- Анализ развития системы пенитенциарного образования России как важнейшего инструмента исправления и развития личности осужденного, базирующегося на диверсификации как процессе изменения и совершенствования образовательной системы, реализуемой в образовательном пространстве исправительного учреждения;
- Модель диверсификации образовательной системы в исправительных учреждениях, представляющая собой систему взаимосвязанных блоков, содержательно раскрывающих механизм процесса диверсификации: I блок - сбор и анализ информации о существующей ситуации в пенитенциарном образовании; II блок - целеполагание, включающее стратегические, тактические и оперативные цели и задачи; III блок - разработка программы запуска процесса диверсификации и его обеспечения; IV блок - реализация программы диверсификации; V блок - контроль и оценка эффективности диверсификации образовательной системы; VI блок - система обратной связи, обеспечивающей выявление отклонений в стратегии диверсификации и своевременную коррекцию механизма реализации модели.
- Система содержательно-ориентационных, структурно-функциональных и организационных принципов диверсификации образовательной системы исправительного учреждения.
- Феномен «образовательная система», раскрытый в направлении личностной ориентированности в конкретных условиях пенитенциарного учреждения, определяемой организуемой ценностно-ориентационной деятельностью, где осужденный обретает жизненные стратегии и ориентации, ценностные установки и отношения, реализуемые как осознание социальной значимости ценностных объектов.
- Модель образовательной системы осужденного в исправительном учреждении, представляющая собой целостное единство концептуального, структурного и процессуального компонентов на разных уровнях реализации (микро-, мезо-, макро-, мегауровне). При этом концептуальный компонент отражает совокупность основополагающих идей и приоритетных ценностей, требований, которые находят отражение в концепциях, принципах и целеполагании, в нормативных документах и целевых программах, в модели выпускника образовательного учреждения, в социально одобряемом образе жизни, в содержании ценностно-ориентационной деятельности. Структурный компонент представлен созданием оптимальной, с точки зрения интеграции образовательных и пенитенциарных ресурсов, организационно-структурной модели диверсификации образовательной системы исправительного учреждения для реализации личностно развивающего функционала образования. Процессуальный компонент связан с преобразованиями в содержании образования, разработкой инновационных образовательных и социально-педагогических технологий сопровождения образовательного процесса осужденных, становлением социальных и предметно-профессиональных компетенций осужденного в образовательной деятельности.
- Проектирование и создание образовательной системы в пространстве пенитенциарного учреждения, технологически включающее информационно-накопительный, концептуально-проектировочный, мотивационно-мобилизационный, экспериментально-инновационный, контрольно-оценочный, преобразовательный этапы; содержательные и процессуальные компоненты (диагностический, проектно-целевой, содержательный, операционально-деятельностный, результативно-оценочный, ресурсный); критерии оценки динамики становления диверсифицированной образовательной системы (степени организованности и высоты образовательной системы, актуализации функций организационных компонентов образовательной системы, устойчивости элементов, входящих в структуру образовательной системы и лабильности их функций).
- Создание интегративного образовательного комплекса с внешним ресурсным центром-высшее учебное заведение и реализацией научно-методических, нормативно-правовых, психолого-педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических условий диверсификации системы пенитенциарного образования.
1.Щепкина, Н.К. Воспитательная миссия христианской конфессии в пенитенциарных учреждениях [Текст] / Н.К.Щепкина // Религиоведение.– 2006. – № 3. – С. 78– 84. (0,44 п.л.)
2.Щепкина , Н.К. Пути и способы дестигматизации лиц, осужденных к лишению свободы [Текст] / Н.К.Щепкина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 6 (30). – С. 170–173 (0,4 п.л.)
3.Щепкина, Н.К. О методологических подходах к осмыслению образования в пенитенциарном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // Социальная политика и социология. – 2009. – №10 (52). – С. 129–141. (0,8 п.л.)
4.Щепкина, Н.К. Проблемы образования осужденных [Текст] / Н.К.Щепкина // Педагогическое образование и наука.– 2009. – № 2. – С. 106–109. (0,3 п.л.)
5.Щепкина, Н.К. К вопросу о проблемах образования осужденных [Текст] / Н.К.Щепкина // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №3. – С. 236–239 (0,44 п.л.)
6.Щепкина, Н.К. Становление системы образования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение [Текст] / Н.К.Щепкина // Право и образование. – 2010. – № 10. – С. 44–58 (1 п.л.)
7.Щепкина, Н.К. Диверсификация образования осужденных в местах лишения свободы: парадигма, принципы, критерии [Текст] / Н.К.Щепкина // Инновации в образовании. – 2010. – № 12. – С. 126‒141. (1,4 п.л.).
8.Щепкина, Н.К. Психологические факторы успешности обучения осужденных в условиях исправительной колонии [Текст] / Н.К.Щепкина // Психология обучения. – 2011. – № 4. – С. 103‒119. (1,6 п.л.)
9.Щепкина, Н.К. Проектирование образовательной системы исправительного учреждения [Текст] / Н.К.Щепкина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 131– 133. (0,44 п.л.)
10.Щепкина, Н.К. Моделирование образовательного пространства исправительного учреждения [Текст] / Н.К.Щепкина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 4. – С. 144– 146. (0,44 п.л.)
Монографии
11.Щепкина, Н.К. Научно-организационные основы образования осужденных [Текст] : моногр. / Н.К.Щепкина. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та , 2006. – 192 с. (12 п.л.)
12.Щепкина, Н.К. Теоретико-методическое обеспечение развития образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях [Текст] : моногр. / Н.К.Щепкина. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2009. – 180 с. (11,3 п.л.)
13.Концепции стратегического развития системы образования [Текст] : моногр. / [Г.Ш.Азитова, Р.Ю.Белоусова, В.Б.Гундырев, Н.К.Щепкина и др.]. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2012. – 332 с. (20,7 / 1,5 п.л.)
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
14.Щепкина, Н.К. Аксиологические подходы в осмыслении концепции ценностной жизнедеятельности [Текст] / Н.К.Щепкина // М.Н.Скаткин и современное образование : материалы науч.–практ. конф. В 2-х т. Т.II. – М., 2000. – С. 254–258. (0,32 п.л.)
15.Щепкина, Н.К. Аксиологические подходы к осмыслению региональных аспектов ценностно-приоритетных направлений развития образования [Текст] / Н.К.Щепкина // Исторический опыт освоения Дальнего Востока : сб. статей. Вып.3. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2000. – С. 355–358. (0,3 п.л.)
16.Щепкина, Н.К. Проблема конкретизации целей образования как основа учебного процесса [Текст] / Н.К.Щепкина // Опыт и проблемы реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования : материалы межвуз. науч.–методич. конф. Ч.1. – Благовещенск : Изд-во ДальГАУ, 2002. – С. 17–22. (0,4 п.л.)
17.Щепкина, Н.К. О проблематике образовательных ценностей [Текст] / Н.К.Щепкина // Организация ценностно-ориентационной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза : материалы межвуз. науч.–практ. конф. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2003. – С. 26–27. (0,13 п.л.)
18.Щепкина, Н.К. Саморазвитие личности как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н.К.Щепкина, Е.А. Бурдуковская // Научные материалы для подготовки специалистов социальной сферы : сб. статей. Вып.1. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2003. – С. 20–30. (0,7/ 0.3 п.л.)
19.Щепкина, Н.К. К изучению проблемы ценностного отношения к образованию : дидактический аспект [Текст] / Н.К.Щепкина // Научные материалы для подготовки специалистов соц. сферы : сб. статей. Вып.1. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та , 2003. – С. 123–133. (0,7 п.л.)
20.Щепкина, Н.К. Аксиология как методологическая основа образования [Текст] / Н.К.Щепкина // Вестник АмГУ. – Вып. № 22. – 2003. – С. 27–29. (0,32 п.л.)
21.Щепкина, Н.К. Образовательные технологии : понятие, парадигмы, поколения [Текст] / Н.К.Щепкина // материалы науч.–практ. конф. – Благовещенск : Изд-во ДальГАУ, 2004.– С. 11–16.(0,4 п.л.)
22.Щепкина, Н.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.К.Щепкина // Подготовка специалистов социальной сферы : научные материалы. Вып.II. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2004. – С. 196–202. (0,44 п.л.)
23.Щепкина, Н.К. Образование в исправительном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // Дальний Восток : наука, экономика, образование, культура в XXI веке : опыт, прогноз : материалы III междунар. науч.–практ. конф. Т.3. – Комсомольск–н/Амуре : Изд-во КнАГПУ, 2005. – С. 434–438. (0,32 п.л.)
24.Щепкина, Н.К. Разработка проекта некоммерческой организации – Дом социального партнерства «Верни себя людям» [Текст] / Н.К.Щепкина, С. Мовчан // Подготовка специалистов социальной сферы : сб. статей. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2006. – С. 153–156. (0,3 / 0,25 п.л.)
25.Щепкина, Н.К. Структура реабилитационного центра «Служба бездомной молодежи» [Текст] / Н.К.Щепкина, О. Шахбанова // Подготовка специалистов социальной сферы : сб. статей. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2006. – С. 172–173. (0,13 / 0,1 п.л.)
26.Щепкина, Н.К. Парадигмальный подход в методологии образования [Текст] / Н.К.Щепкина // Вестник образования БГПУ. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2006. – С. 65–73. (0,6 п.л.)
27.Щепкина, Н.К. Характеристика стратегиального подхода к образованию в пенитенциарном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // Вестник образования БГПУ. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2006. – С. 73–81. (0,6 п.л.)
28.Щепкина, Н.К. Об образовательном проекте для исправительных учреждений [Текст] / Н.К.Щепкина // Современные тенденции развития теории и практики социальной педагогики : материалы регион. науч.–методич. конф. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2006. – С. 20–23. (0,4 п.л.)
29.Щепкина, Н.К., Социально-педагогические аспекты деятельности исправительного учреждения [Текст] / Н.К.Щепкина, О.А.Вышинская // Современные тенденции развития теории и практики социальной педагогики : материалы регион. науч.–методич. конф. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2006. – С. 69–74. (0,4 / 0,3 п.л.)
30.Щепкина, Н.К. Учреждение закрытого типа в образовательном пространстве [Текст] / Н.К.Щепкина // Социальное пространство Приамурья : общество, личность, образование, религия : моногр. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2007. – С. 112–122. (1,3 п.л.)
31.Щепкина, Н.К. Образовательные учреждения закрытого типа в пенитенциарной системе Приамурья [Текст] / Н.К.Щепкина // Наука и современное общество. – 2007. – № 4. – С. 54– 62. (0,6 п.л.)
32.Щепкина, Н.К. Социальное моделирование образовательного пространства в пенитенциарном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // материалы VI международной Школы социальной работы. – Рязань : Академия ФСИН России, 2008. – С. 35–38. (0,3 п.л.)
33.Щепкина, Н.К. Образование осужденных как дестигматизационный фактор [Текст] / Н.К.Щепкина // Вестник АмГУ. – Вып. № 40. – 2008. – С. 22–24. (0,2 п.л.)
34.Щепкина, Н.К. Проектирование социокультурного образовательного пространства в пенитенциарном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // Активность студенческой молодежи в формировании и развитии социокультурного пространства вуза : материалы междунар. науч.–практ. конф. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2008. – С. 248–256. (0,6 п.л.)
35.Щепкина, Н.К. О методологических подходах к осмыслению образования в пенитенциарном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // Наука и современное общество. – 2008. – № 5. – С. 59–64. (0,4 п.л.)
36.Щепкина, Н.К Образование осужденных как фактор изменения мотивов жизнедеятельности [Текст] / Н.К.Щепкина // Психология притеснения : актуальные проблемы : материалы девятой Всероссийской науч.–практич. конф. г. Коломна. – Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2009. – С. 133–137. (0,32 п.л.)
37.Щепкина, Н.К. Интеграция образовательных ресурсов пенитенциарного учреждения [Текст] / Н.К.Щепкина // Интеграционные процессы в экономике и профессиональном образовании : материалы междунар. науч.–практич. конф. – М. : Российский университет кооперации, 2009. – С. 248–252. (0,32 п.л.)
38.Щепкина, Н.К. Актуальные разработки пенитенциарной науки и практики в XX столетии и новом времени [Текст] / Н.К.Щепкина // Россия в постреформенный период : региональные аспекты : материалы регион. открытой науч.–практ. конф. – Биробиджан : Изд-во БФ АмГУ, 2009. – С. 212–215. (0,3 п.л.)
39.Щепкина, Н.К. К вопросу о трансформации образования осужденных в условиях реформирования пенитенциарной системы [Текст] / Н.К.Щепкина // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию со дня образования Татарской республики) : материалы междунар. науч. конф. В 2 ч. ; Ч. 2. – Казань : Изд-во Казанского гос. университета культуры и искусств, 2010. – С. 201–205. (0,32 п.л.).
40.Щепкина, Н.К. Детерминанты и критерии эффективности диверсификации образования осужденных [Текст] / Н.К.Щепкина // Высшее профессиональное образование в России и Китае: наука и практика в региональном и межкультурном пространстве : материалы междунар. науч.–практ. конф. 2–3 декабря 2010 г. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 25– 30. (0,4 п.л.).
41.Щепкина, Н.К. Принципы диверсификации образования [Текст] / Н.К.Щепкина // Высшее профессиональное образование в России и Китае: наука и практика в региональном и межкультурном пространстве : материалы междунар. науч.-практ. конф. 2 – 3 декабря 2010 г. – Благовещенск : Изд-во Амурского гос. ун-та, 2010. – С. 21–25. (0,32 п.л.).
42.Щепкина, Н.К. Актуальные психолого-педагогические направления развития пенитенциарной науки и практики XX столетия и нового времени [Текст] / Н.К.Щепкина // Наука и современное общество. – № 1 (9). – 2011. – С. 51– 54. (0,3 п.л.).
43.Щепкина, Н.К. Диверсификация образовательной системы в местах лишения свободы : постановка проблемы [Текст] / Н.К.Щепкина // Vědecký pokrok na přelomu tysyachalety – 2011 : Materiály VII mezinárodní vědecko - praktická konference. – Díl 15. Pedagogika. Hudba a život : Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. – st. 8–13. (0,32 п.л.).
44.Щепкина, Н.К. Образование как потенциал реализации социального лифта для осужденных [Текст] / Н.К.Щепкина // Aktualne problemy nowoczesnych nauk – 2011 : Materiały VII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Volume 18. Pedagogiczne nauki. : Przemyśl. Nauka i studia. – st. 78–85. (0,5 п.л.).
45.Щепкина, Н.К. Векторы становления [Текст] / Н.К.Щепкина // Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания : информационный сб. № 3 (7). – М. : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2011. – С. 34–39. (0,4 п.л.).
46.Щепкина, Н.К. Образование как фактор мотивации жизнедеятельности осужденных [Текст] / Н.К.Щепкина // Динамиката на съвременната наука : материали за 7-а международна научна практична конференция. Т. 7. Психология и социология. История. – София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – С. 29–35. (0,44 п.л.).
47.Щепкина, Н.К. Переживание времени несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми как фактор качества личностно-ориентированного образования : на материалах эмпирического исследования [Текст] / Н.К.Щепкина // Личностно–ориентированное образование : методология, теория и технология : материалы V междунар. науч.-практ. конф. / Междунар. акад. наук пед. образования ; Шадринский гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2011. – С. 46–51. (0,4 п.л.).
48.Щепкина, Н.К. Диверсификация образовательного пространства в пенитенциарном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // Dynamika naukowych badan – 2011 : Materiały VII Międzynarodowej naukowi–praktycznej konferencji. Volume 10. Pedagogiczne nauki. : Przemyśl. Nauka i studia – st. 48–54. (0,44 п.л.).
49.Щепкина, Н.К. Проблемы профессионального образования осужденных и роль общественных советов при УФСИН в их решении [Текст] / Н.К.Щепкина // Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде : материалы 11 Всероссийской науч.–практ. конф. – Коломна : ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011. – С. 51–56.(0,3 п.л.)
50.Щепкина, Н.К. Детерминанты и критерии эффективности диверсификации образовательной системы в исправительном учреждении [Текст] / Н.К.Щепкина // Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде : материалы 11 Всероссийской науч.–практ. конф. – Коломна : ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011. – С. 202–205. (0,4 п.л.)
51.Schepkina, N.K. Education of prisoners as the factor of their re-education : Aktuální vymoženosti vědý – 2011 : Materiály VII mezinárodní vědecko – praktická konference. – Díl 11. Pedagogika. Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. – 112 stran. / – st. 48–51. (0,3 п.л.).
52.Щепкина, Н.К. Теоретические подходы к диверсификации образования в пенитенциарной системе [Текст] / Н.К.Щепкина // Современная педагогика : методология, теория, практика : материалы III междунар. заочной науч.–практ. конф. В 2 ч. / науч. ред. М.В.Волкова. Ч.2. – Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2012. – С. 324–330. (0,44 п.л.)