- Агональное определяется как стремление бытия личности к самоутверждению. Агональность реализуется в виде агонистики, а в условиях экстремальных для возникшей социальности она мобилизует все силы для выживания и конденсирует ценностное ядро культуры в особый этос, отражая его в агональном мнемотопе. Указанные элементы (агонистика, агональный этос и агональный мнемотоп) образуют агональную культуру. Агональность пронизывает все сферы общества, создавая пространство для индивидуального и коллективного бытия. Агональность содержит не просто природное влечение, но активную борьбу за жизненное пространство, будь это личная свобода индивида или благосостояние общества. В этой борьбе уже нет места природной, инстинктивной агрессивности, которая замыкается в рамки ритуала, здесь обнаруживаются различные формы агональности, которые можно назвать превращенными формами агона - это конкуренция в экономике, борьба за власть в политике, борьба за любовь в интимной сфере, состязательность в доблести.
- Социокультурный порядок складывается путем столкновения сил: сил, одержавших победу (повелевающих), и сил потерпевших поражение (претерпевающих). Агон является механизмом установления предела агрессивности и в то же время служит выработкой образца поведения, влекущего за собой победу. Противоречивость множественности бытия не преодолевается в результате агона, а закрепляет на время определенный порядок господства, выраженный физически или морально.
- Социокультурную проекцию агональности можно рассматривать в виде модели включающей в себя синхронно действующие три подсистемы: подсистему производства агональных образцов, норм и правил поведения, подсистему реализации агональных образцов и правил, подсистему освоения и передачи агональных образцов. Эти процессы активно формируют культурное пространство, которое состоит из символических форм, канонов, генерализированных феноменом агонистики.
- Генетически агональная деятельность восходит к агрессивным формам поведения, которые, будучи упорядочены ритуалами подчинения и жертвоприношения, образуют область сакрального в культуре, переводят деструктивную агрессию в состояние сакральной одержимости, собирая и стабилизируя социум, с одной стороны, а с другой - мобилизуя индивида для активных действий. Агональности имманентно присущи силы Эроса и Танатоса, любви и агрессии, которые, будучи канализированы ритуалом, несут в себе свойства, учреждающие социальность и иерархичность. Эрос и Танатос обозначают силы созидания и разрушения, которые проявляются как на единичном, индивидуальном, так и на множественном уровне.
- Подсистема производства агональных образцов поведения, канонических форм агонистики сосредоточена в этосе европейской агональной культуры, который концентрирует агональность в ценностно-смысловой конструкции доблести, славы, чести. В античности доблесть означает самопожертвование ради сакрального, выступающего основной ценностью социального. В средневековье самопожертвование предполагает высшую, трансцендентную идею (Царство Небесное), ради которой человек готов принести себя в жертву, как Бог принес себя в жертву, отсюда мистическое единение с Богом в агоне, понимаемом как сражение. В эпоху модерна человек-воин готов жертвовать собой ради могущества цивилизации, которую воплощает в себе образ военного человека. В современном постиндустриальном обществе человек не готов на самопожертвование, он выставляет двойника, а сам испытывает радость от игры ради игры, он превращается в «номада» виртуального ризоматического пространства, которого интересует только «территория игры».
- Подсистема реализации агональности в европейской культуре, представляет собой способы агонального поведения (агонистику). В античности она включает в себя сакральную одержимость и мистический опыт, который направляет действия агонистов. Агонистика войны представлена в античности двумя сюжетными линиями - поединком героев и сражением фаланг гоплитов. В первом случае агонист рассчитывает на patos, сакральную одержимость, позволяющую ему почувствовать связь с божественной природой, на свое стремление быть первым, на индивидуальное мастерство владения оружием. Агонистика средневековья опирается, прежде всего, на сакральную одержимость (экстатическую практику), которая теперь генерализирована религиозными представлениями и возникшим на этой почве «рыцарским этикетом». Война воспринимается как рыцарское предприятие и зрелищный турнир, который сродни особому ритуальному действу. В эпоху Возрождения возникшая концепция «христианской атаки и защиты», основанной на геометрии и натурфилософии, позволяла наглядно доказать, что совершенное знание теории ведения поединка обязательно ведет к победе, вопреки любым физическим недостаткам. Агональность теряет свой внутренний дух, агонистика предстает выражением чистой технологичности, где канонизированные формы агональности сохраняют свой формализм. Человек, вовлекаемый в эту деятельность, обращает внимание на рациональные, абстрагированные формы поведения. Агонистика новоевропейской культуры - это канонизированная форма борьбы, которая предполагает отход от природного воинского духа к письменной форме устава. Новый человек, юнгеровский рабочий, приходит на смену мужественному аристократу, что влечет за собой перемену в агональном этосе. Тотальная мобилизация выступает крайней позицией в устремленности бытия личности к самоутверждению. Агонист оттачивает ремесло воина, в невоенное время превращается в спортсмена, при этом сражаются не с противником, а за абстрактные результаты. Агонистика как искусство реализации агональности в постиндустриальном обществе претерпевает кардинальные изменения. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, изменяется ситуация схватки, поле боя принимает виртуальный вид; во-вторых, агонист не сам принимает участие в бою, а посредством виртуального двойника или искусственного органа. В-третьих, размытые рамки агона опрокидывают агониста не в биологическую войну всех против всех, а в сражение «холодной ярости», когда агонист ведет бой с остервенением, вызванным не стремлением выжить, не напряжением всех физических и духовных сил, а стремлением как можно больше заработать баллов или простого времяпрепровождения.
- Подсистема освоения и трансляции агональной культуры обладает статическими и динамическими характеристиками. К первым относится механизм формирования фигур воспоминаний (мнемотоп), а ко вторым - пайдейя, система воспитания в обществе. Агональный мнемотоп античности представлен фигурами воспоминаний, которые находятся в особых культурных текстах. К таким текстам можно отнести текст «Илиады» Гомера. Подобные тексты, содержащие агонистические сюжеты в совокупности со способами обучения и инициаций, формировали панэллинскую идентичность. Фигуры воспоминаний, расположенные в природном ландшафте упорядочивали пространство культуры, от них отталкивалась эллинистическая идентичность, используя их в качестве ориентиров и точек опор, для создания текстов идентичности (мифов, легенд, песен). Мнемотоп Средневековья создается фигурами воспоминаний, имеющими текстуальное воплощение, символичность которого подчеркивается эпическими сюжетами, памятниками материальной культуры, предметами вооружения и обрядовыми формами. Фигуры воспоминаний актуализируются молитвой, чтением Священных текстов, воинскими обрядами, которые призваны обнаружить следы трансцендентного мира в агональной деятельности. В Новое время фигуры воспоминания полностью детерминированы письменным текстом, требующим учителя и интерпретатора, исследователя, методолога. В постиндустриальном обществе человечество использует память, которая в состоянии сохранить информацию на протяжении очень долгого времени в бесчисленных объемах. Такая память может содержать в себе практически все накопленные человеком фигуры воспоминаний. При таком, казалось бы, безграничном, источнике знаний человек неожиданно оказывается в пространстве адсорбированных, ризоматичных фигур воспоминаний. Фигуры воспоминаний превращаясь в симулякры и не выполняют роли точек опоры, в результате человеческая память слабеет. Постагон не актуализирует фигур воспоминаний, их симулякры лишь будоражат воображение, обыгрываются в сетевой игре, где всегда можно изменить верности, доблести.
- Номадическая культура развивалась под воздействием постоянного состязания - перманентного агона. Агонистика перманентного агона генерализирована мистическим проникновением в ткань настоящего, которая основана на ощущении напряжения «силовых линий» агона (изменение интенсивности сил). Эти ощущения нельзя научиться предугадывать путем освоения неких методических принципов. Нахождение длительное время на границе сакрального, в состоянии мобилизации, одержимости, приводит к тому, что агонист использует одни и те же принципы (каноны) в бою, сражении, охоте, игре, жизни, руководствуясь эмпирическим опытом и сакральным состоянием. Номадическая проекция агональности обусловлена реалиями природно-социального характера. «Бытие в смерти» порождает особый способ самоутверждения личности, в котором Эрос выражается в товариществе, стойкой мужской дружбе, взаимопомощи, преданности лидеру. Этос номадов формирующийся в пространстве перманентного агона, связан с таким понятием доблести, которое выражается в стремлении к самоосуществлению без оглядки на собственное поражение, в самопожертвовании ради общественных идеалов. Фигуры воспоминания пространства перманентного агона, создающие идентичность социума, маркирующие его социальный мир, воссоздающие этот мир и идентичность в многократном повторении, содержатся в текстах, которые имеют очень широкий охват. Они концентрируются в движении номада по обживаемому им пространству (места боев, места гибели и побед). Но в большей мере они заключены в характеристике героев, которые сами являются создателями таких текстов, и служат ориентирами для формирования последующих поколений.
- Социокультурная проекция агональности казачьей культуры, которая создавалась на стыке европейской и номадической культуры, включает в себя пространство агонистики - постоянно длящейся борьбы (войны) с ее формами и канонами, сформировавшейся на этой почве системой воспитания и поведения (этосом) и пространством памяти, отвечающей за трансляцию воинственных образцов. На этом этапе война и военная служба доминировали в казачьей культуре, создавали ее образцы, воспитывали воинов и героев. По мере отдаленности войны от казачьих земель, размывании сословных ограничений и ликвидации казачьего сословия, а также исхода наиболее активной части казачества за границу, творческая энергия агональности охватила и различные сферы культурной деятельности. Появились известные поэты, писатели, художники, философы, ученые, что является важным показателем лишенной сословных ограничений (властной канализации) агональности. Механизм трансляции культурных образцов казачьей культуры представляет собой мнемонотоп, состоящий из фигур воспоминаний (памятные места, сакральные тексты, символические формы коня и оружия др.), фиксируемых в песнях, легендах, былинах, то есть носит преимущественно устный характер. После начавшегося разрушения традиционной культуры были созданы тексты художественных произведений эпического содержания (М. Шолохов, П.Поляков). Модерн внес изменения в агонистику, в метод освоения образцов агонального поведения. Способы освоения подобных текстов претерпевали изменения. Так, до 20-х гг. ХХ столетия преобладало прямое обучение инициального характера с демонстрацией навыков на станичных «домашних играх», шермициях, смотрах. Появление специальных текстов потребовало интерпретаторов, учителей (Уставы и Положения по воинской службе).
1. Яровой, А.В. Воинствующая стихия культуры. Агональное пространство русской культуры по материалам Задонья XIX – начала XX вв: монография. – Ростов н/Д.: НПЦ Логос, 2006.
2. Яровой, А.В. Агональная культура казачества: монография. – Зерноград: РИО ФГОУ ВПО АЧГАА, 2009. – 19,5 п.л.
3. Яровой, А.В. Агональная культура: сущность и динамика: монография. Ростов-на-Дону: НПЦ Логос, 2009. – 14,3 п.л.
4. Яровой, А.В. Воинская культура казачества: символическое пространство и ритуал: монография. – Ростов-на-Дону: НПЦ Логос, 2011. – 20 п.л.
5. Яровой, А.В. Воинская культура: сущность и содержание (агональные аспекты войны и общества): монография. – Зерноград: РИО ФГОУ ВПО АЧГАА, 2011. – 18,75 п.л.
II. Учебные пособия
6. Яровой, А.В. Актуальные проблемы истории и культуры донского казачества: учебное пособие. Зерноград, 2005. – 3,8 п.л.
7. Яровой, А.В. Воинские традиции в культуре донских казаков: учебно-методическое пособие. – Зерноград, 2010. – 11 п.л.
8. Яровой, А.В. Шермиции: история, методика обучения, правила соревнований: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Логос, 2011 – 8 п.л.
III. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией
9. Яровой, А.В. Особенности кулачных боев в среде донских казаков // Научная мысль Кавказа. Приложение СКНЦВШ. – 2007. – № 15. – 0,6 п.л.
10. Яровой, А.В. Культурная трансмиссия и символические формы в традиционной культуре донских казаков конца ХIХ – начала ХХ века // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. № 3 – 0,68 п.л.
11. Яровой, А.В. Агональное пространство в казачьей культуре // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. – № 4 – 0,87 п.л.
12. Яровой, А.В. Агональная культура // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. – № 4 – 0,9 п.л.
13. Яровой, А.В. Агон и номадизм // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. № 4 – 0,93 п.л.
14. Яровой, А.В. Эмпирический уровень агональности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. – № 6. – 0,5 п.л.
15. Яровой, А.В. Особенности агональной культуры средневековой Европы // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 1 – 0,8 п.л.
16. Яровой, А.В. Интерпретация понятия агон в культуре // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 1. – 0,62 п.л.
17. Яровой, А.В. Осмысление агональности в культуре // Обсерватория культуры: научно-теоретический журнал. – 2012. – № 6. – 1 п.л.
IV. Прочие статьи, тезисы докладов и выступления
18. Яровой, А.В. Народные игры донских казаков: этнопедагогический аспект // Сборник докладов Международного форума «Россия – спортивная держава» 2012 года в Якутске / науч. ред. С.И. Изаак. – М.: СпортАкадемРеклама, 2012. – 0,5 п. л.
19. Яровой, А.В. Шермиции донских казаков: от ритуала к этноспорту // Традиционные игры и национальные виды спорта: опыт межрегионального взаимодействия: материалы межрег. науч.-прак. конф. / [науч. ред. Р.И. Платонова, А.В. Кыласов]. – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2012. – 0,5 п. л.
20. Яровой, А.В. «Кулачная наука» донских казаков // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 год. Дикаревские чтения. № 12. Краснодар: ООО РИЦ «Мир Кубани», 2007. – 0,68 п.л.
21. Яровой, А.В. «Приманка центра»: текст и письмо в конструировании социальной реальности // Симпозиум. STUDIA HUMANITATIS. Ежегодный междисциплинарный журнал. – Ростов-на-Дону, 2005. – Вып. 2. – Ч. 1. 0,5 п.л.
22. Яровой, А.В. Агон как форма коммуникации // Актуальные проблемы современной науки: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций: язык, культура, общество» 11–15 мая 2009 года. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2009. – 0,37 п.л.
23. Яровой, А.В. Агональная сущность бытия // Витязь. Международный научно-публицистический журнал. – 2010. – № 3. – 0,62 п.л.
24. Яровой, А.В. Агональное пространство культуры // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2003. – Вып. 24. – 0,6 п.л.
25. Яровой, А.В. Агональность как стремление бытия быть // Историческая и социально-образовательная мысль. – Краснодар, 2010. – № 4(6). – 0,5 п.л.
26. Яровой, А.В. Агонистика в ситуации постмодерна (воинский аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – Краснодар, 2010. – № 1. – 0,5 п.л.
27. Яровой, А.В. Воинская культура донского казачества в прошлом и настоящем // Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика». – Октябрь, 2011. – № 10. – Ч. 2. – 0,6 п.л.
28. Яровой, А.В. Воинская культура донского казачества: традиция и современность // Война и военная служба в воинских культурах Юга России: материалы первой межвузовской научной конференции «Токаревские чтения». – Зерноград, 2011. – 0,5 п.л.
29. Яровой, А.В. Воинские культуры: две границы агональности (философское осмысление) // Война и военная служба в воинских культурах Юга России: материалы первой межвузовской научной конференции «Токаревские чтения». – Зерноград, 2011. – 0,6 п.л.
30. Яровой, А.В. Воинские состязания в среде сельского населения Задонья // Вопросы казачьей истории и культуры. – Майкоп, 2003. – Вып. 1. – 1,5 п.л.
31. Яровой, А.В. Инкультурация в среде донских казаков // Рубикон. Сборник работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. – № 11. – 0,75 п.л.
32. Яровой, А.В. Использование компонентов казачьей традиционной культуры в воспитании подрастающего поколения (на примере традиционных казачьих игр) // Организация деятельности учащийся молодежи в деле изучения, использования и охраны историко-культурного наследия: сборник научных трудов Российской (с международным участием) научно-практической конференции 14–16 апреля 2011 года. – Ростов-на-Дону, 2011. – 0,6 п.л.
33. Яровой, А.В. Использование элементов традиционной культуры в современном воспитательном процессе // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2004 год. Дикаревские чтения. № 11. – Краснодар: ООО РИЦ «Мир Кубани», 2005. – 0,37 п.л.
34. Яровой, А.В. Космос агональной культуры // Актуальные проблемы обществознания. Межвузовский сборник научных трудов. – Зерноград, 2008. – Вып. 8. – 0,75 п.л.
35. Яровой, А.В. Мифология кулачного боя // Рубикон. Сборник работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2000. – № 8.
36. Яровой, А.В. Проблема войны в свете агональности // Актуальные проблемы обществознания. Межвузовский сборник научных трудов. – Зерноград, 2009. – Вып. 9. – 0,75 п.л.
37. Яровой, А.В. Ритуальная практика и гендерный стереотип в мужской субкультуре сельских общин Задонья (конец XIX – начало ХХ вв.) // Исторические и социально-экономические проблемы юга России. – Азов, 2004. – 0,4 п.л.
38. Яровой, А.В. Сакральное пространство в ментальности донских казаков // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 год. Дикаревские чтения. № 12. Краснодар: ООО РИЦ «Мир Кубани», 2006. – 0,43 п.л.
39. Яровой, А.В. Сохранение и воспроизводство традиции в мужской субкультуре // Актуальные проблемы обществознания. – Зерноград: РИО ФГОУ ВПО АЧГАА, 2004. – 0,5 п.л.
40. Яровой, А.В. Субстанциональный уровень агональности // Актуальные проблемы обществознания. Межвузовский сборник научных трудов. – Зерноград, 2010. – Вып. 10. – 0,62 п.л.
41. Яровой, А.В., Николаев, О.Б. Шермиции как феномен современной казачьей культуры // Война и военная служба в воинских культурах Юга России: материалы первой межвузовской научной конференции «Токаревские чтения». – Зерноград, 2011. – 0,6 п.л.
42. Яровой, А.В. Народные игры донских казаков: этнопедагогический аспект // Сборник докладов Международного форума «Россия – спортивная держава» 2012 года в Якутске / науч. ред. С.И. Изаак. – Москва: СпортАкадемРеклама, 2012. – 0,5 п.л.