Научная тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности рассматривается как последовательность действий по разработке (созданию) элементов процесса управления, направленного на 1) рассмотрение свойств, возможных моделей построения такой системы в заданных условиях, определение эффективности их функционирования,  выявление соответствия  профессионального ресурса педагогических кадров  целям функционально-структурных изменений образовательной системы.
  2. Система оценки профессиональной деятельности учителя - это  составляющая системы управления качеством образования, представленная в виде совокупности функционально-целевых, организационно  и процессно ориентированных взаимосвязанных компонентов, обладающих такими качественными характеристиками, как координация, контролируемость, и выполняющих задачи оценки профессиональной деятельности учителей в целях выявления их профессиональных результатов и определения направлений их профессионального развития относительно развития образовательных систем. Данная система представляет разновидность сложных, социальных, управляемых систем, обладающих многокомпонентностью, полифункциональностью, многоуровневостью, декомпозиционностью  и координацией целей.
  3. Процесс проектирования включает базовые и вариативные механизмы, обеспечивающие профессиональное развитие учителя в соответствии с особенностями образовательной системы. В качестве базовых определены следующие: структура системы (находящиеся в иерархической связи компоненты, блоки), принципы, обеспечивающие требования к построению процессов проектирования  системы оценки профессиональной деятельности учителя (принцип научности, принцип детерменированности системы оценки профессиональной деятельности учителя внешним и внутренним социокультурным факторам, оказывающим влияние на образовательную систему; принцип корреляции между процессом оценки профессиональной деятельности учителя и целями развития образовательной системы, принцип открытости оценочных процедур; принцип объективности).
  4. К вариативным отнесены иерархия целей проектирования, определение подходов к проектированию в зависимости от объекта оценки (системно-функциональный, системно-ролевой, компетнтностный), процесса оценки (критериальный, рейтиноговый), целей и задач оценки (аксиологический, профессиографический, андрагогический и т.д.);
  5. К компонентам системы относятся концептуальная,  функциональная и организационная модели.
  6. Агрегация функций проектируемой системы рассматривается как основное условие ее эффективного функционирования. В качестве ключевых функций данной системы выделены функция управления, социальная и профессионально-педагогическая функция.
  7. Структурирование организационной модели системы оценки профессиональной деятельности предполагает выделение следующих компонентов: блок управления, блок проблемно-аналитический, блок экспертно-диагностический, мотивационный блок.
  8. В качестве подтверждения эффективности реализуемых моделей систем оценки профессиональной деятельности учителя вывалены
    • инновационные эффекты, которые связаны с устойчивой ориентацией учителей на инновационную деятельность; с разработкой критериев оценки профессиональной деятельности учителя, стимулирующих профессиональное развитие учителей, повышающих требования к профессиональной педагогической деятельности;
    • структурно-организационные эффекты: устойчивость реализованных моделей системы оценки профессиональной деятельности учителя, возможность их экстраполяции (как системы в целом, так отдельных ее компонентов) на другом уровне образовательных систем (муниципальном, школьном); совершенствование организационных механизмов системы (расширении способов вовлечения учителей в процесс самоанализа профессиональной деятельности, в том числе при внутришкольной оценке учителя);
    • социальные эффекты: стимулирование государственно-общественного управления в образовании; повышение социально-профессионального статуса учителя; расширение представлений социума о качестве профессиональной деятельности учителя.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Потемкина Т.В. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя (теоретико-методологический подход): монография. - М., 2012 – 130с.(8,5 п.л.)

2.Потемкина Т.В. Глава 17. Система оценки профессиональной деятельности учителя как объект проектирования// Педагогика и психология в современной систем образования: монография. Книга 2/под общ.ред. М.Ю.Бурыкиной – Ставрополь, 2012. - с.307-325 (18,7 п.л./1,25п.л.).

3.Потемкина Т.В. Теоретико-методологические основы процесса оценивания деятельности учителя //Теория, методика и организация педагогической работы (книга 3): коллективная монография. – Новосибирск, 2011, с.200-2012 (14 п.л./1 п.л.).

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК

4.Потемкина Т.В. Анализ влияния Приоритетного национального проекта «Образование» на формирование внутришкольной системы оценки деятельности учителя// Инновации в образовании. – 2011. - №7. – с.25-32 (0,5 п.л.)

5.Потемкина Т.В. Гуманитарные дисциплины в среднем профессиональном образовании// Среднее профессиональное образование. - 2006. - №2, с.29-31 (в соавторстве) (0,4/0,3 п.л.).

6.Потемкина Т.В. О современных подходах к оценке деятельности учителя// В мире научных открытий. – №9.3 (21). – 2011. - с.756-768 (0,43 п.л.).

7.Потемкина Т.В. К проблеме оценки профессиональной деятельности учителя//Известия РАО. – 2012. - №1. – с.73-80 (0,5 п.л).

8.Потемкина Т.В. Модели оценки профессиональной деятельности учителя //Среднее профессиональное образование. – 2011. - №6. – с.65-66 (0,3 п.л.).

9.Потемкина Т.В. Материально-техническое оснащение общеобразовательной программы школы и программы ее развития как ресурсное условие реализации// Вестник СГУТиКД- №4 (10).-2009, с.123-125 (в соавторстве) (0,4/0.3 п.л.).

10. Потемкина Т.В. Образовательная система: многообразие значений, особенности функционирования//Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр. 2012. №2(10) URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/chechel.pdf (в соавторстве) (05/03п.л.).

11. Потемкина Т.В. От индивидуальной учебной профессиональной программы студента-педагога к профессиональной программе развития учителя// Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. №2(10). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/palamarchuk.pdf (в соавторстве) (0,5/0,3 п.л.).

12. Потемкина Т.В. Принципы проектирования системы оценки профессиональной деятельности учителя // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. №8(16). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/8/potyomkina.pdf (0,5 п.л.).

13. Потемкина Т.В. Результативность работы учителя и проблемы её оценки//Стандарты и мониторинг образовании. – 2011. - №3. – с.44-48 (0,4 п.л.).

14. Потемкина Т.В.. Роль руководителя общеобразовательного учреждения в организации оценки профессиональной деятельности учителей // Инновации в образовании.– 2011. - №12. – с. 50-58. (в соавторстве) (0,5/0,3).

15. Потемкина Т.В. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы// Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012, №3(11). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/pudenko.pdf (в соавторстве) (0,6/0,4 п.л.).

16.Потемкина Т.В. Учитель профильной школы: особенности оценки деятельности в условиях развития образовательной системы//Профильная школа. -2011. - №4. – с. 30-34 (0,4 п.л.).

Статьи в зарубежных изданиях

17.Потемкина Т.В. Оценка профессиональной деятельности учителя как педагогическая проблема// Школьное образование: вчера, сегодня, завтра: материалы Международной научно-практической конференции. - Караганда Казахстан, 2011, с.71-75 (0,4 п.л.).

18.Потемкина Т.В.Профессионализация речевого поведения учителя// Сб. научных статей «Человек в пространстве языка». – Каунас: Вильнюсский университет, 2008. – с.150-154 (0,4 п.л.).

19.Потемкина Т.В.Совершенствование содержания подготовки преподавателей русского языка в современных условиях// Русский язык в поликультурном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. – Симферополь: СОНАТ, 2007, с.355-358 (0,3 п.л.).

Статьи в журналах, сборниках научных трудов, учебные пособия

20.Потемкина Т.В. Анализ методик оценки деятельности учителя (операционный подход)// Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ.конф. В II ч. Ч.I. – Екатеринбург: ИРО, 2012 – с.86-89 (0,3 п.л.).

21.Потемкина Т.В. Анализ региональных систем оценивания материалов учителей в соответствии с критериями их конкурсного отбора// Национальный проект «Образование. – Пилотный выпуск -2007. – С.11-16 ( в соавторстве) (0,6/0,2 п.л.).

22.Потемкина Т.В. Взаимосвязь средних профессиональных учебных заведений с учреждениями профессионального образования (по вопросам подготовки преподавателей)// Взаимодействие органов управления образованием и методических служб: Сб. научно-методических материалов/ Сост. О.И.Филатова, науч.ред. Э.М.Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005. –с.130-136 (0.5 п.л.).

23.Потемкина Т.В. Внутришкольная система оценки деятельности учителя//Сетевой научно-практический журнал. Управление образованием: теория и практика. 2011. №2. URL: http://www.iuorao.ru (0.4 п.л.).

24.Потемкина Т.В. ЕГЭ как социокультурный компонент развития личности: за и против, перспективы развития// Образовательная политика. – №10. – 2009, с.43-49 (в соавторстве) (0,5/0,25п.л.).

25.Потемкина Т.В. Комплексная оценка профессиональных достижений учителя/ Проблемы повышения качества профессионального образования: Всероссийская научно-практическая конференция г.Бугульма, 10-11 марта 2011 года: Сборник статей. – Бугульма; Самара, 2011, с.178-187 (0,5 п.л.).

26. Потемкина Т.В. Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования// Управление образованием: теория и практика. – 2011. - №4. URL: http://www.iuorao.ru (в соавторстве) (06/0.3 п.л.)

27.Потемкина Т.В. Методическая работа преподавателя филологических дисциплин учреждений среднего профессионального образования//Методист. - Методист. – 2006. - №1. – с.51-53(0,4 п.л.).

28.Потемкина Т.В. Модели обобщения и распространения опыта учителей//Национальный проект «Образование». - №1. – 2007. – с.9-13(в соавторстве) (0,5/0,4 п.л.)

29. Потемкина Т.В. Организация и проведение научно-методической работы в школе с молодыми специалистами// Особенности преподавания русского языка и литературы в современной школе. Материалы научно-практической конференции – Москва-Казань, 2004, с.96-100 (0,4 п.л.).

30. Потемкина Т.В. Особенности проектирования коммуникативно ориентированной образовательной среды школы/ Сб. статей по материалам Международной научной конференции «Интегративные подходы к конструированию содержания гуманитарного школьного образования в условиях новых стандартов». – М., 2009, с.98-101(0,3 п.л.).

31.Потемкина Т.В. О проблемах разработки содержания постдипломного образования преподавателей филологических дисциплин СПО/ Сб. материалов научно-практической конференции «Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». – М.: АПКиППРО. – М., 2009, с.103-105 (0,3 п.л.).

32.Потемкина Т.В. Профессиональная речевая подготовка будущих педагогов в условиях модульного обучения /Проектирование модульно-компетентностной модели подготовки специалистов по дошкольному воспитанию для расширенной категории обучающихся. Вып.1: Сб.науч. ст./ Под ред. Н.Н.Михайловой. – М.: АПКиППРО, 2008 - с.44-49 (0,4 п.л.).

33.Потемкина Т.В. Самооценка деятельности учителя как фактор его профессионального развития// Материалы конференции I Международную научно-практическую заочную конференцию Личность в меняющемся мире// Материалы I Международной научно-практической конференции/ Под ред. Проф. З.М.Магомедовой. – Махачкала, 2011. с.387-390.(0,4 п.л.)

34.Потемкина Т.В. Современные подходы к видам деятельности учителя русского языка в старших класса// Тезисы докладов образовательного форума «Образование 2003», 29 октября-2 ноября, М., 2003. с. 103 (0,25п.л.).

35.Потемкина Т.В. Мониторинг публичной отчетности системы образования России / И.А. Вальдман, Т.В. Потемкина // Модернизация России: Уроки прошлого и современные задачи: материалы I Ежегодных научных чтений Института мировых цивилизаций, 31 марта 2011 г. – М.: ИМЦ, 2011, с. 75-86( 0,5 п.л).

36.Потемкина Т.В. Оценка профессиональной деятельности работников образования: научно-методическое пособие. – М., 2012, 120с. (7,5 п.л.)

37.Потемкина Т.В. Педагогическое общение как объект исследования// Образование взрослых: теория и практика: Кафедре образования взрослых - 10лет: Сб.ст./Под ред. И.В.Крупиной. – М.: АПКиППРО, 2008. - с.58 – 61. (0,3 п.л.)

38.Потемкина Т.В. Развитие личностно-значимых компетентностей учащихся// Содержание и технологии общего образования: передовой педагогический опыт средних общеобразовательных учреждений России: Сб. ст. / Под ред. В.В.Алеева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2008 с.135-142 (0,3 п.л.)

39.Потемкина Т.В. Стимулирование профессионального развития педагога школы как одна из центральных задач современного образования // Образовательная политика. - №11.– 2009, с.12-17 (0,5 п.л.).

40.Потемкина Т.В. Речевое поведение учителя. Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2009, 34с. (1,5п.л.).

41.Потемкина Т.В. Управленческий консалтинг в системе образования// Материалы V Международной научно-практической (заочной) конференции «Теоретические и методологические проблемы современных наук».– Новосибирск, 2012, с 73-82 (0,4/0,2 п.л.).

42.Потемкина Т.В. Зарубежная практика организации экспертно-консультационной службы в области образования// Сетевой научно-практический журнал: Управление образованием: теория и практика (Электронное издание). – 2012. - №3. URL: http://www.iuorao.ru (0,4 п.л.).

43.Программа повышения квалификации «Совершенствование культуры речи как компонент повышения профессионализма учителя». – М.: АПКиППРО, 2005, 26с. (в соавторстве) (1/0,3 п.л.)

44.Реализация приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» (стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы)/Немова Н.В., Афанасьева Т.П., Пуденко Т.И., Пахомова Е.М. Пентин А.Ю., Мацыяка Е.В., Потемкина Т.В./Под ред. И.Д.Чечель. – М.: АПКиППРО, 2007, 100с. (4/0,4п.л.).

45.Потемкина Т.В. Эффективный руководитель: предложения и подходы к конкурсному отбору и оценке директоров общеобразовательных учреждений// Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». 2012. №3 URL: http://www.iuorao.ru (в соавторстве) (0,4/0,2)