Научная тема: «ОНТОЛОГО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НООСФЕРНОЙ ИСТОРИИ: УНИВЕРСУМНО-СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.1. В методологическом плане наиболее эффективной формой экспликации универсумной линии в истории человеческой цивилизации является семиологический подход, ибо природа знаковых феноменов формируется единством материального (вещественного) и идеального (сознаниевого) при доминанте духовного компонента.

1.2. Универсумная (реалистическая) репрезентация истории обеспечивает в рамках клиософии «сильный» теоретико-методологический синтез, ибо предполагает соединение материального и идеального, предметного и понятийного, природного и социального, духовного и телесного, материально-экономического и духовно-психического, индивидуального и общественного, биосферного и техносферного, планетарного и космического, естественного и искусственного измерений исторического процесса.

2. Теория ноосферной истории в ХХ в. возникает в мировой клисофской традиции на пересечении русского космизма, французского неотомизма, немецкой философской антропологии, американского прагматизма, диалектического материализма, как комплементарных концепций, раскрывающих изменившееся положение человека, место и роль разума (духа, сознания) в универсуме знаков.

3.1. Категория «ноосферная история» занимает концептуальный (системообразующий) уровень совокупности разнообразных дискурсивных практик, ориентирующихся, в основном, на структурные и субстратные модели понимания и объяснения «расширяющейся истории», принятых в предметном поле постнеклассиче-ской клиософии, ибо задает в качестве информационно-семиотического концепта системы истории разум (дух, сознание) в их индивидуальных и коллективных формах.

3.2. «Ноосферная история» - категория постнеклассической универсумной философии истории, задающая разум (дух, сознание) в их индивидуальных и коллективных формах в качестве концепта, системообразующего свойства социо-природных и космо-планетарных (ко)эволюционных процессов в системе «Человек - Общество - Природа», процесса сапиентации как семиотизации и семиологизации, очеловечивания и оразумления субъектов истории на разных этапах развития.

3.3. Категориальная матрица ноосферной истории включает такие понятия как «клиосемиотика», «ноосферная история», «ноо-сферное время», «ноосферное пространство», «семиотический детерминизм», «ноосферный историзм», «универсальный ноосферно-семиотический закон» и т. д., которые раскрывают эвристический потенциал универумно-семиологического и системно-синергетического подходов.

3.4. Клиосемиотика - это раздел семиологического знания, носящего междисциплинарный характер и рассматривающего исторический процесс как систему взаимосвязанных природных, социальных, культурных, технических и иных знаков, актуализирующихся и функционирующих на субстрате человеческого бытия.

4.1. Ноосферная история в содержательном плане предстает как процесс сапиентации, как глобальная эволюция (допускающая революции) разума (духа, сознания), которая задает максимально широкий смысл (концепт) истории, - движение от преджизни к жизни и сверхжизни, восхождение от простого к сложному и сверхсложному, от подсознания к сознанию и сверхсознанию, от сигнала к знаку (в узком смысле) и символу, от индивидуального к коллективному и общечеловеческому разуму, от homo sapiens к homo sapiens sapiens и homo sapiens noospherus - данная нам через усложнение знаков и знаковой среды на протяжении всей планетарной истории на структурном и концептуальном уровнях глобальной семиосферы.

4.2. В онто-гносеологическом контексте ноосферная история предстает как единый процесс разворачивания материи в формы социокультурной реальности (духа) и подстраивания материи под формы социокультурной реальности (духа), или подчинения материи формам социокультурной реальности (духа), что задается и обусловливается пониманием истории как данной нам в «семиотическом (семиологическом) ощущении» ноосферной реальности.

4.3. В аксио-праксиологическом отношении ноосферная история представляет собой процесс обустройства мира под формы духа, то есть процесс трансформации материального бытия под конкретно-исторические формы сознательной деятельности людей, что в собственно аксиологическом плане предусматривает «превращение» вещи, предмета в знак, символ, предполагает наделение его смыслом, ценностным значением, а в собственно праксиологическом плане - переход от оперирования предметами и понятиями к оперированию все более усложняющимися знаками и символами.

5.1.В ноосферной истории как процессе сапиентации и социализации раскрываются особенности когнитивно-семиотической асимметрии бытия человека и человечества, основания которой, обнаруживаемые в анатомии и физиологии человека, экстраполируются на мировой исторический процесс, обретая в нем социокультурные формы (культурных «максимумов» и культурных «минимумов»).

5.2.Ноогенные биогеохимические принципы: культурная биогеохимическая энергия (ноогенная миграция семиотических элементов, знаков) в ноосфере стремится к максимальному своему проявлению (первый) и эволюция видов, приводящая к созданию семиотических форм жизни, устойчивых в биосфере-ноосфере, идет в направлении увеличения ноогенной миграции семиотических элементов в ноосфере (второй) позволяют заключить, что при эволюции живого вещества в ноосфере выживают те организмы, которые своей жизнедеятельностью увеличивают (накапливают и усложняют) нообиосоциогенную геохимическую энергию.

5.3.Обращенный принцип актуализации - «филогенез повторяет онтогенез»: история человеческого сообщества (семьи, рода, этноса, нации, социума) в развернутом виде повторяет историю личности, - сформулированный на основании анализа персо-налистического измерения ноосферной истории, позволяет уточнить механизмы действия процессов самоорганизации в истории и обосновать представление о дополнительности Большой истории и Малой истории.

5.4.Принцип «обратного соответствия организации сознания и среды» - чем совершеннее материальная организация внешней среды организма, чем более она комфортна, чем меньше вызовов, расширяющих сознание, необходимых для его прогрессии, тем более медленными темпами идет развитие организованности сознания и синергийности многообразных «полей» мышления - следует рассматривать в качестве эмпирического обобщения, теоретически основывающегося на признании когнитивно-семиотической асимметрии бытия человека и человечества.

5.5.Каждый этап ноосферной истории имеет свою меру гармонии духовного и материального производства, которая в историческом ракурсе предполагает увеличение доли духовного производства (как формирования семиосферы) и сокращение доли материального производства (как формирования техносферы) в той же мере, в которой соотносятся необходимое социальное время и свободное социальное время в жизни человека (П. Г. Кузнецов).

6. Ноосферное время, фиксирующее становление космо-планетарного и общечеловеческого в каждом субъекте исторического действия (личность, большие и малые социальные группы, социум в целом), интегрирует в себе сразу три масштабных измерения: прошлое, настоящее и будущее; ноосферное пространство, которое понимается как соотнесенность со всем, что не «я», имеет фрактальную (когерентную, «монадную») природу и предстает как единство персонального, локального, регионального и глобального. В силу этого, ноосферный пространственно-временной континуум предстает как «везде-вечность».

7.1.Антропо-праксиологическое основание семиотического детерминизма задается пониманием ноосферной истории как процесса превращения каждого индивида в непосредственного субъекта духовного производства и воспроизводства, актора «глокаль-ной» истории, что, с точки зрения системно-синергетического подхода, привносит в понимание истории значимые элементы вероятностной модели детерминизма.

7.2.Семиотический детерминизм фиксирует связь между фактами-знаками семиосферной действительности и смыслами-знаками ноосферной реальности: первая (дискурсивная) связь ин-детерминативная (устанавливает несколько возможных вариантов взаимосвязи означающих), и вторая (интердискурсивная) связь - детерминативная (фиксирует безальтернативную связь смыслов-концептов, или означаемых с означающими).

8.1. Основной ноосферный закон раскрывает суть процесса опредмечивания в истории: идеальное содержание знака (присутствие идеального в вещи по Э. В. Ильенкову) приводит в действие многообразие культурной биогеохимической энергии человека и иных субъектов истории, что обеспечивает не только структурирование и создание новой системы, но и воплощение новых элементов этой системы.

8.2. Основной семиотический закон раскрывает действие распредмечивания истории: факт истории, как ее предметное, вещественное выражение, обретая статус сложного знака, или символа, освобождается от своей имманентной энергийной заряженно-сти, которая находится в свободном состоянии до момента, когда этот свободный энергийный заряд не захватывается одним из субъектов исторического процесса, усложняясь в нем до информации (как «прозрачной» формы бытия материи).

8.3. В модели универсального ноосферно-семиотического закона вещество, преображенное информацией посредством энергии, трансформируется в «знаковое вещество», раскрывающееся в культурной биогеохимической энергии человеческого действия, которое распаковывается в информацию, хранимую разумом (духом, сознанием), что показывает, как незначительное изменение «знакового вещества» культуры может привести к кардинальным изменениям в историческом процессе.

Список опубликованных работ
Статьи в журналах из списка ВАК

1.Смирнов Д. Г. Семиотическое измерение ноосферного образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2005. – № 2. – С. 203–212. (автора – 0,5 п.л.)

2.Смирнов Д. Г. Семисознание как форма духовного бытия человечества // Личность. Культура. Общество. – 2010. – Т. 11. – Вып. 2 (48–49). – С. 302–309. (автора – 0,6 п.л.)

3.Смирнов Д. Г. Семиотические основания эволюции универсума // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2011. – № 3. – Том 17 (июль–сентябрь). – С. 80–84. (автора – 0,4 п.л.)

4.Смирнов Д. Г. «Экология разума» Г. Бейтсона: поиски семиотических оснований ноосферной истории // Вестник высших учебных заведений: Гуманитарные науки. – 2011. – Т. 2. – № 4. – С. 314–319. (автора – 0,6 п.л.)

5.Смирнов Г. С., Смирнов Д. Г. Ипостаси ноосферной истории // Вестник высших учебных заведений: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 21–28. (автора – 0,45 п.л.)

6.Смирнов Д. Г. «Потом и опытом»: ноосферная история глазами Вяч. Вс. Иванова // Личность. Культура. Общество. – 2012. – Т. 14. – Вып. 2 (71–72). – С. 216–222. (автора – 0,5 п.л.)

7.Смирнов Д. Г. «Видеть или погибнуть»: П. Тейяр де Шарден в поисках ноосферной истории // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2012. – № 4 (48). – С. 142–148. (автора – 0,5 п.л.)

8.Смирнов Д. Г. Ноосферная идея и ноосферная история: введение в универсумную клиософию. Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2012. – 250 с. (автора – 15,5 п.л.)

9.Смирнов Д. Г. Вселенная знаков: ноосфера versus семиосфера. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 248 с. (автора – 15,5 п.л.)

10.Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2008. – 372 с. (автора – 21,60 п.л.)

11.Смирнов Д. Г. Йоханнесбург+10: предчувствие ноосферной истории // Вестник Ивановского государственного университета. 2012. Вып. 3. С. 64–72. (автора – 0,6 п.л.)

12.Смирнов Д. Г. Восхождение сознания к разуму: онтогенез и филогенез в ноосферной истории // Вестник Ивановского государственного университета. – 2011. – Вып. 2. – С. 11–26. (автора – 1,1 п.л.)

13.Смирнов Д. Г. Человеческое качество как субъективный фактор модернизации // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2011. – Вып. 6. – Часть 1. – С. 154–157. (автора – 0,3 п.л.)

14.Смирнов Д. Г. Живая ноосферная история (по страницам «Философских фрагментов» Н. П. Антонова) // Вестник Ивановского государственного университета. – 2010. – Вып. 2. – С. 25–35. (автора – 0,9 п.л.)

15.Смирнов Д. Г. Незнакомый В. И. Вернадский: эмпирическая семиотика Вселенной // Вестник Ивановского государственного университета. – 2009. – Вып. 3. – С. 123–133. (автора – 0,8 п.л.)

16.Смирнов Д. Г. Интеллигенция: семиологическая функция (К постановке проблемы) // Интеллигенция и мир. – 2008. – № 3. – С. 13– 26. (автора – 0,6 п.л.)

17.Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферной реальности: философ-ско-методологический дискурс // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – Вып. 2. – С. 52–59. (автора – 0,6 п.л.)

18.Смирнов Д. Г. Ноогенная биогеохимическая энергия: семиотическая репрезентация ноосферного закона // Вестник Ивановского государственного университета. – 2008. – Вып. 3. – С. 104–112. (автора – 0,6 п.л.)

19.Смирнов Д. Г., Портнов А. Н. Биологическая семиотика: некоторые философско-методологические проблемы исследования // Вестник Ивановского государственного университета. – 2007. – Вып. 2. – С. 38–51. (автора – 0,5 п.л.)

20.Смирнов Д. Г. Семиосознание в эпоху глобализации: семиотический императив ноосферной реальности // Вестник Ивановского государственного университета. – 2006. – Вып. 2. – С. 54–64. (автора – 0,75 п.л.)

21.Смирнов Д. Г., Фадеев А. М. Преподаватель и ученый: модели университетского синтеза // Интеллигенция и мир. – 2006. – № 4. – С. 114–129. (автора – 0,4 п.л.)

22.Смирнов Д. Г. Интеллигенция и устойчивый мир // Интеллигенция и мир. – 2003. – № 1/2. – С. 86–91. (автора – 0,4 п.л.)

23.Смирнов Д. Г. Универсумная (ноосферная семиотика) // Ученые Записки Таврического Национального Университета им. В. И. Вернадского. Философия. – 2006. – Том 19 (58). – № 1.– С. 84–87. (8000 = 0,2 п.л.)

24.Смирнов Д. Г. Понятие «семиотические ресурсы» в отечественной и зарубежной философии // Вестник молодых ученых Ивановского государственного университета. – 2003. – Вып. 3. – С. 114–116. (автора – 0,15 п.л.)

25.Смирнов Д. Г. Семиотико-антропологичекое измерение ноо-сферной истории: ноосемиогенез в работах А. Н. Портнова // Неизреченное слово: мемориальный сборник, посвященный профессору А. А. Портнову. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2012. – С. 249– 257. (автора – 0,4 п.л.)

26.Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферной истории: системно-синергетический подход // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Мат-лы VI Российского философского конгресса. В 3 т. Нижний Новгород, 27–30 июня 2012 г. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2012. – Т. I. (автора – 0,1 п.л.)

27.Смирнов Д. Г. Семиотический космизм и ноосферная история // Русский космизм: прошлое, настоящее и будущее: Мат-лы Между-нар. науч.-практич. конф. Орел, 18–19 ноября 2010 года. – Орел: Изд-во Орл. гос. ун-та, 2011. – С. 216–223. (автора – 0,4 п.л.)

28.Смирнов Д. Г. Человеческое качество как ресурс ноосферной истории // Модернизационный потенциал регионов: Сб. докл. Между-нар. науч.-практич. конф. Иваново, 14–15 октября 2010 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2011. – С. 448–450. (автора – 0,2 п.л.)

29.Смирнов Д. Г. Когнитософия ноосферной истории: «оправдание разума» в творчестве Вяч. Вс. Иванова // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: Мат-лы III науч.-практич. конф. с междунар. участием. Иваново, 21–22 октября 2010 г. – Иваново: ОАО «Изд-во Иваново», 2011. – С. 180–184. (автора – 0,3 п.л.)

30.Смирнов Д. Г. Религиозное сознание и семиотический детерминизм ноосферной истории // Государство, общество, церковь в истории ХХ века: Мат-лы IX Междунар. науч. конф. Иваново, 11–12 февраля 2010 года. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2010. – Ч. 1. – С. 607–612. (автора – 0,3 п.л.)

31.Смирнов Д. Г. Семиотика ноосферной идентичности // Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и рос-сийскость: Мат-лы Междунар. науч. конф. Иваново–Плес, 15–16 мая 2008 года. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2008. – С. 185–188. (автора – 0,2 п.л.)

32.Смирнов Д. Г. Российское образование и интеллигенция: ноо-сферизация как семиотический процесс // Молодежь в науке: Проблемы и перспективы. Сб. матер. межрегион. съезда молодых ученых России. Липецк, 5–6 мая, 2008 года. – Липецк: ЛГТУ, 2008. – С. 277–281. (автора – 0,2 п.л.)

33.Смирнов Д. Г. Ноосферология: биосферология et семиософия // Ноосферология: наука, образование, практика. NOOS’2008: Мат-лы Междунар. науч. конф. – Симферополь: Предприятие «Феникс», 2008. – С. 164–170. (автора – 0,5 п.л.)

34.Смирнов Д. Г. Методологические основы комплексного подхода к пониманию стратегии устойчивого развития // Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные исследования: Мат-лы межрегион. науч.-практич. конф. Иваново, 22–24 ноября 2006 года. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. – С. 31–34. (автора – 0,1 п.л.)

35.Смирнов Д. Г. Язык знаков мира как фактор самоорганизации системы «Общество – Природа» (по роману «Алхимик» П. Коэльо) // Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные исследования: Мат-лы межрегион. науч.-практич. конф. Иваново, 22–24 ноября 2006 года. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. – С. 128–131. (автора – 0,1 п.л.)

36.Смирнов Д. Г. Ноосферное образование как концепт устойчивого развития // Региональное устойчивое развитие: комплексные био-сферно-ноосферные исследования: Мат-лы межрегион. науч.-практич. конф. Иваново, 22–24 ноября 2006 года. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. – С. 205–207. (автора – 0,1 п.л.)

37.Смирнов Д. Г. Семиотическая истина // «Истина и пути ее постижения»: Сб. ст. и тезисы докладов межвузовской науч.-практич. конф. Иваново, 24–25 марта 2006 г. – Иваново: РГГУ, ИГХТУ, 2006. – С. 56–58. (автора – 0,1 п.л.)

38.Смирнов Д. Г. Гуманистическая семиотика и семиотическая гуманистика // Онтология и антропология гуманизма: Мат-лы симпозиума. 16–17 мая 2006 г. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 64–67. (автора – 0,3 п.л.)

39.Смирнов Д. Г. Семиотические ресурсы ноосферного образования // «Россия Вернадского История и современность»: Мат-лы уни-верситетско-лицейской науч.-практич. конф. Иваново, 22 мая 2003 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2006. – С. 23–30. (автора – 0,3 п.л.)

40.Смирнов Д. Г. Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия // Россия Вернадского История и современность: Матер. университетско-лицейской науч.-практ. конф. Иваново, 22 мая 2003 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2006. – С. 101–104. (автора – 0,15 п.л.)

41.Смирнов Д. Г. Семиосфера: биосферно-ноосферный подход // Философия и будущее цивилизации: Мат-лы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса Москва, 24–28 мая 2005 г.: В 5 т. Т. № 1. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 575–576. (автора – 0,1 п.л.)

42.Смирнов Д. Г. Экологическая семиотика: новый диалог с природой // Природа и человек. Антропогенное воздействие на окружающую среду: Мат-лы IV науч.-практич. конф. Иваново, 23–24 июня 2005 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2005. – С. 29–31. (автора – 0,1 п.л.)

43.Портнов А. Н., Смирнов Д. Г. Языковое сознание и семиотическое измерение глобализационных процессов // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. – М.: Изд-во Алт. ун-та, 2004. – С. 28–36. (автора – 0,4 п.л.)

44.Смирнов Д. Г. «Семиотика природы»: к периодической системе знаков // Молодая наука в классическом университете: Мат-лы докладов науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново, 20–23 апреля 2004 года. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2004. – С. 98. (автора – 0,05 п.л.)

45.Смирнов Г. С., Румянцева Т. В., Смирнов Д. Г. Логика и ноо-сферное образование // Проблемы преподавания логики и дисциплин логического цикла: Мат-лы Междунар. науч.-практич. конф. Киев, 13– 14 мая 2004 г. – Киев: ИПЦ «Киевский университет», 2004. – С. 97–98. (автора – 0,05 п.л.)

46.Смирнов Д. Г. Религия и семиотика природы // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века: Мат-лы IV Междунар. науч. конф. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2004. – С. 232–236. (автора – 0,2 п.л.)

47.Смирнов Д. Г. Ноосфера: устойчивое мировое существование // В. И. Вернадский и современность: Мат-лы торжеств. засед., посвящ. 140-летию со дня рожд. ак. В. И. Вернадского. Москва, 12 марта 2003 г. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 2003. – С. 241–249. (автора – 0,5 п.л.)

48.Смирнов Д. Г. Семиотические ресурсы ноосферы: к постановке проблемы // Молодая наука в классическом университете: Мат-лы докл. науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново, 21–25 апреля 2003 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2003. – С. 81. (автора – 0,05 п.л.)

49.Смирнов Д. Г. Философско-методологические аспекты взаимодействия ноосферы и семиосферы // Реалии ноосферного развития: Мат-лы межгос. науч.-практ. конф. «Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия». Иваново, 21–23 мая 2003 г. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 2003. – С. 268–272. (автора – 0,25 п.л.)

50.Смирнов Д. Г. Ноосферное устойчивое развитие и ноосферные конфликты: семиотические аспекты // Природные ресурсы и учение B. И. Вернадского – основа устойчивого развития цивилизации: Мат- лы межрегион. науч.-практ. конф. Тамбов–Моршанск–Ивановка– Вернадовка, 6–8 июня 2003 года. – Тамбов: ТОИПКРО, 2003. – С. 131– 133. (автора – 0,15 п.л.)

51.Смирнов Д. Г. Семиосфера – хронотоп мировой культуры // Антропологическое измерение глобализационных процессов: Материалы Межвузовской научной конференции «Философско-антропологическая аналитика бытия человека в глобальном мире». Владимир, 7–9 октября 2003 года. – Владимир: ВГПУ, 2003. – С. 47– 50. (автора – 0,15 п.л.)

52.Портнов А. Н., Смирнов Д. Г. Опыт семиотического анализа религиозной знаковой системы // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века: Мат-лы III Междунар. науч. конф. Иваново, 5–6 декабря 2003 года. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2003. – С. 251–257. (автора – 0,25 п.л.)

53.Портнов А. Н., Смирнов Д. Г. Глобализация: ноосферно-семиотический аспект // Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Мат-лы докладов. Москва, 29–31 мая 2003 г. – М.: Ин-т языкознания РАН, 2003. – С. 211–212. (автора – 0,05 п.л.)

54.Смирнов Д. Г. Семиотическое измерение ноосферной реальности // Современная наука и проблемы выбора жизненной стратегии человечества: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвященной памяти C. Н. Самарцева. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. – С. 219–229. (автора – 0,5 п.л.)

55.Смирнов Д. Г., Портнов А. Н. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы // Ноосферные исследования. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. – Вып. 2. – С. 88–97. Семи-осфера: общие проблемы (раздел в коллективной монографии). (автора – 0,5 п.л.)

56.Смирнов Д. Г. Новозаветный конфликт (по Четвероевангелию и Деяниям апостолов) // Молодая наука в классическом университете: Мат-лы докл. науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново: «Иван. гос. ун-т», 15–19 апреля. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2002. – Ч. 6. – С. 33–34. (автора – 0,05 п.л.)

57.Смирнов Д. Г. Ноосферная миссия России в развитии человеческой цивилизации // На пути к устойчивому развитию России: Навстречу Всемирному Саммиту в г. Йоханнесбурге: Сб. ст. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 2002. – С. 530–541. (автора – 1 п.л.)

58.Смирнов Д. Г. The noospheric mission of Russia in the progress of human civilization // На пути к устойчивому развитию России: Навстречу Всемирному Саммиту в г. Йоханнесбурге: Сб. ст. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 2002. – С. 614–620. (автора – 0,5 п.л.)

59.Смирнов Д. Г. Общенаучные и религиозные основания «устойчивого мирового существования» по В. И. Вернадскому // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века: Мат-лы II всерос. науч. конф. Иваново, 5 декабря 2002 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2002. – С. 84–86. (автора – 0,2 п.л.)

60.Смирнов Д. Г. Ноосферная миссия России в развитии человеческой цивилизации. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 2002. – 36 с. (автора – 2,25 п.л.)

61.Смирнов Д. Г. Евангельский хронотоп: опыт компаративистского подхода // Молодая наука – XXI веку: Мат-лы докл. Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново, 19– 20 апреля 2001 г. – Иваново: «Иван. гос. ун-т», 2001. – С. 47–48. (автора – 0,1 п.л.)

62.Смирнов Д. Г. Многоуровневый конфликт и ноосферная динамика (в Евангелии по Луке) // Российская интеллигенция и ноосферная динамика: Мат-лы XII Междунар. науч.-теор. конф. «Духовность интеллигенции как фактор устойчивого развития общества». Иваново, 20–22 сентября 2001 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2001. – С. 119–120. (автора – 0,1 п.л.)

63.Смирнов Д. Г. Ноосферное образование как залог устойчивого развития общества // Ноосферное образование в России: Мат-лы меж-гос. науч.-практ. конф. Иваново, 3–5 октября 2001 г. Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2001. – Ч. 1. – С. 183–185. (автора – 0,1 п.л.)

64.Смирнов Д. Г. Опыт ноосферного образования (на примере Ивановской группы Гаагской модели ООН) // Ноосферное образование в России: Мат-лы межгос. науч.-практ. конф. Иваново, 3–5 октября 2001 г. – Иваново: Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2001. – Ч. 2. – С. 188–190. (автора – 0,1 п.л.)

65.Смирнов Д. Г. Экология истории и историческая экология: от «прогрессивного» развития к устойчивому // «Проблемы устойчивого развития глазами молодежи. На пути к Всемирному саммиту Рио+10»: Мат-лы Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых. Москва, 15– 16 ноября 2001 г. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 2001. – С. 143–145. (автора – 0,15 п.л.)

66.Смирнов Д. Г. Историософская концепция Евангелия по Луке // Человек на границах культур: Мат-лы третьей ежегодной межвуз. науч. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. Иваново, 29–30 ноября 2000 г. – Иваново: «Иван. гос. ун-т», 2000. – С. 51–53. (автора – 0,1 п.л.)