2. Коэволюция идентичности и имиджа социальной общности по прогрессивному вектору приводит её от одного качественного состояния - энтропии (хаоса) к другому - негэнтропии (порядку). Этот переход осуществляется при воздействии на общность универсального для всего живого на планете информационно-организационно-управленческого процесса: в си-нергетическом плане он представляет собой непрерывную тройственную обработку, или коррекцию, бытия и сознания этой общности - с помощью информации (медиапотока), управления (самоуправления) и организации (самоорганизации) происходит образование новой, системно усовершенствованной, общности.
Эта общность выстраивается на двух духовно-практических опорах-конструкциях: а) идентичности как основы содержания её бытия и сознания и б) имиджа как основы её формы - при накоплении таких витальных качеств, как информированность, организованность, управляемость. В идентичности общность интериоризирует свои социально-структурные свойства, а в имидже экстериоризирует социально-функциональные свойства - вместе они составляют эффективный рабочий модуль идентификации и имиджиро-вания региона. При этом социальная общность барражирует в синергийном режиме между двумя качественными полюсами - номинальностью и реальностью: номинальность коррелируется с негэнтропией (упорядоченностью), а реальность - с энтропией (неупорядоченностью).
3. С целью концептуализации дискурса о синергетическом реализме- номинализме в научный оборот вводится новое понятие - «идентоимидж», которое имеет полифоническое (медийное, социальное, политическое, куль турное, психологическое, этническое и др.) содержание. Идентоимидж - это качественное состояние бытия и сознания социальной общности региона (страны), представляющее духовно-практический контрапункт (конструкт) в развитии процессов идентификации его граждан и имиджирования его местоположения, достигаемый научно обоснованным применением информационных, организационных, управленческих флуктуаций (воздействий) на повседневную жизнедеятельность общности с учётом объективных (ментальных, социокультурных) условий.
Идентоимидж региона как социальной общности представляет собой духовно-практический синтез ментальной идентичности населения и глубинного имиджа территории. Для достижения уровня ментальной идентичности наибольшее значение имеет информационная интроверсия, или направленность коренных и согласованных интересов массы и элиты региона на внутренний рационально-эмоциональный универсум социальной среды. Для достижения уровня глубинного имиджа наибольшее значение имеет информационная экстраверсия, или направленность коренных и согласованных интересов массы и элиты региона на внешний рационально-эмоциональный универсум социальной среды.
4. Cоциальная информация, которая при формировании информацион ной политики закладывается в её концепты и алгоритмы, обладает четырёх- звенным комплексом содержательно-формальных маркеров, имеющих пар ный характер: атрибутивность - функциональность и процессуальность - ре- зультатность. Атрибутивность означает абсолютность привлекаемой соци альной информации, а функциональность - относительность распространяе мой информации. Процессуальность означает диалектичность используемой социальной информации, а результатность - метафизичность распростра няемой информации. Атрибутивность социальной информации связывается с объективным её существованием в общественной среде, а функциональ ность - с субъективным её распространением в публичной сфере.
В итоге погружения социальной информации в публичную сферу атрибутивно-потенциальная энергетика сведений, мыслей, намерений превращается в функционально-кинетическую энергетику решений, действий, поступков. А диалектика (динамика) социально-теоретического замысла в ходе его воплощения постепенно переходит в метафизику (статику) социально-практического результата. С учётом данных аспектов предлагается новое определение информационной политики: это - система целей, задач, направлений, средств, теоретически проектирующая и практически обеспечивающая удовлетворение потребностей общества и реализацию интересов государства в информационной сфере жизнедеятельности социума.
5. Все субъекты информационной деятельности в регионе заявляют в публичной сфере свои материальные и духовные интересы и артикулируют «волю» стоящих за ними социальных структур и институтов, групп лиц и индивидов, что выражается в адекватных модусах информационной политики - государственном, общественном, корпоративном, частном. При взаимодействии этих модусов в публичной сфере социума образуется общая (инте-гративная) коммуникативная равнодействующая: она характеризуется большим или меньшим объёмом массмедийного представительства либо государственного учредительства, либо остальных его типов. В случае, когда в регионе больше прессы от государства и меньше от общества, реализация информационных интересов доминирует над удовлетворением аналогичных потребностей, что считается неблагоприятным условием для развития социума и самой прессы на демократических началах. В случае, когда в регионе больше прессы от общества и меньше от государства, ситуация получается обратная, или благоприятная для развития социума и самой прессы по демократическому вектору.
6. Процесс развития социальной общности региона и достижения ею состояния «идентоимиджа» происходит под воздействием двух факторов: объективного - внешней глобализации и субъективного - внутренней модернизации. Первый, или внешний (интернациональный), фактор определяется как центробежный (ассимиляционный): он вызывает рост в жизнедеятельности социума удельного веса общего планетарно-интегративного начала при снижении присутствия особенного национально-специфического аналога, при этом в жанрах информации и способах коммуникации доминирует алгоритм социокультурной унификации. Второй, или внутренний (национальный), фактор определяется как центростремительный (диссимиляцион-ный): он вызывает постепенный рост в жизнедеятельности социума удельного веса особенного национально-специфического начала при снижении присутствия общего планетарно-интегративного аналога, при этом в комплексе управленческих стратегий и организационных тактик доминирует алгоритм социокультурной инновации.
7. Роль универсального носителя тенденций глобализации мира и модернизации страны выполняет массовая информация (в квантах), роль вездесущего их распространителя - массовая коммуникация (в императивах), роль непосредственного оформителя - социальное управление (в алгоритмах). Все три начала - информация, коммуникация, управление - сводятся в один рабочий модуль действующей информационной политики общества, государства, корпораций, частных лиц. Переменную часть информационной политики составляют два масштабных медиапотока:
а) информация симметричная - разновидность массмедийной продукции, способная повышать порог возможностей социальной общности к самосохранению и развитию; она соответствует закону ментальной идентичности, обладает толерантогенным характером, использует позитивно-конструктивные сюжеты на политические, экономические, культурные темы с жизнеутверждающими началами и выдержанным стилем изложения;
б) информация асимметричная - разновидность массмедийной продукции, способная снижать порог возможностей социальной общности к самосохранению и развитию; она не соответствует закону ментальной идентичности, обладает конфликтогенным характером, использует эпатажно-аномальные сюжеты о сенсациях в политике, кризисах в экономике, преступлениях, катастрофах, наводнениях и других катаклизмах с жизнеотрицаю-щими началами и невыдержанным стилем изложения.
8. В постиндустриальном обществе происходит диффузия политики и журналистики, осуществляемая на практике органами власти и массмедийными структурами как аттракторами процессов идентификации и имиджирования социальной общности. В этом симбиозе массмедийные структуры в целом представляют общество: их основная цель - достижение ментального уровня политической идентичности; органы власти представляют в целом государство: их основная цель - достижение глубинного уровня политического имиджа.
Фундамент информационной власти составляет построенное на адекватности спроса и предложения встречное движение заказчика - больших масс людей с преобладающими в них социально-политическими настроениями и исполнителя - массмедийных структур с производимой ими информацией о происходящем в действительности. Фундамент политической власти составляет встречное движение общества и государства, построенное на адекватности коренных потребностей населения страны (региона) и реальных возможностей для их удовлетворения, которые предоставляются управляемому большинству (массе) в виде экономических, политических, культурных механизмов со стороны управляющего меньшинства (элиты).
Степень адекватности заявляемых потребностей общества и реализуемых возможностей государства во многом зависит от качества посреднической деятельности средств массовой информации. Они обладают способностью объективно отражать-фиксировать и субъективно завышать-занижать в публичной сфере наличие и соотношение потребностей населения и возможностей власти, из чего проистекает новое научно-методологическое понятие «медиатрическое измерение политики».
9. Идентоимидж как средостение ментальной идентичности и глубинного имиджа социальной общности может практически достигаться при из начальном учёте максимума объектности (медиапотребностей массы) и минимума субъектности (медиа-интересов элиты) в регионе путём использования специальной информационно-коммуникативной методологии под названием «медиапланирование». В авторской дефиниции медиапланирование - это вид управленческой деятельности по разработке информационной поли тики какого-либо субъекта (органа власти, общественного института, социальной группы, бизнес-структуры, журналистской организации), обеспечивающей с помощью средств массовой коммуникации процесс достижения социально значимых целей в рамках действующих в государстве правовых норм и этических правил. Структурный каркас медиапланирования, который сопровождается адекватным набором функций, теоретически и практически составляет триада: замысел - средство - цель. Каждый из этих элементов в отдельности предоставляет достаточно широкий ряд посылок для выведения типологии медиапланирования - самый же привлекательный её вариант просматривается на основании его целеполагания (стратегическое, тактическое, оперативное медиапланирование).
10. Осуществляемое массмедиа посредничество между народом и властью может устанавливать в обществе устойчивую (повторяющуюся) зависимость между статусно-ролевой позицией индивида, группы, слоя, класса и формой их информационно-коммуникативного поведения. С его помощью в публичной сфере заявляются именные материальные и духовные интересы, реализуемые в рамках сотрудничества или соперничества с другими социальными субъектами. При этом каждый субъект способен выступать на информационном поле игроком пассивным (медиапотребителем) и активным (медиапроизводителем). С переходом из одного состояния в другое субъект приближает момент удовлетворения своих интересов - этому содействует его информационная активность, которая становится аутентичной социальной активности. Извечная коллизия номинализма и реализма в общественной практике проявляется здесь в виде дихотомии внутреннего (идентичного) и внешнего (имиджевого) начал в бытии и сознании региональной общности, развивающейся по синергетическому модусу, где хаос в первом может сопрягаться с порядком во втором (и наоборот).
11. Процесс медиапланирования получает идеологическую (содержательную) и технологическую (формальную) завершённость в практической увязке с конкретным профилем социального проектирования. В интегрированном варианте каждый социальный проект (вкупе с медиапланом), инициированный субъектами «сверху» (властью) и «снизу» (народом), должен содержать комплекс информационного сопровождения, реализуемый субъектом «со стороны» (прессой) совместно с пресс-службами государственного и общественного учредительства. Синкретизм информационной и социальной политики вызывает дополнительную креативную энергетику у инициаторов и исполнителей проекта и формирует благоприятную духовно-практическую атмосферу для достижения региональным сообществом уровней ментальной идентичности и глубинного имиджа.
Информационная политика, совмещённая своими формами и методами с принципами и механизмами социального проектирования, подпадает под критерии антропологического измерения повседневной жизни социальной общности, которое проявляется в трёх ипостасях - экономикоцентризм, политикоцентризм, социокультуроцентризм. Последний диверсифицирует (усложняет) в конвергированном обществе главенствующие формы его бытия и сознания путём непрерывно воспроизводимого разнообразия материальных и духовных интересов и запросов. Он устраняет в повседневной жизни социума материально-практический и духовно-практический уклоны, при этом сводит с помощью прессы материальное и духовное начала в единое гармонизированное целое и сообщает идентичности социальной общности дополнительную меру ментальности, а её имиджу - дополнительную меру глубинности.
1.Золина, Г.Д. Инструментальный подход к формированию имиджа региона в СМИ / Г.Д. Золина / Теоретическая и прикладная семантика. Парадигматика и синтагматика языковых единиц // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск. – Ростов н/Д, 2006. – С. 46-50 (0,4 п.л.).
2.Золина, Г.Д. Бизнес-регион как составляющая имиджа Краснодарского края / Г.Д. Золина // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. – 2008. – № 2. – С. 181-186 (0,4 п.л.).
3.Золина, Г.Д. Политический текст как инструмент менеджмента / Г.Д. Золина // Вестник Пятигорского гос. лингвист. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 174-177 (0,6 п.л.).
4.Золина, Г.Д. Социальный имидж региона / Г.Д. Золина // Культурная жизнь Юга России [Краснодар]. – № 4 (33). – 2009. – С. 25-29 (0,6 п.л.).
5.Золина, Г.Д. Языковые и жанровые особенности политического текста / Г.Д. Золина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». – 2009. – № 4. – С. 51-57 (0,5 п.л.).
6.Золина, Г.Д. Коммуникативные формы воздействия в информационной войне (материалы СМИ периода грузино-югоосетинского конфликта) / Г.Д. Золина // Вестник Моск. гос. ун-та. Серия «Журналистика». – 2009. – № 5. – С. 42-54 (0,8 п.л.).
7.Золина, Г.Д. Теоретико-методологические основы исследования государственной информационной политики / Г.Д. Золина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». – 2010. – Вып. 1. – С. 80-87 (0,5 п.л.).
8.Золина, Г.Д. Регион в поиске идентичности / Г.Д. Золина // Государственная служба. – 2011. – № 4 (июль-август). – С. 98-100 (0,4 п.л.).
9.Золина, Г.Д. Концепты идентичности и имиджа региона как социальной общности / Г.Д. Золина // Социология власти. – 2011. – № 6. – С. 136-143 (0,5 п.л.).
10. Золина, Г.Д. Массмедиа и имидж региона / Г.Д. Золина // Социум и власть [Челябинск]. – 2012. – № 2. – С. 85-92 (0,5 п.л.).
11. Золина, Г.Д. Имидж региона в коммуникативной деятельности России / Г.Д. Золина // Социально-гуманитарные знания: научно- образовательный журнал. –М., 2013. - Вып. №6. – С.81-95 (0,5 п.л.).
12. Золина, Г.Д. Модусы информационной политики / Г.Д. Золина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». – 2013. - Вып. 4. С. 176-182.
13.Золина, Г.Д. Регион как социальная общность в медиакоммуника-тивном измерении / Г.Д. Золина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. «Филология и искусствоведение». – 2014. - Вып. 2 (140).- С. 245 – 249 (0,5).
14.Золина, Г.Д. Идентичность и имидж региона в пространстве общественного мнения / Г.Д. Золина // Культурная жизнь Юга России [Краснодар]. – № 3. – 2014. – С. 30-34 (0,5).
15.Золина, Г.Д. Социальная политика региональной общности в публичной сфер / Г.Д. Золина // Культурная жизнь Юга России [Краснодар]. – № 3. – 2014. – С. 43-46 (0,5).
Монографии:
16.Золина, Г.Д. Имидж региона в системе социальной и информационной политики / Г.Д. Золина. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2011. – 138 с. (9,6 п.л.).
17.Золина, Г.Д. Информационная политика в публичной сфере региона / Г.Д. Золина. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2012. – 112 с. (7,1 п.л.).
Публикации в иных научных журналах и сборниках:
18.Золина, Г.Д. Регион как объект политической имиджелогии / Г.Д. Золина // Журналистика: Информационное пространство. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2007. – № 3 (33). – С. 56-61 (0,4 п.л.).
19.Золина, Г.Д. Эффективность СМИ в формировании имиджа региона / Г.Д. Золина // Журналистика: Информационное пространство. – Краснодар: КубГУ, 2007. № 3 (33). – С. 53-56 (0,3 п.л.).
20.Золина, Г.Д. Политический аспект формирования имиджа региона в СМИ / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Краснодар: КубГУ, 2008. – С. 285-288 (0,3 п.л.).
21. Золина, Г.Д. Образ региона в российском информационном пространстве / Г.Д. Золина / СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2007 году». – М.: МГУ. - 2008. – С. 25-26 (0,1 п.л.).
22.Золина, Г.Д. Социально-экономическая составляющая имиджа региона как предмет научного исследования / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Третьей международной научно-практической конференции – Краснодар: КубГУ, 2009. – С. 257-260 (0,2 п.л.).
23.Золина, Г.Д. Позиционирование социального статуса региона / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Четвёртой международной научно-практической конференции. – Краснодар: КубГУ, 2010. – С. 319-321 (0,2 п.л.).
25. Золина, Г.Д. Роль СМИ в период модернизации государственного управления / Г.Д. Золина / Инновационные технологии в средствах массовых коммуникаций: Сб. статей. – Краснодар: КубГУ, 2010. – С. 14-20 (0,3 п.л.).
25.Золина, Г.Д. Имидж региона как инструмент управления / Г.Д. Зо-лина / Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения. – СПб.: Роза мира, 2010. – С. 123-125 (0,2 п.л.).
26.Золина, Г.Д. Социальный аспект медиаобраза курортных территорий / Г.Д. Золина / Стратегии социально-экономического развития и продвижения рекреационных территорий. Материалы Третьей международной научно-практической конференции. – Анапа, 2010. – С. 5-12 (0,4 п.л.).
27.Золина, Г.Д. Принципы формирования информационной политики региона / Г.Д. Золина / Стратегии социально-экономического развития и продвижения рекреационных территорий. Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. – Анапа, 2011. – С. 5-15 (0,5).
28.Золина, Г.Д. Информационная политика в условиях внешней глобализации и внутренней модернизации / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2011. – С. 203-207 (0,3 п.л.).
29.Золина, Г.Д. Медиатизация политического образа / Г.Д. Золина / Научные труды факультета журналистики Кубанского гос. ун-та. К 20-летию журналистского образования на Кубани. – Краснодар: КубГУ. - 2011. – С.127-132 (0,3 п.л.)
30.Золина, Г.Д. Принцип идентичности как основополагающий при выделении качественной информации / Г.Д. Золина / Ценности современного общества и средства массовой информации. Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика 2011». – М.: МГУ, 2012. – С. 275-276 (0,2 п.л.).
31.Золина, Г.Д. Социальная политика региона: принципы и механизмы массмедийного продвижения / Г.Д. Золина / Информационное пространство: Проблемы теории и практики. – Краснодар: КубГУ. - 2012. – С. 41-50 (0,7 п.л).
32.Золина, Г.Д. Идентичность и имидж в пространстве регионального общественного мнения / Г.Д. Золина / Стратегии социально-экономического развития и продвижения рекреационных территорий. Материалы Четвертой международной научно-практической конференции – Анапа, 2012. – С. 5-12 (0,6 п.л.).
33.Золина, Г.Д. Медиакультура региональной общности / Г.Д. Золина / СМИ в национальном и глобальном информационном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Краснодар: Изд-во «Печатный двор Кубани», 2012. – С. 5-15 (0,9 п.л.).
34.Золина, Г.Д. Имидж региона в универсуме информационной политики / Г.Д. Золина / Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы Международной научно-практической конференции - Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2013. – С. 12-17.
35.Золина, Г.Д. Государственная информационная политика: теория и практика. / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Седьмой международной научно-практической конференции – Краснодар: КубГУ, 2013. - С. 66-74.