоками: контроля доступа студентов; интерактивным информационно-инструктивным; накопительным банком информации по пользователям; интерфейсом с Internet; интерфейсом с администраторами; графической визуализации успешности деятельности пользователей; учебно-информационного материала; диагностического материала и Artificial intelligence.
1.Дворяткина, С.Н. Вариативная модель организации учебно-воспитательного процесса при подготовке студентов инженерных и социогуманитарных специальностей на примере вероятностно-статистических дисциплин [Текст]: монография / С.Н. Дворяткина; под. ред. В.П. Кузовлева. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. - 286 с.
2.Дворяткина, С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике: теория и практика [Текст]: монография / С.Н. Дворяткина. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 268 с.
11. Публикации в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ:
3.Дворяткина, С.Н. Новый взгляд на плотность дискретного распределения [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика».- 2009.- №2.- С. 113-120.
4.Дворяткина, С.Н. Роль математики случайного в духовно-нравственном воспитании молодежи: поиск истины [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика».- 2009.- №4.- С. 79-85.
5.Дворяткина, С.Н. Вероятностное мышление и его роль в учебной деятельности студентов[Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика».- 2010.- №3. -С. 16-22.
6.Дворяткина, С.Н. Духовно-нравственный компонент воспитания студентов при изучении теории вероятностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Ярославский педагогический вестник. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2010.- №4. - С. 179-184.
7.Дворяткина, С.Н. Формирование и развитие специфических знаниевых структур и механизмов вероятностного мышления [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Психология образования в поликультурном пространстве.- 2010.- №4. - С. 98-107.
8.Дворяткина, С.Н. Технология градационного развития личности в процессе обучения студентов инженерных и гуманитарных специальностей теории вероятностей и математической статистике [Текст] / В.П. Кузовлев, С.Н. Дворяткина // Психология образования в поликультурном пространстве.- 2011.- №2. - С. 103-112 (авторский вклад - 50%).
9.Дворяткина, С.Н. Вариативное структурирование содержания курса теории вероятностей и математической статистики [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Ярославский педагогический вестник. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2011.- №4. - С. 74-83.
10.Дворяткина, С.Н. Инновационный подход к организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на становление целостной личности специалиста [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Личность. Культура. Общество.- 2011.- Т.ХШ. Вып.4. - 318-325.
\. Дворяткина, С.Н. Концептуальные положения модели обучения теории вероятностей и статистике, ориентированной на комплексную профессиональную подготовку студентов технических и гуманитарных направлений [Электронный ресурс] / С.Н. Дворяткина // Теория и практика общественного развития. - 2011. №7. - С. 168-172. Шифр Информрегистра: 0421100093 483. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-7-2011/philosophy/olkhov.pdf
12.Дворяткина, С.Н. Обучающая система учебно-познавательных задач по теории вероятностей и статистике как средство управления развитием мыслительной деятельности студентов [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика».- 2011.- №4.- С. 89-95.
13.Дворяткина, С.Н. Проектирование обучающей интерактивной системы задач по теории вероятностей и статистике для студентов инженерных и гуманитарных специальностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Педагогическая информатика. - 2012. - №2. -С. 61-70.
14. Дворяткина, С.Н. Особенности системы обучения студентов технических и гуманитарных специальностей теории вероятностей и статистике в вузе на основе технологии градационного развития [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011.- № 5.
15. Дворяткина, С.Н. Структурная модель развития вероятностного стиля мышления студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур [Текст] / С.Н. Дворяткина// European Social Science Journal. - 2012.-№6 (22). - С.83-92.
16.Дворяткина, С.Н. Проектирование адаптивной компьютеризированной обучающей системы задач по вероятностно-статистическим разделам математики [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2012. - № 3. (в печати) - 0,8 п.л.
П. Дворяткина, С.Н. Сравнительный анализ реализации образовательных программ по математике в Европе и России в контексте диалога культур [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Психология образования в поликультурном пространстве.- 2012.- №2. - С. 56-67.
III. Учебные и учебно-методические пособия:
18.Дворяткина, С.Н. Комбинаторика. Применение к решению вероятностных задач [Текст]: методические рекомендации / С.Н. Дворяткина, М.А. Аверьянова.- Елец: ЕГПИ, 1993-25 с. (авторский вклад - 50%).
19.Дворяткина, С.Н. Многогранники. В помощь студентам физико-математического факультета при подготовке к практическим занятиям по элементарной математике с практикумом по решению математических задач [Текст]: методические рекомендации / М.А. Аверьянова, С.Н. Дворяткина.- Елец: ЕГПИ, 1993.- 35 с. (авторский вклад - 50%).
20.Дворяткина, С.Н. Методические рекомендации по изучению основных разделов теории вероятностей на естественном отделении физико-математического факультета [Текст]/ М.А. Аверьянова, С.Н. Дворяткина. Елец: ЕГПИ, 1996. - 60 с. (авторский вклад - 70%).
21.Дворяткина, С.Н. Методические рекомендации по изучению основных разделов математической статистики на естественном отделении физико-математического факультета [Текст]/ М.А. Аверьянова, С.Н. Дворяткина. - Елец: ЕГПИ, 1996. - 61 с. (авторский вклад -70%).
22.Дворяткина, С.Н. Практикум по математическому моделированию биологических процессов: учебно-методическое пособие [Текст]/ С.Н. Дворяткина.- М.: Изд-во МПУ, 2000.-102 с.
23. Дворяткина, С.Н. Практикум по математической статистике [Текст]: учебно- методическое пособие / С.Н. Дворяткина.- Елец: ЕГУ им. ИА. Бунина, 2001.- 56 с.
24. Дворяткина, С.Н. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Математика» для студентов очной формы обучения по специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования, с дополнительными специальностями: 031200.08 - Изобразительное искусство; 031200.32 - Иностранный язык [Текст]/ С.Н. Дворяткина, ТА. Позняк, Т.М. Сафронова.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 65 с. (авторский вклад - 33 %)
25.Дворяткина, С.Н. Решение статистических задач с использованием ТП Excel [Текст]: лабораторный практикум/ С.Н. Дворяткина.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004.-99 с.
26.Дворяткина, С.Н. Лабораторный практикум по математической статистике на базе ТП Microsoft Office [Текст]/С.Н. Дворяткина.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.- 128 с.
27. Дворяткина, С.Н. Лекции по классической теории вероятностей [Текст] / С.Н. Дворяткина, Л.Н. Ляхов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.- 176 с. (авторский вклад - 50%)
28. Дворяткина, С.Н. Лекции по классической теории вероятностей: учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / С.Н. Дворяткина, Л.Н. Ляхов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.- 184 с. (авторский вклад - 50%)
IV. Статьи в журналах, научных, научно-методических сборниках, трудах и материалах международных и всероссийских конференций:
29.Дворяткина, С.Н. МПС естественно-математического цикла как методологическая основа совершенствования процесса обучения математике в малокомплектной школе [Текст] / С.Н. Дворяткина //Вузовская педагогика о проблемах сельской школы: материалы Всероссийской конференции «Педагогические инициативы и сельская малокомплектная школа»(15-19 мая 1995г.); под ред. Авдеева Ф.С. - Орел: Изд-во ОГПУ, 1995.- С.103-104.
30.Дворяткина, С.Н. Обучение математике в профильных математических классах [Текст] / С.Н. Дворяткина // Профессиональная подготовка в высшей педагогической школе накануне XXI века: межвузовский сборник научных трудов. - М.: Изд-во МПУ, ЕГПИ, 1997. -С.72-75.
31.Дворяткина, С.Н. Прикладные задачи как средство установления взаимосвязанного обучения математике и биологии [Текст] / С.Н. Дворяткина // На путях совершенствования высшего педагогического образования. Поиски и решения: межвузовский сборник научных трудов. - М.: МПУ, ЕГПИ, 1998. - С. 94-98.
32.Дворяткина, С.Н. Содержательно-интегративный подход к обучению математике в общем развитии личности [Текст] / С.Н. Дворяткина // Система непрерывного педагогического образования в контексте региональной кадровой политики в области подготовки квалифицированных специалистов: межвузовский сборник научных трудов. - Лебедянь, 1999.
33.Дворяткина, С.Н. Курс по выбору «Математическое моделирование биологических процессов» для студентов педвузов [Текст] / С.Н. Дворяткина // Проблемы и методы преподавания естественнонаучных дисциплин в вузах: межвузовский сборник. - Воронеж, 2000.
34.Дворяткина, С.Н. О взаимосвязанном обучении математике и биологии [Текст] / С.Н. Дворяткина // Вестник ЦМО МГУ, №3. Математика, естественные и технические науки: методика и практика преподавания, теоретические и экспериментальные исследования. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000.- С. 33-45.
35. Дворяткина, С.Н. Стохастические задачи и иллюстрация процесса применения математики [Текст] / С.Н. Дворяткина // Проблемы реализации государственного стандарта образования: межвузовский сборник научных трудов. - М.: МПУ, ЕГУ, 2001.- С. 160-166.
36.Дворяткина, С.Н. Особенности методики преподавания вероятностно-статистического материала в средней школе [Текст] / С.Н. Дворяткина // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на Всероссийскую научную конференцию «54-е Герценовские чтения»; под ред. В.В. Орлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.- С. 184-185.
37.Дворяткина, С.Н. Некоторые проблемы вероятностно-статистического образования в средне школе [Текст] / С.Н. Дворяткина // Методология и методика непрерывного образования: межвузовский сборник научных трудов. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001.- С. 41-44.
38. Дворяткина, С.Н. Природа понятия вероятности и методика его введения в курс математики средней школы [Текст] / С.Н. Дворяткина // Проблемы теории и практики обучения математики: сборник научных работ, представленных на международную научную конференцию «55-е Герценовские чтения»; под ред. В.В. Орлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.- С.206-207.
39. Дворяткина, С.Н. Экспериментальное исследование квантовых осцилляций магнитоотражения в висмуте при Т>77 К в импульсных магнитных полях до 17 Тл. [Текст] / С.Н. Дворяткина, СО. Собченко // Молодежь и наука - третье тысячелетие: тезисы второго Международного конгресса студентов, молодых ученых и специалистов.- М.: Изд-во: Профессионал, 2002.- С. 73-74 (авторский вклад - 50%).
40.Дворяткина, С.Н. О курсе по выбору «Математическое моделирование биологических процессов» [Текст] / С.Н. Дворяткина // Модернизация школьного математического образования и проблемы подготовки учителя математики: труды XXI Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов; под ред. В.В. Орлова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.- С. 93.
41.Дворяткина, С.Н. К вопросу о вероятностно-статистическом образовании в школе [Текст] / С.Н. Дворяткина // Вестник ЦМО МГУ, №4. Часть3. Математика, естественные и технические науки: методика и практика преподавания, теоретические и экспериментальные исследования. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.- С. 87-101.
42.Дворяткина, С.Н. Решение статистических задач с использованием ТП Excel [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования: материалы XXII Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов и университетов (17-19 сентября 2003г.). - Тверь: Изд-во ТГУ, МГПУ, 2003.- С. 33-34.
43. Дворяткина, С.Н. Курс теории вероятностей и математической статистики для будущих учителей математики [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Общее и частное в образовательном процессе высшей школы: сборник научных трудов. - М.:МГОУ, Елец: ЕГУ им. Бунина, 2003.- С. 106-110.
44.Дворяткина, С.Н. Проблема соотношения абстрактной математики и биологической реальности в процессе подготовки учителя профильной школы [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Подготовка учителя к реализации профильного обучения в средней школе: материалы XXXVI зональной конференции преподавателей физики, МПФ, астрономии и технических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего востока. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003.
45.Дворяткина, С.Н. Использование информационных технологий в обучении математике [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики: межвузовский сборник научных трудов; под. ред. Ю.А. Дробышева, И.В. Дробышевой.- Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циалковского, 2004.- С. 115-119.
46.Дворяткина, С.Н. Информационные технологии в математической статистике [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Методология и методика информации образования: концепции, программы, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004.- С. 201-204.
47.Дворяткина, С.Н. Вероятностно-статистические модели в психолого-педагогических исследованиях [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Современные проблемы школьного и вузовского математического образования: тез. докл. XXIV Всерос. семинара преподавателей математики ун-тов и педвузов; под ред. А.Г. Мордковича, И.К. Кондауровой. -М.; Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005.- С. 39-41.
48.Дворяткина, С.Н. Статистические сравнения и информационные технологии в психолого-педагогических исследованиях [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «58 Герценовские чтения»; под ред. В.В. Орлова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.- С. 338-340.
49.Дворяткина, С.Н. Информационные технологии построения курса по выбору «Решение статистических задач с использованием ТП Excel» [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Информатика: концепции, современное состояние, перспективы развития: материалы межвуз. научно-практ. конференции. Вып.3. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.- С. 32-44.
50. Дворяткина, С.Н. Вероятностно-статистические модели в психолого-педагогических исследованиях [Текст]/ С.Н. Дворяткина, И.Г. Колосова// Информатика: концепции, современное состояние, перспективы развития.- Вып.4.-Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. (авторский вклад - 50%).
51. Дворяткина, С.Н. Информатизация и технологизация воспитательной работы на физико-математическом факультете [Текст]/ С.Н. Дворяткина, СВ. Федянин // Информатика: концепции, современное состояние, перспективы развития. Вып.4. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006 (авторский вклад - 70%).
52.Дворяткина, С.Н. Использование ANOVA в психологических исследованиях [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 11: Серия «История и теория математического образования». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.-С.223-229.
53.Дворяткина, С.Н. Понятие эксперимента и его методологическая сущность [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник ЦМО МГУ. №6. Часть3. Математика, естественные и технические науки: методика и практика преподавания, теоретические и экспериментальные исследования. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.- С. 46-57.
54.Дворяткина, С.Н. Логико-исторический анализ понятия случайной величины [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Некоторые актуальные проблемы современной математики и математического образования. Герценовские чтения - 2008: материалы научной конференции, 14-19 апреля 2008. -СПб, 2008.- С. 175-179.
55.Дворяткина, С.Н. О лабораторном компьютерном эксперименте в теории вероятностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «61 Герценовские чтения»; под ред. В.В. Орлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 289-291.
56.Дворяткина, С.Н. К вопросу о единстве исторического и логического в преподавании теории вероятностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 17: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008.- С. 49-54.
57.Дворяткина, С.Н. Ветвящиеся процессы как модель исследования демографических процессов [Текст]/ С.Н. Дворяткина, Л.М. Иголкина // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 17: Серия «Педагогика». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - С. 444-448 (авторский вклад - 70%).
58. Дворяткина, С.Н. Математические модели в обучении студентов гуманитарных специальностей в педагогическом вузе [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Проблемы многоуровневой подготовки учителей математики для современной школы: материалы XXVII всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, посвященного 70- летию со дня рождения доктора педагогических наук профессора И.Д. Пехлецкого (24-26 сентября 2008 г., г. Пермь).- Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2008.- С. 60-62.
59. Дворяткина, С.Н. Эксперимент как метод научного познания [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Моделирование учебно-воспитательного процесса в школе и вузе: межд. сборник научных трудов.- Елец (Россия)-Благоевград (Болгария), 2008.- С. 404-410.
60.Дворяткина, С.Н. Использование 5-распределения Дирака в преподавании теории вероятностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина, Л.Н. Ляхов // Education, science and economics at universities. Integration to international education area. - Plock, Poland. 2008. - Р. 447-451 (авторский вклад - 50%).
61.Дворяткина, С.Н. Актуальные проблемы математической подготовки студентов социогуманитарных факультетов [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Социализация личности в меняющемся мире. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008.- С.272-276.
62.Дворяткина, С.Н. Духовно-нравственное воспитание в контексте вероятностного знания [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-образовательной конференции. - М.: РУДН, 2009.- С. 509-506.
63.Дворяткина, С.Н. Единство богословия и математики случайного [Текст]/ С.Н. Дворяткина, Т.И. Кузнецова // Христианство и наука: сборник докладов конференции «XVI Международные рождественские образовательные чтения».- М.: РУДН, 2009.- С. 74-97 (авторский вклад - 50%).
64. Дворяткина, С.Н. Принцип интеграции в обучении теоретико-вероятностных дисциплин [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Некоторые актуальные проблемы современной математики и математического образования. Герценовские чтения - 2009: материалы международной научной конференции, 18-23 апреля 2009. - СПб, 2009. -С. 174-180.
65.Дворяткина, С.Н. Информационные технологии в обучении математике студентов-психологов на основе системного подхода [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Материалы II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании».- Пятигорск: ПГЛУ, 2009. .-173-179.
66.Дворяткина, С.Н. Организация учебной деятельности студентов-гуманитариев при обучении вероятностным дисциплинам [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Современные проблемы науки образования и производства: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая
2009. В 2 т.Т.1. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2009.- С.85-87.
67. Дворяткина, С.Н. Роль математики в учебно-исследовательской деятельности студентов социогуманитарных специальностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Проблемы преемственности в обучении математике на уровне общего и профессионального образования: материалы XXVIII Всероссийского семинара преподавателей математики и педагогических вузов. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УрГПУ, 2009.- С.88-89.
68.Дворяткина, С.Н. Интегрированные технологии организации учебного процесса при обучении математике студентов психологических факультетов [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Информационные технологии в образовании, технике и медицине: материалы международной конференции; ВолгГТУ. - Волгоград, 2009.- С. 23.
69.Дворяткина, С.Н. Развитие интуитивного мышления студентов педвузов при изучении вероятностного материала [Текст]/ С.Н. Дворяткина //Методическая подготовка студентов математических специальностей педвуза в условиях фундаментализации образования: материалы Всероссийской научной конференции; Мордовский ГПИ Им. М.В. Евсеева. -Саранск, 2009.- С.46-49.
70.Дворяткина, С.Н. Соотношение интуитивного и логического мышления при обучении вероятностным дисциплинам [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Культура и образование как фактор развития региона: сборник материалов Международной научно-практической конференции (14-15 октября 2009 г.); отв. редактор В.М. Кашлач. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009.- С. 226-228.
71.Дворяткина, С.Н. Принцип дополнительности в обучении вероятностному материалу студентов гуманитарных и инженерных специальностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина, СО. Собченко// Математика, информатика, их приложения и роль в образовании: тезисы докладов российской Школы-конференции. - М.: РУДН, 2009. - С. 298-301 (авторский вклад - 70%).
72. Дворяткина, С.Н. Системно-синергетические принципы организации учебной деятельности по изучению вероятностного материала [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Современные достижения в науке и образовании. Математика и информатика: материалы Международной научно-практической конференции (Архангельск, 1-5 февраля 2010 г.). - Архангельск: КИРА,
2010. - С. 471-472.
73. Дворяткина, С.Н. Формирование вероятностного мышления у студентов с использованием информационных технологий [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Информационные ресурсы в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 15-17 апреля 2010 г). - Нижневартовск: НГГУ, 2010.- С. 144-146.
74. Дворяткина, С.Н. Системно-синергетический подход в процессе преподавания теории вероятностей в вузе [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Шестые курдюмовские чтения: материалы Международной междисциплинарной научной конференции «Синергетика в естественных науках» с элементами научной школы для молодежи; отв. за выпуск Г.П. Лапина, Ю.В. Козловская. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. - С. 337-341.
75.Дворяткина, С.Н. Фрактальность интегративных связей при изучении дисциплин вероятностного цикла [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Современные проблемы анализа и преподавания математики: материалы Международной научной конференции, посвященной 105-летию академика СМ. Никольского (Москва, Россия, 17-19 мая 2010 г). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - С. 103-104.
76.Дворяткина, С.Н. Развитие вероятностного мышления как существенная компонента профессиональной компетенции специалиста [Текст] / С.Н. Дворяткина // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 27: Серия «Педагогика». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - С. 74-82.
77.Дворяткина, С.Н. Роль интуитивного и логического компонентов мышления при обучении теории вероятностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на Международную конференцию «63 Герценовские чтения»; под. ред. В.В. Орлова. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 362-366.
78.Дворяткина, С.Н. Модель организации учебно-воспитательного процесса в вузе на примере изучения теории вероятностей и математической статистики [Текст]/ С.Н. Дворяткина, В.П. Кузовлев // Education, science and economics at universities. Integration to international education area. - Plock, Poland. 2010. - Р. 112-121 (авторский вклад 50%).
79.Дворяткина, С.Н. Влияние информационных технологий на развитие мышления будущего специалиста психолога [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы III Международной научно-практической конференции (22-23 апреля 2010 г.).- Пятигорск: ПГЛУ, 2010.- С. 132.139.
80.Дворяткина, С.Н. Применение технологии градационного развития при изучении теории вероятностей студентами инженерных специальностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина//Проблемы математической и естественнонаучной подготовки в инженерном образовании. Исторический опыт, современные вызовы: сборник трудов Международной научно-практической конференции (11-12 ноября 2010 г.); под. общ. ред. В.А. Ходаковского.-СПб.: Изд-во ПГУПС, 2011. - С. 51-55.
81.Дворяткина, С.Н. Реализация принципа целостности математического знания при решении вероятностных задач [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Образование в техническом вузе в XXI веке: Международный научно-методический сборник.- Выпуск 7. - Набережные Челны. Изд-во Кам. гос. инж.-экон. акад., 2010.- С. 79-84.
82.Дворяткина, С.Н. Фрактальность в организации учебной деятельности студентов [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Математика. Экономика. Образование: тезисы докладов XVIII Международной конференции. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. - С. 191.
83.Дворяткина, С.Н. Принципы построения учебного пособия «Лекции по классической теории вероятностей» [Текст]/ С.Н. Дворяткина, Л.Н. Ляхов // Материалы выездного заседания Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ, посвященного конкурсу «Лучшее учебное издание по математике».- Елец, 2010.- 96-107 (авторский вклад - 70%).
84. Дворяткина, С.Н. Способность к прогностической деятельности как показатель успешного профессионального становления личности будущего инженера [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Математика, информатика, их приложения и роль в образовании: материалы второй Российской школы-конференции с международным участием: статьи, обзоры, тезисы докладов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. - С. 81-87.
85. Дворяткина, С.Н. Фрактальный метод структурирования вероятностно- статистического материала в вузе [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Седьмые курдюмовские чтения «Синергетика в естественных науках»: материалы Международной междисциплинарной научной конференции с элементами научной школы для молодежи; отв. за выпуск Г.П. Лапина, Ю.В. Козловская. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. - С. 399-403.
86. Дворяткина, С.Н. Инновационные педагогические технологии в математической подготовке специалиста-психолога [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции (20-22 апреля 2011 г.).- Пятигорск: ПГЛУ, 2011.- С. 110-119.
87. Дворяткина, С.Н. Духовно-нравственный потенциал теории вероятностей в контексте ФГОС [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 28: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. - C. 74-80.
89. Дворяткина, С.Н. Вероятностное познание как реальная основа духовно- нравственного воспитания студентов/ В.П. Кузовлев, С.Н. Дворяткина// Собор. Альманах рели гиоведения. - Выпуск 11. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. - С. 46-65 (авторский вклад - 50%).
90.Дворяткина, С.Н. Использование технологии градационного развития личности как условие повышения качества обучения: процессуальный компонент [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: материалы Международной научной конференции. - Ереван, 2011. - С. 176-178.
91.Дворяткина, С.Н. Потенциал использования информационных технологий в развитии мыслительной деятельности студентов инженерных и социогуманитарных специальностей [Текст]/ С.Н. Дворяткина // Информатизация образования: материалы Международной научно-практической конференции. В 2 т. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011.- Т.2. - С. 86-92.
92.Dvoryatkina, S. The Role of Kolmogorov´s differential equations in assessing of the level of understanding of probability and statistical material for the consideration of conceptual fractal structures by students / Svetlana Dvoryatkina// The 8ht Congress of the International Society for Analysis, its Applications, and Computation. - M.: PFUR, 2011. - Р. 429.