- Особенности формирования приспособительных реакций у первоклассников в значительной мере определяются характером влияния комплекса экологических факторов и исходными функциональными особенностями организма.
- Существуют различные типы адаптационного процесса, которые в значительной мере определяются исходными психофизиологическими особенностями детей и характером влияния экологических факторов.
- Модель оптимизации процесса адаптации к школе необходимо разрабатывать на основе междисциплинарной интеграции знаний о человеке (экология, физиология, психология, валеология, педагогика).
1.Кайго¬родова Н.3., Яценко М.В. Исходный уровень активации и эффектив¬ность умственной работоспособно¬сти в зависимости от индивидуально-типоло¬гических особенностей (закона Йеркса-Додсона). // Валеология. 2001. №4. С. 31-36.
2.Кайгородова Н.З. и др. Исследование психофизиологических и морфофункциональных особенностей учащихся, находящихся на разных этапах адаптации к начальной и средней школе // Валеология. 2002. № 3. С. 97-101.
3.Кайгородова Н.З.. Яценко М.В., Иванова Т.С., Сысолина Н.В., Аканина И.А. Анализ факторов риска некоторых заболеваний студентов Алтайского государственного университета. // Валеология. 2004. № 2.
4.Кайгородова Н.З.. Казин Э.М. Алешина Н.Д. Модель оптимизации педагогического процесса в начальной школе (здоровьесберегающий аспект). // Валеология. 2005. № 4. С. 60-66.
5.Кайгородова Н.З. Здоровьесберегающий аспект оптимизации педагогического процесса (структурно-функциональная модель) // Известия Волгоградского педагогического университета. Серия: педагогические науки. 2008. № 4 (28). С. 28-33.
6.Кайгородова Н.З. Формирование культуры здоровья студентов в ходе профессионально-педагогической подготовки выпускников университета// Вестник МГУ. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 66-73.
7.Кайгородова Н.З., Сысолина Н.В. Взаимосвязь солнечной активности в пренатальном онтогенезе с морфо-функциональными особенностями семилетних детей // Естественные и технические науки. 2009. № 4 (42). С. 101-103.
8.Кайгородова Н.З., Сысолина Н.В. Половые особенности взаимосвязи умственной работоспособности и солнечной активности // Естественные и технические науки. 2009. № 4 (42). С. 104-106.
9.Кайгородова Н.З. Половые особенности взаимосвязи погодных условий и морфофункционального состояния школьников // Вестник ТГПУ. Серия: Биология. 2009. № 7. С. 122-125.
10.Кайгородова Н.З., Казин Э.М. Влияние абиотических факторов среды на функциональные особенности первоклассников // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология и медицина. 2010. Выпуск 1.
Монографии
11.Демина Л.Д.. Кайгородова Н.З.. Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. 148 с.
12.Кайгородова Н.З. Оптимизация вхождения ребенка в школу в контексте здоровья школьников. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008. 157 с.
Статьи в сборниках и научных журналах, не входящих в список ВАК
13.Кайгородова Н.З. . Эйдукайтис А.С. Возрастная динамика некоторых показателей сердечного ритма у школьников // Известия АГУ. 1999. май (спец. выпуск).
14.Юрченко Е.А., Васильев В.П., Кайгородова Н.З. Динамика метаболитов белкового обмена и их связь с учебной деятельностью у первоклассников // Валеология, 1999. № 2. С. 41-45.
15.Шарлаева Е.А., Васильев В.П., Кайгородова Н.З. Рефлексометрия и основной обмен в оценке функционального состояния щитовидной железы детей 6-7 лет // Известия АГУ. 1999. май (спец. выпуск). С. 97-100.
16.Шарлаева Е.А., Васильев В.П., Кайгородова Н.З. и др. Комплексная оценка влияния разных программ обучения на функциональное состояние организма первоклассников // Вестник межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири». 2000. № 2. С. 29-32.
17.Шарлаева Е.А., Васильев В.П., Кайгородова Н.З. Изучение воспроизводимости данных по годовой динамике метаболитов белкового и минерального обменов у первоклассников разных годов обучения // Валеология. 2000. № 3. С. 55-58.
18.Кайгородова Н.З., Сысолина Н.В., Аканина И.А., Яценко М.В. Исследование психофизиологических и морфофункциональных особенностей учащихся, находящихся на разных этапах адаптации к начальной и средней школе // В сб.: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образования. М., 2002.
19.Кайгородова Н.З., Сысолина Н.В., Аканина И.А., Яценко М.В. Комплексное исследование факторов, лимитирующих успешность адаптации к школе // Сб.: Индустрия образования, 2002. № 2.
20.Кайгородова Н.З., Эйдукайтис А.С., Яценко М.В., Аканина И.А., Сысолина Н.В. Психофизиологические и морфофункциональные особенности школьников, лимитирующие успешность адаптации к школе // Вестник АГУ. 2002. № 4.
21.Кайгородова Н.З. Валеологический аспект оптимизации учебного процесса в начальной школе. // В сб.: Управление развитием системы дополнительного профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы. – Барнаул, 2003.
22.Кайгородова Н.З. Валеологический компонент педагогического процесса // Сборник материалов летней педагогической школы «Педагогическое образование в современном классическом университете России». Барнаул, 2003.
23.Кайгородова Н.З. Педагогические условия вхождения ребенка в школу // Известия АлтГУ. 2004.
24.Kajgorodova N. Z., Letchamo W., Yatsenko. The effects of deer velvet products on performance, stress and adaptation of healthy young females: The Russian perspective. // Advances in Antler Science and Product Technology / Edited by J.M. Suttie, S.R. Haines and C. Li. - New Ztaland, 2004. p. 197-203.
25.Кайгородова Н.З. Здоровьесберегающая модель оптимизации педагогического процесса (на примере начальной школы) // Известия АлтГУ. 2005. № 4.
26.Сысолина Н.В.. Кайгородова Н.З., Васильев В.П. Влияние природных факторов в пренатальном онтогенезе на морфофункциональные и психофизиологические особенности семилетних детей // Физическая культура, спорт, здоровье. Региональный сборник научно-исследовательских работ. Барнаул, 2005. Вып. № 5. С. 118 – 128.
27.Кайгородова Н.З., Сысолина Н.В., Васильев В.П. Влияние экзогенных факторов в пренатальном онтогенезе на готовность детей к школе // В сб.: Личность: психологические аспекты субъектности. – Барнаул: АлтГУ, 2005.
Статьи в материалах всероссийских и международных конференций
28.Кайгородова Н.З., Ким А.В., Кочетков Ю.С., Денисова Н.В. Влияние режима и программы обучения на психофизиологические особенности школьников // Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье и образование». СПб, 1995.
29.Кайго¬родова Н.3., Яценко М.В. Влияние погодных условий на показатели умственной работоспособности и биоэлектрическую активность головного мозга // 4-й Сибирский физиологи¬ческий съезд (с международным участием). Материалы съезда. Новоси¬бирск, 2-4 июня 2002 г.
30.Кайгородова Н.З.. Сысолина Н.В. Состояние организма первоклассников в разное время года. // Материалы 4-го международного съезда физиологов. Новосибирск, 2002.
31.Кайгородова Н.З.. Сысолина Н.В.. Аканина И.А. Оценка состояния организма учащихся, различающихся степенью адаптации к начальной и средней школе // Материалы Международной конференции «Контроль, измерение, информация». Барнаул, 2003.
32.Кайгородова Н.З. Здоровьесохраняющий аспект вхождения ребенка в школу // В сб.: Глобализация и образование. Материалы международной конференции. Улан-Уде. – 2004.
33.Кайгородова Н.З. Принцип природосообразности в контексте педагогики здоровья. / Функциональное состояние и здоровье человека. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2008.