- проведена всесторонняя и детализированная оценка принятых Стратегии и Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в результате которой были выявлены их достоинства и недостатки, степень реалистичности, противоречия и возможные проблемы (в том числе финансового характера), которые могут возникнуть при реализации приоритетных направлений государственной политики в рамках трех концептуальных сценариев: инерционного, энергосырьевого и инновационного;
- обоснованы и предложены первоочередные концептуальные направления корректировки стратегического развития России, позволяющие устранить препятствия на пути перевода сырьевой экономики на индустриально-инновационный путь: замораживание тарифов на энергоносители на ряд лет; ликвидация неэффективных госкорпораций, создание конкурентной среды и повышение эффективности антимонопольного регулирования; развитие механизма внутреннего кредитования инвестиций и инноваций в обрабатывающем секторе промышленности и его бюджетной поддержки; доведение доли бюджетных расходов в человеческий капитал в ВВП до мировых стандартов; разработка системы мер в области фискальной, налоговой и таможенной политики, направленной на стимулирование и поддержку ускоренного роста приоритетных отраслей, инвестиций и инноваций; обеспечение соответствия политики государственных закупок и бюджетных инвестиций с приоритетами развития промышленности;
- разработана теория общественных финансов как фактора социально-экономического роста (развития), в комплексе включающая в себя: методологическую основу - концепцию построения бюджетов от расходов и теорию факторов производства; теорию экономического роста, определение сущности финансов как фактора развития (совокупность финансовых ресурсов, институтов, инструментария и процессов, определяющих возможности увеличения объема ВВП, повышения эффективности и качества экономического роста); внутренние взаимосвязи и структуру финансового фактора по его экономическому содержанию (финансовые ресурсы, финансовые институты, финансовый инструментарий, финансовые процессы) и по элементному составу (инвестиционный, бюджетно-расходный, кредитный, страховой, налоговый, таможенный, валютный факторы);
- раскрыто в комплексе содержание финансового инструментария развития, в том числе: предложена авторская трактовка этого понятия в целом как совокупности финансовых методов, инструментов и методик (приемов), с помощью которых реализуется финансовая политика экономического роста, а также трактовка составляющих это понятие элементов; предложены развернутая структура (классификация) финансового инструментария развития по его элементам (видам финансовых методов, инструментов, методов и приемов в их взаимосвязи), а также его классификация по характеру влияния на экономический рост (инструментарий ценового и валютного регулирования, прямого и косвенного бюджетного финансирования и регулирования, прочего финансирования и регулирования); раскрыты особенности влияния на развитие на развитие налогового, бюджетного, денежно-кредитного инвестиционного инструментария;
- обобщены и дополнены характерные признаки финансового института развития, предложена авторская трактовка этого понятия как организационной и правовой формы (сферы) финансовых отношений, ограниченной формальными и неформальными рамками и правилами и выступающей основой для образования и использования финансовых ресурсов и доходов на цели социально-экономического развития; разработана модель содержания и структуры системы финансовых институтов развития и взаимосвязи ее элементов, включающая в себя финансовый инструментарий, виды институтов (бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой), формальные и неформальные правила, аппарат принуждения, финансовую культуру, финансовые ресурсы, управленческие решения;
- сделан вывод о том, что при создании и функционировании финансовых институтов, разработке и использовании финансового инструментария возникают трансакционные издержки, которые необходимо учитывать при формировании и реализации финансовой политики развития; раскрыто содержание таких трансакционных издержек, в том числе: предложено их авторское понимание как расходов, связанных с разработкой и использованием финансового инструментария, его функционированием и последующим совершенствованием; разработана адаптированная для финансовой сферы классификационная структура трансакционных издержек (расходов) финансовых институтов по их группам и видам.
2. Систематизированы, дополнены и уточнены методологические подходы к формированию и использованию бюджетно-налогового инструментария социально-экономического развития:
- уточнено экономическое содержание финансового потенциала публично-правового образования в широком (категориальном) его понимании как совокупности денежных отношений по поводу системного распределения и перераспределения ВВП в целях мобилизации доходов в бюджетную систему и внебюджетные фонды с учетом интересов государственного и муниципального уровней управления, а также в узком (практическом) его понимании как совокупности финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в бюджеты публично-правового образования в соответствии с нормами законодательства для финансирования полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению процесса устойчивого социально-экономического развития экономики;
- дана характеристика институциональной структуры финансового потенциала публично-правовых образований, включающей в себя совокупность взаимодействующих между собой институциональных норм-ограничений (финансовое правовое поле, налоговые ограничения, долговая нагрузка, налоговое бремя, бюджетная обеспеченность) органов управления финансовыми процессами; раскрыто содержание и предложена группировка институциональных трансакционных издержек формирования и реализации финансового потенциала (информационные, организационные, межбюджетные, правовые, субъектно-процессуальные издержки), определены направления их минимизации (совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы, трансформация финансовой статистики, рационализация состава и структуры доходов бюджетов, стандартизация финансовой информации для всех пользователей и др.);
- определены приоритетные направления стратегического развития финансового потенциала публично-правовых образований (внедрение результатирующих методов планирования и прогнозирования потенциальных доходов, обеспечение транспарентности межбюджетных отношений, одновременное развитие методов вертикального и горизонтального бюджетного регулирования, разработка критериев и методов комплексной оценки качества управления финансовым потенциалом);
- предложены подходы к формированию эффективной системы бюджетно-налогового инструментария экономического развития: применение наряду с ограничительными и репрессивными мерами в отношении нарушителей бюджетно-налогового законодательства финансовых стимулов в виде получения государственных (муниципальных) заказов, участия в публичных тендерах, возможности преференциального инвестирования средств и др.; обеспечение устойчивости бюджетов; снижение налоговой нагрузки; улучшение налогового администриро вания и пресечение уклонений от уплаты налогов, рациональное сочетание пря мых и косвенных методов бюджетного финансирования социально- экономического развития;
- обобщены и систематизированы потенциальные финансовые источники финансирования инноваций; предложены методические подходы к формированию и использованию бюджетно-налоговых и внебюджетных механизмов финансирования инновационной деятельности;
- определены факторы, обуславливающие влияние размеров долговой нагрузки на социально-экономическое развитие территорий (методические погрешности определения размера долговой нагрузки; чрезмерные расходы на обслуживание государственного долга, необоснованная структура долгового портфеля, превышение предельных ограничений размера долговой нагрузки по отношению доходам бюджетов, структура выплат по долговым обязательствам); предложены подходы к управлению долгом на основе системы показателей оценки долговой нагрузки, в которую дополнительно включены коэффициенты расходов на обслуживание государственного долга, удельного веса рыночного долга, просроченных долговых обязательств и бюджетных кредитов в структуре государственного долга.
3. Разработаны методологические основы программно-целевого финансирования бюджетных инвестиций в социально-экономическое развитие, в том числе:
- предложен и обоснован подход к пониманию инструментария планирования и реализации инвестиционных проектов в рамках целевых программ и финансирования инвестиционных проектов; обоснован вывод о необходимости проектного финансирования расширения в России практики долгосрочных инвестиционных проектов, позволяющих решить национально-значимые экономические и социальные проблемы;
- обобщены, уточнены и дополнены основы бюджетного инвестирования и финансирования бюджетных инвестиций; предложена авторская классификационная структура бюджетных инвестиций по группам и их видам; разработана модель финансирования бюджетных инвестиций, включающая в себя объекты, субъекты, виды, источники, направления, методы и другие элементы;
- определены проблемы финансирования инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда РФ, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, и предложено два варианта решения этих проблем: создание корпорации, управляющей средствами этого фонда на коммерческой основе; размещение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на конкурсной основе среди частных инжиниринговых и финансовых консорциумов;
- уточнено содержание бюджетных целевых программ (долгосрочных, ведомственных и адресных инвестиционных) как механизма финансового планирования и финансирования бюджетных инвестиций, ориентированного на результат; выявлены проблемы и недостатки финансирования инвестиций за счет средств федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП), совокупное действие которых приводит к низкой результативности реализации ФАИП; предложены направления и конкретные пути решения названных проблем, упорядочения процесса формирования, финансирования и повышения результативности реализации федеральных целевых программ;
- разработаны методологические основы и методические подходы к оценке эффективности бюджетных инвестиций, в том числе: критерии определения приоритетности бюджетных расходов; рекомендации (пути) повышения эффективности бюджетных инвестиций (включая контрольные меры); критерии оценки эффективности реализации федеральных целевых программ; система формализованных показателей оценки эффективности бюджетных инвестиций в рамках реализации этих программ; подходы к регулированию процесса расходования инвестиционных средств (детальное регулирование или отказ от него с повышением ответственности за результаты); требования к степени эффективности бюджетных инвестиций;
- выявлены основные проблемы, препятствующими развитию венчурной индустрии в России, для расширения которых предложено адаптировать зарубежный опыт венчурного финансирования инвестиций в инновации; разработана модель венчурного финансирования на условиях государственно-частного партнерства через систему венчурных фондов, включая финансовые методы и инструменты прямого и косвенного государственного регулирования (стимулирования участников) венчурного финансирования.
4. Разработаны методологические подходы и методические приемы формирования инструментария финансового контроля и мониторинга использования и качества управления бюджетными ресурсами социально-экономического развития, в том числе:
- раскрыто содержание государственного финансового контроля как составного элемента общей системы государственного финансового регулирования социально-экономического развития, разработана теоретическая модель системы государственного финансового контроля бюджетных источников и расходов на развитие, включающая в себя объекты, субъекты, формы, виды, методы и другие элементы;
- уточнена и дополнена система формализованных показателей оценки эффективности финансового контроля, включающая в себя коэффициенты: результативности контроля, упущенных бюджетных возможностей, финансовых потерь, эффективности, возвратности средств бюджет, экономичности, обоснованности затрат на содержание органа финансового контроля, интенсивности;
- обобщены, уточнены и дополнены основы контроля (аудита) результативности и эффективности использования бюджетных средств, в том числе: разграничены понятия "экономичность", "результативность" и "эффективность" (в бюджетном законодательстве они объединены); разработана система оценки эффективности бюджетных расходов для целей контроля (аудита), включающая в себя: направления оценки, критерии оценки, классификацию показателей результативности, эффективности и экономичности использования бюджетных средств;
- выявлены недостатки и проблемы действующей системы применения мер ответственности за нерезультативное, неэффективное и неэкономичное использование бюджетных ресурсов, а также определены пути и предложены меры по их устранению, касающиеся видов правонарушений, штрафных санкций, бюджетной дисциплины и ответственности должностных лиц;
- предложен развернутый механизм контроля (аудита) и мониторинга результативности и эффективности реализации и финансирования бюджетных целевых программ, включающий в себя следующий комплекс элементов: требования к показателям результативности и эффективности; контрольный инструментарий, включая оценку, аудит, мониторинг, решения; критерии результативности и эффективности по системе основных и уточняющих показателей;
- предложены подходы к формированию и разработан инструментарий мониторинга качества управления общественными финансами публично-правовых образований, в том числе: определены основы финансового менеджмента в общественном секторе экономики; раскрыто содержание (сущность, элементы системы, задачи) мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами; предложена структура специального документа, в котором должны отражаться результаты мониторинга (включая финансовое состояние публично-правового образования и мероприятия по его улучшению); предложена уточненная и адаптированная к специфике муниципальных образований система индикаторов мониторинга качества управления их финансами, включая рейтинговые веса индикаторов по пяти группам показателей: финансовая гибкость, финансовая зависимость, соблюдение правил по бюджетным ограничениям; управление доходами и расходами; использование программно-целевого метода планирования.
1.Козельский В.Н. Финансовые ресурсы в сфере образования. - Саратов: СГСЭУ, 2002. - 6,1 п.л.
2.Козельский В.Н., Лобазнова Е.В., Чистякова Е.А., Исаченкова Т.Ю., Никитин И.С. Контроль в сфере размещения государственных и муниципальных заказов: механизм проверок. - Саратов: Новый ветер, 2008. - 6,5 п.л.
3.Козельский В.Н. Теоретические основы финансового обеспечения и регулирования социально- экономического развития общества. - Саратов: СГСЭУ, 2010. - 7,1 п.л.
4.Козельский В.Н. Методология и финансовый инструментарий стратегии социально-экономического развития государства. - Саратов: СГСЭУ, 2012. - 10,2 п.л.
5.Козельский В.Н., Тимошенко В.А. Налоговое администрирование и налоговый контроль. - Саратов: Саринфо, 2012. - 26,6 п.л.
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях:
6.Козельский В.Н. Исследование сущности государственных услуг в современной России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №2 - 0,5 п.л.
7.Козельский В.Н. Методологические подходы к содержанию общественных финансов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №3 - 0,5 п.л.
8.Козельский В.Н. Регулятивные механизмы общественных финансов // Власть. 2011. №6. - 0,5 п.л.
9.Козельский В.Н. Развитие контроля эффективного управления общественными финансами // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №4 - 0,5 п.л.
10.Козельский В.Н. Бюджетные инвестиции: проблемы и перспективы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №5 - 0,5 п.л.
11.Козельский В.Н. Основы программного планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №3 - 0,5 п.л.
12.Козельский В.Н. Методические подходы к оценке эффективности и результативности государственных программ в России // Власть. 2012. №7. -0,5 п.л.
13.Козельский В.Н. Совершенствование организационно-методических основ государственного финансового контроля //Наука и общество. 2011. №2 - 0,5 п.л.
14.Козельский В.Н. Долговая политика регионов: состояние и направления развития. // электронный журнал "Современные проблемы науки и образования", 2012. URL: http://www.science-education.ru/105. - 0,5 п.л.
15.Козельский В.Н. Налоговые инструменты инновационного развития территорий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №1. - 0,5 п.л.
16.Козельский В.Н. Методология мониторинга качества управления общественными финансами // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №9. - 0,5 п.л.
17.Козельский В.Н. Влияние бюджетных инвестиций на развитие отдельных отраслей и видов деятельности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №18. - 0,5 п.л.
18.Козельский В.Н. Налоговый инструментарий обеспечения социально-экономического развития государства// Наука и общество. 2012. №2. - 0,5 п.л.
Статьи и тезисы докладов в других изданиях:
19.Козельский В.Н. Финансовый аспект реформирования системы образования в России / Финансовая политика современной России. Сб. науч. трудов. Саратов, 2000. - 0,5 п.л.
20.Козельский В.Н. Финансовые ресурсы российской системы образования / Финансовая политика современной России. Сб. науч. трудов. Саратов, 2001. - 0,5 п.л.
21.Козельский В.Н. Субъекты и направления финансового контроля за деятельностью бюджетных образовательных учреждений / Финансовые проблемы переходной экономики. Сб. научн. трудов. Саратов, 2001. - 0,5 п.л.
22.Козельский В.Н. Модернизация управления общественными финансами / Использование финансов для развития инновационной экономики: Материалы международной заочная научно-практической конференция. 26-29 октября 2011 года. - Ижевск, 2011. - 0,6 п.л.
23. Козельский В.Н. Финансовый контроль на государственном уровне: проблемы теории и методологии // Культура народов Причерноморья. 2011. №4. - 0,4 п.л.
24. Козельский В.Н. Роль государства в современной рыночной экономи ке / Тезисы докладов по итогам НИР СГСЭУ за 2011 год. - Саратов: СГСЭУ, 2011 - Саратов: СГСЭУ, 2012. - 1,0 п.л.
25. Козельский В.Н. Институциональная система финансового контроля эффективного использования бюджетных средств в России / Модернизация экономики и общества: Сб. науч. тр. часть 2. - Саратов: СГСЭУ, 2011. - 0,5 п.л.
26.Козельский В.Н. Проблемы регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы / Финансовый механизм экономического роста России: сб. науч. тр. Саратов: СГСЭУ, 2012. - 0,45 п.л.
27.Козельский В.Н. Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля / Актуальные проблемы совершенствования управления региональными и муниципальными финансами: Материалы 5-й международной научно-практической конференции. 8-9 декабря
2011 года - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - 0,2 п.л.
28.Козельский В.Н. Основы формирования финансового потенциала региона / Экономика и общество в условиях глобализации: вызовы XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. -Саратов: СГСЭУ, 2011. - 0,25 п.л.
29.Козельский В.Н. Особенности современной налоговой политики России / Актуальные проблемы налоговой политики: Материалы 4-й Международная научно-практическая конференция молодых налоговедов. 14.марта
2012 года. Москва: Финансовый университет при Правительстве РФ - 0,4 п.л.
30. Козельский В.Н. Проблемы влияния бюджетных инвестиций на разви тие отдельных отраслей и видов деятельности / Использование финансов для развития инновационной экономики: Материалы международной заочная научно-практической конференция. - Ижевск, 2012. - 0,5 п.л.
31. Козельский В.Н. Особенности бюджетного инвестирования /Проблемы модернизации и посткризисное развитие современного общества (экономика, социология, философия, право): Мат-лы международной научно- практической конференции (23 марта 2012 г.). - в 3-х частях. Ч.2./отв. ред. В.И.Долгий. - Саратов: ИЦ "Наука",2012. - 0,5 п.л.
32.Козельский В.Н. Индикативный подход к моделированию процесса управления публичными финансами / Финансы в меняющемся мире: материалы 2-й Всероссийский молодежный научный форум (19-21 апреля 2012 г.) -Москва: Государственный университет Минфина России, 2012. - 0,5 п.л.
33.Козельский В.Н. Результативность контроля за качеством использования бюджетных ресурсов региона / Социально-политические перспективы развития современного государства и общества: материалы международной научно-практической конференции 26 апреля 2012. - Маркс, 2012. - 0,75 п.л.
34.Козельский В.Н. Мониторинг эффективности организации общественных финансов: проблемы и возможности развития в России / Финансовый механизм экономического роста России: проблемы, решения: сб. науч. тр./ Под ред. В.В.Степаненко. - Саратов: СГСЭУ, 2012. - 0,5 п.л.
35.Козельский В.Н. Актуальные проблемы бюджетного инвестирования / Проблемы модернизации и посткризисное развитие современного общества (экономика, социология, философия, право): Мат-лы международной научно-практической конференции (23 марта 2012 г.). - в 3-х частях. Ч.3./отв. ред. В.И.Долгий. - Саратов: ИЦ "Наука", 2012. - 0,3 п.л.