Подтверждением этому служит то, что в Конституции РФ во всех случаях, когда в той или иной норме идет речь о необходимости активных действий по обеспечению прав личности, употребляется именно термин «защита» (ст. ст. 2, 23, 37, 45 ч. I и II, ст. 46 ч. I и III Конституции РФ).
2. Конституция Российской Федерации, исходя из приоритета прав и свобод человека и гражданина, объявляя их «высшей ценностью», определила и вектор взаимоотношений государства и личности. Личность в правовом государстве стоит в равном положении с государством и может, в случае необходимости, отстаивать свои права и свободы в споре с ним в суде. Данное обстоятельство служит еще одним доказательством общей значимости конституционного права личности на судебную защиту.
Основой правового статуса личности является совокупность ее прав и свобод, закрепленных в Конституции. Всякий правовой статус, как и любое конкретное право, может быть реализовано лишь в правоотношении. Пока права, свободы и обязанности конкретного человека не реализуются в правоотношениях, они пребывают как бы в «спящем» состоянии, в состоянии общего правового фона. Это есть правоотношения в статике. Как только какое-либо право (обязанность) начинает реализовываться, складывающиеся при этом правоотношения приходят в движение, становятся реализующимися правоотношениями. Это есть правоотношения в динамике.
В процессе реализации прав, свобод и обязанностей конкретного человека существенную роль играют не только сами эти задействованные права и свободы, но и личностные качества носителей этих прав и свобод в том объеме, который необходим и достаточен для наилучшей реализации используемых прав и свобод. Исполнение ряда положений Конституции РФ (ст. ст. 19 ч. II и ч. III, 60, 81, 119) прямо требует установления некоторых личностных характеристик человека и гражданина с тем, чтобы вначале убедиться в их наличии у данного субъекта, а затем обеспечить их учет. Диссертант полагает, что в конституционном праве России, таким образом, встает проблема изучения личности всякого конкретного человека как участника конституционно-правовых отношений по реализации его прав, свобод и законных интересов, что может поднять на более высокий уровень их соблюдение и защиту.
3. Оптимальное положение с соблюдением прав и свобод личности в государстве наблюдается тогда, когда они (права и свободы) зафиксированы в законодательном акте, имеющем высшую юридическую силу, перечень прав и свобод соответствует общепризнанным мировым правовым стандартам, а государство наблюдает и отвечает за состояние дел с соблюдением прав и свобод, предоставляя личности возможность при их нарушении обращаться за защитой в независимый и законный суд.
Защита прав и свобод человека и гражданина государством требует от последнего активной деятельности, которая осуществляется его
соответствующими властными органами. При аналитическом рассмотрении полномочий и фактической деятельности каждого из участников этой деятельности выстраивается государственно-правовой механизм, предназначенный как для предупреждения нарушений в этой сфере, так и восстановления прав и свобод личности в случае их нарушения. И хотя считается, что такой механизм в России «создан, действует и последовательно развивается» (Г.А.Жилин)1 и свое место в этом механизме занимают и органы местного самоуправления (Н.С. Бондарь) 2, в диссертации предлагаются меры по его активизации, включая участие структур гражданского общества. Это призвано усилить правозащитную функцию государства и повысить степень конституционной гарантированности защиты с его стороны прав и свобод личности (ст. 45 Конституции РФ).
4. Помимо существующего государственно-правового механизма по защите прав и свобод личности в Конституции РФ закреплено в виде самостоятельного право всякого человека на судебную защиту его прав и свобод (ч. I ст. 46 Конституции РФ). На основании анализа конституционных установлений право на судебную защиту предстает как всеобъемлющее право личности - все, что ни делает власть в отношении личности, нарушающее ее права, свободы и законные интересы, может быть обжаловано в суд.
Вместе с тем, по мнению диссертанта, единое право на судебную защиту структурно может быть представлено состоящим из двух блоков (элементов), составляющих его содержание: это право на обращение в суд как возможность обращения, предоставляемая Конституцией каждому человеку, и это право на разрешение такого обращения в суде по существу, включая исполнение принятого решения и недопущение подобных нарушений впредь. Дифференциация единого права на относительно самостоятельные составляющие его элементы (блоки) позволит более глубоко исследовать сущностное содержание самого названного права и выявить новые закономерности в его реализации.
5. Диссертантом выявлено и выносится на защиту утверждение о том, что каждый из названных блоков единого конституционного права личности на судебную защиту имеет подкрепляющие его конституционно-правовые установления. Так, при реализации права на обращение в суд не может быть проигнорировано указание Конституции РФ (ч. I ст. 47) относительно определения при этом подведомственности и подсудности дела. Относительно же обвиняемого в совершении преступления в ч. II ст. 47 Конституции РФ содержится указание на его как бы дополнительное в этом отношении право - право на рассмотрение его дела в предусмотренных законом случаях судом с участием присяжных заседателей.
При анализе второго блока - рассмотрении дела о нарушении прав личности по существу - должен быть непременно исполнен еще ряд конституционно-правовых предписаний: о возможности получения при этом квалифицированной юридической помощи (ч. I ст. 48 Конституции РФ), а в отношении обвиняемого Конституция вообще предусматривает ряд существенных дополнительных гарантий: момент, с которого он может пользоваться помощью адвоката - защитника (ч. II ст. 48 Конституции РФ); распространение на обвиняемого презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ); право не давать показания против самого себя и ряда близких ему родственников (ст. 51 Конституции РФ); о невозможности повторного осуждения за одно и то же преступление, о недопустимости использования в процессе рассмотрения дела доказательств, полученных с нарушением закона, и право осужденного на пересмотр его приговора вышестоящим судом (ст. 50 Конституции РФ).
Отмеченные конституционные нормы дают представление о том, что рассматриваемое право личности на судебную защиту является одним из наиболее обстоятельно урегулированных в Конституции РФ прав и свобод.
На защиту выносится авторское определение понятия конституционного права личности на судебную защиту. Конституционное право на судебную защиту есть многоаспектное и сложно-структурное правовое образование (феномен), гарантированное государством и предоставляющее личности возможность обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, защищать их лично или путем привлечения к этому адвоката - представителя и обязывающее государство восстановить нарушенное право в случае признания судом необоснованности его нарушения.
6. Отмечая значительный вклад, внесенный Конституционным Судом Российской Федерации в разработку теоретически значимых вопросов понимания сущности и реализации права личности на судебную защиту в судопроизводстве, диссертант посчитал для себя невозможным обойтись без анализа его решений и выработанных в них правовых позиций по конкретным делам.
Диссертант заявляет о выявлении им двух логико-методологических приемов, неоднократно использовавшихся Судом при формулировании своей правовой позиции: это рассмотрение одного конституционного права личности как компонент и условие реализации другого, и рассмотрение права на судебную защиту в системной связи с другими, сопряженными с ним, положениями Конституции.
Установленные диссертантом методологические приемы, как раскрывающие «внутреннюю технологию» работы суда при выработке решения, имеют научно-познавательное значение, что и выносится на суд научной общественности в качестве одного из защищаемых положений.
7. При изучении массива решений Конституционного Суда РФ, диссертантом была установлена также особенность методического характера, заслуживающая упоминания и учета другими исследователями. Решения по конкретным делам, как они предстают перед исследователем, представляют собой довольно «пеструю» картину. Здесь присутствуют как решения общего характера, раскрывающие сущностные свойства данного права, место и значимость его в ряду других конституционных прав и свобод личности, так и решения по некоторым частным моментам этого права, расширяющие ареол его применения или демонстрирующие отдельные моменты его реализации.
Диссертант выносит на защиту утверждение о том, что подобного рода «пестрота» в решениях Конституционного Суда РФ не есть его недоработка или упущение. Выявленная закономерность обусловлена установленными законом особенностями деятельности суда и российского конституционного
судопроизводства. Последовательность и характер рассматриваемых Судом дел определяются не им самим, а субъектами, имеющими право обращения в Суд. Конституционный Суд отстранен от формирования «стола заказов» конкретных дел, а разрешает то, с чем к нему обращаются, и в той хронологии, в которой к нему поступают обращения.
8. Анализ основных международно-правовых актов о правах и свободах человека позволил выявить ряд условий реализации права на судебную защиту. В наиболее полном и содержательном виде они формулируются применительно к субъекту, привлекаемому к уголовной ответственности - обвиняемому. Эти условия таковы:
- иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и иметь право свободно общаться с выбранным им самим защитником;
- быть судимым без неоправданной задержки;
- защищать себя лично или через посредство выбранного защитника; быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, и безвозмездно для него в любом случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;
- не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.
При этом можно с удовлетворением констатировать, что наше современное отечественное законодательство относительно права на судебную защиту соответствует названным условиям, и дело обстоит лишь за тем, чтобы оно неукоснительно соблюдалось.
9. Право личности на судебную защиту, как известно, помимо норм конституционного права, регулируется нормами других отраслей права. При этом диссертант исходит из того, что конституционное право является «вершиной» (фундаментом, ядром) российского права»3 (Н.В. Витрук), «общей частью национального права»4 (А.Н. Кокотов), а потому конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права.
Особенно остро вопросы реализации права личности на судебную защиту по понятным основаниям стоят в уголовном и уголовно-процессуальном праве.
Проанализировав с позиций конституционного права право человека на жизнь (ч. I ст. 20 Конституции РФ) «как признаваемое и гарантируемое государством право человека... на самореализацию»5 (Зайцева А.М.), диссертант пришел к выводу, что право на жизнь является более широким в социальном смысле понятием, нежели лишение жизни другого человека, понимаемое обычно в уголовном праве как прекращение биологического существования субъекта.. Человеческая жизнь не есть лишь биологическое существование человека, поскольку человек как личность встроен в систему разнообразных общественных отношений. Лишение его жизни есть еще и разрушение его общественных связей, насильственное изъятие из круга жизни семьи, близкого окружения, коллектива, государства и общества. С учетом этих же обстоятельств следует подходить и к вопросу о возможности применения смертной казни в нашей стране, о чем говорится в части второй этой же статьи Конституции РФ.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрена также ответственность за преступления, направленные непосредственно против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19 ст. ст. 136 - 149), как наиболее острая форма реагирования государства на их нарушение.
10. Важной сферой реализации конституционных прав и свобод личности является судопроизводственная или процессуальная сфера деятельности суда и правоохранительных органов. По существу конституционное право на судебную защиту может быть реализовано лишь при условии соблюдения определенных процедурных правил, характерных для того или иного вида судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Причем процессуальная деятельность может быть довольно продолжительной и потому нарушения в этой сфере могут иметь весьма существенный, а порой и необратимый характер для личности. Поэтому не случайно Конституция РФ в ряде статей весьма определенно говорит о соблюдении и защите прав именно субъектов, находящихся в различных ипостасях их уголовно-процессуального статуса: потерпевший от преступления, задержанный, обвиняемый, заключенный под стражу, осужденный за преступление. Употребляемые в Конституции РФ понятия, как правило, корреспондируют аналогичным понятиям в уголовном судопроизводстве, но порой имеются и существенные различия в их трактовке, что отмечается в диссертации, и вносятся предложения по их корректировке в соответствии с конституционно-правовым пониманием.
11. В конституционном праве России употребляется и рассматривается в качестве самостоятельного право личности на судебную защиту, в то время как в уголовно-процессуальном праве обычно употребляется несколько иное понятие - право на защиту. Представляется, что конституционно-правовое понятие шире и объемнее уголовно-процессуального понятия. Право на защиту в уголовно-процессуальном смысле есть право на защиту уголовно-процессуальными способами и средствами от обвинения в совершении конкретного преступления.
1. Ведерников А.Н. Актуальные проблемы участия защитника на стадии предварительного расследования в период начала современной судебно-правовой реформы. Томск: Изд-во ТГУ , 2008. – 8,9 печ.л.
2.Ведерников А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России. Изд-во «Юнити-Дана». М., 2009. – 9,5 печ.л.
3.Ведерников А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в Российской Федерации. Томск: изд-во ТГУ, 2011, - 226 с. – 14,0 печ.л.
4. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности уголовно-процессуального законодательства России. 2001-2007. Изд-во «Юнити-Дана». М., 2009. – 44 печ.л. Составители: Ведерников Н.Т., Ведерников А.Н. /Ведерников А.Н. Вступительная статья и комментарий – 1,5 печ.л./
II. Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
5. Ведерников А.Н. Права защитника на досудебных стадиях. Журнал «Сов. юстиция», 1990, № 16. – 0,3 печ.л.
6. Ведерников А.Н. Рецензия на книгу Ю.И.Стецовского «Советский адвокат». Журнал «Соц. законность», 1990, № 4. – 0,4 печ.л. (в соавт.).
7. Ведерников А.Н. Некоторые актуальные вопросы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в области уголовного процесса. «Вестник Томского госуниверситета», 2003, № 4. – 0,8 печ.л. (в соавт.).
8. Ведерников А.Н. Конституционно-правовые основания изучения личности обвиняемого в уголовном судопроизводстве Российской Федерации (в соавторстве). «Вестник госуд. Торгово-экономического университета», 2007, № 1 (17). – 0,5 печ.л.
9. Ведерников А.Н. Конституция РФ и сущность права на защиту в уголовном судопроизводстве. «Право и управление. ХХI век». 2008, № 4 (9). – 0,8 печ.л.
10. Ведерников А.Н. Исторический очерк становления конституционного судопроизводства в современной России. «Вестник Томского госуд. университета», 2009, № 322. – 0,5 печ.л.
11.Ведерников А.Н. Конституционное право на судебную защиту: понятие и юридические свойства. «Вестник госуд. Торгово-экономического университета», 2009, № 7 (34). – 0,8 печ.л.
12.Ведерников А.Н. Международно-правовые акты о достоинстве личности, охране ее прав и свобод и их реализация в законодательстве Российской Федерации. «Вестник Академии экономической безопасности МВД России», 2009, № 11. – 0,8 печ.л.
13.Ведерников А.Н. Государство и личность в конституционном праве России. «Государственная власть и местное самоуправление». 2011. № 9. – 0,4 печ.л. (в соавт.).
14.Ведерников А.Н. Развитие права личности на судебную защиту в решениях Конституционного суда российской Федерации. «Вестник Томского гос. университета», 2011. № 344. – 0,4 печ.л.
15. Ведерников А.Н. Организационное построение современной российской адвокатуры как структуры гражданского общества. «Вестник Томского гос. университета», 2011. № 345. – 0,4 печ.л.
16. Ведерников А.Н. О понятии и сущности конституционного права личности на судебную защиту. «Вестник Томского гос. университета», 2011. № 348. – 0,4 печ.л.
III. Статьи в иных изданиях и научных сборниках, доклады на конференциях, научно-методические работы
17. Ведерников А.Н. Гарантии прав защитника на предварительном следствии. В сб. «Актуальные вопросы правоведения в период совершенствования социалистического общества». Изд-во Томского гос. университета, Томск, 1989. – 0,4 печ.л.
18. Ведерников А.Н. Участие защитника в следственных действиях. В сб. «Научные и практические проблемы уголовного судопроизводства в свете судебно-правовой реформы». Ижевск, 1989. – 0,5 печ.л.
19. Ведерников А.Н. Особенности деятельности адвоката-защитника по делам о преступлениях, совершенных рецидивистами. В сб. «Проблемы борьбы с рецидивной преступностью в современных условиях». Иркутск, 1989. – 0,3 печ.л.
20. Ведерников А.Н. Конституция Российской Федерации об охране прав и свобод человека и гражданина и изучение личности обвиняемого в уголовном судопроизводстве. В сб. «Актуальные проблемы современного российского государствоведения», вып. 1, М., 2008. – 1,0 печ.л.
21. Ведерников А.Н. Конституционно-правовые основы охраны прав и свобод личности в уголовном праве. В сб. «Экономика, государство и общество в ХХI веке». Часть II. М., 2008. – 0,8 печ.л. (в соавт.).
22. Ведерников А.Н. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в развитии законодательства России о правах и свободах человека и гражданина. В сб. «Румянцевские чтения. Государство и церковь: конституционно-правовые и богословские проблемы». М., 2009. – 1,0 печ.л.
23. Ведерников А.Н. О взаимоотношениях и взаимоответственности государства и личности в конституционном праве России. В сб. «Румянцевские чтения. Филипп Орлик и развитие российского конституционализма: 1710-2010». М., 2010. – 0,5 печ.л. (в соавт.).
24. Ведерников А.Н. Изучение личности обвиняемого адвокатом (защитником) и реализация права на судебную защиту. В сб. «Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы». М., Изд-во РГТЭУ, 2011. – 0,5 печ.л.