Научная тема: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОГЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • информатизация является основой формирования и развития техногенной культуры;
  • информационно-коммуникационные технологии в образовании воздействуют на информационную культуру в двух направлениях: и как механизм вхождения человека в культуру информационного общества, и как основа развития техногенной культуры;
  • информатизация образования влияет на развитие новых культурных полей (виртуальная культура, пространство сетевой культурной коммуникации и т.д.), которые в свою очередь оказывают влияние на формирование информационной культуры, определяя изменения и «культурного ядра»;
  • с антропологической точки зрения информационно-коммуникационные технологии в образовании являются не столько средством обучения, сколько одним из основных механизмов формирования и нформационной культуры человека, а, следовательно, важным инструментом инкультурации;
  • готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни выступает базовым антропологическим детерменативом современного человека;
  • информационно-коммуникационные технологии в образовании являются не только средством, но и саморегулирующимся автономным феноменом, все чаще выступающим презентантом и маркером процедур традирования (сохранения и трансформации «культурного ядра») современности вообще и современной культуры в частности;
  • информационно-коммуникационные технологии в образовании в той или иной степени ведут к разрушению «культурного ядра» и «традиционной культуры»;
  • применение информационно-коммуникационных технологий в образовании создает условия для взаимопроникновения и обогащения локальных и национальных культур, для освоения человеком всего культурного потенциала человечества.
Список опубликованных работ
Статьи в научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК:

1.Основные аспекты формирования информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. Вып. 5, 2004 г. // СПб: изд-во СПбГУ. 2004 г. – 0,7 п.л.

2.Влияние информатизации образования на тенденции глобализации в современной культуре [Текст] / Д.Е. Прокудин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. Вып. 1, 2005 г. // СПб: изд-во СПбГУ. 2005 г. C.42-45. – 0,5 п.л.

3.Проблемы формирования информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. Вып. 3, 2007 г . -СПб: изд-во СПбГУ. 2007 г . C.169-174. – 0,5 п.л.

4.Технологии образования информационного общества [Текст] / Д.Е. Прокудин // Философия образования. №3(20), 2007, -Новосибирск, изд-во СО РАН, 2007. с.298-306. – 0,6 п.л.

5.Социокультурная роль информатизации образования [Текст] / Д .Е. Прокудин // Этносоциум и межнациональная культура. № 7 (15), 2008 г. -Москва, 2008. С. 13-18. – 0,4 п.л.

6.Информатизация отечественного образования как основной фактор формирования информационной культуры [Текст] / Д .Е. Прокудин // Этносоциум и межнациональная культура. № 3 (19), 2009 г. // - Москва, 2009. С. 36 - 46. – 0,7 п.л.

7.Пределы информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина (серия философия). 2009. Т. 1. № 3. С. 63-70. – 0,5 п.л.

8.Проблема реализации прав человека в информационном обществе [Текст] / Д.Е. Прокудин // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 4. С. 162-170. – 0,5 п.л.

9.Формирование готовности человека к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей жизнедеятельности как одного из основных компонентов информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 2 (6), 2010 г. - Тамбов: изд-во «Грамота». С. 64-68. – 0,5 п.л.

10.Информатизация образования в развивающемся информационном обществе [Текст] / Д.Е. Прокудин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 5 (11), 2011 г. Часть 4. - Тамбов: изд-во «Грамота». С. 157-162. – 0,6 п.л. Монографии:

11.Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин. Санкт-Петербург: Петрополис, 2011 г. – 17 п.л. Работы, опубликованные в других научных изданиях:

12.Рефлексия электронного общения на общую культуру человеческого общения [Текст] / Д.Е. Прокудин // Ритуальное пространство культуры: материалы международного форума. Санкт-Петербург, 26 февраля – 7 марта 2001 г. –СПб: 2001. с.431-433. – 0,15 п.л.

13.Философские аспекты проблем использования информационных технологий в системе современного образования [Текст] / Д.Е. Прокудин // Информация – Коммуникация – Общество (ИКО-2002): Материалы круглого стола «Проблемы междисциплинарного синтеза в исследовании информационно-коммуникативной реальности современного общества». СПб., 13 ноября 2002 г. СПб., 2002. с.48. – 0,16 п.л.

14.Проблемы использования информационных технологий в системе образования в условиях современного информационного общества [Текст] / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество 2002: Материалы Пятой Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 26-27 ноября 2002 г. СПб., 2002. – 0,16 п.л.

15.Влияние информатизации на общекультурную составляющую современного образования [Текст] / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. СПб., 2003. – 0,25 п.л.

16.Влияние информатизации на индивидуализацию образования и формирование индивидуальной культуры [Текст] / Д .Е. Прокудин // Информация – Коммуникация – Общество (ИКО-2003): Тезисы докладов и выступлений Международной научной конференции. СПб., 11-12 ноября 2003 г. СПб., 2003. – 0,2 п.л.

17.Взаимное влияние культуры и образования в условиях современного информационного общества [Текст] / Д.Е. Прокудин // Studia culturae. Выпуск 5. Альманах кафедры философии культуры и культурологи и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2003 г. – 0,3 п.л.

18.Социокультурная роль информатизации в смене парадигмы образования [Текст] / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г. СПб., 2004. – 0,1 п.л.

19.Информационная безопасность в образовательном пространстве [Текст] / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2005 г . СПб., 2005. С.120-121. – 0,2 п.л.

20.Формирование знаний, умений и навыков информационного и библиографического поиска как важнейших элементов информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // «Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы»: материалы круглого стола , проходившего во время «Дней петербургской философии» 17-19 ноября 2005 г . –СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2006. –с. 302-304. – 0,1 п.л.

21.Влияние информатизации на смену образовательной парадигмы [Текст] / Д.Е. Прокудин // Studia Culturae. Выпуск 8. Альманах кафедры философии культуры и культурологи и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. –СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2005 г. с. 126-131. – 0,3 п.л.

22.Информатизация в концепции образования информационного общества [Текст] / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды IX Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 14-16 ноября 2006 г. СПб., 2006. С.120-121. – 0,4 п.л.

23.Роль информатизации образования в информационной безопасности [Текст] / Д.Е. Прокудин // Безопасность Ставрополя: гуманитарно-экономические проблемы: сборник докладов и сообщений II научно-практической конференции. -Ставрополь: АРГУС, 2006. с.51-54. – 0,2 п.л.

24.Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный текст] / Д.Е. Прокудин // Web-кафедра философской антропологии; руководитель и координатор проекта — Г.Н. Крупнин; технический руководитель — Р.А. Горюнов. -СПб, 2006. URL: http://anthropology.ru/ru/text/prokudin/art_inf_edu.html. (Дата обращения: 08.03.2012). – 0,8 п.л.

25.Информатизация образования в пространстве современной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // «Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы»: материалы круглого стола , проходившего во время «Дней петербургской философии» 16-18 ноября 2006 г . – СПб: Санкт-Петербуршское философское общество, 2007. с. 285-291. – 0,3 п.л.

26.Влияния отечественного образования на формирование информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды X Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г . СПб., 2007. – 0,2 п.л.

27.Технологии в образовании информационного общества [Текст] / Д .Е. Прокудин // Труды международной научно-практической конференции «Инновации в педагогическом образо-вании» (Новосибирск, 22–24 октября 2007 г). Новосибирск, 2007. – 0,7 п.л.

28.Как осуществлять информационно-библиографический поиск? [Текст] / Д.Е. Прокудин // Образование и управление: Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин. –СПб., 2007. – 266 с. (Методические записки. Вып. 3). С.165-177. – 0,5 п.л.

29.К определению понятия информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // «Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы»: материалы круглого стола, проходившего во время «Дней петербургской философии» 15-17 ноября 2007 г. – 0,3 п.л.

30.Роль и место информатизации в модернизации отечественного образования: культурный аспект [Текст] / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды XI Всероссийской объединенной конферен-ции. Санкт-Петербург, 28-30 октября 2008 г. СПб., 2008. с. 92-95. – 0,5 п.л.

31.Информатизация как основной фактор развития отечественного образования [Электронный текст] / Д.Е. Прокудин // Санкт-Петербургское философское общество – Портал Петербургской философии. -СПб, 2008. URL: http://spho.ru/library/33 (Дата обращения: 08.02.2012). – 0,25 п.л.

32.Основы концепции формирования информационной культуры личности [Текст] / Д.Е. Прокудин // Человек как творец и творение культуры: сборник статей. – С.-Петербург, 2009. С. 323-331. – 0,4 п.л.

33.Права человека в условиях информационного общества [Текст] / Д.Е. Прокудин // Всеобщая декларация прав человека – начало новой философии прав человека и народов: Материалы научно-теоретической конференции (СПб., 10.12.2008. СПб) –СПб., 2009. С. 40-42. – 0,2 п.л.

34.Роль информатизации образования в формировании готовности человека к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей жизнедеятельности [Текст] / Д.Е. Прокудин // Всероссийская научно-практическая конференция «Роль вуза в формировании социокультурного пространства»: сборник научных трудов и материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной празднованию 70-летнего юбилея вуза, 19 ноября 2010 г., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак: в 3 ч.Ч.3 / отв. Ред. Р .Б.Сабекия. – Стерлитамак: Стерлитамак. Гос. Пед. Акад. Им. Зайнаб Биишевой, 2010. С. 125 – 130. – 0,35 п.л.

35. Применение современных интернет-технологий в образовании как механизм формирования информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // Международный журнал экспериментального образования. №7, 2011 г. С. 109-111. – 0,3 п.л.

36. Компетентностный подход в формировании информационной культуры [Текст] / Д.Е. Прокудин // Интернет и современное общество: Сборник научных статей. Материалы XIV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». Санкт-Петербург, 12- 14 октября 2011 г. – СПб., 2011. – 296 с. С. 270-273. – 0,45 п.л.

37. Информационно-коммуникационные технологии в образовании как инструмент освоения культурного пространства [Текст] / Д.Е. Прокудин // Информация – Коммуникация – Общество (ИКО–2012): Материалы IX Всероссийской научной конференции / Санкт-Петербург, 25–26 января 2012 г. – СПб., 2012. – 202 с. С. 131-133. – 0,15 п.л.