- Реализация базового направления системы физического воспитания школьников среднего возраста должна быть сопряжена с активным применением спортизированного подхода, так как данный способ научного познания основ физической культуры позволяет не только эффективно реализовать требования государственного образовательного стандарта по физической культуре школьников среднего возраста, но и повысить у занимающихся мотивационно-ценностную составляющую физической культуры личности.
- Применение в практике ФВ школьников спортивно ориентированного физического воспитания, основанного на межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти, к зоне ответственности которых относится здоровье формирование и его укрепление, а также совестно с институтами гражданского общества, образовательными учреждениями и физкультурно-спортивными организациями позволяет разграничить их полномочия в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, определить направления, содержание и структуру деятельности каждого компонента управления муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников, что создает основу для эффективного решения задач физического воспитания на территории субъекта РФ со статусами «муниципальный район».
- Для повышения эффективности функционирования муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников, прежде всего, необходимо:
- обеспечить соблюдение концептуальных основ спортивно ориентированного физического воспитания;
- использовать теоретико-методические основы управления с учетом основополагающих функций (планирование, организация, координация, контроль, регулирование, учет, корректировка, стимулирование, активизация);
- применять спортизированный подход в организации физкультурно-спортивной деятельности школьников с целью формирования у них мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью.
- Обеспечение преемственности организации и содержания спортивно ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях достигается в результате применения педагогической технологии, основанной на использовании спортизированного подхода. Доминирующими условиями ее эффективного использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений являются следующие структурные элементы:
- технология планирования спортивно ориентированного физического воспитания в общеобразовательном учреждении;
- требования к профессиональной компетентности специалиста, реализующего технологию спортивно ориентированного физического воспитания;
- материально-техническое обеспечение процесса спортивно ориентированного физического воспитания с учетом современных требований Государственного образовательного стандарта;
- спортивная ориентация учащихся начальных классов в муниципальной системе спортивно ориентированного физического воспитания;
- формирование учебных групп, обучающихся по видам физкультурно-спортивной деятельности;
- методика и организация учебно-тренировочных занятий по видам спортивной деятельности в системе спортивно ориентированного физического воспитания;
- управление технологией спортивно ориентированного физического воспитания на муниципальном уровне;
- мониторинг эффективности функционирования муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников;
- организация самоконтроля физического состояния в процессе занятий спортивно ориентированного физического воспитания;
- трансформация муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания в проектную деятельность, направленную на достижение школьником спортивного результата.
- Основными показателями эффективности педагогической технологии реализации спортивно ориентированного физического воспитания на муниципальном уровне являются:
- физическое здоровье школьников;
- координационно-кондиционная и спортивная подготовленность занимающихся;
- интеллектуальная подготовленность учащихся;
- потребностно-мотивационное отношение школьников и их родителей к физической культуре и спорту как общественному явлению;
- профессиональная компетентность педагога-реализатора спортивно ориентированного физического воспитания;
- эффективность управления субъектов муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания.
1.Фонарев Д.В. Моделирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников. Монография. Чайковский: Изд-во ЧГИФК, 2009. - 353 с.
2.Лубышева Л.И., Фонарев Д.В., и др. Спортизация в общеобразовательной школе / под ред. д.п.н., профессора Л.И. Лубышевой.- М.:НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 168 с.
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
3.Фонарев Д.В., Ложкин В.Л., Панфилова Е.А. Психологический анализ процесса адаптации учащихся к физическим нагрузкам в спортивно ориентированном физическом воспитании // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №4. - С. 13-16.
4.Фонарев Д.В. Пути преобразования муниципальной системы физического воспитания в организационно – управленческую структуру спортивно ориентированного образования.// Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2005.-№5.- С. 19-22.
5.Фонарев Д.В., Погудин С.М., Лисовский А.Ф. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2006. -№3. - С. 39-41.
6.Фонарев Д.В. Теоретическое обоснование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №4. - С. 20-25.
7.Фонарев Д.В., Томилова Н.В. Школа раннего развития «Первые шаги» для родителей детей 2-3 лет // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2008.- №2. - С. 50.
8.Фонарев Д.В. Технология управления муниципальной системой спортивно ориентированного физического воспитания школьников // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2009. - №2. - С.5-12.
9.Фонарев Д.В. Итоги 5-й научно-практической конференции «Спортивно ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология XXI века» // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка.-2009.- №3. -С. 78-79.
10.Фонарев Д.В. Модернизация системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием школьников на примере г. Чайковский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009, вып.2(48). - С. 87-91.
11.Фонарев Д.В. Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского (управленческий аспект) // Теория и практика физической культуры.-2009. - №5.-С. 49-53.
12.Фонарев Д.В., Новгородова М.В. Содержание физкультурного образования учащихся оборонно-спортивного профиля. // Профильная школа.- 2011.-№5.- С.55-59.
13.Фонарев Д.В. Муниципальная система физического воспитания г. Чайковский // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка.-2012.- №3. - С.77.
Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы
14.Фонарев Д.В. Использование инновационной технологии спортивно ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Уч. пособие.- Чайковский ГИФК, 2003. - 71 с.
15.Фонарев Д.В., Погудин С.М. Цыганова А.С. Дневник по практике для студентов 3 курса. Учебно-методическое пособие. – Чайковский ГИФК, 2005. - 35 с.
16.Фонарев Д.В., Баженов Е.В. Дневник по физической культуре. Учебно-методическое пособие. - г. Пермь, 2006. - 91 с.
17.Фонарев Д.В. Дневник по физической культуре для учащихся 3-5-х классов. Учебно-методическое пособие. - г. Чайковский, 2007. - 69 с.
18.Фонарев Д.В. Дневник по физической культуре для учащихся 6-11-х классов. Учебно-методическое пособие. - г. Чайковский, 2007. - 69 с.
19.Фонарев Д.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационные технологии в физическом воспитании детей, подростков и учащейся молодежи». Сборник программ учебной дисциплины и методических разработок по специальности 032101 – «Физическая культура и спорт» Национально-региональный (вузовский) компонент, дисциплины по выбору и специальные дисциплины/Д.В.Фонарев. – Чайковский: ЧГИФК, 2009.
Основные научные труды и статьи
20.Фонарев Д.В. Проблемы внедрения спортивно-ориентированного физического воспитания в школах. / Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Повышение результативности в спорте, физическом воспитании и оздоровлении населения» Чайковский,.-2002. - С. 95-102.
21.Фонарев Д.В., Данилов А.А., Белова Г.Б. и др. Результаты апробации проекта «Наш спорт - наше здоровье» в г. Чайковский / Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Перспективные технологии и методики в спорте, физической культуре и туризме». 2002.-С.138-142.
22.Фонарев Д.В., Белова Г.Б., Борина Ю.Ю., и др. О некоторых результатах апробации технологии спортизированного физического воспитания в г. Чайковском /С. материалов Всероссийской научно-методической конференции «Физкультурное образование: идеи, технологии и перспективы». – Чайковский, 2003. - С. 116-121.
23.Фонарев Д.В., Белова Г.Б. Спортизированное физическое воспитание в рамках проекта «Муниципальная система спортизированного физического воспитания» / Сб. материалов Всероссийской научно – методической конференции «Физкультурное образование: идеи, технологии и перспективы».Чайковский, 2003. –С.83-86.
24.Фонарев Д.В., Борина Ю.Ю., Чедов К.В. и др. К вопросу создания Муниципальной системы спортизированного физического воспитания в г. Чайковском/ Сб. материалов межрегиональной научно – практической конференции «Спорт – стиль жизни». Пермь, 2003. – С. 44-46.
25.Фонарев Д.В. Борина Ю.Ю., Чедов К.В. Исследование мотивации у школьников 5-7-х классов, занимающихся по программе эксперимента «Наш спорт - наше здоровье» / Сб.тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта. Ижевск: УДГУ. - 2004. - С. 222-226.
26.Фонарев Д.В Спортизированные уроки физической культуры – инновационная технология организации учебно-воспитательного процесса в школах / Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра». г. Ростов- на-Дону. - 2004. - С. 386-388.
27.Фонарев Д.В. Использование спортивно ориентированных занятий в средних общеобразовательных учреждениях г. Чайковского /Сб. материалов международной научной конференции психологов спорта и физической культуры «Рудиковские чтения», 21-22 янв. 2004. Гос. Ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рус. Ассоц. психологов спорта и физ. культуры. - М., 2004. - С. 113-115.
28.Фонарев Д.В., Ложкин В.Л. Реализация инновационной технологии спортивно ориентированного физического воспитания в МОУ СОШ №1 / Тезисы докладов 7 научно – практической конференции «Здоровье и образование. Инновационный аспект в здоровьесберегающей деятельности»: (22-23 апреля 2004 г, Пермь).-Пермь: ПОНИЦАА, 2004. –С.89-91.
29.Фонарев Д.В., Чедов К.В. Модель организации занятий по спортивно ориентированному воспитанию в школах г. Чайковского / Сб. материалов докладов научно – методической конференции ЧГИФК «Физическая культура, спорт, туризм». – Чайковский: ЧГИФК, 2004.- С.36-38.
30.Фонарев Д.В., Чедов К.В. Изучение гармоничности физического развития школьников, занимающихся по направлению спортивно ориентированным физическим воспитанием / Всероссийская научно – методическая конференция «Физическая культура, спорт, туризм, наука, образование, технологии». Чайковский: ЧГИФК, 2004.-С.54-56.
31.Фонарев Д.В., Чедов К.В. Спортивно ориентированное физическое воспитания школьников – инновационное направление в формировании здорового стиля жизни / Сб. материалов областной научно – практической конференции «Инновационные технологии в физической культуре». г. Чернушка, 2005.-С.35-38.
32.Фонарев Д.В. Спортизированные уроки физической культуры – инновационная форма организации учебного процесса в школах / Сб. материалов Международной научно – практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра». г. Ростов – на – Дону, 2004.-С.386-388.
33.Фонарев Д.В., Чедов К.В. и др. Выявление и подготовка олимпийского резерва в инновационном направлении физического воспитании школьников / Сборник тезисов докладов Республиканской научно – практической конференции «Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта» 29-30 марта 2005 г.-Ижевск:ГОУВПО «УДГУ», 2005.- С.164-166.
34.Фонарев Д.В., Ложкин В.Л. Оценка адаптации к физическим нагрузкам школьников 5-7 экспериментальных классов СОШ №1 / Материалы 1 Всероссийской научно – практической конференции, посвященной 25 – летию ЧГИФК «Спортивно ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология 21 века» (г. Чайковский, 14-16 апреля 2005 г.) -Чайковский: ЧГИФК, 2005. - С. 98-103.
35.Фонарев Д.В. Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания как форма личностно-ориентированного подхода в становлении здоровой нации /Сб. материалов второго международного конгресса «Спорт и здоровье» 21-23 апреля 2005 г. С-Пб.: Изд-во «Олимп-СПб». - 2005. - С. 300-301.
36.Фонарев Д.В. Муниципальная система физического воспитания как форма личностно – ориентированного подхода в становлении здоровой нации / Сб. материалов Конгресса Всероссийского форума Здоровье нации – основа процветания России»: (г. Москва, 1-5 июня 2005 г) -Москва, 2005.-С.83-84.
37.Фонарев Д.В. Результаты мониторинга физического состояния школьников в рамках городского проекта «Наш спорт – наше здоровье» / Сборник материалов конференции «Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей и подростков в Пермской области: Первые шаги. Проблемы. Решения».-Пермь, 2005.- С.64-87.
38.Фонарев Д.В., Александрова В.Н. Способы повышения результативности в физической подготовке учащихся 5-х классов / Сб.материалов 2 –ой Всероссийской научно – практической конференции «Спортивно ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология 21 века».-Ижевск: «Удмуртский университет», 2006. – С.67-71.
39.Фонарев Д.В., Сайбель Д.А. Организация теоретического урока физической культуры / Сб. материалов 2 –ой Всероссийской научно – практической конференции «Спортивно ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология 21 века».-Ижевск: «Удмуртский университет», 2006.– С.109-114.
40.Фонарев Д.В. Муниципальная система спортивно – ориентированного физического воспитания г. Чайковский, Пермского края /Материалы 2 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России».-М.:НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН,2006.-С.235-236.
41.Фонарев Д.В., Панфилова Е.А. Влияние социальных факторов на особенности процесса адаптации учащихся 5-х классов в тренировочных группах / Материалы 3 международной научно – практической конференции Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. - Ставрополь, 2006.-С.112-114.
42.Фонарев Д.В. Концептуальные положения построения муниципальной системы спортивно ориентированного образования в г. Чайковский / Сб тезисов докладов Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта» 27-28 марта 2007 г.- Ижевск, 2007.-С.36-38.
43.Фонарев Д.В., Данилов А.А. Роль высшей школы в оздоровлении нации / Сб материалов 3 Международного конгресса «Человек, спорт, здоровье». 19-21.04.2007. С-Пб, 2007. - С.149.
44.Фонарев Д.В. Организация школьной системы реализации СООФВ/ Сб материалов 3 Международного конгресса «Человек, спорт, здоровье».19-21.04.2007. С-Пб, 2007. - С.149-150.
45.Фонарев Д.В., Голягина Л.А. Организационные аспекты апробации спортизированного физического воспитания в Чайковском муниципальном районе/ Сб. материалов 3 всероссийская НПК «Спортивно ориентированное физическое воспитание – технология 21 века». Пермь, 2007. - С. 37-40.
46.Фонарев Д.В., Грибкова Л.А. Применение врачебного контроля физического здоровья учащихся в Чайковском муниципальном районе/ Сб. материалов 3 всероссийской НПК «Спортивно ориентированное физическое воспитание – технология 21 века». Пермь.- С.32-37
47.Фонарев Д.В., Ложкин В.Л., Панфилова Е.А. Ориентиры выбора спортивной деятельности у школьников в условиях спортивно ориентированного физического воспитания. Разработка и внедрение инновационных педагогических технологий в спорте и системе физкультурного образования / Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции.Ч.2: Набережные Челны: КамГИФК, 2007. - С. 113-115.
48.Фонарев Д.В., Зданович О.С. Освоение интеллектуальных ценностей спортивной культуры в спортивно ориентированном физическом воспитании / Сб. материалов Всероссийской научно – практической конференции «Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях: проблемы и пути их решения». Чайковский: ЧГИФК. -2007.-С.47-51.
49.Фонарев Д.В., Култашева В.А. Применение врачебного контроля физического развития учащихся в Чайковском районе/ Сб. материалов 6-ой Всероссийской научной конференции «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения», 14-15 ноября 2007.- г. Сургут.- С.270-273.
50.Фонарев Д.В. Факторологическая составляющая необходимости формирования муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания / Материалы 4 международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики».- Ставрополь, 2007.- С.79-82.
51.Исследование общественного мнения о физической культуре и спорте «для всех» среди населения г. Чайковского / Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Разработка и внедрение инновационных педагогических технологий в спорте и системе физкультурного образования».Ч.2. Набережные Челны: КамГИФК, 2007.-С.192-196.
52.Фонарев Д.В., Панфилова Е.А. и др. Ориентиры выбора спортивной деятельности у школьников в условиях спортивно ориентированного физического воспитания. / Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Разработка и внедрение инновационных педагогических технологий в спорте и системе физкультурного образования».Ч.2. Набережные Челны: КамГИФК, 2007.-С.113-115.
53.Фонарев Д.В. Симбиоз физкультурного и спортивного образования в воспитании спортсменов / Сб. материалов 3 Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт, как один из факторов оздоровления нации и формирования здорового образа жизни населения». Нальчик, 25-28 октября 2007.- С.115-116.
54.Фонарев Д.В. Применение дневника по физической культуре в спортивно ориентированном физическом воспитании / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта» - 24-25 апреля 2008. - Санкт-Петербург. - С. 84-86.
55.Фонарев Д.В, Сайбель Д.А. Теория физической культуры для учащихся 5-6-х классов // Методическая газета для учителей физической культуры «Спорт в школе». 2008. - №10. - С. 29-34.
56.Фонарев Д.В. Физическое воспитание детей школьного возраста Пермского края: современное состояние. «Здоровье детей и подростков. Формирование культуры здоровья и здорового стиля жизни у подрастающего поколения»: материалы всероссийской научно-методической конференции (20.03.2008,г. Челябинск)/Под ред. А.И. Федорова.- Челябинск: УралГУФК, УГ НОЦ УрО РАО,2008. - С. 269-276.
57.Фонарев Д.В., Пономарева А.А. Изучение профессиональной компетентности учителей физической культуры /Сб. научных трудов молодых ученых.г.Чайковский, 23-25 апреля 2008 г.-Чайковский ГИФК, 2008.-С.84-87.
58.Фонарев Д.В. Технология управления муниципальной системой спортивно ориентированного физического воспитания школьников г. Чайковский / Сб. статей всероссийской с международным участием «Проблемы развития физической культуры и спорта в странах балтийского региона» (17-19 марта 2009 г.) - Великие Луки, 2009. - С. 677-681.
59.Фонарев Д.В. Теория и практика построения муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников / Сб. материалов 5 всероссийской научно-практической конференции «Спортивно – ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология 21 века».- Сыктывкар: Изд-во Коми пед.ин-та, 2009.-С.195-198.
60.Фонарев Д.В., Новгородова М.В. Программное обеспечение физкультурного образования старших школьников /Сб. мат. 4 Международного конгресса «Человек, спорт, здоровье», 23-25 апреля 2009 г., Санкт-Петербург, Россия.- СПб., 2009.-С.47-48.
61.Фонарев Д.В. Теория и практика построения муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников / Материалы научно-практических мероприятий 5 всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» (т.5).-М., 2009. - С. 161-162.
62.Фонарев Д.В. Технология управления муниципальной системой спортивно ориентированного физического воспитания школьников г. Чайковский / Сб.статей всероссийской с международным участием НПК «Проблемы развития физической культуры и спорта в странах балтийского региона» / 17-19 марта 2009 г.- Великие Луки, 2009.-С.677-681.
63.Фонарев Д.В. Модернизация физкультурного образования школьников г. Чайковский посредством спортивно-ориентированного подхода / Сб.материалов всероссийской научно-практической конференции «Технологии физического воспитания подрастающего поколения» (22 октября 2009 г.) Чайковский: ЧГИФК.-С.75-78.
64.Реализация спортивно ориентированного подхода в физическом воспитании школьников г. Чайковского / Сб. материалов.7 всероссийской науч.-практ. конференции «Дети России Образованны и Здоровы» (16-17 апреля 2009 г). М. 2009.-С.177-181.
65.Фонарев Д.В. Кустова М.А. Организация спортивно ориентированного физического воспитания в группе «Акробатика» Актуальные проблемы развития спортивно-массовых видов гимнастики»//Сб. статей всероссийской научно-практической конференции 21-22 октября г.- Волгоград, 2010.-С.115-117.
66.Некоторые результаты применения спортивно ориентированного физического воспитания в г. Чайковский /Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании» (24-25 марта 2011 г).-Чайковский: Чайковский ГИФК, 2011.-С.97-99.
67.Фонарев Д.В., Фонарева Е.А. Некоторые итоги и перспективы развития спортивно ориентированного физического воспитания/материалы всероссийской научно-практической конференции «Спортивно – ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология 21 века», 14-15 апреля 2011 г.-ГОУВПО «Удмуртский гос.университет», Ижевск, 2011.- С.52-54.
68.Фонарев Д.В. Теория реформирования системы физического воспитания школьников Пути и проблемы реализации «Стратегии развития ФКиС в РФ на период до 2020 г»: материалы Всерос.науч.-практ. конф.(27-28 октября 2011 г.)-Ижевск.-С.118-120.