С момента колонизации новых территорий в истории развития и становления американской, канадской, австралийской школ и школы Великобритании можно выделить несколько идентичных по содержанию, но разновременных периодов, отражающих генезис концептуальных идей общественного бытия, которые находят отражение в теории и практике педагогики гражданского данных странах. Признание всеми изучаемыми нами странами на рубеже ХХ - XXI веков необходимости модернизации и актуализации гражданского воспитания привело к консолидации усилий по централизации требований в условиях децентрализованных систем образования и усилению контроля за воспитанием активных граждан.
Повышение значимости гражданского воспитания учащихся США, Великобритании, Канады и Австралии к концу XX - началу XXI веков обусловило его отражение в целях образования во всех странах: в федеральных - США, Австралия и региональных - Канада, Великобритания. Причем полномочия по реализации гражданского воспитания распределены по нижестоящим уровням управления образованием, за счет чего расширялось участие общества в воспитании граждан.
2. Геополитическая ситуация, колониальные взаимоотношения англосаксонского мира определили изменение идеи гражданского воспитания на рубеже XVIII -XIX веков как «нациообразующей». И именно гражданское воспитание населения через учебные заведения было признано ведущим механизмом формирования национального единства населения и государственной самоидентификации граждан. В США с момента получения независимости система образования строилась на основе идеи американской самоидентификации граждан с целью нивелирования национальных черт. В Великобритании, Канаде и Австралии на школы возлагалась задача подготовки лояльных граждан, развития у учащихся понятия общих ценностей и чувства колониальной принадлежности.
Идея об общественном благополучии определила изучение роли правительства в организации всех сторон общественного существования. Изменялась индивидуалистическая философия и осуществлялся переход к активному вовлечению граждан в общественную жизнь. Данную идею отражало воспитание детей, направленное на формирование общих устремлений и целей, для того чтобы население страны стало одной дружной семьей с лозунгом «...один за всех и все за одного...», и замену политической активности социальной, посредством вовлечения детей и всего населения в волонтерские движения, благотворительность, создание церковных общин и других форм активного участия не в политической, а в социальной жизни общества.
Идея толерантного мультикультурного общества в Канаде, Австралии, США и Великобритании, определившая развитие гражданского воспитания в XX веке, обусловлена необходимостью преодоления исторически сложившегося понимания превосходства одних национальностей над другими, противостоянием рас, полов, религий, классов. Ведущим направлением учебно-воспитательного процесса стало развитие толерантности - взаимного понимания, уважения к традициям, особенностям культурного наследия народов. К концу ХХ века идею толерантного мультикультурного общества при реализации гражданского воспитания стали понимать в контексте глобализации мирового пространства.
Анализ терминологической базы, принятой в теории и практике гражданского воспитания в демократических государствах на примере США, Канады, Австралии, Великобритании, позволил определить сущность гражданского воспитания как социокультурную ценность, механизм изменения и развития социально-политических процессов и социально-педагогическое явление, подразумевающее наличие образовательной и воспитательной составляющих. Ведущей идеей современного гражданского воспитания учащихся США, Канады, Австралии и Великобритании становится идея формирования социально и политически активного гражданина на основе таких подходов, как аксиологический, культурологический, личностный, деятельностный. в соответствии с которыми были выделены следующие педагогические принципы их реализации: активности, последовательности, непрерывности, культурно-исторической и демократической направленности, социальной инклюзивности.
3. Гражданское воспитание в США, Великобритании, Канаде и Австралии характеризуется наличием общих черт, при этом в каждом отдельно взятом государстве оно реализуется в соответствии с национальными, социальными, культурными и историческими традициями. Современное понимание гражданского воспитания может быть представлено в исследовании в виде трехкомпонентной структуры: гражданские знания, гражданские навыки и гражданские ценности, лежащей в основе активной гражданской позиции, сформированность которой определяется по следующим критериям: ценностно-адаптационный, когнитивнно-стратегический, деятельностно-инклюзивный.
Успешная реализация гражданского воспитания учащихся в изучаемых странах достигается за счет выполнения ряда условий на государственном уровне: разработка стандартов, финансовая и идеологическая поддержка. Образовательные стандарты и/или рамки по граждановедению и смежным дисциплинам (при этом стандарты и рамки носят рекомендательный и вариативный характер) в разных странах могут как реализовываться на междисциплинарном уровне, так и представлять рамку дисциплин, принятую на том или ином этапе обучения. В Канаде и Австралии руководства штатов и территорий на рубеже XX - XXI веков консолидировали усилия по организации гражданского воспитания. При этом организация гражданского воспитания носит триангулятивный (фрагментарный, имплицитный) характер.
Реализация гражданского воспитания учащихся США, Великобритании, Канады и Австралии достигается за счет выполнения ряда условий на региональном уровне: в школах - структурно-функциональная интеграция учебного заведения с различными институтами общественной, политической и государственной принадлежности, в вузах - коммунитарный контекст вузовской работы; на институциональном уровне: регулирование межкультурной коммуникации, определяемой интернациональным составом учащихся, создание воспитывающей среды учебного заведения, подбор специализированных учебных программ: в школах - обеспечение междисциплинарной связи в реализации гражданского воспитания, подбор программ обеспечения досуга учащихся, подбор педагогических кадров; в вузах - подготовка учителей к реализации гражданского воспитания, понимание преподавателями вуза ответственности за воспитание будущей правящей элиты; на конкретно-предметном уровне: подбор адекватных процессу формирования активной гражданской позиции методов преподавания: в школах - использование материалов, максимально отвечающих требованиям стандартов/рамок образования, привлечение дополнительных источников информации, в вузах - фандрайзинговая деятельность, что определяет стимулирование научных разработок преподавателей, а также создание центров по разработке и реализации программ гражданского воспитания, подбор соответствующих материалов для изучения, тем научных проектов.
4. Автономия образовательных учреждений поддерживается демократической общественностью и принятием законодательных документов со стороны правительства изучаемых стран. При этом разработкой программ занимается ряд организаций (некоммерческие организации, отдельные исследователи, различные университеты и колледжи). Работа центров определяет нормативно-правовое и методическое обеспечение, подразумевая при этом преемственность программ по горизонтальному и вертикальному направлениям и широкое технологическое разнообразие.
Подготовка педагогов к реализации гражданского воспитания является важной частью вузовского образования как специализированная педагогическая подготовка (переподготовка) и как обеспечение формирования демократического взгляда на систему социальных ролей у будущих педагогов. Основополагающими условиями такой подготовки являются: демократическая, толерантная институциональная среда учебного заведения, наличие демократических механизмов внутреннего регулирования учебного процесса, демократического толерантного коммуникационного поля. Компетентность преподавателя определяется наличием у него самого активной гражданской позиции.
Использование программ по формированию гражданской позиции учащихся осуществляется с учетом возрастных особенностей, наличия определенного опыта у учащихся в различных формах: учебных, досуговых, организации функционирования воспитательной среды учебного заведения. Разнообразие форм и методов обучения, широкий спектр дидактических материалов обусловлены насыщенным комплексом средств обучающего назначения. Методы получения знаний и развития интеллектуальных навыков при формировании активной гражданской позиции классифицируются как методы развития мышления - критического, аналитического, рефлективного, стратегического.
Целесообразность и перспективы использования опыта англоязычных стран в отечественной средней и высшей школе обусловлена схожестью векторов развития общества и систем образования. Совокупность социально-педагогических, организационно-педагогических и содержательно-технологических механизмов определяет целесообразность использования опыта англоязычных стран по реализации программ гражданского воспитания. При этом адаптация может быть фрагментарная, частичная и полная. Перспективы адаптации представлены нами в виде прогностических условий, разработанных преимуществ и рисков их выполнения, которые могут стать результатом такой работы.
1.Фахрутдинова А.В. Формирование академической мобильности студентов вузов за рубежом в условиях единого Европейского образовательного пространства / А.В. Фахрутдинова, Т.М. Трегубова, А.Р. Масалимова, Р.Г. Сахиева, А.М Белякин // Казанский педагогический журнал. 2009. №2. С.110-119 (1,4/0,4 п.л.).
2.Фахрутдинова А.В. Формирование активной гражданской позиции студента в условиях единого образовательного пространства: зарубежный опыт // Казанский педагогический журнал 2010. №1. С163-170 (0,5 п.л.).
3.Фахрутдинова А.В. Вариативность программ по граждановедению в США как фактор развития и совершенствования системы гражданского воспитания учащейся молодежи // Вестник Пятигорского лингвистического университета. 2010. №2. С.67-73 (0,4 п.л.).
4.Фахрутдинова А.В. Развитие гражданского воспитания в США: исторический обзор// Известия южного федерального университета (Серия педагогические науки) 2010. №2. С.51-58 (0,5 п.л.).
5.Фахрутдинова А.В. Новый этап в развитии гражданского воспитания а Великобритании (конец 20 начало 21века) // Образование и общество. 2010. №2. С.90-95 (0,5 п.л.).
6.Фахрутдинова А.В. История становления и развития гражданского воспитания в Австралии (1770-1995гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №4. С.92-97 (0,5 п.л.).
7.Фахрутдинова А.В. Особенности становления и развития гражданского воспитания в Канаде // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2010. №1. С.210-213(0,5 п.л.).
8. Фахрутдинова А.В.Развитие гражданского воспитания в Великобритании: ретроспективный анализ // Вестник Тюменского и государственного университета. 2010. №5. С.67-73 (0,6 п.л.).
9. Фахрутдинова А.В. Общее и особенное в подходах к гражданскому воспитанию в США, Канаде, Австралии и Великобритании // Образование и саморазвитие 2011 №4.С.215-221 (0,45 п.л.).
10. Фахрутдинова А.В. Адаптационный потенциал зарубежного опыта реализации гражданского воспитания // Среднее профессиональное образование. 2011. №7. С.69-71 (0,4 п.л.).
11. Фахрутдинова А.В. Роль школ США, Великобритании, Канады и Австралии в реализации гражданского воспитания // Образование и саморазвитие. 2012. №2. С.196-201 (0,45 п.л.).
12. Фахрутдинова А.В. Общественная направленность гражданского воспитания в теории и практике зарубежной школы¬¬ // Вестник южно-уральского государственного университета. 2011. № 24(241). С.64-68 (0,5 п.л.).
13. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание и формирование общности граждан в условиях становления государств: зарубежный опыт// Перспективы науки 2011. №7. С.45-52 (0,6 п.л.).
14. Фахрутдинова A.В. Проблема стандартизации и дифференциации гражданского воспитания в англосаксонских странах на рубеже ХХ- XXI веков // Современные проблемы науки и образования. 2012 № 1. URL: http://www.science-education.ru/101-5340 (0,5 п.л.).
15. Фахрутдинова A.В. Реформирование профессионального образования в Европе, как условие повышения его конкурентоспособности // Ученые записки КГАВМ 2012. Т.210. С. 247-252 (0,4 п.л.).
16. Фахрутдинова А.В., Арслвнова Г.А. Гражданское воспитание учащихся в англосаксонских странах на рубеже ХХ-XXI веков // Образование и саморазвитие. 2012. 2012. С195-201 (0,45 п.л.).
Монографии
17.Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в США. Казань: Отечество, 2007. 96с. (3,6 п.л.).
18.Фахрутдинова А.В. Академическая мобильность студентов высших учебных заведений: отечественный и зарубежный опыт ее формирования / А.В. Фахрутдинова Т.М. Трегубова, А.Р. Масалимова, Р.Г. Сахиева, А.М. Белякин. Казань: Отечество, 2008. 130с. (4,2/1,25п.л.).
19.Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание в англосаксонских странах. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 155c. (6 п.л.).
Учебно-методические пособия
20.Фахрутдинова А.В., Валеева Р.А. Основные тенденции развития и структура зарубежных систем образования: учебно-методическое пособие. Казань: Образовательные технологии, 2003. 54с. (2,5 п.л.).
21.Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание школьников. История и современность: учебно-методическкое пособие. Казань: Образовательные технологии, 2003. 35с.(2,2 п.л.).
22.Фахрутдинова А.В. Международное образование и здоровьесберегающая среда учебного заведения: категории понятия дефиниции: терминологический словарь-глоссарий / А.В. Фахрутдинова, Т.М. Трегубова, А.Р. Масалимова, Р.Г. Сахиева, А.М Белякин. Казань: Изд-во ИПП ПО РАО, 2007. 40с.(1,7/ 0,4 п.л.).
23.Фахрутдинова А.В. Академическая мобильность студентов как фактор подготовки конкутентоспособного специалиста в контексте Болонского процесса:учебно-методическое пособие / А.В. Фахрутдинова, Т.М. Трегубова, А.Р. Масалимова, Р.Г. Сахиева, А.М Белякин. Казань: Данис, 2008. 106с. (6,6/1,5 п.л.).
Публикации в рецензируемых научных изданиях, материалах конференций, научных сборниках
24. Фахрутдинова А.В Генезис гражданского воспитания В США, Великобритании, Канаде и Австралии // Сибирский учитель. 2011. № 6 (79). С.27-33 (0,7п.л.).
25. Фахрутдинова А.В. Современная мировая гуманистическая политика и ее отражение в гражданском воспитании: опыт зарубежных стран // Современная эколого-антропологическая методология изучения и решения проблем здоровья населения: Сб. докл. международной межотраслевой конференции, посвященной 25-летию чернобыльской катастрофы. Казань: Изд-во «Бриг», 2011. С.217-220 (0,5 п.л.).
26. Фахрутдинова А.В. Роль государства в превенции девиантного поведения граждан в учебных заведениях за рубежом // Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во КрУ МВД Росси, 2011. С.224-227 (0,4п..л.).
27.Фахрутдинова А.В. Изменение воспитательной парадигмы в контексте социально-экономических преобразований: зарубежный опыт // Устойчивое развитие социально-экономических систем: вопросы теории и практики: Материалы 1 международной научно-практическая конференции. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. С.257-263 (0,5п.л.).
28.Фахрутдинова А.В. Роль формирования демократического сознания учащихся за рубежом в развитии конкурентоспособности учебного заведения // Конкурентоспособность профессионального образования: Материалы регионального семинара. Зеленодольск: Изд-во ИПП ПО РАО, 2011. С 112-115 (0,4 п.л.).
29.Фахрутдинова А.В. О необходимости формирования конкурентоспособности и профессионального самосознания личности студента / А.В. Фахрутдинова, Г.Ф. Биктагирова // Конкурентоспособность профессионального образования: Материалы регионального семинара. Зеленодольск: Изд-во ИПП ПО РАО, 2011. С.59-64 (0,4 п.л.).
30. Фахрутдинова А.В Составляющие современного гражданского воспитания: компаративный анализ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применении: Сб. материалов ХII международной научно-практической конференции Ч.1. Новосибирск: ООО ИЗД-ВО «СИБПРИНТ», 2010. С.169-174 (0,3п.л.).
31.Фахрутдинова А.В. Инновационная деятельность образовательных учреждений по организации гражданского воспитания с использованием информационных технологий: зарубежный опыт // Информационные ресурсы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманит. ун-та, 2011. С.67-69 (0,3 п.л.).
32. Фахрутдинова А.В. Современные зарубежные подходы к воспитанию молодежи: зарубежный опыт // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Глазов: Прогресс, 2011. С.89-96 (0,3 п.л.).
33. Фахрутдинова А.В. Актуализация воспитательной составляющей учебного предмета в условиях международной интеграции (на примере преподавания иностранного языка) // Иностранные языки в современном мире: Сб. материалов VI Международной научно-практической конференции. Казань: Центр инновационных технологий, 2011. С.392-396 (0,3 п.л.).
30.Фахрутдинова А.В. Ключевые идеи определяющие теорию и практику современного гражданского образования и воспитания: взгляд компаративиста // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы VII Международной научно-практической конференции /Гуманитарные науки и образование. Ч1. Тольятти: Типография ВУиТ, 2010. С.126-132 (0,3 п.л.).
32.Фахрутдинова А.В. Безопасность общественного существования и социальная вовлеченность граждан как направление теории и практики гражданского воспитания США // Современные институты знания и перспективные формы образования: Сб. статей IV международной научно-практической интернет конференции «Перспектива» Вып.4.2. Железногорск: ЛИТЕРА-принт, 2010. С.232-238 (0,2 п.л.).
32.Фахрутдинова А.В. The contribution of the USA to the theory and practice of civic education at a time of educational integration and globalization // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения: Материалы Международной научно-практической конференции: Ч1.-Казань:Изд-во ГУ «НЦ БЖД», 2010. С.723-726 (0,4 п.л.).
33.Фахрутдинова А.В. Международная интеграция и воспитание демократического сознания студента // Модернизация профессионального образования: вопросы и практический опыт: Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2010. С.465-460 (0,35 п.л.).
34.Фахрутдинова А.В. Роль гражданского воспитания студента в условиях международной интеграции // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: Редакционно-издательский центр МОиН РТ, 2010. С.288-292 (0,4 п.л.).
35.Фахрутдинова А.В. Диверсификация в подходах к воспитанию граждан как ответ на социально-экономические проблемы в обществе: опыт Великобритании // Современные социально-экономические проблемы: поиск их решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году учителя и 10-летию Зеленодольского филиала Академии социального образования. Казань: Изд-во АСО (КСЮИ), 2010. С.81-85 (0,25п.л.).
36.Фахрутдинова А.В. Роль социального партнерства при организации гражданского воспитания и социализации будущего гражданина // Социальное партнерство в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году учителя. Улан-Уде: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2010. С.157-160 (0,25 п.л.).
37.Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание как средство развития навыков межкультурной коммуникации в условиях глобализации: зарубежный опыт // В мире научных открытий. 2010. №4(8). С.18-20 (0,25 п.л.).
38.Фахрутдинова А.В. Роль современных технологий гражданского воспитания в процессе социализации личности: взгляд компаративиста // Современные проблемы науки, образования и производства: Сб. научных трудов II Международной научно-практической конференции: в 2т. (т.1). Нижний Новгород: Поволжье, 2010. С70-74 (0,3 п.л.).
39.Фахрутдинова А.В. Развитие демократического сознания учащихся за рубежом в условиях международной интеграции и глобализации // Иностранные языки в современном мире: Сб. материалов III Международной научно-практической конференции. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. С.392-396 (0,25 п.л.).
40.Фахрутдинова А.В. Теоретико – методологические составляющие современного гражданского воспитания: компаративный анализ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сб. материалов ХII Международной научно-практической конференции.Ч.1. Новосибирск: ООО ИЗД-ВО «СИБПРИНТ», 2010. С.169-174 (0,4 п.л.).
41.Фахрутдинова А.В. Зарубежный опыт гражданского воспитания школьников: видение, разработка, реализация // Проблемы и актуальные задачи образовательных учреждений в воспитании и гражданско-патриотическом становлении обучающихся: Материалы всероссийской научно-практическая конференции. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Уральский гос. пед. ун-т, 2010. С.278-282 (0,4 п.л.).
42.Фахрутдинова А.В. The contribution of the USA to the theory and practice of civic education at the time of globalization // Стратегия качества в промышленности и образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 4т./Т.2(1). Днепропетровск: Журфонд, 2010. С.325-328 (0,4 п.л.).
43.Фахрутдинова А.В. Социальное партнерство в обучении и воспитании, как фактор социализации будущего специалиста и гражданина // Социальное партнерство как фактор становления конкурентоспособного специалиста в учебных заведениях профессионального образования: Материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары: Прогресс, 2009. С.268-273 (0,4 п.л.).
44.Фахрутдинова А.В. Ключевые понятия, определяющие теорию и практику современного гражданского воспитания: компаративный анализ // Непрерывное психолого-педагогическое образование проблемы поиски перспективы: Материалы международной научно-практической конференции в 3 Ч.(Ч2.). Казань: Игма-пресс, 2009. С.156-162 (0,4 п.л.).
45.Фахрутдинова А.В. Реализация образовательных программ по граждановедению за рубежом, как приоритетное направление в условиях международной интеграции и их адаптационный потенциал // Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Казань: ООО «Грант», 2009. С.110-114 (0,2 п.л.).
46.Фахрутдинова А.В. Основные направления реализации гражданского образования и воспитания в школе США В ХХI веке // Педагогика развития: образовательные результаты, их измерение и оценка: Материалы XV всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: Мастер Плюс, 2008. С.130-138 (0,4 п.л.).
47.Фахрутдинова А.В. Вариативность программ по граждановедению в Европе как фактор развития и совершенствования гражданской ответственности молодежи в условиях создания единого образовательного пространства // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 11. Казань: Грант, 2008. С.156-164 (0,3 п.л.).
48.Фахрутдинова А.В. Подходы к гражданскому воспитанию австралийских исследователей/ А.В. Фахрутдинова, Г.А. Хузина // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск10. Казань:Грант, 2007. С.178-181 (0,2 / 0,1 п.л.).
49.Фахрутдинова А.В. Воспитание гражданственности как подготовка молодежи к участию в программах по академической мобильности/ Психология и педагогика современного образования в России: Сб. трудов. Пенза: Прогресс, 2009. С.75-78 (0,2 п.л.).
50.Фахрутдинова А.В. Потенциал гражданского воспитания для психологической адаптации личности в социуме: опыт зарубежной педагогики // Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы: Материалы Х международной научно-практической конференции. Казань: «Отечество», 2007. С.210-212 (0,25 п.л.).
51.Фахрутдинова А.В. Академическая мобильность как один из факторов активного развития программ гражданского воспитания // Академическая мобильность субъектов образовательного процесса: миссия сущность, содержание: Сб. научных статей. Казань: GulaPrint, 2007. С.78-87 (0,8 п.л.).
52.Фахрутдинова А.В. Исторический контекст гражданского воспитания // Социально- экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: Сб. статей. Пенза: Прогресс, 2007. С.62-65 (0,2 пт.л.).
53.Фахрутдинова А.В. Предпосылки и особенности нового этапа развития гражданского образования в США // Образовательное пространство детства: исторический опыт проблемы, практические перспектив: Сб. научных статей и материалов всероссийской научно- практической конференции. Коломна: Изд-во КГПИ, 2006. С.75-78 (0,2 п.л.).
54.Фахрутдинова А.В. Новая реальность гражданского воспитания в условиях глобального образовательного пространства // Современные подходы к воспитанию личности профессионала в системе среднего профессионального образования: опыт проблемы и перспективы: Сб. научных трудов международной научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2006. С.227-230 (0,3 п.л.).
55.Фахрутдинова А.В. Особенности зарубежного опыта формирования гражданственности // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 9. Казань: Грант, 2006. С.190-196 (0,3п.л.).
56.Фахрутдинова А.В. Гражданское самоопределение школьников в мультикультурном обществе на примере Канады // Актуальные проблемы прикладной психологи: Сб. научных статей и материалов всероссийской научно-практической конференции. Калуга: ИП Комелев «Эйдас», 2006. С.260-263 (0,2 п.л.).
57.Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание в трудах отечественных и зарубежных мыслителей // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 9. Казань: Грант, 2006. С.39-42 (0,15 п.л.).
58.Фахрутдинова А.В. Теоретический и практический аспекты формирования гражданственности в США // Проблемы и перспективы развития непрерывного профессионального образования в эпоху социальных реформ: Сб. научных трудов третьей международной заочной научно-методической конференции в II частях. Ч.II. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. С.255-260 (0,25 п.л.).
59.Фахрутдинова А.В. Характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста / А.В. Фахрутдинова, А.А. Газизова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 8.Ч.2. Казань: Изд-во КГПУ, 2005. С.86-88 (0,15/0,1 п.л.).
60.Фахрутдинова А.В. Особенности формирования экологических знаний и навыков у младших школьников/ А.В.Фахрутдинова, Т. Давыдова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 8.Ч.1. Казань: Изд-во КГПУ, 2005. С.150-152 (0,1 / 0,075п.л.).
62.Фахрутдинова А.В. Развитие речевого и эмоционального общения детей дошкольного возраста/ А.В. Фахрутдинова, О.Дунаевская // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 8.Ч.2. Казань: Изд-во КГПУ, 2005. С С.81-84 (0,15/ 0,1 п.л.)..
63.Фахрутдинова А.В. Влияние социальной среды на детей старшего дошкольного возраста/ А.В. Фахрутдинова, Н. Приказчикова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 8.Ч.1. Казань: Изд-во КГПУ, 2005. С.147-150 (0,15/ 0,1 п.л.)..
64.Фахрутдинова А.В. Формирование позитивной Я - концепции в юношеском возрасте и представления о различных типах климата семейного общения/ А.В. Шамшура С.И. Фахрутдинова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 8.Ч.2.- Казань: Изд-во КГПУ, 2005. С.88-91 (0,2/ 0,15 п.л.).
65.Фахрутдинова А.В. Влияние нравственных качеств учителя на учащихся / А.В. Фахрутдинова, М. Шафикова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 8.Ч.1. Казань: Изд-во КГПУ, 2005. С.258-261 (0,2/ 0,15 п.л.).
66.Фахрутдинова А.В. Особенности подхода к гражданскому воспитанию в Канаде // Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Выпуск 8.Ч.1. Казань: Изд-во КГПУ, 2005. С.216-219 (0,2п..л.).
67.Фахрутдинова А.В. Проблемы управления зарубежными системами образования // Технологии совершенствования педагогических кадров: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов: под ред. Р.Ш.Маликова. Выпуск 4. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. С. 39-41 (0,25 п.л.) .
68.Фахрутдинова А.В. Реализация образовательных программ по граждановедению//Технологии совершенствования педагогических кадров: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов: под ред. Р.Ш.Маликова. Выпуск 4. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. С.85- 87 (0,25 п.л.). и другие .