- Исследования по истории интеллигенции в советский период носили ярко выраженный идеологический характер и основывались на принципе партийности, а не на принципах объективности, доказательности и всесторонности. С обретением Кыргызстаном независимости научные исследования получают большую объективность и обоснованность.
- Выявленные неопубликованные архивно-документальные материалы из ЦГА КР, ЦГА ПД КР, из госархивов Москвы, Ташкента и Алматы, личных архивов известных ученых Кыргызстана доказывают, что тезис советского периода о бесконфликтных отношениях власти и интеллигенции не соответствует действительности.
- Использование системного и концептуального подходов, историко-культурного, сравнительно-сопоставительного (компаративистского) методов позволили выявить в становлении советской интеллигенции как общие процессы, характерные для всех республик СССР, так и специфические, присущие именно Кыргызстану, которые заключаются в наличии богатой гуманитарной традиции, на основе которой была создана творческая национальная интеллигенция как результат прямого администрирования.
- Анализ истории формирования кыргызской национальной интеллигенции показывает, что она не была преемницей предшествующей эпохи, а явилась порождением целенаправленной политики советского правительства в 20-30-е гг. XX в. Организация курсов грамоты, народных университетов, проведение кампаний по ликвидации неграмотности, бронирование мест в центральных вузах СССР для национальных кадров позволили в кратчайшие сроки подготовить грамотных людей, воспитанных на идеологической основе социализма, способных участвовать в управлении государством. При отсутствии в республике педагогических кадров формирование национальной интеллигенции было невозможно без значительного участия представителей российской интеллигенции.
- В период 20-30-х гг., несмотря на сложный общественно-политический климат в Кыргызстане, одновременно с оформлением государственности отмечено активное участие национальной интеллигенции в ликвидации безграмотности и развитии образования, становлении экономики и профессиональной культуры.
- Научная интеллигенция формировалась под пристальным вниманием и руководством государственно-партийных органов с помощью представителей российской научной интеллигенции. Создание Государственного ученого совета с научно-педагогическими комиссиями, Академического центра, музеев, Института культурного строительства, пединститута позволило подготовить кадры национальной кыргызской интеллигенции.
- В 20-30-е гг. ХХ в. - период становления национальной интеллигенции - отношения власти и интеллигенции носят противоречивый характер: с одной стороны, власть целенаправленно создает национальную интеллигенцию на основе социалистической идеологии, с другой - идеи интернационализма и традиционное стремление к самоопределению приводят к росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции (письмо Ленину, заявление «тридцатки» и др.) и как следствие - к репрессивной политике со стороны власти.
- 20-30-е гг. характеризуются появлением оппозиционной Социал-Туранской партии (СТП) во главе с А. Сыдыковым, программной целью которой было создание государства Великий Ту-ран. Это не только ставило под сомнение правильность выбора пути построения социалистического общества, декларируемого большевиками, но и стало первым проявлением стремления интеллигенции к национальному самоопределению, демонстрировало сепаратизм, противоречащий интересам советского государства .
- Рассмотрение драматического цикла «Академические вечера» с точки зрения исторического анализа позволяет утверждать, что это этапное произведение национальной драматургии, в котором К. Тыныстанов противостоял официальной точке зрения на исторический процесс развития кыргызского народа в дореволюционный период, за что и был репрессирован.
- В годы Великой Отечественной войны интеллигенция, консолидировавшись с властью, играла важную роль в экономической и культурной жизни страны, что позволило центру, увидевшему ее лояльность к власти, передать больше полномочий национальной интеллигенции, усилив, таким образом, процесс корени-зации органов государственной власти.
- В конкретном историческом и политическом контексте включение эпоса «Манас» в культурную повестку дня кыргызского общества привело к идеологическому противостоянию интеллигенции и власти, а количественный и качественный рост носителей новой культуры вызвал усиление конфликта власти и интеллигенции в 40-е гг.
- Планомерное укрепление институтов власти в 60-80-е гг. ХХ в., усиление духовного влияния интеллигенции в обществе привели к новым взаимоотношениям между властью и интеллигенцией, которые не были лишены противоречий. Активное развитие науки, образования и искусства сопровождалось жестким контролем в сфере гуманитарных исследований. В этот же период начался процесс реабилитации жертв репрессий, который общество восприняло как акт исторической справедливости, что способствовало повышению авторитета власти.
1.Кыргызстандын репрессияланган маданияты (тарыхтын аз изилденген барактары). = Репрессированная культура Кыргызстана (малоизученные страницы истории). – Бишкек: АРХИ, 2003. – 20,0 п. л.
2.Две страницы репрессированной науки: В. И. Вернадский и Ф. А. Фиельструп в «Деле славистов». – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2007.– 7,0/5,0 п. л. (в соавт.).
3.Две страницы триумфа и трагедии советской культуры: Д. Шостакович, А. Джумахматов. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2009. – 11,5 п. л.
4. «Академические вечера»: триумф и трагедия Касыма Тыныстанова: Исследование. Документы. Пьеса.– Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – 6,5 п. л.
5. Интеллигенция и власть Кыргызстана: проблема взаимоотношений в советскую эпоху. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2012. – 25,0 п. л.
Статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:
6.Из истории вхождения во власть кыргызской интеллигенции // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2006. – Т. 6. – № 10. – 1,0 п. л.
7.Из истории первого противостояния интеллигенции и власти Кыргызстана (сер. 20-х – 30-х годов XX века) // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2008. – Т. 8. – № 7. – 0,6 п. л.
8.Памятники письменности Кыргызстана в рукописном фонде Национальной академии наук // Письменные памятники Востока. – СПб., 2009. – № 2(11). – 1,0 п. л.
9.Интеллигенция, опаленная эхом войны и репрессий // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2010. – Т. 10. – № 8. – 0,5 п. л.
10.Взаимоотношения власти и интеллигенции Кыргызстана в советский период // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2012. – Т. 12. – № 8. – 0,7 п. л.
11.Судьба художественной интеллигенции Кыргызстана: литераторы и власть // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2012. – Т. 12. – № 8. – 0,7 п. л.
12. Репрессированные за эпос «Манас» (к проблеме взаимоотноше ний национальной интеллигенции и власти в сер. ХХ в.) // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2012. – Т. 12. – № 9. – 0,7 п. л.
Статьи в материалах международных научных конференций
13.Два классика кыргызской культуры: взаимоотношения с властью // Идентичность и диалог культур в эпоху глобализации: Материалы международной научно-практической конференции. – Бишкек, 2007. – 0,5 п. л.
14.П. П. Семенов – арбитр кыргызов в межродовых спорах // Материалы международной научно-практической конференции и «круглого стола», посвященных 150-летию путешествия П. П. Семенова на Тянь-Шань. – Бишкек: Илим, 2007. – 0,4 п. л.
15.Проблемы взаимоотношения интеллигенции и власти Кыргызстана (20–50-е годы XX века) // Казахская интеллигенция первой половины XX века и национальная государственность: архивы, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Алматы, 2008. – 0,5 п. л.
16.Власть и интеллигенция: Репрессированная культура немцев Кыргызстана (30–50-е гг. XX века) // Депортация и реабилитация народов в СССР в 20–80-е годы XX века: исторические уроки: Материалы международной научно-практической конференции. – Бишкек, 2010. – 0,5 п. л.
17.Терское казачество и власть: история взаимоотношений // Депортация и реабилитация народов в СССР в 20–80-е годы XX века: исторические уроки: Материалы международной научно-практической конференции. – Бишкек, 2010.– 1,0 п. л./0,5 п. л. (в соавт.)
18.Власть и женщины в кыргызском обществе XIX в. // Курманд-жан датка – выдающийся политический и общественный деятель кыргызского народа: Материалы международной научной конференции. – Бишкек, 2011. – 0,4 п. л.
19.Образ Курманджан датки через призму поэзии // Курманджан датка – выдающийся политический и общественный деятель кыргызского народа: Материалы международной научной конференции. – Бишкек, 2011. – 0,4 п. л.
20.Интеллигенция Кыргызстана: вхождение во власть // Вехи истории культуры: от эпического миропонимания к космическому мышлению: Материалы международной общественно-научной конференции. – Бишкек; М., 2011. – 1,0 п. л.
21.К проблеме межкультурных коммуникаций, архетипов истории и ее мифологизации // Вехи истории культуры: от эпического миропонимания к космическому мышлению: Материалы международной общественно-научной конференции. – Бишкек; М., 2011. – 0,5 п. л.
22.Три страницы из истории взаимоотношений власти и интеллигенции Кыргызстана // Казахстан: послевоенное общество 1946– 1953 гг.: Материалы международной научно-практической конференции. – Алматы, 2012. – 0,5 п. л.
Статьи в других рецензируемых научных журналах:
23.Диалог интеллигенции и власти в российской историографии середины XX века // Диалог цивилизаций. – Бишкек: Илим, 2007. – № 7. – 0,5 п. л.
24.Жизнь мастера по велению сердца // Вопросы истории Кыргызстана. – Бишкек: Изд-во HAH KP, 2009. – № 4. – 1,0 п. л.
25.Интеллигенция и власть в Кыргызстане: от сотрудничества к конфликту // Диалог цивилизаций. – Бишкек: Илим, 2009. – № 9. – 0,75 п. л.
26.К проблеме взаимоотношений интеллигенции и власти (на материалах Кыргызстана) // Диалог цивилизаций. – Бишкек: Илим, 2010. – № 10. – 0,5 п. л.
27.Творческая интеллигенция Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны // Диалог цивилизаций. – Бишкек: Илим, 2010. – № 11. – 0,7 п. л.
28.Вопросы репрессий, депортации и реабилитации в постсоветской историографии Кыргызстана // Диалог цивилизаций. Труды института мировой культуры. Кыргызы. Этнос. Цивилизация. История. Культура. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – № 13. – 1,2 п. л./ 0,6 п. л. (в соавт.).
29.Что мы не знаем о сталинском Кыргызстане // Диалог цивилизаций. Труды института мировой культуры. Кыргызы. Этнос. Цивилизация. История. Культура.– Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – № 13. – 0,4 п. л.
30. К проблеме становления кыргызской интеллигенции и репрес сивные меры к ней // Вопросы истории Кыргызстана. – Бишкек: Изд-во HAH KP, 2012. – № 2-3. – 0,8 п. л.
Статьи в других научных журналах и материалах научных конференций:
31.Турар Рыскулов в истории Кыргызстана // Кыргызская государственность: истоки, современность, перспективы: Материалы семинара, посвященного 2200-летию кыргызской государственности. – Бишкек, 2003. – 0,3 п. л.
32.Интеллигенция в конфликте с властью // Конфликтные зоны культуры: Материалы научной студенческо-преподавательской конференции. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2006. – 1,0 п. л.
33.Роль российских ученых в организации кыргызской науки // Славянский мир в Кыргызстане. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2008. – 1,5 п. л.
34. Интеллигенция из среды эвакуированных и спецпереселенцев в Кыргызстане в годы Великой Отечественной войны // Цен тральная Азия: традиции и современность. – М., 2011. – 1,0 п. л.
35.Власть и депортированные народы: исторический аспект массовой депортации немцев в Кыргызстан в годы Великой Отечественной войны // Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию депортации российских немцев. – Бишкек, 2011. – 0,5 п. л.
36.Кыргызская интеллигенция и власть: на вираже истории // 20 лет СНГ: историко-культурное наследие: Сборник материалов VI летней школы молодых ученых-историков стран Содружества Независимых Государств. – Бишкек, 2011. – 0,7 п. л.
37.Интеллигенция и власть Кыргызстана в контексте истории советской эпохи // Интеллигенция Кыргызстана: Сборник документов (1925–1991) / Сост. А. А. Карымсакова, С. В. Плоских. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – 0,5 п. л.
38.Кыргызская интеллигенция в 1950-е годы: На вираже истории // Исхак Раззаков и современный Кыргызстан: Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию выдающегося государственного деятеля Кыргызстана Исхака Раз-закова. – Бишкек: Илим, 2011. – 0,6 п. л.