2. Основой методической системы формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики являются методология научного исследования и системный подход, которые позволяют определить содержание компонентов предметной исследовательской компетенции и компонентов методической системы
3. Временная структура выполнения учебного исследования, соответствуя временной структуре реализации научного исследования, включает фазы проектирования, технологическую и рефлексивную, разбиваемые на стадии и этапы, (выявление противоречия, формулирование проблемы, определение целей, выбор критериев, построение модели (гипотезы), оптимизацию, декомпозицию, построение программы, технологическую подготовку, реализацию модели (теоретический или эмпирический этап), апробацию и оформление результатов, рефлексию).
4. Модель методической системы формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики в вузе, содержит в своей основе конструкты «физическая ситуация» «учебное исследование» и «учебно-исследовательская деятельность», позволяющие связать теоретический блок модели с методологией научного исследования и системным подходом к формированию исследовательской компетенции, указывающие пути практической реализации методической системы.
5. Содержанием методической системы формирования исследовательской компетенции будущего учителя является учебное исследование теоретического и эмпирического уровней, которое выполняется студентами в соответствии с методологией научного исследования. При этом в качестве объекта учебного исследования выступает «физическая ситуация», выделяемая субъектом обучения в материале курса физики.
6. Специфика методики формирования исследовательской компетенции будущего учителя определяется следующими положениями:
- учебно-исследовательская деятельность студента осуществляется под руководством преподавателя и состоит в выделении физических ситуаций и поиске решения поставленных на их основе учебных исследовательских задач экспериментального или теоретического плана, процесс и результат решения которых студенту заранее неизвестен, а нахождение пути решения и его осуществление должны выполняться в соответствии с методологией научного исследования;
- учебное исследование можно считать структурным элементом учебно-исследовательской деятельности студента, ее процедурой - это деятельность по разрешению конкретной проблемной ситуации. Учебное исследование по физике может быть по форме как экспериментальным, так и теоретическим; организуемым и выполняемым на всех видах учебных занятий: лекционных, практических и лабораторных, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Учебное исследование теоретического уровня осуществляется с помощью математического и компьютерного моделирования, а также посредством составления и анализа систем учебных физических задач. Учебное исследование эмпирического уровня основывается на натурном физическом эксперименте. Процедура учебного исследования охватывает все этапы, предписываемые методологией научного исследования;
- учебное исследование по физике, осуществляемое в рамках учебного процесса в соответствии с методологией научного исследования, должно содержать также апробацию, презентацию, публикацию и рефлексию полученных результатов, включая постановку новых задач исследования и постоянно сопровождать подготовку в вузе учителя физики и его будущую работу с учащимися в школе.
7. В рамках методической системы формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики могут быть реализованы три методики формирования предметной исследовательской компетенции, основанные на: 1) математическом (аналитическом) и компьютерном (виртуальный эксперимент) моделировании, 2) составлении и анализе специальным образом организованных систем задач, 3) учебном исследовании эмпирического уровня, основу которого составляет натурный физический эксперимент.
1.Белянин В.А. Методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики: теоретический аспект: монография. М.: МПГУ, 2011. 224 с. (14,0 п.л.).
II. Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ
2.Белянин В.А. Учебное исследование теоретического материала как средство формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики // Наука и школа. 2011. № 5. С. 9–12. (0,5 п.л.).
3.Белянин В.А. Учебное экспериментальное исследование как средство формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики // Наука и школа. 2012. № 1. С. 24–30. (0,7 п.л.).
4.Белянин В.А., Пурышева Н.С. Учебные исследовательские задачи как средство формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5(1). С. 19–24. (0,6 п.л., авторских 0,3 п.л.).
5.Белянин В.А. Методика решения и исследования задач на составление уравнения теплового баланса // Физика в школе. 2012. № 3. С. 50–54. (0,5 п.л.).
6.Белянин В.А. Учебное исследование самопоглощения и поглощения β-излучения порошковыми солями калия и натрия // Преподаватель 21 век. 2012. № 1. Т. 2. С. 260–265. (0,6 п.л.).
7.Белянин В.А., Пурышева Н.С. Исследовательская компетенция в структуре профессиональной компетентности будущего учителя физики // Школа будущего. 2011. № 4. С. 8–12. (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л.).
8.Белянин В.А. Сравнительное изучение взаимодействия β-излучения изотопов 19K40 и 38Sr90 с веществом в лабораторном практикуме //Физическое образование в вузах. 2011. Т.17, №3. С.30–35. (0,6 п.л.).
9.Белянин В.А., Пурышева Н.С. Структура предметной исследовательской компетенции будущего учителя физики // Школа будущего. 2011. № 6. С. 3–7. (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л.).
10.Белянин В.А. Исследование прохождения электронов через вещество: профильный элективный курс // Физика в школе. 2011. № 3. С. 53–57. (0,5 п.л.).
11. Белянин В.А. Изучение поля β-излучения протяженного толстого источника радиоактивности // Физическое образование в вузах. 2011. Т. 17, № 1. С. 37–46. (0,8 п.л.).
12.Белянин В.А. Исследование поля излучения цилиндрического источника радиоактивности в лабораторном практикуме вуза и школы // Наука и школа. 2010. № 2. С. 91–95. (0,6 п.л.).
13. Белянин В.А. Учебное исследование прохождения β-излучения через вещество // Физическое образование в вузах. 2010. Т. 16, № 2. С. 69–82. (0,9 п.л.).
14. Белянин В.А. Экспериментальное изучение радиоактивного излучения // Физика в школе. 2009. № 2. С. 56–62. (0,6 п.л.).
15. Белянин В.А., Мамочкина Г.И. Изучение радиоактивности (элективный курс) // Физика в школе. 2008. № 2. С. 40–45. (0,5 п.л., авторских – 0,3 п.л.).
16. Белянин В.А. Постановка исследовательских лабораторных работ по ядерной физике в лабораторном практикуме // Наука и школа. 2009. № 4. С. 43–46. (0,3 п.л.).
17. Белянин В.А. Лабораторный практикум по радиоактивности и радиоактивным излучениям // Физическое образование в вузах. 2009. Т. 15, № 1. С. 60–72. (0,8 п.л.).
III. Учебные и учебно-методические пособия
18.Белянин В.А. Решение и составление задач по физике: учебное пособие для студентов педвузов. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. 148 с. Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров (9,1 п.л.).
19.Белянин В.А. Сборник задач по физике: учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. 94 с. (5,8 п.л.).
20.Белянин В.А. Лабораторный практикум по ядерной физике: учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. 155 с. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования (9,3 п.л.).
21.Белянин В.А., Паутков Н.Д. Комплект приборов «Арион» для учебной лаборатории ядерной физики. Описания лабораторных работ: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: МГПИ, 1992. 81 с. (5,0 п.л., авторских – 3,7 п.л.).
22.Белянин В.А., Жарков А.М. Виртуальные и натурные исследования физических процессов: учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. 103 с. (6,4 п.л., авторских – 3,2 п.л.).
23.Аймаков Ю.В., Белянин В.А., Жарков А.М. USB: физический практикум: учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГУ. 2010. 59 с. (3,7 п.л., авторских – 1,2 п.л.).
24.Белянин В.А., Лазарева Е.Н. Итоговая государственная аттестация выпускников естественнонаучного факультета по специальности педагогического образования 032200 «Физика с дополнительной специальностью»: Учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. 36 с. (2,2 п.л., авторских – 1,1 п.л.).
25.Белянин В.А., Лазарева Е.Н. Миронов Г.И. Севрюгин В.А. Чучалин И.Ф. Методические указания к программе государственного экзамена по физике (специальность «032200.00 – физика», «032100.00 – математика»). Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. 24 с. (1,5 п.л., авторских – 0,3 п.л.).
26.Белянин В.А. Методические указания к программе по общему курсу физики «Оптика» (специальность «032200-физика»). Йошкар-Ола: МГПИ, 2005. 28 с. (1,7 п.л.).
27.Белянин В.А., Овчинникова Л.А. Системный подход в подготовке к единому государственному экзамену «ФИЗИКА 2010»: учебное пособие. Йошкар-ола: МарГУ, 2009. (13,5 п.л., авторских – 10,1 п.л.).
28.Хинканин Е.П., Белянин В.А. и др. Физика: подготовка к единому государственному экзамену: пособие для абитуриентов. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2012. 180 с. (11,3 п.л., авторских – 1,6 п.л.).
29.Белянин В.А., Григорьев Л.А., Климов И.М., Новоселов А.М. Структура и содержание единого государственного экзамена. Физика: учебн.-метод. пособие. Йошкар-Ола: МО РМЭ, 2003. 114 с. (7,1 п.л., авторских – 3,7 п.л.).
IV. Статьи в других изданиях
30.Белянин В.А. Постановка исследовательских лабораторных работ по ядерной физике в педагогическом вузе // Вестник МГПИ им. Н.К.Крупской, № 4. Йошкар-Ола, 2007. С. 12–19. (0,5 п.л.).
31.Белянин В.А., Мамочкина Г.И. Постановка исследовательских лабораторных работ по ядерной физике в школе // Вестник МГПИ им Н.К.Крупской, №4. Йошкар-Ола, 2007. С. 20–26. (0,4 п.л., авторских – 0,3 п.л.).
32.Белянин В.А. Современная лаборатория ядерной физики в педагогическом институте // Вестник МГПИ им Н.К. Крупской, № 1. Йошкар-Ола, 2004. С. 32–35. (0,25 п.л.).
33.Белянин В.А., Жарков А.М. Компьютерные технологии в лабораторном практикуме по ядерной физике // Вестник МГПИ им Н.К. Крупской, № 2. Йошкар-Ола, 2006. С. 3–10. (0,5 п.л., авторских – 0,3 п.л.).
34.Белянин В.А. Исследование поля излучения плоского источника радиоактивности в лабораторном практикуме // Вестник МарГУ. Йошкар-Ола, 2008. С. 141–145. (0,4 п.л.).
35.Белянин В.А., Жарков А.М., Масленников А.Н. Компьютеризированные лабораторные работы по ядерной физике на основе приборов "АРИОН" // Преподавание физики в высшей школе. М., 2006. № 32. С. 62–66. (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л.).
V. Материалы конференций
36.Белянин В.А. Исследовательские умения будущих учителей физики // Материалы 8-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч. 2. М.: МПГУ, 2009. С. 50–55. (0,3 п.л.).
37.Белянин В.А. Решение тестовых задач по физике методом исследования физической ситуации // Материалы 7-й Международной науч.-метод. конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч.1. М.: МПГУ, 2008. С. 25–29.
38.Белянин В.А. Подготовка будущего учителя физики к постановке натурного и виртуального компьютерного практикума по физике // Материалы Международной научно-методической конференции «Информатизация образования – 2010». Кострома, 2010. С. 388–392. (0,4 п.л.).
39.Белянин В.А., Жарков А.М. Подготовка будущего учителя физики к постановке физического практикума в школе // Материалы 9-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Ч.1. М., Рязань: МПГУ, 2010. С. 192–197. (0,4 п.л., авторских. – 0,2 п.л.).
40.Белянин В.А. Система задач как средство обучения будущего учителя физики методам теоретического исследования // Материалы 10-й Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч. 2. М.: МПГУ, 2011. С. 203–209. (0,4 п.л.).
41.Белянин В.А. Сравнительное изучение поглощения твердыми телами β-излучения изотопов 19K40 и 38Sr90 // Физика в системе современного образования: материалы 11-й Международной конференции. Т. 1. Волгоград: ВГСПУ, 2011. С. 283–286. (0,25 п.л.).
42.Белянин В.А. Двоеглазов Д.А., Жарков А.М., Сушенцов Н.И., Степанов С.А. Электронно-программный комплекс для регистрации радиоактивного излучения счетчиками Гейгера-Мюллера // Актуальные проблемы преподавания физики в ВУЗах и школах России: материалы Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования России» / под ред. проф. Г.Г. Спирина. М., 2010. С. 28–30. (0,2 п.л., авторство не определено).
43.Белянин В.А. Лабораторный практикум по ядерной физике на основе естественно-радиоактивных изотопов // Современный физический практикум: материалы ХI Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. Н.В. Калачева, М.Б. Шапочкина, А.К. Федорова. Минск: БГУ, 2010. С. 46–47. (0,1 п.л.).
44.Белянин В.А. Лабораторный практикум по исследованию физических задач // Современный физический практикум: материалы Х Международной учебно-методической конференции / под ред. Н.В. Калачева и М.Б. Шапочкина. Астрахань: АГУ, 2008. С. 284–285(0,1 п.л.).
45.Белянин В.А. Новые лабораторные работы по исследованию радиоактивности в лабораторном практикуме общего курса физики // Физика в системе современного образования: материалы 10-й Международной конференции. Т. 1. СПб: РГПУ, 2009. С. 24–25. (0,1 п.л.).
46.Белянин В.А. Учебная лаборатория ядерной физики на основе комплекта приборов «Арион» // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2000, С. 51. (0,1 п.л.).
47.Белянин В.А., Бахтина Е.Ю. Методика организации исследования теоретического материала на лекциях по физике // Актуальные проблемы преподавания физики в вузах и школах стран постсоветского пространства: материалы Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования» / под ред. проф. Г.Г. Спирина. М.: МАИ, 2011. С. 56–59. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л.).
48.Белянин В.А. Концепция лабораторного практикума по ядерной физике педагогического вуза // Сборник трудов Всероссийского Съезда учителей физики в МГУ. М.: МГУ, 2011. С. 281–283. (0,3 п.л.).
49.Белянин В.А. Методика подготовки будущего учителя к экспериментальной учебно-исследовательской деятельности по физике // Физика и ее преподавание в школе и в вузе. IX Емельяновские чтения: материалы Всерос. научн.-практ. конф. / под ред. В.А. Белянина. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. С. 24–30. (0,4 п.л.).
50.Белянин В.А., Горохова А.В., Левашова М.Е., Мутовкина Л.С. Методика постановки лабораторных работ по ядерной физике // Физика и ее преподавание в школе и в вузе. IX Емельяновские чтения: материалы Всерос. научн.-практ. конф. / под ред. В.А. Белянина. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. С. 30–40. (0,7 п.л., авт. 0,4 п.л.).
51.Белянин В.А. Исследовательский подход в изучении теоретического материала как фактор повышения конкурентоспособности будущего учителя физики // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем: материалы ХХ Всерос. науч. конф. / под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. С. 70–77. (0,5 п.л.).
52.Белянин В.А. Особенности использования лабораторного практикума по ядерной физике в подготовке будущего учителя // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Естественно-математи-ческое образование: проблемы и перспективы». Шадринск: ШГПИ, 2010. С. 27–31. (0,3 п.л.).
53.Белянин В.А., Силантьев А.В. Решение прикладных физических задач повышенной сложности с применением новых компьютерных технологий // Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга: ЕГПУ, 2006. С. 74–77. (0,25 п.л., авторских – 0,1 п.л.).
54.Белянин В.А. Методика изучения прохождения электронов через вещество в лабораторном практикуме вуза // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции. Грозный: ГГНТУ, 2011. C. 49–54. (0,4 п.л.).
55.Белянин В.А. Системный подход постановке лабораторного практикума по ядерной физике // Тезисы докладов «Совещания заведующих кафедрами физики вузов России» / под ред. проф. Г.Г. Спирина. М.: МАИ, 2009. С. 69–71. (0,2 п.л.).
56.Белянин В.А., Жарков А.М., Севрюгин В.А. Лабораторный практикум общего курса физики // Образовательная среда сегодня и завтра: матер. Всерос. научно-практ. конференции / под ред. В.И. Солдаткина. М.: Рособразование, 2004. С. 242–243. (0,1 п.л.).
57.Белянин В.А. Развитие исследовательской компетентности будущего учителя физики при изучении теоретического материала // Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей физики: Материалы XXXXI Зональной научно-практической конференции. Омск, 2010. С. 73–77. (0,3 п.л.).