Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Процесс социализации детей-сирот характеризуется специфическими особенностями, необходимостью преодолевать «барьеры» развития, обусловленные наследственными факторами и спецификой социальной ситуации воспитания вне семьи. Адекватное социальное развитие данного контингента детей возможно только в ситуации учета этой специфики и организации образовательной работы, ориентированной на потребности детей.
  • Существующие детские дома могут решить проблему адекватного социального развития личности ребенка- дошкольника только в случае комплексной перестройки их деятельности на целевом, содержательном и технологическом уровнях. Для этого необходимо переориентировать детские дома с «образовательной» акцентуации на приоритет задач личностного становления и психологической гармонизации ребенка; перестроить педагогический процесс с ориентацией на: открытый характер образовательных учреждений для детей - сирот; максимальное приближение детского дома к семейному типу воспитания; организацию соответствующего пространства детского дома; тесное взаимодействие всех субъектов воспитания внутри детского дома и за его пределами; учет принципа половой дифференциации воспитания; отказ от засилья фронтальных форм работы в пользу организации различных форм эмоционально-личностного общения с детьми, учет опыта предыдущего детскому дому жизненного опыта ребенка и выстраивание индивидуальных стратегий взаимодействия.
  • Важнейшим условием оптимизации социального развития детей дошкольного возраста в условиях детских домов является разработка научно-теоретических основ (концепция социального развития, модель и т.д.) и пакета методического сопровождения (программы, методические пособия и т. д.).
  • Необходимым условием оптимизации социального развития детей-сирот в условиях детских домов является подготовка квалифицированных кадров, направленная на учет специфики развития данной категории воспитанников и своеобразия социальной ситуации развития, в которой они находятся, вооружение педагогов необходимыми профессиональными  знаниями и умениями, а так же профилактику личностного выгорания.
Список опубликованных работ
Монографиии, учебные и методические пособия

1.Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. [Текст] / Шахманова А.Ш. М.: Академия, 2005, 12.п.л..

2.Козлова С.А., Шахманова А.Ш. Педагог детского дома: Монография: М.: Арья, 2011, 12п.л.

3.Шахманова А.Ш. Дошкольная педагогика: программа и методические рекомендации к курсу. [Текст] / Шахманова А.Ш.:Махачкала.: ДГПУ, 2001, 3 п.л.

4.Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями: программа. Тематическое планирование и конспекты занятий.[Текст]/ Шахманова А.Ш.: М.: Школьная пресса, 2008, 6 п.л.

5.Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шахманова А.Ш., Шукшина С.Е. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения [Текст]/ Шахманова А.Ш.//колл. монография// - М.: МГПУ, 2009,11,5 п.л.

6. Шахманова А.Ш. Основы педагогического мастерства: учебно- методический комплекс дисциплины [Текст] / Шахманова А.Ш.: МГПУ.- Серия «Учебные программы», 2010, 1,5 п.л.

Научные статьи, опубликованные в изданиях ВАК Минобрнауки РФ

7.Шахманова А.Ш. Дошкольник в детском доме [Текст[ / Шахманова А.Ш. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004, (0,2 п.л.)

8.Шахманова А.Ш. О программе воспитания детей дошкольного возраста в условиях неблагоприятной социальной ситуации[Текст]/Шахманова А.Ш. М.: Вестник Московского городского педагогического университета. 2007 (16). ( 0,5 п.л.)

9.Шахманова А.Ш. Социально-педагогические проблемы воспитания сирот в России. [Текст]/ Шахманова А.Ш. М.: Педагогика. 2005. №5. (0,3 п.л.)

10.Шахманова А.Ш. О программе воспитания детей дошкольного возраста в условиях неблагоприятной социальной ситуации. [Текст]/ Шахманова А.Ш. М.: Дошкольное воспитание. 2009. № 9.(0,1п.л.)

11.Шахманова А. Ш. Концепция социализации детей в условиях родительской депривации. [Текст]/ Шахманова А.Ш. Ростов-на-Дону: Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2009. №12. (0,5 п.л.)

12.Шахманова А.Ш. Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома. [Текст]/ Шахманова А.Ш. СП-б.: Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2011.№2 (72) (0,3 п.л.)

13.Шахманова А.Ш. Особенности развития детей вне семьи. [Текст] / Шахманова А.Ш.:М. Начальное образование. 2011. №1. (0,5 п.л.)

14.Шахманова А.Ш. Роль взрослого в воспитании ребенка-сироты.[Текст] / Шахманова А.Ш.М.: Начальное образование. 2011 №3. (0,7 п.л.)

15.Шахманова А.Ш. Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми. [Текст]/Шахманова А.Ш. Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО). 2012. №1 (30). (0, 2 п.л.)

16.Шахманова А.Ш. Сиротство как социально-историческое явление[Текст]/Шахманова А.Ш.: Томск. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012 . №6. (0,5п.л.)

Статьи, тезисы

17. Шахманова А.Ш. Программа социального развития детей дошкольного возраста в условиях детского дома.[Текст] / Шахманова А.Ш.//Вестник Московского городского педагогического университета. М: МГПУ . 2008 (19). (0,5 п.л.)