Система воспитательной деятельности отца включает мотивационно-потребностное, исполнительное и контрольно-оценочное звенья, являющихся не только единицами анализа, но и единицами формирования воспитательной деятельности отца, а закономерности и принципы воспитания её психологическими основаниями.
2. Воспитательная деятельность отца имеет сложный психолого-педагогический характер, заключающийся во взаимном влиянии субъектов иобъектов деятельности, зависимости мотивации деятельности от пола и возраста ребенка, а результата - от гармоничности и согласованности воспитательных действий.
Воспитание сына имеет «контролирующее-наказывающий» характер; отец мотивирован на получение социального одобрения, проявляет доминантность, излишний контроль, подавляет волю, агрессивность сына. Воспитательная деятельность отца развивает сына как субъекта самосознания и деятельности, однако негативно сказывается на его эмоциональном состоянии, повышая уровень тревожности. Воспитание дочери носит «требова-тельно-помогающий» характер; отец мотивирован на самореализацию, саморазвитие. Воспитательные действия отца отличает повышенная моральная ответственность, чрезмерная опека и контроль, повышенная моральная ответственность отца развивает её как субъекта самосознания, деятельности, а также является ведущим условием организации воспитательного микросоциума.
3. Психологическим механизмом, регулирующим воспитательную деятельность отца является изменение осознанности мотивации воспитательной деятельности. Низкий уровень осознанности мотивации выражается в противоречивости воспитания, неудовлетворенности собственными воспитательными действиями, использовании многочисленных угроз и запретов; высокий проявляется в понимании цели воспитания, согласованности воспитательных действий, реакций, удовлетворенности воспитательной ролью.
4. В содержательном аспекте воспитательная деятельность отца направлена на процесс или результат воспитания. Процессуальная направленность воспитательной деятельности выражается в ориентировании отца на индивидуальные особенности ребенка и создание условий для его гармоничного развития и комфортного с ним взаимодействия. Данный вид направленности преобладает у отца ребенка подросткового и юношеского возраста. Результативная направленность проявляется в наблюдаемых изменениях поведения ребенка в сторону его развития и воспитания; она связана с ориентировкой отца не только на индивидуальные особенности ребенка, но и на предъявляемые к ребенку социальные нормы и требования; данная направленность преобладает у отцов, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Типология воспитательной деятельности отца, выстроенная на основе комбинации компонентов воспитательной деятельности включает:
- «саморазвивающийся» тип - преобладает у отца, мотивированного на саморазвитие, и воспитывающего ребенка дошкольного возраста;
- «самоутверждающийся» тип - доминирует в воспитании ребенка младшего школьного возраста у отца, мотивированного на самоутверждение;
- «подчиняющий» тип - более выражен у отца подростка, мотивированного на получение социального одобрения;
- «поощряющий» тип - является преобладающим у отца ребенка юношеского возраста, который стремится достичь в отношениях с ребенком и еголичном развитии высоких результатов.
5. Критериями эффективной воспитательной деятельности отца являются: в мотивационно-потребностном звене - стремление к достижению высоких результатов в развитии ребенка, в отношениях с ним, мотивация к получению социального одобрения; в исполнительном звене - адекватный контроль и умение воздействовать на поведение, состояние ребенка и проявление эмпатии по отношению к нему, как оценка родительской компетентности, последовательность в своих требованиях, эмоциональное принятие ребенка, наличие позитивных чувств и реакций, стремление к контакту, доверие ребенку, его силам и возможностям, удовлетворенность отношениями с ребенком; в контрольно-оценочном звене - высокий уровень социально-личностного развития ребенка, развитие ребенка как субъекта самосознания, общения и деятельности.
6. Психолого-педагогическая технология, способствующая формированию эффективной воспитательной деятельности отца, представляет собой процесс индивидуального и группового обучения отца и матери оптимальным стратегиям воспитания и развития ребенка в зависимости от его возрастно-психологических особенностей в системно-деятельностной парадигме с использованием техник и принципов работы с семьей А.Адлера; психолого-педагогическая технология является основой создания модели эффективной воспитательной деятельности отца.
1.Токарева Ю. А. Психология отцовства : монография / Ю. А. Токарева ; Урал, гуман. ин-т. - Екатеринбург, 2007. - 169 с. (10,5 п.л.).
2.Токарева Ю. А. Отцовство: психологический анализ : монография / Ю. А. Токарева; Урал, гуман. ин-т. - Екатеринбург, 2010. - 172 с. (10,7 п.л.).
3.Токарева Ю. А. Психология отцовства как воспитательная деятельность: монография / Ю. А. Токарева. - СПб. : Астерион, 2011. - 258 с. (16, 1 п.л.).
4.Токарева Ю. А. Психология детско-родительского взаимодействия : монография /Ю. А. Токарева. - М. : ИРИС ГРУПП, 2011 - 512 с. (32 п.л.).
Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных исследований, проведенных при подготовке докторских диссертаций
5 . Токарева Ю. А. Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка / Ю. А. Токарева // Образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 70-77 (0,5 п.л.).
6. Токарева Ю. А. Отцовство как ценность и сфера самореализации личности / Ю. А. Токарева, Р. В. Овчарова // Психологические проблемы современной семьи : материалы всерос. науч. конференции - 2009. - С. 434-439 (0,4 п.л. / 0,2 п.л.).
7. Токарева Ю. А. Проявления отцовства: тендерный аспект / Ю. А. Токарева // Вестник Челябинского педагогического университета : науч. журн. -
2009. - № 2. - С. 213-221 (0,6 п.л.).
8.Токарева Ю. А. Типология отцовства / Ю. А. Токарева // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 4. - С. 32-35 (0,3 п.л.).
9.Токарева Ю. А. Отцовство как социокультурный и психологический феномен / Ю. А Токарева, Р. В. Овчарова // Известия академии педагогических и социальных наук. - 2010. - № 14. - С. 682-693 (0,8 п.л. / 0,4 п.л.).
10.Токарева Ю. А. Формирование эффективной воспитательной практики матери / Ю. А. Токарева, О. Г. Хайбуллина // Высшее образование сегодня. - 2010. -№ 6. - С. 75-79 (0,3 п.л. / 0,2 п.л.).
11.Токарева Ю. А. Стандартизация методики исследования мотивацион-но-потребностной сферы отцовства / Ю. А. Токарева, Р. В Овчарова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 3 (78). - С. 75-82 (0,5 п.л. / 0,2 п.л.).
12.Токарева Ю. А. Формирование эффективной воспитательной практики отца / Ю.А Токарева // Вестник Московского государственного областного университета. Психологические науки. - 2010. - № 2. - С. 150-155 (0,4 п.л.)
13.Токарева, Ю. А. Психологические механизмы реализации отцовства/ Ю.А Токарева // Известия Уральского государственного университета. -2010.- № 6(85). - С. 7-12 (0,4 п.л).
14.Токарева, Ю. А. Обоснование системно-деятельностного подхода к исследованию отцовства как деятельности по воспитанию ребенка / Ю. А Токарева // Ученые записки Российского государственного университета. -
2010. - № 10. - С. 148-152 (0,3 п.л.).
15.Токарева Ю. А. Связь социального развития ребенка с отношением отца / Ю.А Токарева // Вестник СПБУ. - Серия 12. - Выпуск 4. - 2010. -С. 126-132 (0,5 п.л.).
16.Токарева Ю. А. Типология отцовства и характер воспитательной деятельности родителя / Ю. А Токарева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 154-160 (0,5 п.л.)
17.Токарева Ю. А. Отцовство как системное психолого-педагогическое явление / Ю. А. Токарева // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный науч. журн. - 2011. - 9 с. (0,6 п.л.).
18.Токарева Ю. А. Психолого-педагогические условия и факторы реализации отцовства как воспитательной деятельности / Ю. А. Токарева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 2. - С. 209-216 (0,5
П.Л.).
19. Токарева Ю. А. Особенности проявления эффективного отцовства ввоспитании ребенка дошкольного возраста / Ю. А. Токарева // Европейскийжурнал социальных наук. - 2011. - № 7. - С. 211-221 (0,7 п.л.).
Учебно-методические пособия
20.Токарева Ю. А. Психология семьи : курс лекций / Ю.А. Токарева ; Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2005. - 160 с. (10 п.л.)
21.Токарева Ю. А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации : учеб.-метод. пособие / Ю. А Токарева ; Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2007. - 176 с. (11 п.л.).
22.Токарева Ю. А. Семейное консультирование. Адлерианский подход : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Токарева ; Уральский гуманитарный институт. -Екатеринбург, 2010. - 160 с. (10 п.л.).
23.Токарева Ю. А. Технологии и техники семейного консультирования : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Токарева ; Шадринский гос. пед. ин-т. - Шад-ринск, 2010. - 148 с. (9,24 п.л.).
24.Токарева Ю. А. Психологическое сопровождение семьи и ребенка с проблемами в развитии / Ю. А. Токарева, О. В. Калинина ; Шадринский гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2011. - 192 с. (12 п.л. / 6 п.л.).
Статьи и тезисы в научных сборниках, журналах и сборниках научных конференций
25.Токарева Ю. А. Современные подходы к формированию личности ребенка в семье / Ю. А. Токарева // Личность в современном мире (социально-психологические проблемы) : материалы международной конференции. -Курганский гос. ун-т. - Курган, 2001. - С. 37 - 40 (0,3 п.л.).
26.Токарева Ю. А. Формирование личности под влиянием типа воспитания в семье / Ю. А. Токарева // Образование и будущее России : материалы научно - практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. -Екатеринбург, 2001. - С. 12 - 19 (0,5 п.л.).
27.Токарева Ю. А. Зависимость личностного развития дошкольников от взаимоотношений в семье и её социально-экономического статуса / Ю. А. Токарева // Перспективы развития практической психологии : материалы межрегиональной науч.-практической конференции. : в 2 ч.; Шадринский гос.пед.ин-т. - Шадринск, 2001. - Ч. 2. Психологические проблемы возрастного развития и семейного воспитания. - С. 165 - 169 (0,4 п.л.).
28.Токарева Ю. А. Влияние условий жизни семьи на развитие «Я» -концепции ребенка / Ю. А Токарева, И. А. Флуг // Перспективы развития практической психологии : материалы межрегиональной науч.-практической конференции. : в 2 ч.; Шадринский гос.пед.ин-т. - Шадринск, 2001. - Ч. 2. Психологические проблемы возрастного развития и семейного воспитания. -С. 23 - 34 (0,8 п.л. / 0,5 п.л.).
29.Токарева Ю. А. К вопросу изучения клинико-психологических особенностей семейных взаимоотношений / Ю. А. Токарева, И. А. Флуг // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе : сборник научных трудов. - Курганский гос. ун-т. - Курган, 2002. - С. 35 - 37 (0,2 п.л. /ОДп.л.).
30.Токарева Ю. А. Модели оказания психологической помощи психолога ДОУ семье / Ю. А. Токарева, И. М. Шакирова // Реализация гуманистических идей в российской психологии : материалы науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2002. - С. 41- 43 (0,2 п.л. / 0,1п.л.).
31.Токарева Ю. А. Формы родительского поведения и проекции / Ю. А. Токарева, Э. В. Патраков // Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе. : материалы межрегиональной науч.-практической конференции. : в 3 ч. ; Шадринский гос. пед. ин-т. -Шадринск, 2002. - Ч. 3. Внешние и внутренние факторы развития личности в онтогенезе. - С. 297 - 318 (0,8 п.л. / 0,5 п.л.).
32.Токарева Ю. А. Комплексный подход в изучении особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности / Ю. А. Токарева // Актуальные проблемы психологии личности : сборник научных трудов. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2003. - С. 121-127 (0,5 п.л.).
33.Токарева Ю. А. Отец в воспитании подростка / Ю.А. Токарева // Психология родительства и семейного воспитания : II международная науч.-практическая конференция. - Курганский гос. пед. ун-т. - Курган, 2004. -С. 121-122 (0,2 п.л.).
10. Токарева, Ю. А. Отец в современной семье / Ю. А. Токарева, О. Г. Карпова // Семья и будущее России : сб. науч. трудов междунар. науч. форума. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2004. - С. 36 -39 (0,3 п.л. / 0,2 п.л.).
34.Токарева Ю. А. К проблеме изучения феномена отцовства в психологии / Ю. А. Токарева // Новейшие психологические технологии и методики воспитания, обучения и развития личности : материалы всерос. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2004. - С. 112-118 (0,5 п.л.).
35.Токарева Ю. А. Диагностика внутрисемейных отношений посредством представлений членов семьи о своей семье / Ю. А. Токарева // Новейшие психологические технологии и методики воспитания, обучения и развития личности : материалы всерос. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2004. - С. 119-123 (0,4 п.л.).
Зб.Токарева Ю. A. Les conditions scientifiques vers 1 analyse du probleme de la paternite comme de 1 activite educatrice / Ю. А. Токарева, Р. В. Овчарова // Scientific notes. Boston: Publishing company STT, 2005. - С 207-226 (1,3 п.л. / 0,5 п.л.).
37.Токарева Ю. А. Предпосылки и условия формирования отцовства как воспитательной деятельности / Ю. А. Токарева // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.-практической конференции.- Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2005. - С.135-138 (0,3 п.л.).
38.Токарева Ю. А. Психологические детерминанты деятельности отца / Ю. А. Токарева // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2005. - С.132-135 (0,3 п.л.).
39. Токарева Ю. А. Научные предпосылки к анализу отцовства как воспитательной деятельности / Ю. А. Токарева // Наука и образование Зауралья. -
2005. -№1. -С. 91 - 101 (0,7п.л.).
40.Токарева Ю. А. Теоретико-методологический анализ отцовской позиции в воспитании ребенка раннего возраста / Ю. А. Токарева // Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Шадринский гос.пед.ин-т. - Шадринск, 2006. - С. 148-154 (0,5 п.л.).
41.Токарева Ю. А. Семейное консультирование и психологическая помощь молодым отцам / Ю. А. Токарева // Теория и практика современного психологического консультирования : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием: Региональный открытый социальный институт. - Курск,
2006. - С. 73 - 76 (0,2 п.л.).
42.Токарева Ю. А. Системный подход в формировании отцовства как воспитательной деятельности / Ю. А. Токарева // Информационные технологии и современное гуманитарное образование : материалы всерос. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2006. - С. 81 - 84 (0,3 п.л.).
43.Токарева Ю. А. Психолого-педагогический подход в исследовании проблемы отцовства / Ю. А. Токарева // Семья и будущее России : сб. науч. трудов международного науч. форума. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2006. - С.145-148 (0,3 п.л.).
44.Токарева Ю. А. Родительская любовь как фактор психологического здоровья и благополучия ребенка / Ю. А. Токарева // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2007. - С. 180-184 (0,4 п.л.).
45.Токарева Ю. А. Проблема отцовства : системный подход / Ю. А. Токарева // Вестник Курганского университета. - Серия Гуманитарные науки. -Вып. 3. - Курган, 2007. - С. 55-57 (0,2 п.л.).
46.Токарева Ю. А. Структурный состав и особенности организации деятельности отца по воспитанию ребенка / Ю. А. Токарева // Бренд ВУЗа и качество образования : материалы всерос. науч.-практической конференции. -Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2007. - С. 147-148 (0,2 п.л.).
47.Токарева Ю. А. Персонализация в семье / Ю. А. Токарева // Эволюция образования в современном мире : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск, 2007. - С. 136-140 (0,4 п.л.).
48.Токарева Ю. А. Теоретические основы детско-родительских отношений и эмоционального благополучия дошкольника в семье / Ю. А. Токарева, М. А. Султанова // Семья и будущее России: материалы междунар. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2008. - С. 63 - 66 (0,3 п.л. / 0,2 п.л.).
49.Токарева Ю. А. Особенности воспитательной деятельности отцов русской и чувашской национальности / Ю. А. Токарева // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2008. - С. 97 - 102 (0,4 п.л.).
50.Токарева Ю. А. Основы психологического сопровождения семьи / Ю. А. Токарева, О. В. Калинина // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2008. - С. 112- 115 (0,3 п.л. / 0,2 п.л.).
51.Токарева Ю. А. Представления о самом себе и ребенке у отцов различных типов / Ю.А Токарева, Р.В. Овчарова // Вестник Курганского университета. - Курган, 2008. - № 1 (11). - С. 112-116 (0,3 п.л. / 0,2 п.л.).
52.Токарева Ю. А. Воспитательная практика отцов в социальном и личностном развитии сыновей / Ю. А. Токарева // Вестник института семьи : периодический науч.-практ. журн. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2008. - С. 13-19 (0,4 п.л.).
53.Токарева Ю. А. Система взаимодействия специалистов в области решения проблем семьи и оптимизации внутрисемейных отношений / Ю.А. Токарева // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Шадринский гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2008. - С. 124-127 (0,2 п.л.).
54.Токарева Ю. А. Компетентностный подход в решении внутрисемейных проблем Институтом семьи УрГИ / Ю. А. Токарева // Теоретические и прикладные аспекты идентичности и компетентности в профессиональной деятельности : материалы регион, науч.-практической конференции. -Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2009. - С. 25-28 (0,2 п.л.).
55.Токарева Ю. А. Рефлексивный анализ отцовства / Ю. А. Токарева // Психотерапия. - Москва, 2009. - № 10 (82). - С. 88-95. (0,5 п.л.).
56.Токарева Ю. А. Особенности мотивационно-потребностной сферы отцов среднего возраста / Ю. А. Токарева // Вестник института семьи : периодический науч.-практ. журнал. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2009. - С. 42-45 (0,2 п.л.).
57.Токарева Ю. А. Эволюция психолого-педагогического подхода к проблеме отцовства / Ю. А. Токарева // Семья и родительство - XXI век : сб. науч. тр. всерос. интернет-конф. с междунар. участием. - Курганский гос. пед. ун-т. - Курган, 2009. - С. 112- 118 (0,4 п.л.).
58.Токарева Ю. А. Сущность отцовства как особой деятельности по воспитанию ребенка, предпосылки и условия его формирования / Ю. А. Токарева // Семья и родительство - XXI век : сб. науч. тр. всерос. интернет-конф. с междунар. участием. - Курганский гос. пед. ун-т. - Курган, 2009. - С. 119-123 (0,4п.л.).
59.Токарева Ю. А. Типология и факторы формирования отцовства как психолого-педагогической деятельности / Ю. А. Токарева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск, 2009. - № 11 (41). - С. 35-38 (0,3 п.л.).
60. Токарева Ю. А. Теоретико-методологические аспекты социализирующего воздействия семьи на ребенка / Ю.А. Токарева, О. Г. Хайбуллина //Семья и будущее России : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2009. - С. 10-12 (0,2п.л. / 0,1п.л.).
61.Токарева Ю. А. Стилевые проявления отцовства в воспитании ребенка / Ю. А. Токарева ; Урал, гуман. ин-т // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.-практической конф. - Уральский гуманитарный институт. -Екатеринбург, 2009. - С. 54-57 (0,3 п.л.).
62.Токарева Ю. А. Психология отцовства: механизмы реализации / Ю. А. Токарева // Вестник института семьи : периодический науч.-практ. журн. Отец в современном мире. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2010. - С. 35-42 (0,5 п.л.).
63.Токарева Ю. А. Психологические основы воспитательной практики отцов детей различного возраста / Ю. А. Токарева // Семья и будущее России : материалы науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2010. - С. 83-86 (0,3 п.л.).
64.Токарева Ю. А. Психолого-педагогическая поддержка современного отцовства / Ю. А. Токарева // Семья и будущее России : материалы науч.-практической конференции. - Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2010. - С. 101-106 (0,5 п.л.).
65.Токарева Ю. А. Тендерные особенности воспитательной практики отца / Ю.А. Токарева // Актуальные проблемы современной гендерологии : материалы ежегодной науч.-методологической конференции с междунар. участием. - Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2010. -С. 307-314 (0,5 п.л.).
66.Токарева Ю. А. Психолого-педагогический подход к созданию модели эффективного отцовства / Ю. А. Токарева // Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Шадринский гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2010. - С. 82-86 (0,4 п.л.).
67.Токарева Ю.А. Типология отцовства как воспитательной деятельности / Ю. А. Токарева // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки : материалы всерос. науч.-практической конференции с междунар. участием. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. - С. 322 - 326 (0,4 п.л.).
68.Токарева Ю. А. Управление отношениями в семье / Ю. А. Токарева // Актуальные проблемы психологии менеджмента в ситуации социально-экономических инноваций : материалы научн.-практической конференции. -Уральский гуманитарный институт. - Екатеринбург, 2010. - С. 36-39 (0,3
П.Л.).
69. Токарева Ю. А. Системно-динамический анализ отцовства как воспитательной деятельности / Ю. А. Токарева // Общественные науки. - М.,2011. -С. 84-95 (0,8 п.л.).
70. Токарева Ю.А. Тендерная специфика отцовства как воспитательной деятельности / Ю. А. Токарева // Актуальные проблемы современной гендерологии : материалы науч.-метод. конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». - Ставропольский государственный университет. - М. ; Ставрополь, 2011. - С. 143-145 (0,2 п.л.).
71.Токарева Ю. А. Проблема изучения мотивационно-потребностной сферы отцовства в современной психологии / Ю. А. Токарева // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания : материалы I междунар. науч.-практической конференции. - Институт стратегических исследований. - М., 2011. -С. 116-123 (0,5 п.л.).
72.Токарева Ю.А. Системно-деятельностный подход в концептуальном построении воспитательной деятельности отца / Ю. А. Токарева // Психология образования : реализация системно-деятельностного подхода : материалы всерос. науч.-практ. конференции. - Шадринский гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2011. -С. 13-16 (0,3 п.л.).
73.Токарева Ю. А. Психолого-педагогическое моделирование эффективного отцовства / Ю. А. Токарева // Социальный институт воспитания в современной России : модернизация, динамика и стратегия развития : материалы междунар. науч.-практической конференции. - Институт семьи и воспитания Российской академии образования. - М., 2012. - С. 145-149 (0,4 п.л.).