- Разработаны концептуально-теоретические основы исследования управления системой высшей школы в рамках подхода на основе менеджмента качества, перевод которых в практическую плоскость позволил выявить тенденции, проблемы, диспропорции рынка услуг высшего образования, провести анализ управления системой ВПО в целях обеспечения единства гарантий качества образования независимо от территориальной расположенности образовательных учреждений. Научно обоснована возможность реорганизации системы управления оценкой качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях в целях повышения качества подготовки кадров.
- Представлена концепция совершенствования управления системой оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях, представляющая собой совокупность обоснованных взглядов, базовых положений и алгоритмов действий, направленных на формирование новых качественных характеристик высшей школы, и базирующаяся на: теории управления системами; методологиях Всеобщего управления качеством (TQM) и реинжиниринга; результатах исследования управления системой высшей школы в рамках подхода на основе менеджмента качества.
- Предложена авторская трактовка понятий «услуги высшего образования», «качество услуг высшего образования», применение которых на практике создает условия для формирования единой методологической платформы оценочных процедур на мезо- и микроуровнях в целях повышения их результативности, эффективности, сопоставимости результатов.
- Сконструирована модель системы оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях в рамках моделирования совершенствования управления оценочными процедурами в области качества высшего образования на уровне субъектов РФ. Обосновано, что неотъемлемым ее элементом является интегративная модель внутривузовской системы менеджмента качества, базирующаяся на модели EFQM, стандартах ИСО, ССП с декомпозицией поэтапного внедрения. Доказано, что это позволит создать независимую и эффективную систему контроля и оценки качества услуг высшего образования в субъектах РФ.
- Разработана модель организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях», под которым понимается совокупность принципов, методов, инструментов, показателей, а также способов их взаимосвязи и взаимодействия в области качества высшего образования, позволяющих оценить и улучшить исходное и новое (обновленное) состояния образовательной системы, протекающие процессы, а также конечный результат ее функционирования - качество подготовки выпускников.
- Сформирована ССП для высшей школе на основе адаптации классической концепции BSC (раздел «Клиенты/рынок» трансформирован в раздел «Заинтересованные стороны», раздел «Инфраструктура/сотрудники» исключен, введен раздел «Потенциал и развитие»). Проведенные преобразования ССП обоснованы высокой значимостью результатов образовательной системы высшей школы как поставщика стратегических ресурсов страны. Разработаны алгоритмы проведения оценочных процедур в области качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях, внедрение которых позволит оценить как финансовую, так и нефинансовую деятельность образовательных учреждений. Сформирован алгоритм расчета показателя интегральной оценки качества образования IEQE (Integral Estimation of Quality Education).
- Развит методический инструментарий оценки качества услуг высшего образования путем разработки квалиметрических методов измерений оценки качества профессорско-преподавательского состава, определения ранга (рейтинга) студентов, определения рейтинга кафедры и обработки результатов самооценки образовательного учреждения.
- Разработаны методологические основы измерения последствий и результатов совершенствования управления системой оценочных процедур в области качества высшего образования на мезо- и микроуровнях, включающие формирование: системы базовых принципов; методики определения результативности управления; методики определения целевой эффективности деятельности Региональных аккредитационных агентств (или Управлений по контролю качества образования); методики оценки влияния качества услуг высшего образования на формирование профессионально-образовательного потенциала региона; модели оценки зрелости системы.
1.Беденко Н.Н. Концептуально-теоретические основы оценки качества услуг высшего образования: Монография / Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2011. – 11,2 п.л.
2.Беденко Н.Н. Качество услуг высшего образования как фактор формирования социально компетентной личности: Монография / Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2011. – 10,5 п.л.
3.Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Система оценки качества непрерывного экономического образования / Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева. – Курск: Региональный финансово-экономический инс-т, 2012. – 15,0 п.л./7,5 п.л.
4.Беденко Н.Н. Концептуально-методологические основы совершенствования управления системой оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях: Монография / Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012. – 11,9 п.л.
Учебные издания:
5.Беденко Н.Н. Методические указания к процессу подготовки и защиты выпускных квалификационных работ / Н.Н. Беденко // Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 2008. – 2,7 п.л.
6.Беденко Н.Н. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Н.Н. Беденко // Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2011. – 3,25 п.л.
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
7.Беденко Н.Н. Методика оценки качества профессорско-преподавательского состава в сфере высшего образования / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2010. – №2 – С.2–8. – 1,1 п.л.
8.Беденко Н.Н. Сбалансированная система показателей в современном вузе: некоторые аспекты / Н.Н. Беденко // Стандарты и качество. – 2010. – №8 – С.88–93. – 0,7 п.л.
9.Беденко Н.Н. Квалиметрическая оценка процесса самооценки деятельности вуза с использованием модели EFQM (Европейского фонда управления качеством) / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. – 2010. – Вып. 2(37) – С.144–149. – 0,8 п.л.
10.Беденко Н.Н. Оценка качества образования в высшей школе: российский и зарубежный опыт / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2010. – №11 – С.2–9. – 1,1 п.л.
11.Беденко Н.Н. Стандартизация процессов в вузе как одно из условий обеспечения качества образования / Н.Н. Беденко // Стандарты и качество. – 2011. – №1 – С.52–54. – 0,7 п.л.
12.Беденко Н.Н. Некоторые аспекты методологии формирования системы сбалансированных показателей современного вуза / Н.Н. Беденко // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2011. – №1(37). – С.357–360. – 0,83 п.л.
13.Беденко Н.Н. Концептуально-теоретические основы формирования понятийного аппарата в области качества высшего образования / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. – 2011. – Вып.1(44) – С.135–140. – 0,9 п.л.
14.Беденко Н.Н., Баранова Н.А. Воспитательная деятельность в вузах: система взглядов и оценка качества / Н.Н. Беденко, Н.А. Баранова // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – №2 – С.9–12. – 0,75/0,38 п.л.
15.Беденко Н.Н. Разработка методики определения рейтинга кафедры и особенности ее применения на практике / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – №4 – С.13–17. – 0,71 п.л.
16.Беденко Н.Н. Региональный рынок образовательных услуг: отдельные проблемы / Н.Н. Беденко // Креативная экономика. – 2011. – №7 – С.99–104. – 0,46 п.л.
17.Беденко Н.Н. Характеристика научных подходов к оценке качества высшего образования / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». – 2011. – Вып. 5(48). – С.376–380. – 0,54 п.л.
18.Беденко Н.Н. Методика оценки интегрированности системы качества образовательного учреждения / Н.Н. Беденко // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). – 2011. – №1. – С.143–148. – 0,69 п.л.
19.Беденко Н.Н. Система принципов экономико-квалиметрического подхода к оценке качества образования / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». – 2011. – Вып. 6(49). – С.199–202. – 0,55 п.л.
20.Беденко Н.Н. Последствия манкирования принципами менеджмента качества в вузах / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – №12 – С.2–6. – 1,0 п.л.
21.Беденко Н.Н. Организационно-экономический механизм повышения качества услуг высшего образования на регионально-вузовском уровне: отдельные вопросы концептуализации / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. – 2012. – Вып.2(53) – С.224–227. – 0,38 п.л.
22.Беденко Н.Н.Особенности формирования интегративной модели системы менеджмента качества современного вуза / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – №4 – С.2–6. – 0,8 п.л.
Статьи, опубликованные в периодических изданиях
23.Беденко Н.Н. Феномен социальной компетентности в сфере образования и культуры / Н.Н. Беденко // Перспективы модернизации системы образования в современной России. Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Тверь, 2–3 апреля 2004 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – С.11–16. – 0,6 п.л.
24.Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности и «прагматизм» современного образования / Н.Н. Беденко // Управление качеством образования (регион, вуз, школа): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 22 марта 2004 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – С.38–41. – 0,4 п.л.
25.Беденко Н.Н., Федоров В.В. Социальная компетентность преподавателя в свете мифосимволического восприятия действительности / Н.Н. Беденко, В.В. Федоров // Опыт экспериментально-инновационной работы и перспективы развития образовательных учреждений Тверской области: Материалы региональной научно-практической конференции. Тверь, 22–23 января 2004 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – С.241–246. – 0,6/0,3 п.л.
26.Беденко Н.Н., Коваль И.М. Самооценка деятельности вуза в рамках внедрения системы менеджмента качества на основе модели EFQM / Н.Н. Беденко, И.М. Коваль // Экономические и организационно-административные аспекты обеспечения социального развития Тверского региона: Материалы научно-практической конференции. Тверь, 18 мая 2007 г. – Тверь: ООО «Пирамида ХХ1», 2007. – С.159–166. – 0,5/0,25 п.л.
27.Беденко Н.Н. Проблемы качества подготовки специалистов для индустрии гостеприимства / Н.Н. Беденко // Перспективные направления развития туризма в Тверском регионе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Тверь, 19 ноября 2007 г. – Тверь: ООО «Буквица», 2007. – С.116–119. – 0,34 п.л.
28.Беденко Н.Н. Внедрение методики определения рейтинга и ранга студентов в вузах в рамках системы менеджмента качества / Н.Н. Беденко // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы VIII межрегиональной научно-практической конференции. Тверь, 16 мая 2008 г.– Тверь: ООО «Пирамида ХХI», 2008. – С.152–155. – 0,44 п.л.
29.Беденко Н.Н. Адаптация системы подготовки кадров для туристской отрасли к современным условиям на основе компетентностного подхода / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 10. – Брянск: БГИТА, – 2009. – С.99–101. – 0,26 п.л.
30.Беденко Н.Н. Декомпозиция этапов и работ по формированию внутривузовской системы качества в рамках управления проектами / Н.Н. Беденко // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. 1V науч.-практ. конф. 16 апреля 2009 г.: Тез. докл. / Ред. кол.: В.И. Малюк (отв. ред.) [и др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С.73–78. – 0,3 п.л.
31.Беденко Н.Н. Внутривузовская система качества: проблемы проектирования, внедрения, развития / Н.Н. Беденко // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Генг, Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. – С.82–87. – 0,3 п.л.
32.Беденко Н.Н., Кульпанова Е.С, Михеева А.С. Практика студентов как фактор формирования профессиональной комптетенции / Н.Н. Беденко и др. // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Генг, Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. – С. 178–182. – 0,63/0,21 п.л.
33.Беденко Н.Н., Елик Н.А., Сорокина А.А. Практика за рубежом: проблемы и перспективы / Н.Н. Беденко и др. // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Генг, Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. – С.183–186. – 0,56/0,19 п.л.
34.Беденко Н.Н. Внедрение внутривузовской системы обеспечения качества / Н.Н. Беденко // Методы менеджмента качества. – 2009. – №12 – С.26–32. – 1,1 п.л.
35.Беденко Н.Н. Проблемы проектирования и внедрения внутривузовской системы менеджмента качества / Н.Н. Беденко // Кафедра: издание ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей». – 2010. – №2(30) – С.24–27. – 0,3 п.л.
36.Беденко Н.Н. Внедрение внутривузовской СМК: непреодолимые проблемы или временные трудности? Н.Н. Беденко // Методы менеджмента качества. – 2010. – №9 – С.10–13. – 0,7 п.л.
37.Беденко Н.Н. Экономико-квалиметрический подход к оценке эффективности внутривузовской системы качества / Н.Н. Беденко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях. 5-я Международная научно-практическая конференция. Пятигорск, 05–06 марта 2010 г. / Международная академия финансовых технологий. – Пятигорск: Издательство МАФТ, 2010 – С.77–83. – 0,6 п.л.
38.Беденко Н.Н. Специфика развития учреждений высшего профессионального образования в рамках внутривузовской системы менеджмента качества / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Панфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 12. – Брянск: БГИТА, 2010 – С.118–122. – 0,6 п.л.
39.Беденко Н.Н. Модернизация экономики на основе модернизации образования? / Н.Н. Беденко // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики, 2010 – С.29-31. – 0,29 п.л.
40.Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности как фактор повышения качества выпускника вуза / Н.Н. Беденко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях. 6-я Международная научно-практическая конференция. Пятигорск, 29–30 декабря 2010 г. / Международная академия финансовых технологий. – Пятигорск: Издательство МАФТ, 2010 – С.30–33. – 0,6 п.л.
41.Беденко Н.Н. Базовые модели и опыт самооценки современного вуза / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Панфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 14. – Брянск: БГИТА, 2011. – С.93–97. – 0,64 п.л.
42.Беденко Н.Н. Стандартизация в образовании: практико-ориентированный подход / Н.Н. Беденко // Современные тенденции в экономике: новый взгляд: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.156–160. – 0,41 п.л.
43.Беденко Н.Н., Н.А. Баранова. Качество воспитательной деятельности в вузах: современный взгляд и критерии оценки / Н.Н. Беденко, Н.А. Баранова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь, апрель 2011 г. Т.2 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С.42–45. – 0,5/0,25 п.л.
44.Беденко Н.Н. Модернизация российского образования и вектор развития современного вуза / Н.Н. Беденко // Казанская наука. – Казань: Казанский издательский дом, 2011. – №2. – С.73–75. – 0,69 п.л.
45.Беденко Н.Н. Управление развитием вуза в современных социально-экономических условиях / Н.Н. Беденко // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – Тверь: Тверской государственный университет, 2011. – №9. Выпуск 10. – С.119–129. – 1,1 п.л.
46.Беденко Н.Н. Особенности функционирования рынка образовательных услуг на региональном уровне / Н.Н. Беденко // Экономические и социальные проблемы регионального развития: Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2011. – С.18–20.– 0,33 п.л.
47.Беденко Н.Н. Региональная система оценка качества высшего образования: отдельные аспекты / Н.Н. Беденко // Экономические и социальные проблемы регионального развития: Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2011. – С.88–91. – 0,43 п.л.
48.Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование: подход к управлению с позиций качества / Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева // Материалы 7-ой Международной научно-практической конференции «Образование и наука в XXI веке – 2011». Том 2. Экономика. – София: «БялГРАД-БТ» ООД, 2011. – С.56–61 – 0,53/0,27 п.л.
49.Беденко Н.Н. Оценка влияния качества услуг высшего образования на формирование профессионально-образовательного потенциала региона / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Памфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 15. – Брянск: БГИТА, 2011. – С.66–68 – 0,2 п.л.
50.Беденко Н.Н. Повышение качества результатов деятельности вуза на основе стандартизации процессов / Н.Н. Беденко // Организация образовательного процесса в современных условиях: Сборник трудов межрегиональной научно-методической конференции. Череповец, 25 ноября 2010 г. / Под ред. С.В. Бойко, В.И. Хавроничева, В.А. Шабалова. – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2011. – С.121–125 – 0,35 п.л.
51.Беденко Н.Н. Механизм повышения качества услуг высшего образования на региональном уровне/ Н.Н. Беденко // Кафедра: издание ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей». – 2011. – №4(38) – С.30–34 – 0,37 п.л.