- Российское телевидение должно быть транслятором национальной и мировой культуры во всем ее многообразии, всемерно способствуя повышению культуры телезрителей.
- Современная система российского телевидения недостаточно полно проводит в жизнь культурно-просветительскую миссию, хотя для эффективной ее реализации в настоящее время имеются все условия: многочисленный журналистский корпус, современные технические возможности.
- На современном телевидении нет единой нравственной доминанты, а без этого невозможно выстроить грамотную программную политику канала, чтобы телевизионные передачи способствовали постоянному повышению культурного уровня аудитории.
- Непременное условие развития современного телевидения - системная и последовательная деятельность, направленная на реализацию культурно-просветительской миссии телевидения.
- Эффективная и плодотворная реализация культурно-просветительской миссии возможна лишь при условии серьезного пересмотра программной (вещательной) политики телеканалов, изменения концепции телевещания в заданном аспекте, что будет способствовать оздоровлению телевизионной системы России. Российское телевидение нуждается в насыщении телепрограмм развивающей и просвещающей тематикой, рассчитанной на духовный и нравственный рост нации, воспитание новой интеллигенции.
- Воспитанию российской идентичности, взаимодействию культур народов нашей страны, налаживанию добрососедских отношений будет содействовать внедрение инновационной модели внутрифедерального телеобмена.
- Снижение культуры речи телеведущих и журналистов связано с недостаточным объемом профессиональной подготовки и переподготовки работников телевидения в этом направлении, а также жанровым и стилевым однообразием программ.
- Интернет, как прогрессивное средство коммуникации и трансляции телевизионной продукции федеральных телеканалов, будет способствовать более эффективной реализации культурно-просветительской миссии российского телевидения за счет расширения аудитории зрителей (в первую очередь молодежи) только в случае соблюдения вышеотмеченных положений.
- Подготовка профессиональных кадров должна способствовать успешной реализации культурно-просветительской миссии, поэтому необходимо внедрение новых учебных программ подготовки и переподготовки кадров.
1. Гегелова Н.С. Культурная миссия телевидения: Монография. – М.: РУДН, 2011. – 263 с. – 17,5 п.л.
2. Гегелова Н.С. Организация информационного производства на телевидении: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 250 с. – 15,6 п.л. (в соавт. с Грабельниковым А.А. и Волковой И.И. с грифом «Приоритетный национальный проект “Образование”»).
II. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК
3. Гегелова Н.С. Культура на телевидении: миф или реальность? // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2008. – № 4. – С. 55-61. – 0,7 п.л.
4. Гегелова Н.С. Телевизионная речь как явление культуры // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2009. – № 2. – С. 91-98. – 0,8 п.л.
5. Гегелова Н.С. Культурная миссия российского телевидения // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2010. – № 2. – С. 96-103. – 0,8 п.л.
6. Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия российского ТВ: пути оптимизации // Медиаальманах. – 2010. – № 6. – С. 56-61. – 0,6 п.л.
7.Гегелова Н.С. Форматное телевидение // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2011. – № 2. – С. 49-60. – 1,4 п.л.
8.Гегелова Н.С. Особенности современной телевизионной речи // Вестник ВГИК. – 2011. – № 8. – С. 123-134. – 1,4 п.л.
9.Гегелова Н.С. Язык и стиль телевизионных программ в аспекте культурно-просветительской миссии телевидения // Медиаальманах. – 2011. – № 3. – С. 64-69. – 0,6 п.л.
10. Гегелова Н.С. Интернет-телевидение // Медиаальманах. – 2011. – № 5. – С. 73-77. – 0,5 п.л.
III. Статьи и тезисы научно-практических конференций
11. Гегелова Н.С. Проблемы эффективности обменных передач // Журналистика в 1987 г.: Тезисы научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 20-30. – 0, 6 п.л.
12.Гегелова Н.С. Организация телеобмена в стране // Журналистика – 1988: Тезисы научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 19-20. – 0,1 п.л.
13.Гегелова Н.С. Тенденции развития телеобмена // Журналистика – 1989: Тезисы научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 15. – 0,15 п.л.
14.Гегелова Н.С. Оптимизация системы телеобмена // Журналистика и новое мышление. Проблемы эффективности средств массовой информации в условиях перестройки: Тезисы научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 186. – 0,2 п.л.
15.Гегелова Н.С. Межреспубликанский телеобмен: становление, современная практика, перспективы: Автореф. канд. дис. – М., 1990. – 24 с. – 1,5 п.л.
16.Гегелова Н.С. Пути оптимизации канала межнационального общения // Российская журналистика: Смена приоритетов: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции / Ред.-сост. В.В. Тулупов. – Воронеж, 1995. – С. 19-21. – 0,2 п.л.
17.Гегелова Н.С. Программа спецкурса «Международный телеобмен программами» // Программа спецкурсов и курсов кафедры печати, радио и телевидения. – М.: Изд-во РУДН, 1994. – С. 175-177. – 0, 2 п.л.
18.Гегелова Н.С. Радиообмен программами // Радио – вчера, сегодня, завтра: Тезисы научно-практической конференции к 100-летию открытия радио. – М., 1995. – С. 40-42. – 0,2 п.л.
19. Гегелова Н.С. Современный межгосударственный телеобмен программами // Журналистика в 1994 г.: Тезисы научно-практической конференции в МГУ. Ч. 3. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 19-20. – 0,1 п.л.
20. Гегелова Н.С. Проблемы журналистского мастерства в передаче «Один на один» // Журналистика в 1995 г.: Тезисы научно-практической конференции. Ч. 2. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 28-29. – 0,1 п.л.
21. Гегелова Н.С. Проблемы режиссуры на телевидении // Журналистика в 1996 г. Средства массовой информации в постсоветском обществе: Тезисы научно-практической конференции. Ч. 3. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 44-45. – 0,1 п.л.
22. Гегелова Н.С. Культура, нравственность, духовность как ориентиры для вузовских и студенческих СМИ // Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции, 19-20 октября 1999 г. Ч. I. – М.: РУДН, 1999. – С. 48-49. – 0,1 п.л.
23.Гегелова Н.С. Литературная грамотность телевизионного текста и культура речи // Журналистика в 2001 г.: СМИ и вызовы века: Тезисы научно-практической конференции. Ч. 2. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 12-13. – 0,1 п.л.
24.Гегелова Н.С. Культура речи современных СМИ // Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы: Материалы II Межвузовской научно-практической конференции, 16-17 апреля 2002 г. Ч. III. – М.: РУДН, 2002. – С. 14-17. – 0,2 п.л. (в соавт. с Долгушиной Е.К.).
25. Гегелова Н.С. Проблемы образовательного телевидения // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери, стратегии развития: Материалы научно-практической конференции, 3-6 февраля 2004 г. Ч. II. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – С. 226-227. – 0,1 п.л.
26. Гегелова Н.С. Ток-шоу сегодня // Коммуникация в современном мире. Проблемы массовой коммуникации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16 мая 2006 г. – Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 174-175. – 0,15 п.л.
27. Гегелова Н.С. Телевизионный мир насилия и его язык // Профессия журналист: Вызовы ХХI века: Материалы Международной научно- практической конференции «Журналистика – 2006». – М.: Журфак МГУ. – 2007. – С. 82-83. – 0,1 п.л. (в соавт. с Долгушиной Е.К.).
28. Гегелова Н.С. Культура на современном телевидении // Художественное осмысление новых средств массовой информации: Материалы научно-практической конференции, 30 мая 2007 г. – М.: ИПК, 2007. – С. 78-81. – 0,2 п.л.
29. Гегелова Н.С. Праздничное телевидение // Журналистика в 2007 г. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 4-6 февраля 2008 г. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – С. 166-167. – 0,1 п.л.
30. Гегелова Н.С. Проблемы культуры речи на постсоветском телевидении // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН, 14 апреля 2010 г. / Под ред. В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2010. – С. 11-15. – 0,3 п.л.
31. Гегелова Н.С. Культурная миссия телевидения как социальная ценность // Журналист в мире профессии: Материалы научно-практического семинара «Журналистика и мир 2010», 20 мая 2010 г. / Ред.-сост. М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. – С. 42-48. – 0,4 п.л.
32.Гегелова Н.С. Телевидение как сфера межнационального общения // СМИ в публичной сфере: Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика 2010» / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 304-305. – 0,1 п.л.
33.Гегелова Н.С. Сравнивая две эпохи отечественного телевидения // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию направления «Журналистика» в РУДН и 50-летию филологического факультета. РУДН, 15 апреля 2011 г. – М.: РУДН, 2011. – С. 53-59. – 0,4 п.л.
34.Гегелова Н.С. Интернет-телевидение в России // Системы, методы, техника и технология обработки медиаконтента: Материалы научно-практической конференции. РУДН, 18 сентября 2012 г. / Под ред. В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2012. – С.36-41. – 0,4 п.л.
35. Гегелова Н.С. Цифровое телевидение // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. РУДН, 19 сентября 2012 г. / Под ред. В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2012.- С. 29-34. – 0,4 п.л.