Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МАРШРУТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ»
Специальность: 05.13.10
Год: 2012
Отрасль науки: Технические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методология управления образовательным маршрутом, в основу которой положены характеристики, логическая и временная структуры управленческой деятельности, отличающаяся от известных использованием результатов системного анализа документальной базы и характеристик описания проблемы управления образовательным маршрутом, моделей ситуационного управления и представления знаний, и позволяющая организовать информационную поддержку принятия решений на основе обработки слабоструктурированной информации и экспертных знаний с применением интеллектуальных технологий.
  2. Интегрированная модель системы управления образовательным маршрутом, новизну которой обеспечивает интеграция комплекса иерархических сетевых моделей, системных моделей управления образовательным маршрутом и моделей представления знаний в форме продукционных правил и в форме прецедентов принятия решений в проблемных ситуациях, объединенных концептуальной моделью поддержки принятия решений при управлении ОМ, на основе единства информационных и когнитивных элементов предметной области, что обеспечивает семантическое единство разработанных моделей и позволяет реализовать принципы ситуационного управления с учетом внешних и внутренних ключевых факторов; принципы теории иерархических систем, а также технологии инженерии знаний для обеспечения интеллектуальной информационной поддержки управленческих решений.
  3. Структура системы поддержки принятия решений при управлении образовательным маршрутом, которая характеризуется взаимодействием компонентов хранения данных и знаний, модуля поиска решений, компонентов моделирования и обучения новым знаниям, на основе интеграции поиска решения с применением данных и знаний, и отличается комплексным использованием ситуационного управления на основе ИСМ с учетом ключевых факторов; обеспечения информационной поддержки принятия решений на основе интеллектуальной технологии и интеграции данных и знаний; инженерии знаний для обработки слабо формализованной информация, и применением принципов построения систем, ориентированных на обработку правил и прецедентов принятия управленческих решений.
  4. Математическое обеспечение системы, представленное в отличие от известных, в виде формальных моделей комплекса иерархических сетевых моделей, встроенных в систему управления и адекватно отражающих возможные ситуации управления на основе правил принятия управленческих решений; формальных моделей представления знаний в виде семантических сетей, представляющих основные понятия, определяющие классы объектов в процессе управления ОМ и отношений между ними; сетевых моделей планирования ОМ для принятия решений о сроках выполнения индивидуальной траектории с учетом перегрузки в следующем периоде обучения при планировании ОМ; логической модели онтологии процесса управления ОМ; математических моделей поиска решений на основе продукционных правил и прецедентов, позволяющее получать обоснованные управленческие решения.
  5. Алгоритмическое обеспечение для реализации предложенной методологии управления ОМ и его интеллектуальной информационной поддержки в отличие от известного характеризуется тем, что разработанные алгоритмы: алгоритм интерпретации объектно-ориентированной ИСМ, обеспечивающий управление ОМ, планируемым и реализуемым с учетом ключевых факторов; алгоритмы для принятия решений о сроках выполнения индивидуальной траектории с учетом перегрузки в следующем периоде обучения при планировании ОМ; алгоритм поиска решений при планировании ОМ с учетом ключевых факторов; алгоритм обеспечения сопоставительного анализа объектов по качественным признакам; алгоритм разработки учебного соглашения и корректировки ОМ; алгоритм подбора программы АМ; алгоритм формирования рейтинга студентов для участия в программе АМ; в комплексе с моделями представления знаний позволяют реализовать управление ОМ с применением интеграции данных для поиска информации по распределенным БД на основе онтологии процесса управления образовательным маршрутом.
  6. Комплекс программных средств реализации предложенных методологических основ управления ОМ, отличающийся функциональным обеспечением в части: управления ОМ - применением разработанного модуля анализа ситуации и поиска решения на основе ИСМ; информационной поддержки принятия решений с использованием интеллектуальных технологий - модулей поиска решений с учетом прецедентов и на основе продукций; оценки сходства объектов по качественным признакам; принятия решений о сроках выполнения индивидуальной траектории с учетом перегрузки в следующем периоде обучения при планировании ОМ; обучения, консультирования; поиска информации в распределенных БД с формированием единого информационного пространства - модуля поиска информации.
  7. Результаты экспериментальных исследований эффективности показателей предложенной методологии управления и информационной поддержки при управлении ОМ, которые в отличие от известных выявили: своевременность исследования в связи с увеличившимся объемом участников АМ, увеличением количества зарубежных партнеров и связанного с этим повышения разнообразия вариантов ОМ, разработкой новых ПС и переходом на ФГОС; что установление соответствия между компонентами ОМ при подготовке информа-тиков в российских и ведущих в данной области зарубежных вузах и результаты, проведенной кластеризации ОМ по выделенным компонентам, позволяют реализовать совместные программы с вузами, ОМ которых отнесены к одному кластеру; долю сходства ОМ при подготовке информатиков в университетах УГАТУ (Россия) и KIT (Германия) для оценки возможности реализации совместных программ равной 75%; спланированные ОМ успешно прошли апробацию в рамках программ АМ Erasmus Mundus, Georgius Agricola.
Список опубликованных работ
В рецензируемых журналах из списка ВАК

1.О международных конференциях по компьютерным наукам и информационным технологиям CSIT / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, К. Ковач, О. Н. Сметанина // Информационные технологии. 2004 г. № 9. 92–93. (Личный вклад 0,5 м/п л.).

2.О роли информационных ресурсов при поддержке принятия управленческих решений на региональном уровне / Е. И. Иванова, Р. В. Фаттахов, О. Н. Сметанина // Вестник УГАТУ: науч. журн. Уфимск. гос. авиац. техн. унта. 2007. Т.9., №2. С. 82–87. (Личный вклад 2 м/п л.).

3.Управление экономическими системами: инновации с использованием интеллектуальных систем / Е. И. Иванова, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина // Экономика и управление: научно-практический журнал, №4, 2007, стр. 51–55. (Личный вклад 2 м/п л.).

4.Об одном методе решения цеховой задачи теории расписаний в машиностроении / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев // Мехатроника, автоматизация, управление. 2007. №9.С. 21–27. (Личный вклад 3 м/п л.).

5.Разработка алгоритмического и программного обеспечения для составления расписания в системах оперативно-календарного планирования / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев // Вестник УГАТУ: науч. журн. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. 2007. Т.9., № 4. С. 85–89. (Личный вклад 3 м/п л.).

6. Информационное обеспечение и взаимодействие органов государст венного финансового контроля / Е. И. Иванова, О. Н. Сметанина // Вестник УГАТУ: науч. журн. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. 2007. Т.9., № 5. С. 40–46. (Личный вклад 4 м/п л.).

7. Применение эвристических методов для решения задач оперативно-календарного планирования в машиностроении / Н. И. Юсупова, О. Н. Сме-танина, А. А. Ахтариев // Технологии нефти и газа. 2008. № 3. С. 55–61. (Личный вклад 2 м/п л.).

8. Инструментальные средства для сопоставительного анализа образова тельных программ на основе регулярных грамматик / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. В. Маркелова // Вестник УГАТУ: науч. журн. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-та. 2010. Т.14, № 5 С. 150–156. (Личный вклад 3 м/п л.).

9. Модели управления организацией с учетом Alumni-ассоциации / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, Л. М. Исхакова // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 57–63. (Личный вклад 2 м/п л.).

10. Модели управления процессом реализации академической мобильно сти в вузе / О. Н. Сметанина, А. В. Маркелова, В. А. Козырева // Вестник НГУ. 2011. Т. 2, № 2. С. 55–66. (Личный вклад 0,5 м/п л.).

11. Поддержка принятия решений при управлении академической мо бильностью / М.Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, В. А. Козырева // Системы управления и информационные технологии. 2011. №3.1. С. 131–136. (Личный вклад 2 м/п л.).

12.Модели и методы обработки информации при управлении связями с Alumni-ассоциациями / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, Л. М. Исхакова // Вестник ВГТУ – Воронеж. 2011. Т. 14, № 1. С. 164–173. (Личный вклад 4 м/п л.).

13.Alumni-ассоциации как дополнительный ресурс для поддержки академической мобильности / О.Н. Сметанина // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – №6. URL: http:// www.science-education.ru/100-5212 (Личный

вклад 8 м/п л.).

14. Информационная поддержка при управлении образовательным мар шрутом в вузе / В.А. Козырева, О.Н. Сметанина // Современные проблемы нау ки и образования. – 2012. – №1. URL: http://www.science-education.ru/101-5400 (Личный вклад 4 м/п л.).

Монографии и препринты

15. Контроль как функция управления в сложных системах (препринт монографии) / Е. И. Иванова, Р. В. Фаттахов, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина / Уфа: Изд. УНЦ РАН, 2006. – 59 с.

16.Университетские образовательные программы. Модели и методы для сопоставительного анализа опыта разных стран / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова / М.: Изд. МАИ, 2006. – 117 с.

17.Управление и контроль в сложных системах. Системный подход (раздел в препринте монографии) / Е. И. Иванова, Р. В. Фаттахов, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина // Государственный финансовый контроль. Системный подход / М.: Изд. Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и РАН, 2006. С. 6–33.

18.Информационное обеспечение управления и контроля / Е. И. Иванова, Р. В. Фаттахов, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина / М.: Машиностроение, 2008. – 279 с.

19.Системный подход и управление социальным развитием в системе стратегического планирования организации (препринт монографии) / А. Ф. Зай-нутдинов, Р. В. Фаттахов, О. Н. Сметанина / Уфа: Изд. УНЦ РАН, 2009. – 81 с.

20.Информационная поддержка управленческой деятельности социальной инфраструктуры предприятия (препринт монографии) / А. Ф. Зайнутдинов, О. Н. Сметанина, И. А. Лакман / Уфа: Изд. УНЦ РАН, 2009. – 82 с.

21.Инструментарий в системе поддержки принятия решений при управлении процессом разработки образовательной программы / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина / Уфа: Изд. УНЦ РАН, 2010. – 106 с.

22. Информационное и математическое обеспечение в системе поддержки принятия решений при управлении процессом разработки образовательной программы / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина. М.: Машино строение, 2011. 247 с.

Свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ

23. Свид. об офиц. рег. программы для ЭВМ № 970254. Система программ но-информационного обеспечения средств управления организацией производст ва / Н. И. Юсупова, В. В. Миронов, О. Н. Сметанина. Зарег. 13.06.97. М.: РосАПО, 1997.

24.Свид. об офиц. рег. программы для ЭВМ № 980168. Симулятор ситуационных процессов / Н. И. Юсупова, В. В. Миронов, О. Н. Сметанина. Зарег. 23.01.98. М.: РосАПО, 1998.

25.Свид. об офиц. рег. программы для ЭВМ № 2006610883. Информационная система сравнения учебных планов университетов разных стран / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. М. Буторин. Зарег. 06.03.2006. М.: Роспатент, 2006.

26.Свид. об офиц. рег. программы для ЭВМ № 2008810663. Система составления расписаний с применением генетического алгоритма (EvolSBB) / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев. Зарег. 23.04.2006. М.: Роспатент, 2006.

27.Свид. об офиц. рег. программы для ЭВМ № 2011617197 / Разработка индивидуальных учебных планов студентов для реализации процессов академической мобильности / М. Б. Гузаиров, О. Н. Сметанина, В. А. Козырева. За-рег. 15.09.2011. М.: Роспатент, 2011.

Другие публикации

28.Помехоустойчивая интерпретация иерархических ситуационных моделей / Н. И. Юсупова, В. В. Миронов, О. Н. Сметанина // Интеллектуальные автономные системы: междунар. науч. издание. Уфа–Карлсруэ, 1996. С. 33–47.

29.Помехоустойчивая иерархическая ситуационная модель для управления большими системами в неопределенности / Н. И. Юсупова, В. В. Миронов, О. Н. Сметанина // Большие системы: теория и приложения: тр. 8-го симп. IFAC/IFORS/IMACS/IFIP. Патрас, Греция, 1998. С. 464–468.

30.Иерархические ситуационные модели с трехзначными предикатами при управлении сложными техническими объектами / Н. И. Юсупова, В. В. Миронов, О. Н. Сметанина // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: тр. II Междунар. конф. Самара: Изд. ИПУСС РАН, 2000. С. 111–116.

31. Об организации элективных курсов в области информатики / Н. И. Юсупова, В. В. Миронов, О. Н. Сметанина // Проблемы качества образо вания: материалы Х Всерос. науч.-метод. конф. Уфа–Москва. Уфа: Изд. УГАТУ, 2000. С. 187–191.

32. Особенности многоуровневой подготовки информатиков в американ ских университетах / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, В. В. Миронов О. Н. Сметанина // Проблемы качества образования: материалы ХI Всерос. науч.-метод. конф. Уфа–Москва. Уфа: Изд. УГАТУ, 2001. С. 162–163.

33.Применение ситуационного подхода при проектировании информационных систем инвестиционной деятельности / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев, В. П. Осипова // Региональная информатика – 2002: матер. VIII С.-Петерб. междунар. конф. С/Пб.: СПОИСУ, 2002. С. 165– 166.

34.Объектно-ориентированные модели обнаружителей с временной обработкой для ситуационного управления в условиях неопределенности / Н. И. Юсупова, В. В. Миронов, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: тр. IV междунар. конф. Самара: Изд. ИПУСС РАН, 2002. С. 111–115.

35.Планирование работ с использованием эволюционных алгоритмов / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев, Х. Шмек, Ю. Бранке // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. VI междун. конф. Будапешт, Венгрия, 2004. С. 202–207. (Статья на англ. яз.).

36.Модели и алгоритмы информационной системы для сопоставления учебных планов университетов разных стран в рамках Болонского процесса / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. VI междун. конф. Будапешт, Венгрия, 2004. С. 188–190. (Статья на англ. яз.).

37.Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: «О качестве подготовки информатиков в европейских университетах» / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Тр. между-нар. Конф. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. С. 278–283.

38.Об использовании технологии экспертных систем для сопоставительного анализа университетских образовательных программ / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. М. Буторин // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: матер. XV Всерос. науч.-метод. конф. Уфа–Москва: Изд. УГАТУ, 2005. С. 11–14.

39.Сравнительный анализ методов решения задач календарного планирования / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев, Х. Шмек, Ю. Бранке // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. VII ме-ждун. конф. Уфа: УГАТУ, 2005. Т. 1. С. 160–164. (Статья на англ. яз.).

40.Информационные системы оценки образовательных программ подготовки информатиков в российских и зарубежных университетах / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. VII междунар. конф. Уфа. 2005. Т. 1. С. 141–148. (Статья на англ. яз.).

41.О некоторых соотношениях образовательных компонент при подготовке бакалавров в разных странах / О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Технологии и организация обучения. Уфа: УГАТУ, 2005. С. 43–48.

42.Модели знаний для сопоставительного анализа учебных планов университетов разных стран / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения: материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции. Уфа: УГАТУ, 2006. С. 43–46.

43. Алгоритмическое обеспечение информационной системы сравнения учебных планов по информатике университетов разных стран / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. М. Буторин // Технологии и организация обучения: науч. издание. Уфа: УГАТУ, 2006. С. 40–48.

44. Представление знаний в информационной системе для сравнения учебных планов университетов разных стран / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. М. Буторин // Технологии и организация обучения: науч. из дание. Уфа: УГАТУ, 2006. С. 48–57.

45. Метод ветвей и границ для решения задачи календарного планирова ния / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев // труды VIII междунар. конф. Компьютерные науки и информационные технологии. – Карлсруэ, Гер мания, 2006. Т. 1. С. 160–165. (Статья на англ. яз.).

46. Об оценке трудоемкости дисциплины в информационной системе сравнения образовательных программ университетов разных стран / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Компьютер ные науки и информационные технологии: тр. VIII междунар. конф. Карлсруэ, Германия. 2006. Т. 1. С. 141–148. (Статья на англ. яз.).

47. Использование информационных технологий для сопоставительного анализа университетских образовательных программ / М. Б. Гузаиров, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация: электр. журнал. 2006. № 6 (22). URL: http://www.kampi.ru/sets/.

48. Метаэвристический алгоритм для составления расписаний / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация: электр. журнал. 2006. № 8 (24). URL: http://www.kampi.ru/sets/.

49. Методы решения одномашинной задачи в теории расписаний / О. Н. Сметанина, А. А. Ахтариев // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация: электр. журнал. 2006. № 9 (25). URL: http://www.kampi.ru/sets/

50.Модели знаний для информационной системы сравнения образовательных программ по информатике российских и зарубежных университетов / О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация: электр. журнал. 2006. № 11 (27). URL: http://www.kampi.ru/sets/.

51.Поддержка принятия решений для системы государственных расходов / Е. И. Иванова, О. Н. Сметанина, Р. Р. Сайфутдинова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. VIII междунар. конф. Карлсруэ, Германия, 2006. Т. 2. С. 232–234. (Статья на англ. яз.).

52.О некоторых соотношениях образовательных компонент при подготовке бакалавров в области информатики в российских и британских вузах / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, Л. Р. Рахимьянова // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения: мат. XVII Всерос. науч.-метод. конф. Уфа: УГАТУ, 2007. С. 98–101.

53.О разработке цикла «Специальных дисциплин» учебного плана подготовки магистров по программе «Технология разработки программных систем» направления (230100) «Информатика и вычислительная техника» / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, Д. В. Попов, М. М. Гаянова // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения: мат. XVII Всерос. науч.-метод. конф. Уфа: УГАТУ, 2007. С. 67–71.

54.О некоторых соотношениях образовательных компонент при подготовке бакалавров в области информатики в Российских и Японских университетах / О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, Л. Р. Рахимьянова // Принятие решений в условиях неопределенности: межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2008. С. 183–188.

55.Анализ образовательных программ с применением информационных технологий (на примере образовательных программ УГАТУ и Университета Суссека) / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. В. Маркелова // Технологии и организация обучения. Уфа: 2008. УГАТУ. С. 60–69.

56.Инструменты поддержки принятия решений для сравнительного анализа образовательных программ университетов различных стран / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. В. Маркелова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. X междунар. конф. CSIT’2008. Анталия, Турция, 2008. Т. 2. С. 252–256.

57.Разработка системы извлечения знаний из образовательных программ на базе онтологии / О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. В. Маркелова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. XI междунар. конф. Крит, Греция, 2009. Т. 3. С. 172–175.

58.Система поддержки управленческого решения на региональном уровне / Е. И. Иванова, О. Н. Сметанина, Я. Р. Халикова // Межд. науч. конф. по прикладной информатике и математическим методам в экономике. Уфа: УГАТУ, 2010. С. 225–230.

59.Информационная поддержка принятия решений для управления образовательным процессом на этапе разработки образовательных программ: статья в коллективной монографии / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова, А. В. Маркелова // Интеллектуальные системы управления / Под ред. акад. С. Н. Васильева. М.: Машиностроение, 2010. С. 447–454.

60. Сопоставительный анализ университетских образовательных про грамм в процессе интернационализации образования / М. Б. Гузаиров, О. Н. Сметанина, В. А. Козырева, М. М. Гаянова // Новые образовательные тех нологии в вузе: тр. VII междунар. науч.-метод. конф. Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2010. Т. 1. С. 101–105.

61. Учет зарубежного опыта на основе сопоставительного анализа обра зовательных программ для поддержки конкурентоспособности образования / М. Б. Гузаиров, Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, В. А. Козырева // Проблемы качества образования: матер. XХ Всерос. науч.-метод. конф. Уфа–Москва: УГАТУ, 2010. С. 8–11.

62. Разработка учебного плана дополнительного профессионального об разования на основе онтологии / О. Н. Сметанина, А. А. Шафигуллина, Т. В. Малинина // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. XII Межднар. конф. М. –СПб, 2010. Т. 2. С. 221–225. (Статья на англ. яз.).

63. Интеллектуальные технологии в оперативном управлении / Р. И. Юсупов, О. Н. Сметанина, А. Р. Камильянов // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. XII Междунар. конф. М. –СПб, 2010. Т. 3. С. 50–52. (Статья на англ. яз).

64.Разработка моделей базы знаний для информационной системы при управлении формированием образовательной программы в вузе / О. Н. Сметанина, Л. Н. Ахиярова, Ю. Т. Курбанова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. XII Междунар. конф. М. –СПб, 2010. Т. 4. С. 173–178. (Статья на англ. яз.).

65.Управление процессом формирования основной образовательной программы подготовки информатиков / Н. И. Юсупова, О. Н. Сметанина, А. В. Маркелова, Л. Н. Ахиярова // Технологии и организация обучения: метод. сб. Уфа: УГАТУ, 2011. С. 45–53.

66. Информационная поддержка в системе ситуационного управления процессом реализации AM / Р. И. Юсупов, О. Н. Сметанина, Ю. Т. Курбанова // Инновационные информационные технологии. Теория и практика: тр. между- нар. сем. 2011. С. 131–134. (Статья на англ. яз.).

67. Поддержка принятия решений при управлении процессом академиче ской мобильности / Н. К. Криони, Р. И. Юсупов, О. Н. Сметанина, Ю. Т. Курбанова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. XIII Междунар. конф. Гармиш-Партеркирхен, Германия, 2011. Т. 1. С. 136–140. (Статья на англ. яз.).

68. Интеллектуальная поддержка решений при управлении процессом академической мобильности / Д. Р. Богданова, О. Н. Сметанина, Л. М. Исхакова // Компьютерные науки и информационные технологии: тр. XIII Междунар. конф. Гармиш-Партеркирхен, Германия, 2011. Т. 2. С. 136–140. (Статья на англ. яз.).