- Федерация есть лишь форма, которую можно наполнить разным политическим содержанием - идеями и принципами не только рассредоточения, но, напротив, и сосредоточения власти. В современной политической науке уже давно принято выделять две базовые разновидности федерализма - федерализм децентрализации и федерализм централизации. Выбор каждой из них предопределяется конкретными обстоятельствами места и времени, в которых пребывает страна.
- В центре политического видения построения федеративного государства должно быть построение сильного государства, а вовсе не ограничение и уменьшение его функций. Причины слабости государства с точки зрения федералистских основ - перенесение децентралистских принципов управленческо-бюрократической формы федерализма на политико-правительственную его функцию. И если науки общественного администрирования быть не может, хотя предпринимаются усилия ее создать, то наука политического и властного регулирования есть. Современное федеративное государство - централизованная бюрократия, которая осуществляет верховную власть на огромной территории. Будущее федеративное государство - централизованное политическое правительство, осуществляющее верховную политическую власть на огромной территории в центре, в регионах и на местах и децентрализованная бюрократия. Вектор перемещения в таком направлении возможен на основе соответствующей государственной политики, поддерживаемой региональной и местной властью.
- Государственная политика должна носить комплексный характер, предусматривая целый ряд масштабных мероприятий различного типа, среди которых - выработка новых принципов взаимоотношений центра и регионов, укрупнение субъектов Федерации, пересмотр национально- территориальных оснований Российского федерализма, реконструкцию региональных политических систем. Следует подчеркнуть, что основным вектором намечаемых реформ станет не дальнейшая унитаризация, и не децентрализация государства, но переход к более политически централизованной и бюрократически децентрализованной территориальной федерации.
- Именно переход к преодолевающему рамки этничности территориальному федерализму представляется наиболее подходящей для современной России формой административно-государственного устройства. С одной стороны, сохранение федеративной государственности будет адекватным ответом на географическое, культурное, национальное разнообразие нашей страны; с другой стороны, минимизация или изъятие из основополагающих принципов российского федерализма этнического фактора радикальным образом упрочит федеративное здание, ликвидировав основной источник его потенциальной дестабилизации. В исследовании доказывается, что указанный шаг особенно важен в условиях, когда глобализация все более заметно воздействует на малые этнические группы, обостряя в них ощущение угрозы собственной самобытности и стимулируя сопротивление унификации.
- Отказ от этнической модели федерализма должен подкрепляться вполне конкретной политической программой действий. Главной ее составляющей станет начавшееся укрупнение субъектов Федерации, производимое на основе объединительных референдумов. Его итогом будет существенное сокращение числа субъектов, их экономическая самодостаточность и возросшая в силу этого способность к инновационному прорыву. Такая реформа позволит перейти к стратегии поляризованного развития, концентрирующей ресурсы в полюсах роста и распространяющейся затем по всей территории государства. Причем, что важно, в этом процессе смогут участвовать и преобразованные республики, ставшие составными частями более мощных в экономическом и политическом отношениях субъектов Федерации.
- Процесс укрупнения субъектов Федерации, проводимый в контексте федеративной реформы, нельзя рассматривать как исключительно административное реформирование территориального устройства страны. Поскольку любые изменения границ субъектов Федерации затрагивают всю систему федеративного устройства. В основу же процесса укрупнения субъектов должно быть положено стремление к улучшению экономических показателей вновь созданных регионов. При этом совершенно не допустимо игнорирование национального принципа. Объединение республик - субъектов Федерации с другими национально- территориальными и административно-территориальными образованиями возможно, но при взвешенной государственной политике, учитывающей национальный принцип. В противном случае, это чревато серьезными потрясениями и конфликтами. Кроме того, для достижения положительного результата необходимо реформирование и системы бюджетного федерализма. Так сегодняшняя ситуация в налогово-бюджетной сфере создает ситуацию, при которой регионам просто невыгодно зарабатывать самостоятельно. Поскольку чем больше собственных средств зарабатывает регион, тем больше ему приходится направлять в федеральный центр, в качестве налоговых отчислений.
- Российская Федерация может жить и развиваться только как единое федеративное государство, опирающееся на сильную власть в центре и регионах, и широкую самостоятельность регионов и местных общин.
1. Бекбосынов М.Б. Проблемы оптимизации федеративных отношений в современной России: Монография.– М.: РУДН,2006.–12,9 п.л.
2. Бекбосынов М.Б. Российский федерализм: дилеммы политического выбора: Монография. – М.: РУДН, 2011. – 19,75 п.л.
II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
3. Бекбосынов М.Б. Политические проблемы субъектности регионов в структуре федеративных отношений в РФ // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2009. – № 4. – 0,4 п.л.
4. Бекбосынов М.Б. Проблемы теоретической интерпретации централизма/децентрализма в федерализме // Вестник РУДН. Серия «Политология». – 2010. – № 3. – 0,9 п.л. (В соавторстве с С.О. Алехнович. Авт. вклад – 0,5 п.л.).
5. Бекбосынов М.Б. Институт федерализма: проблемы централизации и децентрализации // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. – № 7. – 0,4 п.л.
6. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма // Вестник РУДН. Серия «Политология». – 2011. – № 4. – 0,6 п.л.
7. Бекбосынов М.Б. Российские регионы в структуре федеративных отношений // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».– 2011. – № 4. – 0,7 п.л.
8. Бекбосынов М.Б. Политико-правовые проблемы оптимизации федеративных отношений в современной России // Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 12. – 0,8 п.л.
9.Бекбосынов М.Б. Этнополитические проблемы развития российского федерализма // Политика и общество. – 2011. – № 12. – 0,8 п.л.
10.Бекбосынов М.Б. Представления о федерализме российских и зарубежных ученых // Право и политика. – 2011. – № 12. – 0,8 п.л.
11.Бекбосынов М.Б. Политика укрупнения субъектов Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. – № 9. – 0,7 п.л.
12.Бекбосынов М.Б. Влияние религиозного фактора на развитие российского федерализма // Этносоциум и межнациональная культура.– 2011. – № 10. – 0,7 п.л.
13. Бекбосынов М.Б. Местное самоуправление в условиях федеративной России: законодательное обеспечение, проблемы и перспективы // Право и политика. – 2012. – № 1. – 0,8 п.л.
14. Бекбосынов М.Б. Децентрализованная модель федерализма как эффективная система взаимодействия органов государственной власти // Этносоциум и межнациональная культура. – 2012. – № 1. – 0,8 п.л.
15.Бекбосынов М.Б. Особенности региональной политики в условиях российского федерализма // Евразийский юридический журнал.– 2012. – № 1. – 0,7 п.л.
16.Бекбосынов М.Б. Особенности этноязыковой политики в условиях российского федерализма // Политика и общество. – 2012. – № 2. – 0,8 п.л.
17.Бекбосынов М.Б. Сравнительный анализ развития института федерализма в России и зарубежных странах // Право и политика. – 2012. – № 2. – 0,8 п.л.
18. Бекбосынов М.Б. Влияние института выборов на трансформацию российского федерализма // Этносоциум и межнациональная культура.– 2012. – № 2. – 0,7 п.л.
III. Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
19.Бекбосынов М.Б. Тенденции в актуализации современного федерализма // Политические институты и процессы: российское и мировое измерение. Материалы международной конференции студентов – политологов и аспирантов, 22 февраля 2005 г. / Под ред. проф. Н.П. Медведева, проф. Д.Е. Слизовского. – М.: «Учеба»МИСиС, 2005. – 0,3 п.л.
20.Бекбосынов М.Б. Дискуссионные проблемы оптимизации федеративных отношений в современной России. Научно-методические материалы к курсу «Современный политический процесс и политические отношения». – М.: РУДН, 2005. – 1 п.л.
21.Бекбосынов М.Б. Смыслы современного федерализма: к обновлению интерпретации // В кн.: Политика и политология: актуальный ракурс. Коллективная монография. Авторы-составители: М.Г. Анохин, В.Н. Давыдов / Под общ. ред. проф. Д.Е. Слизовского. – М.: «ЭКА», 2011. – 0,8 п.л. (В соавторстве с: Д.Е. Слизовский, Р.А. Пашенская. Авт. вклад – 0,3 п.л.).
22. Бекбосынов М.Б. Теоретико-концептуальные основы федерализма в контексте субъектности регионов // Вопросы политологии.– 2011. – № 1. – 0,6 п.л.
23. Бекбосынов М.Б. Проблема соотношения принципов централизма и децентрализма в федеративных отношениях // Вопросы политологии. – 2011. –№ 2. – 0,7 п.л.
24.Бекбосынов М.Б. О некоторых тенденциях российского федерализма // Вопросы политологии. – 2011. – № 3. – 0,6 п.л
25.Бекбосынов М.Б. Избирательный процесс в условиях федеративной России // Вопросы политологии. – 2011. – № 4. – 0,7 п.л.
26.Бекбосынов М.Б. Особенности статуса республик в составе Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2011. – № 1. – 0,7 п.л.
27.Бекбосынов М.Б. Российский федерализм и особенности этнонациональной политики // Вопросы политологии. –2012.– № 1.–0,8 п.л.