Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МЕЗО- И МИКРОУРОВНЯХ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработаны концептуально-теоретические основы исследования управления системой высшей школы в рамках подхода на основе менеджмента качества, перевод которых в практическую плоскость позволил выявить тенденции, проблемы, диспропорции рынка услуг высшего образования, провести анализ управления системой ВПО в целях обеспечения единства гарантий качества образования независимо от территориальной расположенности образовательных учреждений. Научно обоснована возможность реорганизации системы управления оценкой качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях в целях повышения качества подготовки кадров.
  2. Представлена концепция совершенствования управления  системой оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях, представляющая собой совокупность обоснованных взглядов, базовых положений и алгоритмов действий, направленных на формирование новых качественных характеристик высшей школы, и базирующаяся на: теории управления системами; методологиях Всеобщего управления качеством (TQM) и реинжиниринга; результатах исследования управления системой высшей школы в рамках подхода на основе менеджмента качества.
  3. Предложена авторская трактовка понятий «услуги высшего образования», «качество услуг высшего образования», применение которых на практике создает условия для формирования единой методологической платформы оценочных процедур на мезо- и микроуровнях в целях повышения их результативности, эффективности, сопоставимости результатов.
  4. Сконструирована модель системы оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях в рамках моделирования совершенствования управления оценочными процедурами в области качества высшего образования на уровне субъектов РФ. Обосновано, что неотъемлемым ее элементом является интегративная модель внутривузовской системы менеджмента качества, базирующаяся на модели EFQM, стандартах ИСО, ССП с декомпозицией  поэтапного внедрения. Доказано, что это позволит создать независимую и эффективную систему контроля и оценки качества услуг высшего образования в субъектах РФ.
  5. Разработана модель организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях», под которым понимается совокупность принципов, методов, инструментов, показателей, а также способов их взаимосвязи и взаимодействия в области качества высшего образования, позволяющих оценить и улучшить исходное и новое (обновленное) состояния образовательной системы, протекающие процессы, а также конечный результат ее функционирования - качество подготовки выпускников.
  6. Сформирована ССП для высшей школе на основе адаптации классической концепции BSC (раздел «Клиенты/рынок» трансформирован в раздел «Заинтересованные стороны», раздел «Инфраструктура/сотрудники» исключен, введен раздел «Потенциал и развитие»). Проведенные преобразования ССП обоснованы высокой значимостью результатов образовательной системы высшей школы как поставщика стратегических ресурсов страны. Разработаны алгоритмы проведения оценочных процедур в области качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях, внедрение которых позволит оценить как финансовую, так и нефинансовую деятельность образовательных учреждений. Сформирован алгоритм расчета показателя интегральной оценки качества образования IEQE (Integral Estimation of Quality Education).
  7. Развит методический инструментарий оценки качества услуг высшего образования путем разработки квалиметрических методов измерений оценки качества профессорско-преподавательского состава, определения ранга (рейтинга) студентов, определения рейтинга кафедры и обработки  результатов самооценки образовательного учреждения.
  8. Разработаны методологические основы измерения последствий и результатов совершенствования управления системой оценочных процедур в области качества высшего образования на мезо- и микроуровнях, включающие формирование: системы базовых принципов; методики определения результативности управления; методики определения целевой эффективности деятельности Региональных аккредитационных агентств (или Управлений по контролю качества образования); методики оценки влияния качества услуг высшего образования на формирование профессионально-образовательного потенциала региона; модели оценки зрелости системы.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Беденко Н.Н. Концептуально-теоретические основы оценки качества услуг высшего образования: Монография / Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2011. – 11,2 п.л.

2.Беденко Н.Н. Качество услуг высшего образования как фактор формирования социально компетентной личности: Монография / Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2011. – 10,5 п.л.

3.Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Система оценки качества непрерывного экономического образования / Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева. – Курск: Региональный финансово-экономический инс-т, 2012. – 15,0 п.л./7,5 п.л.

4.Беденко Н.Н. Концептуально-методологические основы совершенствования управления системой оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях: Монография / Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2012. – 11,9 п.л.

Учебные издания:

5.Беденко Н.Н. Методические указания к процессу подготовки и защиты выпускных квалификационных работ / Н.Н. Беденко // Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 2008. – 2,7 п.л.

6.Беденко Н.Н. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Н.Н. Беденко // Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2011. – 3,25 п.л.

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

7.Беденко Н.Н. Методика оценки качества профессорско-преподавательского состава в сфере высшего образования / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2010. – №2 – С.2–8. – 1,1 п.л.

8.Беденко Н.Н. Сбалансированная система показателей в современном вузе: некоторые аспекты / Н.Н. Беденко // Стандарты и качество. – 2010. – №8 – С.88–93. – 0,7 п.л.

9.Беденко Н.Н. Квалиметрическая оценка процесса самооценки деятельности вуза с использованием модели EFQM (Европейского фонда управления качеством) / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. – 2010. – Вып. 2(37) – С.144–149. – 0,8 п.л.

10.Беденко Н.Н. Оценка качества образования в высшей школе: российский и зарубежный опыт / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2010. – №11 – С.2–9. – 1,1 п.л.

11.Беденко Н.Н. Стандартизация процессов в вузе как одно из условий обеспечения качества образования / Н.Н. Беденко // Стандарты и качество. – 2011. – №1 – С.52–54. – 0,7 п.л.

12.Беденко Н.Н. Некоторые аспекты методологии формирования системы сбалансированных показателей современного вуза / Н.Н. Беденко // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2011. – №1(37). – С.357–360. – 0,83 п.л.

13.Беденко Н.Н. Концептуально-теоретические основы формирования понятийного аппарата в области качества высшего образования / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. – 2011. – Вып.1(44) – С.135–140. – 0,9 п.л.

14.Беденко Н.Н., Баранова Н.А. Воспитательная деятельность в вузах: система взглядов и оценка качества / Н.Н. Беденко, Н.А. Баранова // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – №2 – С.9–12. – 0,75/0,38 п.л.

15.Беденко Н.Н. Разработка методики определения рейтинга кафедры и особенности ее применения на практике / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – №4 – С.13–17. – 0,71 п.л.

16.Беденко Н.Н. Региональный рынок образовательных услуг: отдельные проблемы / Н.Н. Беденко // Креативная экономика. – 2011. – №7 – С.99–104. – 0,46 п.л.

17.Беденко Н.Н. Характеристика научных подходов к оценке качества высшего образования / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». – 2011. – Вып. 5(48). – С.376–380. – 0,54 п.л.

18.Беденко Н.Н. Методика оценки интегрированности системы качества образовательного учреждения / Н.Н. Беденко // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). – 2011. – №1. – С.143–148. – 0,69 п.л.

19.Беденко Н.Н. Система принципов экономико-квалиметрического подхода к оценке качества образования / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». – 2011. – Вып. 6(49). – С.199–202. – 0,55 п.л.

20.Беденко Н.Н. Последствия манкирования принципами менеджмента качества в вузах / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – №12 – С.2–6. – 1,0 п.л.

21.Беденко Н.Н. Организационно-экономический механизм повышения качества услуг высшего образования на регионально-вузовском уровне: отдельные вопросы концептуализации / Н.Н. Беденко // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. – 2012. – Вып.2(53) – С.224–227. – 0,38 п.л.

22.Беденко Н.Н.Особенности формирования интегративной модели системы менеджмента качества современного вуза / Н.Н. Беденко // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – №4 – С.2–6. – 0,8 п.л.

Статьи, опубликованные в периодических изданиях

23.Беденко Н.Н. Феномен социальной компетентности в сфере образования и культуры / Н.Н. Беденко // Перспективы модернизации системы образования в современной России. Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Тверь, 2–3 апреля 2004 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – С.11–16. – 0,6 п.л.

24.Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности и «прагматизм» современного образования / Н.Н. Беденко // Управление качеством образования (регион, вуз, школа): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 22 марта 2004 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – С.38–41. – 0,4 п.л.

25.Беденко Н.Н., Федоров В.В. Социальная компетентность преподавателя в свете мифосимволического восприятия действительности / Н.Н. Беденко, В.В. Федоров // Опыт экспериментально-инновационной работы и перспективы развития образовательных учреждений Тверской области: Материалы региональной научно-практической конференции. Тверь, 22–23 января 2004 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – С.241–246. – 0,6/0,3 п.л.

26.Беденко Н.Н., Коваль И.М. Самооценка деятельности вуза в рамках внедрения системы менеджмента качества на основе модели EFQM / Н.Н. Беденко, И.М. Коваль // Экономические и организационно-административные аспекты обеспечения социального развития Тверского региона: Материалы научно-практической конференции. Тверь, 18 мая 2007 г. – Тверь: ООО «Пирамида ХХ1», 2007. – С.159–166. – 0,5/0,25 п.л.

27.Беденко Н.Н. Проблемы качества подготовки специалистов для индустрии гостеприимства / Н.Н. Беденко // Перспективные направления развития туризма в Тверском регионе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Тверь, 19 ноября 2007 г. – Тверь: ООО «Буквица», 2007. – С.116–119. – 0,34 п.л.

28.Беденко Н.Н. Внедрение методики определения рейтинга и ранга студентов в вузах в рамках системы менеджмента качества / Н.Н. Беденко // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы VIII межрегиональной научно-практической конференции. Тверь, 16 мая 2008 г.– Тверь: ООО «Пирамида ХХI», 2008. – С.152–155. – 0,44 п.л.

29.Беденко Н.Н. Адаптация системы подготовки кадров для туристской отрасли к современным условиям на основе компетентностного подхода / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 10. – Брянск: БГИТА, – 2009. – С.99–101. – 0,26 п.л.

30.Беденко Н.Н. Декомпозиция этапов и работ по формированию внутривузовской системы качества в рамках управления проектами / Н.Н. Беденко // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. 1V науч.-практ. конф. 16 апреля 2009 г.: Тез. докл. / Ред. кол.: В.И. Малюк (отв. ред.) [и др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С.73–78. – 0,3 п.л.

31.Беденко Н.Н. Внутривузовская система качества: проблемы проектирования, внедрения, развития / Н.Н. Беденко // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Генг, Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. – С.82–87. – 0,3 п.л.

32.Беденко Н.Н., Кульпанова Е.С, Михеева А.С. Практика студентов как фактор формирования профессиональной комптетенции / Н.Н. Беденко и др. // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Генг, Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. – С. 178–182. – 0,63/0,21 п.л.

33.Беденко Н.Н., Елик Н.А., Сорокина А.А. Практика за рубежом: проблемы и перспективы / Н.Н. Беденко и др. // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Генг, Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. – С.183–186. – 0,56/0,19 п.л.

34.Беденко Н.Н. Внедрение внутривузовской системы обеспечения качества / Н.Н. Беденко // Методы менеджмента качества. – 2009. – №12 – С.26–32. – 1,1 п.л.

35.Беденко Н.Н. Проблемы проектирования и внедрения внутривузовской системы менеджмента качества / Н.Н. Беденко // Кафедра: издание ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей». – 2010. – №2(30) – С.24–27. – 0,3 п.л.

36.Беденко Н.Н. Внедрение внутривузовской СМК: непреодолимые проблемы или временные трудности? Н.Н. Беденко // Методы менеджмента качества. – 2010. – №9 – С.10–13. – 0,7 п.л.

37.Беденко Н.Н. Экономико-квалиметрический подход к оценке эффективности внутривузовской системы качества / Н.Н. Беденко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях. 5-я Международная научно-практическая конференция. Пятигорск, 05–06 марта 2010 г. / Международная академия финансовых технологий. – Пятигорск: Издательство МАФТ, 2010 – С.77–83. – 0,6 п.л.

38.Беденко Н.Н. Специфика развития учреждений высшего профессионального образования в рамках внутривузовской системы менеджмента качества / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Панфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 12. – Брянск: БГИТА, 2010 – С.118–122. – 0,6 п.л.

39.Беденко Н.Н. Модернизация экономики на основе модернизации образования? / Н.Н. Беденко // Социальные и экономические аспекты регионального развития: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Н. Беденко. – Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики, 2010 – С.29-31. – 0,29 п.л.

40.Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности как фактор повышения качества выпускника вуза / Н.Н. Беденко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях. 6-я Международная научно-практическая конференция. Пятигорск, 29–30 декабря 2010 г. / Международная академия финансовых технологий. – Пятигорск: Издательство МАФТ, 2010 – С.30–33. – 0,6 п.л.

41.Беденко Н.Н. Базовые модели и опыт самооценки современного вуза / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Панфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 14. – Брянск: БГИТА, 2011. – С.93–97. – 0,64 п.л.

42.Беденко Н.Н. Стандартизация в образовании: практико-ориентированный подход / Н.Н. Беденко // Современные тенденции в экономике: новый взгляд: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.156–160. – 0,41 п.л.

43.Беденко Н.Н., Н.А. Баранова. Качество воспитательной деятельности в вузах: современный взгляд и критерии оценки / Н.Н. Беденко, Н.А. Баранова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь, апрель 2011 г. Т.2 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С.42–45. – 0,5/0,25 п.л.

44.Беденко Н.Н. Модернизация российского образования и вектор развития современного вуза / Н.Н. Беденко // Казанская наука. – Казань: Казанский издательский дом, 2011. – №2. – С.73–75. – 0,69 п.л.

45.Беденко Н.Н. Управление развитием вуза в современных социально-экономических условиях / Н.Н. Беденко // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – Тверь: Тверской государственный университет, 2011. – №9. Выпуск 10. – С.119–129. – 1,1 п.л.

46.Беденко Н.Н. Особенности функционирования рынка образовательных услуг на региональном уровне / Н.Н. Беденко // Экономические и социальные проблемы регионального развития: Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2011. – С.18–20.– 0,33 п.л.

47.Беденко Н.Н. Региональная система оценка качества высшего образования: отдельные аспекты / Н.Н. Беденко // Экономические и социальные проблемы регионального развития: Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2011. – С.88–91. – 0,43 п.л.

48.Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование: подход к управлению с позиций качества / Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева // Материалы 7-ой Международной научно-практической конференции «Образование и наука в XXI веке – 2011». Том 2. Экономика. – София: «БялГРАД-БТ» ООД, 2011. – С.56–61 – 0,53/0,27 п.л.

49.Беденко Н.Н. Оценка влияния качества услуг высшего образования на формирование профессионально-образовательного потенциала региона / Н.Н. Беденко // Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакцией Е.А. Памфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 15. – Брянск: БГИТА, 2011. – С.66–68 – 0,2 п.л.

50.Беденко Н.Н. Повышение качества результатов деятельности вуза на основе стандартизации процессов / Н.Н. Беденко // Организация образовательного процесса в современных условиях: Сборник трудов межрегиональной научно-методической конференции. Череповец, 25 ноября 2010 г. / Под ред. С.В. Бойко, В.И. Хавроничева, В.А. Шабалова. – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2011. – С.121–125 – 0,35 п.л.

51.Беденко Н.Н. Механизм повышения качества услуг высшего образования на региональном уровне/ Н.Н. Беденко // Кафедра: издание ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей». – 2011. – №4(38) – С.30–34 – 0,37 п.л.