Научная тема: «ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»
Специальность: 10.01.10
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Коммуникативные практики русского модернизма, как специфическая полисистема, определяются в единстве с религиозно-философскими воззрениями соответствующего исторического периода. Этими воззрениями детерминируется как медийный процесс в целом, так  и индивидуальный творческий опыт, прежде всего творческий опыт ведущих публицистов. В этом заключается исходная предпосылка трансформации коммуникативного пространства.

2. Теоретические основы развития рассматриваемой коммуникативной деятельности включают элементы религиозно-философского характера в исторической и гносеологической динамике. Эти элементы в исследуемом ракурсе ориентированы на целостность. Религиозно-философские истоки  теорий модернизма определяются как  многомерное, многоуровневое сложное целое, различные системы которого находятся во взаимно-неоднозначных связях с тем или иным  медийным феноменом.

3. Коммуникативные практики модернизма, соотносимые с ранними  этапами религиозно-философских учений, восходящие к их истокам, вступают с ними в разнообразные отношения. Наиболее актуальны в медиалогическом плане три основных соотношения. Во-первых, определенные практики, позиции, феномены определяются как доминантно наследующие ту или иную религиозно-философскую  тенденцию. Во-вторых, эти практики вступают  с определенной религиозно-философской традицией в отношения диалога. В-третьих, исследуемые практики могут характеризоваться как пространство полемики, в которой затрагиваются существенные аспекты той или иной религиозно-философской концепции.

4. Выявленные соотношения находятся в многомерных связях с основными литературными теориями русского модернизма. Эти соотношения углубленно  определяют и системно представляют религиозно-философские истоки основных эстетических понятий данных теорий с учетом  динамики коммуникативных практик. Опора  на данное проявление системности позволяет раскрыть взаимно-неоднозначные соответствия, характеризующие исследуемую трансформацию, при которой один и тот же религиозно-философский исток служит основой импульсом различных литературных теорий, причем  в эту трансформацию по-разному вовлекаются  медийные феномены.

5 Трансформация коммуникативного пространства определяется в единстве парадигм.

Репрезентативны жанровые парадигмы, раскрывающие трансформацию в религиозной публицистике модернизма. Церковная проповедь - исходная жанровая парадигма для представителей религиозно-философской публицистики. Этот основополагающий статус проявляется в системе связей между двумя корреляциями: действительность - проповедник - произведение - паства; действительность - журналист - текст - аудитория.

Система связей между корреляциями предполагает различную степень вовлеченности жанров в исследуемую трансформацию.

6. В качестве носителя, средоточия трансформации репрезентативен жанр. Взаимодействие ритуальной и литературной коммуникативных норм в медийном пространстве с необходимостью реализуется  в жанре рецензии. Ее сущность включает характеристики, явленные в условиях трансформации коммуникативного пространства.  Особые системные возможности рецензии детерминированы ее ролью, обобщающей объективацию и субъективное начало. В свою очередь, рецензия в религиозно-философской публицистике также подвергается трансформации, приобретая дополнительные видовые признаки, но оставаясь в границах жанра.

7. Для исследуемой проблематики показательны жанровые модификации рецензии. Они в произведениях же рассматриваемого типа представляют пограничный вариант типизации, который, с одной стороны, соответствует не столько реальному положению дел, сколько взглядам на него автора, а с другой стороны, базируется не на «безграничной фантазии», а на более или менее стройной системе взглядов, отражающей определенное направление русской философской мысли изучаемого периода. Такое своеобразие выступает как самобытное воплощение общего, общей тенденции, определяющей трансформацию коммуникативных практик.

8. На современном этапе характерно как ослабевание парадигмальных связей, так и жанровой определенности религиозной публицистики. Рецепция религиозно-эстетической трансформации русского модернизма, характерная для конца ХХ века, сменилась тематической политизацией. Все это в комплексе не приводит к сколько-нибудь существенному коммуникативному воздействию. Перспективным является перемещение религиозной публицистики в пространство Рунета.

Список опубликованных работ
Монографии:

1. Шахбазян М. А. Религиозная трансформация коммуникативного пространства Серебряного века: гностический и неогностический аспекты. [Текст] – Краснодар: КубГУ; Ин-т медиаисследований, 2011.– 200 с. – 12,5 п.л.

2. Шахбазян М. А. Трансформация коммуникативного пространства в религиозно-философской публицистике русского модернизма. [Текст]. – Краснодар: КубГУ; Ин-т медиаисследований, 2012. – 320 с. – 20 п. л.

Статьи в ведущих изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:

3. Шахбазян М. А. Церковная проповедь как парадигма русской религиозно-философской публицистики [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Вып. 1. – Майкоп, 2011. – С. 58-63. – 0,5 п.л.

4. Шахбазян М. А. Рецензия в русской религиозно-философской публицистике как подражание проповеди [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Вып. 2. Майкоп, 2011. – С. 64–69. – 0,5 п. л.

5. Шахбазян М. А. Проблема онто-гносеологических оснований спора об имени в русской религиозно-философской публицистике [Текст] // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2011. – №3. – С 202-206. – 0,5 п. л.

6. Шахбазян М. А. Трансформация коммуникативной нормы в кризисные фазы империи: эстетический аспект [Текст] // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. – Краснодар, 2012. № 2. – С. 14-16. – 0,4 п. л.

7. Шахбазян М. А. Трансформация комуникативной нормы в кризисные фазы империи: религиозный аспект // // Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал. – Краснодар, 2012. № 2. – С. 5-7. – 0,4 п. л.

8. Шахбазян М. А. Трансформация православного представления об образе, символе, знаке в русской религиозно-философской публицистике (на примере взглядов о. Павла Флоренского) [Текст] // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук) – М., 2012. С. 16-26. – 0,75 п. л.

9. Шахбазян М. А. Трансформация категориального аппарата в религиозно-философской публицистике русского модернизма (на примере категории соборности) [Текст] // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2012. – №3. – С. 190-194. – 0,5 п. л.

Научные статьи, опубликованные в других изданиях

10. Шахбазян М. А. Поэтика обэриутов в контексте гностической парадигмы [Текст] // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста: Материалы межвузовской научной конференции. – Соликамск, 2000. – С. 214-216.– 0,4 п. л.

11. Шахбазян М. А. О гностических корнях образа Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Текст] // Филология на рубеже тысячелетий: Материалы международной научной конференции. В. 3. Литература на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д, 2000. – С. 67-69. – 0,4 п. л.

12. Шахбазян М. А. Проблемы освещения традиционных религий в современных СМИ [Текст] // Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в реформируемом обществе: Материалы научно-практической конференции. – Краснодар: КГАУ, 2001. – С. 294-308. – 1,0 п. л.

13. Шахбазян М. А. Русская религиозно-философская публицистика: история и тенденции развития [Текст] // «Громада двинулась и рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть?..» Россия в новом тысячелетии: Материалы III межрегиональной научно-практической конференции. – Краснодар, 2002. – С. 143-147. – 0,5 п.л.

14. Шахбазян М. А. Проповедь как пражурналистское явление [Текст] // Наследие В. В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть II. – Армавир, 2002. – С. 104-107. – 0,5 п. л.

15. Шахбазян М. А. Пир во время чумы (гуманистическая интеллигенция в коммуникативном пространстве Византии и русского Серебряного века) [Текст] // Вестник института им. Россинского. – Краснодар. 2003. № 1 (7). – С. 68-69.– 0,25 п. л.

16. Шахбазян М. А. Тематика в православных изданиях: специфика и способы подачи материала [Текст] // Материалы IX Всекубанских Кирилло-Мефодиевских духовно-образовательных чтений. – Краснодар, 2003. – С. 73-77.– 0,5 п. л.

17. Шахбазян М. А. Споры об имени Божием в современной религиозно-философской публицистике [Текст] // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб., 2004. – С. 61-62. – 0,2 п. л.

18. Шахбазян М. А. «Веленью Божию, о муза, будь послушна!» (О границах христианского искусства) [Текст] // Материалы научно-практической конференции. Краснодар: Ин-т международного права им. Россинского, 2004. – С. 123-126.– 0,4 п. л.

19. Шахбазян М. А. Об особенностях современной полемики в СМИ вокруг имяславия [Текст] // Русская философия и православие в контексте мировой культуры: Сборник статей участников Международной научной конференции / Отв. ред. П.Е. Бойко, А.А. Тащиан. // Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. – С. 278¬¬¬¬¬–281. – 0,4 п. л.

20. Шахбазян М. А. Взаимодействие светских и религиозных СМИ в кубанском информационном пространстве [Текст] // Православная культура — основа воспитания патриота и гражданина Отечества: Из материалов XI Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений.– Краснодар, 2005. – С. 46–50. – 0,4 п. л.

21. Шахбазян М. А. Русский узел Юрия Кузнецова: пространство и время [Текст] // Первые литературные кузнецовские чтения: материалы. – Краснодар, 2006. – С. 93–101. – 0,75 п. л.

22. Шахбазян М. А. «Региональное религиоведение» как элемент обязательной подготовки журналиста [Текст] // Профессия — журналист: вызовы ХХI века: Материалы Международной научной конференции. Москва, 5–8 февраля 2007 г. – М.: МГУ, 2007. – С. 120–121. 0,1 п.л.

23. Шахбазян М. А. Об идеологии, религии и тоталитаризме [Текст] // Медийные облики тоталитаризма: уроки ХХ века. Материалы круглого стола. – Краснодар: КубГУ, Институт медиаисследований, 2007. – С. 92–95. – 0,4 п. л.

24. Шахбазян М. А. «Медиакультура и религия: проблема взаимодействия [Текст] // Медийные стратегии современного мира: Материалы Международной научно-практической конференции.– Краснодар: КубГУ, Институт медиаисследований, 2007. –С. 170-173. – 0,4 п. л.

25. Шахбазян М. А. Взаимодействие религии и медиа как возможность сохранения культурного контента [Текст] // СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции “Журналистика 2007”. М.: МГУ, 2008. – С. 98-99. 0,1 п. л.

26. Шахбазян М. А. Тенденции развития российских православных СМИ [Текст] // Медийные стратегии современного мира: Материалы Второй Международной научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, Институт медиаисследований, 2008. – С. 163-165. – 0,3 п. л.

27. Шахбазян М. А.Символ и имя в контексте религиозной трансформации Серебряного века [Текст] // Православие и современность. Материалы I Богословской научной конференции. – Краснодар: Екатеринодарская Духовная семинария, 2009. – С. 156-169. – 1,0 п.л.

28.Шахбазян М. А. Религиозная проблематика в СМИ и гуманитарный кризис [Текст] // Медийные стратегии современного мира: Материалы Третьей Международной научно-практической конференции. – Краснодар: КубГУ, Институт медиаисследований, 2009. – С. 312–314.– 0,3 п. л.

29. Шахбазян М. А. Перспективы развития православной публицистики // Актуальные проблемы духовно-нравственного возрождения России. Доклады Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Е.В. Харитоновой, Е.М. Шалиной, М.А. Шахбазян. – Краснодар: Кирилло-Мефодиевский центр, 2009. – С. 194-199. – 0,4 п.л.

30.Шахбазян М. А. «Вещи тверже имен». К вопросу о православном понимании языка и имени [Текст] // Язык. Личность. Культура. – Краснодар: КубГУ, 2010. – С. 57-63. –0,5 п. л.

31.Шахбазян М. А. К вопросу о жанровой адекватности религиозно-философской публицистики [Текст] // Медийные стратегии современного мира: Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. – Краснодар: КубГУ, Институт медиаисследований 2010. – С. 346–348.– 0,4 п. л.

32.Шахбазян М. А. Особенности православного блогерства в «ЖЖ» (тезисы) [Текст] // Трансформация систем СМИ в современном мире: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: МГУ, 2010. – С. 299-300. 0,1 п.л.

33.Шахбазян М. А. Сущность парадигмы русской религиозно-философской публицистики и жанровая природа церковной проповеди [Текст] // Научные труды факультета журналистики Кубанского государственного университета. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. С. 49–56. – 0,5 п. л.

34.Шахбазян М. А. Тема государства в религиозно-философской публицистике: трансформация через столетие [Текст] // Медийные стратегии современного мира: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции. – Краснодар: КубГУ, Институт медиаисследований, 2011. – С. 259–263. – 0,4 п. л.

35. Шахбазян М. А. Религиозная толерантность: медийный аспект [Текст] // Формирование культуры толерантности в модернизирующейся России: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-теоретической конференции / Под. Ред. В. В. Шалина. – Краснодар, КубГАУ, 2011. С. 131-136. – 0,4 п. л.

36. Шахбазян М. А. Образ, символ, имя: проблема трансформации религиозных понятий в русском модернизме [Текст] // Научные труды Екатеринодарской Духовной семинарии. – Краснодар: Екатеринодарская Духовная семинария, 2012. – С. 118-126. – 0,5 п.л.

37. Шахбазян М. А. Роль религиозной публицистики в диалоге между церковью и народом [Текст] // Материалы Шестой Международной научно-практической конференции. – Краснодар: КубГУ, Институт медиаисследований, 2012. – С. 315-221. – 0,5 п.л.

38. Шахбазян М. А. Медиаведческий историзм и общая характеристика современной религиозной публицистики // Материалы Х1 межвузовской научно-практической конф. Московского государственного открытого ун-та им. В.С.Черномырдина. М.; Кропоткин: МГОУ, 2012.С.63-66. 0,4 п.л.

39. Шахбазян М. А. Системность религиозной публицистки и аспект персоналий // Сборник научных статей Адыгской (Черкесской) Международной АН. Нальчик; Армавир: АМАН, 2012. Вып.37. С.64-67. 0,4 п.л.

40. Шахбазян М. А. О жанровой специфике в контексте религиозной трансформации коммуникативного пространства // Вестник Московского государственного открытого ун-та им. В.С.Черномырдина. Социально-гуманитарные науки. Приложение. Вып.41.М.: МГОУ, 2012.С.40-44. 0,4 п.л.

41. Шахбазян М. А. О системном характере тем современной православной публицистики // Синергетика образования. Вып.10. М.: Ростов н/Д: Юж.отд. РАО, 2012.С.55-59. 0,5 п.л.