- В формировании мордовской драматургии и ее эстетической эволюции основолагающую роль сыграли национально-художественные традиции, функционировавшие в обрядовости и устном народном творчестве, а также сложившаяся в России в пореформенный период историко-культурная ситуация, которая способствовала росту культуры и образованности проживающих в стране народов.
- После Октябрьской революции в развитии мордовской литературы начался новый период, связанный с ее системным становлением как литературы профессиональной, реалистичной и многожанровой. В формировании идейно-эстетических и художественных традиций условно можно выделить две тенденции: политико-идеологизированную, связанную с художественным отображением революционных преобразований в стране, и национально-возрожденческую, в русле которой решались проблемы исторических судеб мордовского народа. В конкретном воплощении окружающего мира в произведениях большинства писателей данные направления органично сочетались. Драматургия, активно развиваясь, осваивала все многообразие действительности, воплощая и в различных жанровых формах конфликты и противоречия эпохи.
- Художественно-эстетическая основа современной мордовской драматургии способствует постижению национального характера и глубины этнического богатства народа. Формируясь в эстетическую систему в отечественном общекультурном пространстве, она развивает такие жанровые формы, которые наиболее объективно отражают нравственные и моральные установки действительности, прослеживают историческую эволюцию нации. В мордовской драматургии значительную роль играют социально-бытовая и историческая драма. Именно эти жанровые формы наиболее полно открывают глубинные качества национального характера, в них анализируется мировосприятие личности в различные исторические эпохи.
- Сегодня в мордовской драматургии происходят изменения, связанные с нивелированием идеологических установок. На первый план предстает творческая индивидуальность со своим видением мира и нравственно-этическими ценностями. Формируется поколение драматургов, чье творчество открывает новые грани национальной литературы, возникает современный тип героя со своими жизненными запросами, усиливается психологизация в постановке конфликта и его разрешении.
1. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии : монография / Ю. Г. Антонов. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – 258 с.
Учебные пособия
2. Антонов Ю. Г. Конфликты и проблематика драматургии Александра Пудина : учебное пособие / Ю. Г. Антонов. – Саранск: «Крас. Окт.», 2001. – 48 с.
3. Антонов Ю. Г. Конфликты и характеры мордовской драматургии : учебное пособие / Ю. Г. Антонов. – Саранск: «Крас. Окт.», 2002. – 104 с. (в соавторстве).
Статьи и рецензии в журналах, входящих в перечень ВАК РФ
4. Антонов Ю. Г. Фольклорные мотивы в современной мордовской драматургии / Ю. Г. Антонов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010. – № 1. С. 220 – 228.
5. Антонов Ю. Г. Жанрово-тематические особенности мордовской драмы 1960 – 1980-х гг. / Ю. Г. Антонов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2010. – Вып. 3 (83). С. 281 – 286.
6. Антонов Ю. Г. Элементы драматического искусства в мордовском календарно-обрядовом фольклоре / Ю. Г. Антонов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2010. – Вып. 5 (85). С. 319 – 325 с.
7. Антонов Ю. Г. Свадебный и похоронно-поминальный обряды мордвы как истоки национальной драматургии / Ю. Г. Антонов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010. – № 11. С. 202 – 212.
8. Антонов Ю. Г. Конфликт и проблема характера в драме В. Мишаниной «Ветви священного дуба» / Ю. Г. Антонов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011, – № 20. С. 6 – 9.
9. Антонов Ю. Г. «Мордовская свадьба» М. Евсевьева – первое произведение национальной драматургии / Ю. Г. Антонов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение, 2011. – № 1 (2). С. 126 – 130.
10. Антонов Ю. Г. Проблема героя в драме А. Пудина «В пустом доме люди» / Ю. Г. Антонов // Вестник Челябинского государственного университета, 2012. – № 20. С. 18 – 22.
11. Антонов Ю. Г. Природа конфликта и характеры в драмах А. Терешкина «Седьмые сутки пути…» и «Сороковины» / Ю. Г. Антонов // Финно-угорский мир, 2012. – № 1/2 С. 14 – 18.
12. Антонов Ю. Г. Своеобразие конфликта и жанровая специфика пьес А. Пудина «Хуторок» и «Орда» / Ю. Г. Антонов // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2012. – № 4 (в печати).
Статьи, опубликованные в других изданиях
13. Антонов Ю. Г. Сонзэ уцяскав тештезэ [Его счастливая звезда] / Ю. Г. Антонов // Сятко. – № 3. – 1998. С. 89 – 93.
14. Антонов Ю. Г. Мезе тиендеви озкс тумоть тарадонзон ала [Что происходит под ветвями священного дуба] / Ю. Г. Антонов // Мокша. – № 10. – 1998. С. 115 – 118.
15. Антонов Ю. Г. Тенденции развития современной мордовской драматургии / Ю. Г. Антонов // III конференция молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева/ Научные труды. Ч. 1. – Саранск: «Рузаевский печатник», 1998. С. 32.
16. Конфликт и характеры в исторической драме А. Пудина «Каназор» / Ю. Г. Антонов // IV конференция молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева/ Научные труды. Ч. 3. – Саранск: «Рузаевский печатник», 1999. С. 148 – 150.
17. Антонов Ю. Г. Традиции народного художественного творчества в современной мордовской драматургии / Ю. Г. Антонов // Н.П. Огарев от XIX к XXI веку/ Материалы и тезисы докладов XXVII Саранских международных Огаревских чтений (к 185-летию со дня рождения). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. С. 60 – 62.
18. Антонов Ю. Г. Природа нравственного конфликта в драматургии Александра Пудина / Ю. Г. Антонов // Материалы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов «Финно-угристика на пороге III тысячелетия» (филологические науки). – Саранск: «Крас. Окт.», 2000. С. 341 – 345.
19. Антонов Ю. Г. А. Петайкинэнь пьесатнеде [О пьесах А. Петайкина] // Сятко. – № 8. – 2000. С. 109 – 112.
20. Антонов Ю. Г. Художественное осмысление проблем современной молодежи в драме Александра Пудина «Орда» / Ю. Г. Антонов // Финно-угристика: Межвуз. сб. науч. тр. – Саранск: «Крас. Окт.», 2000. С. 21 – 25.
21. Антонов Ю. Г. Художественное отражение современности в драматургии Александра Пудина // Ю. Г. Антонов / Сongressus nonus internationalis fenno-ugristarum 7 – 13.8.2000 Tartu. Pars VIII. P. 23 – 29.
22. Антонов Ю. Г. Проблематика пьесы А. Пудина «Хуторок» / Ю. Г. Антонов // Материалы докладов V конференции молодых ученых МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск: «Крас. Окт.», 2000. С. 12 – 15.
23. Antonov Y.G. Artistic reflection of the present in Alexandr Pudin dramaturgy / Y. G. Antonov// Сongressus nonus internationalis fenno-ugristarum 7 – 13.8.2000 Tartu. Pars III. P. 235.
24. Антонов Ю. Г. Исторические пьесы в современной мордовской драматургии / Ю. Г. Антонов // Финно-угристикань кевкстематне. – Саранск: «Крас. Окт.», 2001. С. 31 – 35.
25. Антонов Ю. Г. Тема Великой Отечественной войны в мордовской драматургии / Ю. Г. Антонов // Nota Bene. – № 6. – 2002. С. 77 – 79.
26. Антонов Ю. Г. «Производственная» тема в пьесе Н. Пивкина «Шожда кить а эрсить» / Ю. Г. Антонов // XXXI Огаревские чтения: Материалы науч. конф.: В 3 ч. Ч. 1: Гуманитарные науки. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 120 – 123.
27. Антонов Ю. Г. Изображение личности и тоталитарной системы в драме А. Пудина «Йыван Кырля» («Ой, куница играет…») / Ю. Г. Антонов // Актуальные проблемы финно-угорской филологии: Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию профессора И.С. Галкина. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003. С. 327 – 333.
28. Антонов Ю. Г. Художественное своеобразие сюжета и конфликт историко-биографической драмы Г. Меркушкина «Звезда поэта» / Ю. Г. Антонов // Состояние национально-русского двуязычия в финно-угорских регионах Российской Федерации: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. С. 186 – 190.
29. Антонов Ю. Г. Героико-историческая драма в современной мордовской литературе / Ю. Г. Антонов // Финно-угристика 7: Актуальные проблемы восточных финно-угорских языков / МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2007. С. 51 — 56.
30. Антонов Ю. Г. Проблема отцов и детей в драматургии А. Пудина / Ю. Г. Антонов // Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций: материалы Всероссийской научно-практической конференции – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – С. 343 – 345.
31. Антонов Ю. Г. Шава ли кудсь? А. Пудинонь драманзон колга [Пустой ли дом? О драмах А. Пудина] / Ю. Г. Антонов // Мокша. – 2008. – № 3. С. 115 – 125.
32. Антонов Ю. Г. Драматургия Александра Пудина / Ю. Г. Антонов // Пудин А. Пьесы в 3 кн. Кн. 3. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2008. С. 5 – 23.
33. Творческая индивидуальность Валентины Мишаниной / Ю. Г. Антонов // Материалы Конгресса финно-угроведов: Литературоведение, фольклористика и этнология: VI часть / Мар. гос. Ун-т. – Йошкар-Ола, 2008. С. 9 – 15.
34. Антонов Ю. Г. Проблема конфликта в драме А. Пудина «Рубеж» / Ю. Г. Антонов // XXXVII Огаревские чтения: материалы научной конференции: в 3 ч. Ч. 1.: Гуманитарные науки. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. С. 85 – 88.
35. Антонов Ю. Г. Александр Пудин – драматург / Ю. Г. Антонов // Финно-угорский мир. – 2009. – № 1. С. 112 – 113.
36. Антонов Ю. Г. Природа конфликта в современной мордовской драме о Великой Отечественной войне / Ю. Г. Антонов // Языки и культура финнно-угорских народов в условиях глобализации: Материалы IV Всероссийской конференции финно-угроведов. – Ханты-Мансийск: Инф.-изд. цент ЮГУ, 2009. С. 165 – 168.
37. Антонов Ю. Г. Проблема личности и истории в драме А. Пудина «Йван Кырля» («Ой, куница играет…») / Ю. Г. Антонов // Проблемы филологии народов Поволжья: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. – Ярославль: Ремдер, 2009. С. 27 – 30.
38. Антонов Ю. Г. Просветительская деятельность И. Н. Ульянова как основа конфликта драмы А. Терешкина «В прошении отказать» / Ю. Г. Антонов // В. И. Лыткин: грани наследия: материалы международной научной конференции. – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2010. С. 74 – 77.
39. Антонов Ю. Г. Художественное своеобразие сюжета и конфликт историко-биографической драмы Г. Меркушкина «Звезда поэта» / Ю. Г. Антонов // XXXVIII Огаревские чтения: материалы научной конференции: в 3 ч. Ч. 1.: Гуманитарные науки. – Сарнаск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. С. 93 – 97.
40. Антонов Ю. Г. Коллизии и человеческие характеры в военной драматургии А. Терешкина / Ю. Г. Антонов // Финно-угристика 9: межвуз. сб. науч. тр. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. С. 23 – 32.
41. Антонов Ю. Г. Природа конфликта в драме А. Терешкина «Седьмые сутки пути…» / Ю. Г. Антонов // Проблемы филологии народов Поволжья: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. – Ярославль: Ремдер, 2010. С. 44 – 49.
42. Антонов Ю. Г. Мордовская драматургия 1920 – 1930-х гг. на страницах периодической печати / Ю. Г. Антонов // Ашмаринские чтения. Вып. 7: сб. науч. ст.– Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2010. С. 67 – 71.
43. Антонов Ю. Г. Природа конфликта и проблема характера в мордовской исторической драме (на примере творчества А. Пудина) / Ю. Г. Антонов // Congressus XI Internasionalis Fenno-Ugristarum 9 – 14.08.2010 Piliscaba. Pars II. P. 231 – 232.