- Подражание является одним из важнейших механизмов социокультурной идентификации: подражание тому или иному типу культуры становится отправной точкой социокультурной идентификации, стратегией выхода из культурного кризиса.
- Подражание является «антропологическим принципом культуры»: подражание оправдывает поступок, снимая с человека ответственность за совершённый «по образцу» выбор, осуществляя своего рода терапию человеческой свободы.
- Антропокультурная эффективность подражания и психологическая приверженность подражанию объясняются генетической связью подражания с подобием и иерархией.
- Наряду с рассмотренными уже Платоном тремя видами подражания (познавательный мимесис, воспитательный мимесис и мимесис изобразительный) особенно актуальным для современности становится синтетический вид подражания: исторический мимесис, играющий важнейшую роль в осуществлении культурной преемственности.
- Подражание на протяжении XIX - XX вв. вновь выходит на первый план в качестве базовой стратегии во всех подходах к сохранению культурного наследия, в основных моделях герменевтики искусства.
1.Маковецкий Е.А. Социальная аналитика ритма. Жиль Делёз, или о спасении. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. - 10,23 п.л.
2.Маковецкий Е.А. Начала толкований: анагогия, уподобление Богу и иерархия в типологических толкованиях Священного Писания. СПб.: изд-во «Академия исследования культуры». 2010. - 5,0 п.л.
3.Маковецкий Е.А. Подобие и подражание: очерки по философии и истории культуры. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета, 2012. - 14,1 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных экспертным советом ВАК РФ:
4.Маковецкий Е.А. Социальный эфир. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2003. Вып. 2. - 0,6 п.л.
5.Маковецкий Е.А. Музей и “низвержение платонизма”. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2006. Вып. 1. - 0,5 п.л.
6.Маковецкий Е.А. Зрелище и экзегетика: к философии музея.// Мир философии – мир человека: прил. к журн. «Философские науки»: [сб.ст.] / редкол.: Солонин Ю. Н. (пред.) и др. – М.: Гуманитарий – 2007. (Философские науки / М-во образования и науки РФ, Акад. гуманитар. исслед; спец. вып.). – 0,5 п.л.
7.Маковецкий Е.А. Мимесис и зрелище в святоотеческой традиции. // Миссия интеллектуала в современном обществе: прил. к журн. «Вестник Санкт-Петербургского университета»: [сб.ст.] / редкол.: Солонин Ю.Н. (пред.) и др. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 1,2 п.л.
8.Маковецкий Е.А. Аристотель в музее. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2009. Вып. 2. - 1,3 п.л.
9.Маковецкий Е.А. К герменевтике искусства. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2009. Вып. 4. - 1,0 п.л.
10.Маковецкий Е.А. Подражание у Платона, или чем философ лучше художника? // Вестник Русской Христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Вып. 4. - 0,5 п.л.
11.Маковецкий Е.А. О некоторых философских смыслах христианской экзегетики. // Философские науки. 2011, № 6. - 0,8 п.л.
12.Маковецкий Е.А. Порядок человека в диалогах о бессмертии. // Вестник Русской Христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Вып. 4. - 0,4 п.л.
13.Маковецкий Е.А. Подражание идеологии: парадоксы культурного наследия. // Вопросы культурологии. 2012. № 3. - 0,5 п.л.
14.Маковецкий Е.А., Маковецкая М.В. Другой как граница новоевропейской рациональности. // Этносоциум и межнациональная коммуникация. 2012. № 2(44). - 0,8 п.л.
15.Маковецкий Е.А. Терапевтическое подражание. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2012. Вып. 2. - 0,7 п.л.
16.Маковецкий Е.А. Подражание речи, или зачем пишут книги? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2012. Вып. 3. - 0,5 п.л.
Статьи в иных журналах, сборниках научных статей, коллективных монографиях и в сборниках материалов научных конференций:
17.Маковецкий Е.А. Эстетика ноуменального. // Эстетика сегодня: состояние и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2000. -0,5 п.л.
18.Маковецкий Е.А. Апология глубины. // Философия воображения. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2000. - 0,5 п.л.
19.Маковецкий Е.А. Социальная онтология ритма. // Социальная аналитика ритма. Сб. статей. СПб., 2001. - 1,4 п.л.
20.Маковецкий Е.А. Хронология мифа. // Миф и мифотворчество в постсовременном мире. Коллективная монография (под редакцией Н. Б. Иванова). СПб.: Издательство «Бельведер», 2002. - 2,0 п.л.
21. Маковецкий Е.А. Социальная аналитика ритма. // Журнал Санкт-Петербургского философского общества «Мысль». 2004. №5. - 1,2 п.л.
22.Маковецкий Е.А. Социальный метод современности. // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб., 2005. - 0,6 п.л.
23.Маковецкий Е.А. Симулякр времени. // Три модуса времени. Сб. статей. СПб., 2005. - 1.0 п.л.
24.Не только музей: к герменевтике искусства. // Триумф музея. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2005. - 0,5 п.л.
25.Маковецкий Е.А. К философии музея. // Собор лиц. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2006. - 0,5 п.л.
26.Маковецкий Е.А. Музей как зрелище. // В поисках музейного образа. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2007. - 0,5 п.л.
27. Маковецкий Е.А. Мимесис в платоновском Государстве. //Античный мимесис. Сб. статей. СПб., 2008. - 2,5 п.л.
28.Маковецкий Е.А. Александрийский Мусейон в истории философии. // Музейная эпистема. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2009. - 0,7 п.л.
29.Маковецкий Е.А. Мимесис и зрелище. // Подобие и подражание в средневековой культуре. Сб. статей. СПб., 2009. - 2,0 п.л.
30.Маковецкий Е.А. Два диалога: Платон и св. Григорий Нисский. // Журнал Санкт-Петербургского философского общества «Мысль». 2010. № 9. - 1,0 п.л.
31. Маковецкий Е.А. Зачем философы пишут? // Будущее философии: профессиональный и институциональный аспекты. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2010. - 0,5 п.л.