- На основе анализа отечественной литературы и правовых актов по вопросам экономической безопасности, предложена периодизация в изменении теоретических концепций стабильности экономического развития, взглядов на выбор приоритетных направлений ее обеспечения. Установлено, что содержание дефиниций понятия «стабильность и устойчивость экономического развития региона» определяется социально-экономическими и политическими условиями, характеризующими фактическое состояние развития страны. Применительно к современному этапу развития российской экономики под устойчивым развитием экономики региона предложено понимать состояние защищенности региональной экономики, обеспеченное функционированием нормативно-правовых и организационных институтов, позволяющих минимизировать влияние негативного воздействия на субъекты экономических отношений за счет перераспределения материальных и финансовых ресурсов, сформированных в рамках реализации политики государственного резервирования.
- На основе анализа современных тенденций развития российской экономики установлено, что ее эволюция порождает две противонаправленные тенденции в состоянии стабильности и устойчивости развития регионов. Первая связана с усилением, а вторая - с ослаблением экономического потенциала регионов, причем вторая тенденция, на современном этапе, более ярко выражена. Доказано, что это вызвано фундаментальными изменениями базовых подсистем, элементов и связей российской экономики по трем направлениям: технологическому, социально-экономическому, управленческому, кроме того, имеются и флуктуационные изменения, также оказывающие дестабилизирующее воздействие на экономику регионов.
- Установлено, что риски, являющиеся неотъемлемой чертой хозяйственной деятельности, порождают угрозы стабильности экономики, для нейтрализации которых может быть использован инструментарий риск-менеджмента. Доказано, что резервирование ресурсов с целью их использования в критических ситуациях для нейтрализации угроз стабильности и устойчивости развития экономики и смягчения последствий их проявления, является основополагающим, наиболее общим методом риск-менеджмента, применимым на всех уровнях иерархии хозяйственной системы.
- Обоснована система принципов резервирования в интересах обеспечения стабильности развития экономики региона; на основе компаративного анализа сформированы подходы к резервированию в социально-экономических системах, основанные на методологии оценки и обеспечения надежности технических систем.
- Обобщены институциональные правила и схемы государственного управления ресурсными резервами, с учетом их назначения, структуры, состава, иерархического уровня и ведомственной принадлежности. Выявлены системные взаимосвязи государственных материальных, золотовалютных и иных резервов и обоснована необходимость формирования механизма комплексного управления ими в целях повышения эффективности системы управления устойчивым развитием региональной экономики. Предложено рассматривать государственное резервирование как систему экономических и институциональных мероприятий кратко-, средне- и долгосрочного характера с целью обеспечения стабильности экономики региона в различных неблагоприятных условиях (изменения цен на энергоносители, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д.).
- Обоснован вывод об объективном повышении значения материального резервирования для проведения антикризисной противоциклической макроэкономической политики. На основе анализа фактического состояния системы Государственного материального резерва уточнены направления его организационного развития и взаимодействия с другими системами резервирования, в том числе зарубежными, с целью повышения стабильности экономики регионов. Выявлены сравнительные преимущества и недостатки отечественной системы резервирования по сравнению с аналогичными системами других стран.
- Разработан организационно-экономический механизм использования государственного материального резерва в качестве инструмента обеспечения стабильности региональных экономических систем, основанный на комбинированном применении государственных закупок и товарных интервенций. Этот механизм позволяет обеспечить устойчивость региональных экономических систем как в краткосрочном (за счет недопущения товарного дефицита и резких колебаний цен), так и в долгосрочном периоде (за счет реализация политики селективной поддержки отечественных производителей).
- Разработан концептуальный подход и индикативная экономико-математическая модель оценки степени влияния государственного материального резерва на обеспечение стабильности экономики регионов на страновом и региональном уровнях. В основе предложенной модели - расчет динамических коэффициентов вклада системы госрезерва в экономическую безопасность.
- Обоснована комплексная экономико-математическая модель условий функционирования организационных структур системы государственного материального резерва, а также управления формированием его организационных структур. Эта модель позволяет решать задачу оптимального (по критерию экономичности) синтеза территориально распределенной системы управления государственными материальными резервами с учетом стохастичности среды ее функционирования, что повышает качество обеспечения устойчивости региональных экономических систем.
- Разработан итерационный метод горизонтального согласования решений при управлении государственными резервами, учитывающий операционные, финансовые и административные функции управления резервированием и специфику их проявления на различных уровнях иерархии Росрезерва и других ведомств, имеющих в своем распоряжении материальные резервы.
- Обоснован методический подход и экономико-математическая модель оценки устойчивости, эффективности и собственной устойчивости системы государственного материального резервирования, учитывающая вероятностный характер возникновения угроз стабильности. Применение этого инструментария позволяет повысить эффективность процессов формирования, управления развитием и функционирования системы государственного материального резервирования.
1. Земсков А.Е. Государственный материальный резерв в системе обеспечения экономической безопасности страны. Монография.- СПб.: «Издательство «Лема»,2008.- 2,5 п.л.
2.Земсков А.Е. Экономико-математическое моделирование условий функционирования организационных структур системы государственного материального резерва в Российской Федерации. Монография. М.: МПГУ, 2010. – 11,2 п.л.
3.Земсков А.Е. Методологические основы и методы повышения эффективности системы государственного материального резервирования, как подсистемы обеспечения стабильности региональных экономических систем. Монография. М.: Институт социальных отношений в экономике, 2011. – 10,3 п.л.
Статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
4.Земсков А.Е. Государственное резервирование как фактор инновационного развития российской экономики// Экономика и управление.- 2009.-№ 10.-0,4 п.л.
5.Земсков А.Е. Государственное резервирование как элемент экономической политики (к развитию теории государственного резервирования)// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 11 (71): Общественные и гуманитарные науки (экономика): Научный журнал.- СПб., 2008.- 0,4 п.л.
6.Земсков А.Е. Экономико-математическая модель условий функционирования организационных структур системы Госрезерва Российской Федерации// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 11 (62): Общественные и гуманитарные науки (экономика): Научный журнал.- СПб., 2008.- 0,3 п.л.
7.Земсков А.Е. сравнительный анализ принципов резервирования в технических и экономических системах// Научно-технические ведомости СПбГТУ, № 2 (54)- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2008.- 0,5 п.л.
8.Земсков А.Е. Государственное резервирование как фактор укрепления экономической стабильности// Вестник ИНЖЭКОНА. Научный журнал. Серия: Экономика. Выпуск 2 (21).СПб., 2008.- 0,5 п.л.
9.Земсков А.Е. Противодействие угрозам экономической безопасности хозяйственных систем на основе резервирования// Вестник Академии Экономической Безопасности МВД России.- 2008.- № 3. 0,5 п.л.
10.Земсков А.Е. Проблема резервирования материальных средств в системе государственного предпринимательства // Экономические науки. – 2007.-№ 6(31) 0,2 п.л.
11.Земсков А.Е. Резервирование в государственном секторе экономики РФ // Вестник Самарского экономического университета. -2007.- № 5 (31) 0,4 п.л.
12.Земсков А.Е. Обоснование государственной политики резервирования в экономике России // Научно-технические ведомости СПбГТУ, № 3 (51)- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2007.- 0,3 п.л.
13.Земсков А.Е. Методологические основы управления устойчивостью функционирования и взаимодействия локальных организационных структур системы Госрезерва РФ // Вестник Московского университета МВД. – 2007.-№ 10. – 0,3 п.л.
14.Земсков А.Е. Инновации в управлении государственным материальным резервом // Экономика и управление. 2007. №6 (32).-0,4 п.л.
15.Земсков А.Е. Закупки материальных ценностей в интересах государственного материального резерва как инструмент структурной политики// Научно-технические ведомости СПбГТУ, № 6, том 2 (48)- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2006.- 0,4 п.л.
Статьи и доклады, опубликованные в других научных журналах и изданиях.
16.Земсков А.Е., Феофилова Т.Ю. Неторые теоретические и методологические вопросы экономической безопасности // Журнал правовых и экономических исследований. -2009. -№ 3. -0,5 п.л.
17.Земсков А.Е. Политика резервирования и ее место в развитии российской экономики // Региональное развитие: экономика, управление и право: сборник трудов II Международной конференции, 16-17 апреля 2009г. г. Санкт-Петербург / Под ред. д.э.н., проф.В.А. Плотникова, к.э.н. Т.Ю. Феофиловой. – СПб.: Изд-во ГПА, 2009. – 0,2 п.л.
18.Земсков А.Е. Направления развития Российской системы материального резервирования // Социально-экономические системы: вопросы госрегулирования и управления: СПб., Сб. науч. Тр. Вып.3, Изд-во государственной полярной академии,2008. – 0,4 п.л.
19.Земсков А.Е. Регулятор отечественной экономики // Знание и общество. Научно-публицистический журнал. -2008. № 3 928). – 0,3 п.л.
20.Земсков А.Е. Резервирование в системе методов государственного и регионального управления // Региональное развитие: экономика, управление и право: сборник трудов II Международной конференции, 16-17 апреля 2009г. г. Санкт-Петербург / Под ред. д.э.н., проф.В.А. Плотникова, к.э.н. Т.Ю. Феофи-ловой. – СПб.: Изд-во ГПА, 2008. – 0,3 п.л.
21.Земсков А.Е. Использование ресурсных резервов в антикризисном управлении и регулировании // Социально-экономические системы: вопросы госрегулирования и управления: СПб., Сб. науч. Тр. Вып.4, Изд-во государственной полярной академии,2008. – 0,4 п.л.
22.Земсков А.Е. Методы определения объемов накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России: Межвузовский сб. науч. Трудов. Вып.1. – СПб.: Изд-во ВАТТ, 2007. – 0,5 п.л.
23.Земсков А.Е. Материальное резервирование как форма государственного предпринимательства // Социально-экономические системы: вопросы госрегулирования и управления: СПб., Сб. науч. Тр. Вып.2, Изд-во государственной полярной академии,2007. – 0,5 п.л.
24.Земсков А.Е. Государственное резервирование материальных запасов в экономике Российской Федерации // Вестник СПб Университета МВД России 2 (34), 2007. – 0,4 п.л.
25.Земсков А.Е. Резервирование материальных средств в системе государственного предпринимательства // Перспективы инновационного развития региональной и отраслевой экономики. Межвуз. Сб. науч. Тр./ под ред. А.В. Бабкина – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та,2007. – 0,5 п.л.
26.Земсков А.Е. Метод горизонтального согласования решений при управлении государственными резервами // Сборник военно-научных статей академии. Вып. 48 (60), 42218. СПб.: ВАТТ,2007. – 0,3 п.л.
27.Земсков А.Е. Государственный материальный резерв в системе государственного управления // Социально-экономические системы: вопросы госрегулирования и управления: СПб., Сб. науч. Тр. Вып.1, Изд-во государственной полярной академии,2006. – 0,4 п.л.
28.Земсков А.Е. Государственный материальный резерв в системе обеспечения экономической безопасности // Наука высшей школы: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2006. – 0,4 п.л.
29.Земсков А.Е. Обоснование роли государственного материального резерва как фактора обеспечения экономической безопасности // Общество и право: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 17. Ч.4 / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. – 0,3 п.л.
30.Земсков А.Е. Методический подход к оценке экономической безопасности государственного материального резерва // Современное общество и правоохранительные органы: проблемы теории и практики: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 18. Ч.4 / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. – 0,3 п.л.
31.Земсков А.Е. Организация закупок материальных средств в интересах государственного материального резерва с учетом поддержки отечественных товаропроизводителей // Право, политика, экономика – проблемы развития и взаимосвязи: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 19. Ч.3 / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. – 0,2 п.л.
32.Земсков А.Е. Метод прогнозирования уровня цен регионального рынка для целей пополнения государственного материального резерва // Государственно-правовая политика в России: проблемы и перспективы развития: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 20. Ч.3 / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. – 0,2 п.л.
33.Земсков А.Е. Разработка показателей эффективности деятельности предприятий хранения ГМР в условиях перехода на бюджетный учет // Правовое и социальное государство: проблемы становления в России: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 21. Ч.2 / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. – 0,4 п.л.