- Поэтический мир композитора понимается многомерной и разноуровневой системой художественных приемов, реализованных в музыкальной (невербальной) и литературной (вербальной) сферах творчества.
- Содержание литературных опусов композитора позволяет уточнить генетические истоки музыкального языка, скорректировать разнообразные отношения с поэтическими системами других творцов. А также войти в континуум вечных тем искусства, установить диалог с образной системой предшественников и современников в контексте эволюции музыкального искусства и художественной культуры в целом.
- Взаимодействию в поэтике композитора музыкальных и немузыкальных текстов, объединению их в метатекст способствует смыслонесущая стратегия, глубинное родство образов и идей как в музыкальных, так и в не музыкальных (литературных) текстах.
1.Умнова, И.Г., С.М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве. Справочник / И.Г. Умнова. - М.: МСХА, 2005. – 210 с. (12,6 п.л.).
2.Умнова, И.Г. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского: монография / И.Г. Умнова. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 188 с. (10,9 п.л.).
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК:
3.Умнова, И.Г. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Музыка и время. - 2005. - № 3. - С. 34-38. (0,5 п.л.).
4.Умнова, И.Г. Высказывания Сергея Слонимского о Дмитрии Шостаковиче / И.Г. Умнова // Музыковедение. - 2007. - № 3. - С. 8-14. (0,6 п.л.).
5.Умнова, И.Г. О Сергее Слонимском – композиторе и музыкальном писателе / И.Г. Умнова // Музыкальная академия. - 2007. - №3. - С. 16-22. (0,75 п.л.).
6.Умнова, И.Г. Композиторы наших дней (о Сергее Слонимском) / И.Г. Умнова // Музыкальная жизнь. - 2007. - № 10. - С. 14-16. (0,5 п.л.).
7.Умнова, И.Г. Литературное творчество композиторов / И.Г. Умнова // Вестник Московского университета: Серия 9. Филология. - М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2008. - № 6. - С. 101-110. (0,5 п.л.).
8.Умнова, И.Г. Явление литературоцентризма в музыкальном искусстве ХХ века / И.Г. Умнова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2008. - № 5 (№ 12). - С. 129-134. (0,5 п.л.).
9.Умнова, И.Г. Композитор Сергей Слонимский о принципах современного музыкального образования / И.Г. Умнова // Искусство и образование. - 2010. - № 4 (66). - С. 125-130. (0,5 п.л.).
10.Умнова, И.Г. Многоликость творчества Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Музыкальная академия. - 2010. - № 4. - С. 12-15. (0,5п.л.).
11.Умнова, И.Г. Три вечера премьер / И.Г. Умнова // Музыкальная жизнь. - 2011. - № 3. - С. 22-23. (0,4 п.л.).
12.Умнова, И.Г. К проблеме осмысления сочинений С.М. Слонимского сквозь призму музыкально-литературного творчества / И.Г. Умнова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 4 (10). - Ч. I . - С. 178-181. (0,5 п.л.)
13.Умнова, И.Г. Рыцарь музыкальной вселенной / И.Г. Умнова // Музыка и время. - 2012. - № 7. - С. 38-43. (0,5 п.л.).
Избранные научные статьи:
14.Умнова, И.Г. Симфонические искания С.М. Слонимского в контексте его музыковедческой деятельности / И.Г. Умнова. - Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 1995. - 39 с. - Деп. в НИО Информкультуры Рос. гос. биб-ки 04.01.95, № 2915. (2,4 п.л.).
15.Умнова, И.Г. К проблеме художественного идеала в симфоническом творчестве С.М. Слонимского / И.Г. Умнова // Культура и общество: возникновение новой парадигмы: тезисы докладов и сообщений всероссийской научной конференции. Ч. 3. Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. - Кемерово: Изд-во КГИИК, 1995. - С. 100-102. (0,2 п.л.).
16.Умнова, И.Г. Фольклор в художественной ткани симфоний С. М. Слонимского / И.Г. Умнова // Русский фольклор в современных образовательных структурах: сборник статей и методических материалов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - С. 22-27. (0,4 п.л.).
17.Умнова, И.Г. Особенности интерпретации фольклорных жанров в творчестве С. Слонимского и А. Ларина / И.Г. Умнова // Народная культура Сибири: материалы IX научно-практического семинара Сибирского регионального центра по фольклору. - Омск: Изд-во ОГПУ, 2000. - С. 196-199. (0,3 п.л.).
18.Умнова, И.Г. Композиторский автокомментарий как своеобразный документ фиксации традиций / И.Г. Умнова // Искусство и образование во II тысячелетии: материалы 2-й российской научно-практической конференции. - Оренбург: Изд-во ОГИИ, 2001. - С. 28-29. (0,2 п.л.).
19.Умнова, И.Г. Преломление традиций духовной музыки в творчестве современных отечественных композиторов / И.Г. Умнова // Православие – культура – образование: материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - С. 392-398. (0,5 п.л.).
20.Умнова, И.Г. Некоторые особенности взаимодействия театра и симфонии в творчестве С.М. Слонимского / И.Г. Умнова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: межвузовский сборник научных трудов. - Кемерово: Изд-во КемГАКИ, 2002. - Вып. 1. - С. 156-175. (1,2 п.л.).
21.Умнова, И.Г. К проблеме семантического анализа музыкального и литературно-критического творчества Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Наука и художественное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Л.В. Гаврилова, О.Ю. Колпецкая.- Красноярск: Изд-во КГАМиТ, 2003.- С. 202-209. (0,5 п.л.).
22.Умнова, И.Г. Исследовательские и публицистические позиции С. Слонимского в контексте стилевой эволюции / И.Г. Умнова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: театр в зеркале конфликта: сборник / под. ред. Г.А. Жерновой. - Кемерово: КемГАКИ, 2003. - Вып. 2. - С. 224-249. (1,6 п.л.).
23.Умнова, И.Г. К проблеме семантического анализа симфонического творчества С.М. Слонимского / И.Г. Умнова // Музыкальная семантика: сб. науч тр. - Москва, 2004. - С. 134-140. (0,4 п.л.).
24.Умнова, И.Г. Христианское в поэтике С.М. Слонимского / И.Г. Умнова // Религиозность в России: социально-гуманитарные аспекты исследования: сб. ст. по материалам Всероссийской научной конференции. - Кемерово: ООО «Фирма Полиграф». - 2004. - С. 389-397. (0,5 п.л.).
25.Умнова, И.Г. Семантика фольклорных и храмовых форм ритуала в контексте симфонического творчества Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: материалы международной научной конференции / Новосибирская гос. консерватория; Римский университет «Тор Вергата». - Новосибирск, 2004. - С. 527-538. (0,7 п.л.).
26.Умнова, И.Г. К проблеме исследования литературного творчества композитора в контексте его поэтической системы / И.Г. Умнова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: К новому синкретизму: сб. науч. трудов / под ред. Г.А. Жерновой. - Кемерово: КемГУКИ, 2005. - Вып. 3. - С. 164-182. (1,2 п.л.).
27.Умнова, И. Г. К проблеме исследования композиторской поэтики (на примере творчества Сергея Слонимского) / И.Г. Умнова // Материалы научно-теоретических конференций. - Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория (академия), 2007. - С. 26-36. (0,75 п.л.).
28.Умнова, И.Г. Сергей Слонимский о Дмитрии Шостаковиче / И.Г. Умнова // Моцарт, Танеев, Шостакович: история и современность.- Красноярск: КГАМиТ, 2007. - С. 21-25. (0,6 п.л.).
29.Умнова, И.Г. Сергей Слонимский и Дмитрий Шостакович / И.Г. Умнова // Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора. - М.: Композитор, 2007. - С. 467-485. (0,7 п.л.).
30.Умнова, И. Г. О музыке и слове Сергея Слонимского в юбилейный год Мастера / И.Г. Умнова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Слово в системе искусств: сб. науч. трудов / под ред. Г.А. Жерновой.- Кемерово: КемГУКИ, 2008. - Вып. 6. - С. 109-124. (1 п.л.).
31.Умнова, И.Г. Традиции художественного воплощения русской духовности в творчестве Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Традиции русской православной культуры в языковой картине мира: сб. статей. - Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2008. - С. 163-175. (0,7 п.л.).
32.Умнова, И.Г. Сергей Слонимский о вопросах воспитания и обучения молодых композиторов / И.Г. Умнова // Композитор в современном мире: материалы всероссийской научной конференции. - Красноярск: «ЛИТЕРА-принт», 2008. - С. 176-183. (0,5 п.л.).
33.Умнова, И.Г. Христианские образы в произведениях отечественных композиторов на рубеже ХХ-ХХI вв. / И.Г. Умнова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Духовные основы славянской культуры: журнал теоретических и прикладных исследований / Кемеровский гос. университет культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2008. - № 7 (часть 1). - С. 71-78. (0,5 п.л.).
34.Умнова, И.Г. Педагогические принципы композитора Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Жанр – форма - направление: сб. науч. трудов / под ред. Г.А. Жерновой.- Кемерово: КемГУКИ, 2009. - Вып. 7. - С. 9-18. (0,6 п.л.).
35.Умнова, И.Г. Семантика жанров в произведениях Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практ. конференции. - Кемерово - Санкт-Петербург: ОАО «Кемеровский полиграф. комбинат», 2009. - С. 213-223. (0,5 п.л.).
36.Умнова, И.Г. Преломление идеи В.П. Бобровского об «умных эмоциях» в исследовании музыкального тематизма Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В.П. Бобровского. - М.: Московская гос. консерватория, 2009. - С. 245-249. (0,3 п.л.).
37.Умнова, И. Г. Рассуждения композитора Сергея Слонимского о принципах современного музыкального образования / И.Г. Умнова // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы второй международной Интернет-конференции. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2010. - С. 78-91. (0,6 п.л.).
38.Умнова, И.Г. Духовные ориентиры творчества отечественных композиторов, зафиксированные в мемуарах и эссе / И.Г. Умнова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 10. - С. 61-66. (0,4 п.л.).
39.Умнова, И.Г. Литературные опыты в творчестве композиторов / И.Г. Умнова // Русское слово в культурно-историческом и социальном контексте: сборник статей по материалам Российской науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 т. - Далянь; Кемерово: КемГУКИ, 2010. - Т. 1. – С. 470-479. (0,6 п.л.).
40.Умнова, И.Г. Духовно-этические основы композиторского творчества С. Слонимского / И.Г. Умнова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 11. - С. 73-77. (0,4 п.л.).
41.Умнова, И.Г. Следование гуманистическим законам искусства / И.Г. Умнова // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. - 2011. - № 2 (36). - С. 25-30. (0,5 п.л.).
42.Умнова, И.Г. Слово в поэтике композитора Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Слово и образ в русской художественной культуре: коллективная монография по материалам Международного научно-практического форума «Слово и образ в русской художественной культуре». - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2011. - С. 183-191. (0,5 п.л.).
43.Умнова, И.Г. Традиции и новации в художественной системе Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Актуальные проблемы современного композиторского творчества: материалы Международной науч. конф. - Красноярск: Литера-принт, 2011. - С. 80-85. (0,5 п.л.).
44.Умнова, И.Г. Интонационная основа образно-сюжетного мира Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Интонация как проблема музыкального искусства. - Тула: ТКИ им. А.С. Даргомыжского, 2012. - С. 90-96. (0,5 п.л.).
45.Умнова, И.Г. Традиции взаимодействия музыки и слова в поэтике композитора Сергея Слонимского / И.Г. Умнова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство регионов: сб.науч.тр. / отв.ред.Н.Л. Прокопова; Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств.- Кемерово: Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств, 2012.-Вып. 10.- С. 279-294. (0,75 п.л.).