- В произведениях Достоевского в основе ценностной архитектоники лежит различение аксиологических полномочий Я (долг и вина) и Другого (признание бытийной значимости, «внутренней правды» Я).
- Диалогическая ценностная архитектоника Достоевского окончательно складывается в ходе работы над «Преступлением и наказанием» (в точке перехода от исповедальной структуры к повествованию от «существа всеведущего и непогрешающего»).
- Поиски молодого Достоевского связаны с изучением возможностей сентиментально-просветительская концепции нравственной полноправности человека и аксиологии «внутреннего мира» в духе мечтателя или «лишнего человека».
- Особое место в творчестве Достоевского занимает осмысление пушкинской («белкинской») аксиологической модели, ценностной самоорганизации жизни в кругозоре авторитетной Другости, ориентиров, конвенционально установленых традицией. Именно эту модель Достоевский видит в мире Л.Н. Толстого, считая его продолжателем Пушкина.
- В «Двойнике» (а в рамках Пятикнижия - в «Бесах») Достоевский показывает модель реальности, лишённой позитивного ценностного оформления, доводя принципы апофантического (ценностно отчуждённого) реализма до логического предела.
- «Прибыльность» авторской позиции (как позиции Другого по отношению к жизни) в мире Достоевского не может быть объяснена на основе принципа завершения. Здесь Другой нужен как инстанция, необходимая для утверждения меры «внутренней правды» (немотивированной ценностной оправданности человека), которое оказалось невозможным изнутри Я.
- Утверждение безусловной ценности человека стало возможным в перспективе авторского «подражания Христу», реализации евангельской модели отношения Я и Другого - быть для другого человека таким Другим, каким Бог является для тебя.
- «Положительно прекрасный человек» является в «Идиоте» в поруганном, униженном виде, в ситуации кенозиса. Но это не свидетельствует о его неполноценности в глазах Достоевского. В этом реализуется принцип событийной свободы в следовании добру (что согласуется и с христологией Достоевского).
- В понимании Достоевского страдание обладает искупительной силой, но такого рода оправдание с учётом страдания возможно только с точки зрения Другого. Использование фактора страдания для самооправдания недопустимо.
- В романе «Бесы» Достоевский рассматривает вопрос об онтологическом статусе силы, противостоящей «положительно прекрасному». В этом романе Достоевский приходит к утверждению инобытийности негативного.
- Исповедальные произведения середины 1870-х гг. не являются реализациями классической структуры Icherzaehlung, герой дан не в перспективе чистой феноменологии Я, а как «ты» с точки зрения Другого, автора, стоящего на «фантастической точке зрения».
- В «Подростке» и «Братьях Карамазовых» архитектоника отношений Я и Другого конкретизируется как корреляция сына и отца. Эта конкретизация событийной структуры вносит свои коррективы в общую модель отношений Я и Другого (в частности, в связи с вопросом о суде и вине).
- Суть ответа Достоевского на вопросы Ивана Карамазова не в утверждении необходимости примириться с детским страданием. Человек должен понять степень своей вины за то, что существует страдание детей, а не обвинять в нём Бога.
- В мире Толстого есть элементы учёта роли Другого в ценностной организации реальности, но в конечном счёте модель, строящаяся на базе различения полномочий Я и Другого, не становится в его мире основой ценностной архитектоники.
- Для понимания структуры ценностного события Толстого адекватна категория «прояснения», которая лежит и в основе авторской позиции у этого писателя (с категорией «прояснения» связана классическая модель авторства, восходящая к Аристотелю).
- Прояснение у Толстого - это достижение высшего пика бытийной полноты, что одновременно является и пиком осмысленности, ценностной оправданности, «необходимости» (поэтому, с другой стороны, для Толстого так важны случаи фиктивного, симулирующего существования).
1) Казаков А.А. Архетип смерти в структуре «финальной гармонии» Ф.М. Достоевского // Вестник Томского государственного университета. № 268. Ноябрь 1999. С. 54–58.
2) Казаков А.А. Герой-бес в сюжете «Бесов» Ф.М. Достоевского // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3–4. С. 112–119.
3) Казаков А.А. Литературная классика в ситуации распространения электронных форм бытования литературы: проблемы филологического образования // Вестник Томского государственного университета. № 291. Июнь 2006. С. 73–76.
4)Казаков А.А. Ценностная структура русской прозы второй половины XIX века в герменевтическом аспекте. К постановке проблемы // Вестник ТГПУ. 2006. Вып. 8 (59). Серия гуманитарные науки (филология). С. 117–120.
5)Казаков А.А. Авторская позиция в контексте феноменологии сюжета (на материале произведений Достоевского) // Сибирский филологический журнал. 2009. № 1. С. 61–69.
6)Казаков А.А. Авторская позиция в «Войне и мире» Л.Н. Толстого в аспекте ценностной феноменологии // Вестник Томского государственного университета. Филология. №3 (7). 2009. С. 71–75.
7)Казаков А.А., Медведева Д.А. Проблема безумия в романах Ф.М. Достоевского 1865– 1880-х гг. // Вестник Томского государственного университета. № 351. Октябрь 2011. С. 33–38.
8) Казаков А.А. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского: первая реализация диалогической модели мира // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. С. 85–94.
Монографии и учебные пособия:
9) Казаков А.А. Ценностная архитектоника произведений Ф.М. Достоевского: монография. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 254 с.
10) Казаков А.А. Русская литература третьей трети XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов): учеб. пособие. Томск: ТГУ, 2010. 141 с.
11) Казаков А.А. Русская литература последней трети XIX в. (курс лекций): учеб. пособие. Допущено УМО. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 202 с.
Другие публикации:
12) Казаков А.А. Пространство, время и смысл у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого // Дефиниции культуры: Сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых учёных. Вып. 3. Томск, ТГУ, 1998. С. 60–64.
13) Казаков А.А. Полифония как живое понятие // Бахтинские чтения – III: Материалы Международной научной конференции. Витебск: Изд-во Витебского ун-та, 1998. С. 104– 115.
14) Казаков А.А. О смысловом облике диалогической ситуации // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998, №3 (24). С. 38–45.
15) Казаков А.А. «Голос» и словесная динамика у Достоевского (к проблеме отношений текста и реальности в культуре) // Дефиниции культуры: Сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых учёных. Вып. 4. Томск, ТГУ, 1999. С. 79–84.
16) Казаков А.А. Две модели диалога у Достоевского («церковь» и «площадь») // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Международной научной конференции. Ч.2. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 6–9.
17) Казаков А.А. Смысловая коллизия и композиция в «Житии Зосимы» и поэме «Великий инквизитор» // Juvenilia: Тезисы докладов научно-практической конференции ФилФ ТГУ. Вып.3. Томск, ТГУ, 1999. С. 56–57.
18) Казаков А.А. Инварианты диалога у Ф.М. Достоевского // Диалог. Карнавал. Хронотоп. №1, 1999. С. 47–58
19) Казаков А.А. Сюжетное преображение героев Достоевского: Проблема ценностной оформленности сюжета // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2000. №1. С. 5–37.
20) Казаков А.А. Жанровая картина мира в романе-антиутопии // Картина мира: Доклады участников Всероссийской школы молодых учёных. Томск: ТГУ, 2001. С. 126–127.
21) Казаков А.А. К проблеме целого полифонического романа // Диалог. Карнавал. Хронотоп. №2. 2001. С. 4–58.
22)Казаков А.А. Карнавализация в литературе // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. №4. С. 18–34.
23)Казаков А.А. О месте антиутопии в истории романа (к проблеме жанровой картины мира) // Картина мира: модели, методы, концепты: Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых учёных «Картина мира: язык, философия, наука» (1-3 ноября 2001 года). Томск: ТГУ, 2002. С. 267–271.
24)Казаков А.А. Повесть в системе жанров Ф.М. Достоевского // Русская повесть как форма времени: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 200–206.
25)Казаков А.А. Прозаическая модель мира в истории романа XIX–XX вв. // Проблемы литературных жанров: Материалы X Международной конференции. Томск: РИО ТГУ, 2002. Ч. 1. С. 411–415.
26) Казаков А.А. Проблема авторской позиции в произведениях Ф.М. Достоевского // Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: СГУ, 2002. С. 144–147.
27)Казаков А.А. К проблеме сюжетной целостности у Ф.М. Достоевского // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики. Ч. 1. Томск: ТГУ, 2003. С. 93–95.
28)Казаков А.А. Архетип сына в творчестве Ф.М. Достоевского // Достоевский и время: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 63–68
29)Казаков А.А. Архитектоника «Улисса» Дж. Джойса: К проблеме интерпретации // Теоретические и прикладные аспекты филологии. Томск: STT, 2004. С. 319–323.
30)Казаков А.А. О жанровой природе романа-мифа в творчестве Ф.М. Достоевского (к постановке вопроса) // Феномен русской классики. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 227–233.
31) Казаков А.А. Русская литературная классика в современной социокультурной ситуации // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики. Томск: ТГУ, 2004. Вып. 5. Ч. 1: Литературоведение. С. 186–191.
32)Казаков А.А. Исповедальные структуры у Ф.М. Достоевского // Православие и развитие Российской духовной культуры в Сибири: Материалы Духовно-исторических чтений: В 2 т. Т.2. Томск: ЦНТИ, 2004. С. 132–135.
33)Казаков А.А., Новикова Е.Г. История изучения творчества Ф.М. Достоевского в Томском государственном университете // Достоевский и время. Томск: Изд-во Том. унта, 2004. С. 5–8.
34) Казаков А.А. Ад как модель реальности в творчестве Гоголя и Достоевского // Гоголь и время. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 121–127.
35) Казаков А.А. Картина Г. Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос» в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина и в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Карамзин и время: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 252–256.
36) Казаков А.А. Л.Н. Мышкин и сюжет распятия-воскресения: специфика функционирования// Достоевский и современность: Материалы XX Международных Старорусских чтений 2005 года. В. Новогород, 2006. С. 184–189.
37)Казаков А.А. Литературная классика и Интернет: к постановке проблемы // Русская литература в современном социально-культурном пространстве. Материалы III Всероссийской конференции. Томск: ТГПУ, 2005. Ч. 1. С. 17–23.
38)Казаков А.А. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой и философия XX века // Философия и филология в современном коммуникативном пространстве: Проблема междисциплинарного синтеза. Томск: ТГУ, Томский МИОН, 2006. С. 238–247/
39)Казаков А.А. Об одном христологическом символе в романе «Идиот» // Достоевский и современность: Материалы XXI Международных Старорусских чтений 2006 года. Великий Новгород, 2007. С. 138–141.
40)Казаков А.А. Статья В.А. Жуковского «Нечто о привидениях» в творческом сознании Ф.М. Достоевского // Жуковский и время. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 177–179.
41)Казаков А.А. Тема страдания невинных в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского (Сюжет Иова и сюжет Христа) // Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения/ под ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. С. 180–186.
42)Казаков А.А. Композиция «Дуэли» А.П. Чехова в свете вопроса о природе авторской позиции // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вып. 9. Часть 1: Литературоведение. Томск: ТГУ, 2008. С. 105–111.
43)Казаков А.А. «Почва» и «среда» в произведениях Достоевского: ценностный аспект // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вып. 10. Часть 2: Литературоведение. Томск: ТГУ, 2009. С. 111–115.
44)Казаков А.А. В.А. Жуковский в творческом сознании Ф.М. Достоевского: от идеала до гротеска // Жуковский: Исследования и материалы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. Вып.1. С. 252–256.
45)Казаков А.А. Диалог с Гоголем в романе Достоевского «Бедные люди» // Гоголь и славянский мир: Сб. статей. Томск: ТГУ, 2010. Вып. 3. С. 353–358.
46)Казаков А.А. Диалогическая позиция и диалогическая ситуация в художественном мире Достоевского // Достоевский – Философское мышление, взгляд писателя. Неаполь: Неаполитанский университет Л’Ориентале, 2010. С. 65–66.
47)Казаков А.А. Проблема преемственности поколений в романах Ф.М. Достоевского // Православные традиции и учительное служение: Материалы Духовно-исторических чтений. Томск: Департамент по культуре Томской областной администрации, 2010. С. 146–148.
48) Казаков А.А. Пушкинская традиция в творчестве Достоевского (к вопросу об авторской позиции) // Пушкин и время: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. С. 214–220.
49) Казаков А.А. Композиция повести А. П. Чехова «Дуэль» в ценностном аспекте // Чехов и время: Сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. С. 67–74.
50) Казаков А.А. «Фантастическая точка зрения» у Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 2012. № 28. С. 192–200.