- Социальная сфера военной организации как область общественных отношений (и социальный феномен) выступает важным теоретическим и практическим объектом изучения. Усиливающаяся напряженность воинского труда, постоянная горизонтальная мобильность заставляет более пристально взглянуть на компенсаторные возможности социальной сферы, выделив ее главную функцию - удовлетворение социовитальных потребностей в процессе социального воспроизводства.
- Социальная сфера внутренних войск представляет собой специфическую подсистему военной организации, функционирующую в ней наравне с военной сферой. Особенностью социальной сферы является социально-воспроизводственная направленность. К структурным элементам социальной сферы относятся: субъекты управления социальной сферой; объект управления - отрасли социальной сферы: жилищно-коммунальное и торгово-бытовое обеспечение; оздоровление и социальное здравоохранение; культура и досуг (отдых); физическая культура (спорт); материально-вещественный комплекс - социальная инфраструктура и производимые ею продукты потребления; нормативная правовая база управления социальной сферой.
- Основными особенностями управления социальной сферой внутренних войск на современном этапе являются: 1) реализация функций удовлетворения социовитальных потребностей взаимно неподчиненными и функционально не связанными структурными подразделениями; 2) смешение военно- и социальноориентированных функций в одном субъекте управления приводит к их внутреннему конфликту (в первую очередь при этом реализуются основные, военноориентированные функции, как правило, в ущерб социальноориентированным); 3) нормативная правовая база управления хаотична, не кодифицирована, что существенно затрудняет результативность решения социальных проблем военнослужащих. Подобная практика управления снижает эффективность решаемых задач, не всегда позволяет достичь поставленных целей.
- Институционализированная в армиях зарубежных государств и формирующаяся в Вооруженных Силах РФ и МВД России система удовлетворения социовитальных потребностей отличается наличием в структуре организаций специальных функциональных органов, наделенных необходимыми полномочиями; развернутой и дееспособной социальной инфраструктуры как материально- вещественного инструмента управления социальной сферой; нормированной системы стандартов социальных услуг; мощной информационно-социологической системы обеспечения управления социальной сферой.
- Концепция реформирования субъекта управления социальной сферой внутренних войск должна стать подпрограммой комплексного решения социальных проблем военнослужащих, их семей и ветеранов. Отсутствие стратегии на развитие социальной сферы войск замедляет процесс удовлетворения их социовитальных потребностей, зачастую приводит к традиционно-авральному процессу их удовлетворения, что существенно понижает эффективность управления в социальной сфере войск. Основными составляющими данной концепции предлагаются следующие уровни: 1. Теоретико-методологический и аналитический. 2. Моделирующе-организационный. 3. Нормативно-правовой. 4. Информационно-социологический.
- В предложенной модели управления социальной сферой внутренних войск основным субъектом выступает служба социального развития - условное объединение функциональных подразделений, ответственных за удовлетворение социовитальных потребностей индивидуальных и коллективных субъектов. Служба, наравне с военным блоком, является подсистемой общей военно-социальной системы управления войсками. В сферу деятельности этой службы автор включил вопросы оказания помощи военнослужащим в решении служебных и семейно-бытовых проблем; оказание социально- психологической поддержки военнослужащим и членам их семей; содействие в выделении жилья и др. По мнению автора, в распоряжении этих органов должны выделяться необходимые ресурсы для оперативного решения на местах возникающих у военнослужащих частных проблем. Внедрение предложенной модели субъекта управления социальной сферой внутренних войск обеспечит оптимальные взаимосвязи между социальным и военным блоками организации (внутренних войск).
- Социальная инфраструктура является эффективным инструментом управления социальной сферой внутренних войск. Ее оптимальное функционирование предполагает разработку военно- институциональных социальных стандартов, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. Введение социальных нормативов и стандартов позволит, с одной стороны, обозначить новый этап в развитии общественных отношений в сфере удовлетворения социовитальных потребностей, обеспечивающих современный уровень социального воспроизводства, а с другой - будет инструментом социального развития войск. Запуск системы военно- институциональных социальных стандартов позволит, в числе прочего, реализовать принцип социального равноправия (обеспечения равного доступа к социальным благам независимо от региона и места службы).
- Инструментом повышения эффективности управления социальной сферой внутренних войсках является интернетизация его информационного сопровождения. Создание Интернет-ресурса «Социальная сфера войск» и его функционирование позволит:
- а) получать объективную информацию о ее реальном состоянии;
- б) повысит конкурентные возможности для призыва на военную службу по контракту на сужающемся рынке труда; в) будет способствовать укреплению доверительных отношений между командованием и подчиненным личным составом и даст возможность информировать органы государственной власти РФ (как субъекта управления войсками) и общественность (как потребительницу производимых войсками благ) о социальной ситуации во внутренних войсках, что объективно должно привести к снижению уровня неопределенности и социальной напряженности.
1.Филимонов О.В. Социальное самочувствие военнослужащих – участников боевых действий и пути его улучшения (глава в монографии) / Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. М.: ВУ, 2004. (17,3/1,2 п.л.).
2.Управленческая деятельность командиров (организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения): справочник командира: практическое издание. М.: За права военнослужащих, 2006 (12,0/1,3 п.л.).
3.Морально-психологическое обеспечение деятельности внутренних войск: теория и практика: учебное пособие / под ред. О.В. Филимонова. М.: ВУ, 2011. 397 с. (25,0/12,0 п.л.).
4.Филимонов О.В. Социальная сфера внутренних войск МВД России: современное состояние, концепция и модель управления: монография. М.: ВУ, 2011. (15 п.л.).
5.Военно-социальная работа (военно-социальная работа с семьями военнослужащих): учебное пособие. М.: ВУ, 2012. 386 с. (21,6/1,0 п.л.).
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
1.Филимонов О.В. Социальная сфера общества и военной организации: теоретические основания выделения / Вестник Военного университета. 2009. № 4 (20). С. 67-75 (0,75 п.л.).
2.Филимонов О.В. Особенности управления социальной сферой органов внутренних дел МВД России / Труды Академии управления МВД России. 2010. № 2 (14). С. 44-50 (0,74 п.л.).
3.Филимонов О.В. Приоритеты социального развития военной организации России: анализ программных документов / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.2010. № 2. С. 145-151 (0,85 п.л.).
4.Филимонов О.В. Управление социальной сферой в вооруженных силах: опыт США / США – Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 6. С. 35-47 (0,94 п.л.).
5.Филимонов О.В. Европейские армии: «Солдат – это гражданин, но одетый в военную форму» (состояние армейской социальной сферы) / Современная Европа. 2010. № 3. С. 14-29 (1,15 ).
6.Филимонов О.В. Социальная сфера внутренних войск: структурно-функциональный анализ / Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 181-188 (0,8 п.л.).
7.Филимонов О.В. Нерешенность жилищных проблем военнослужащих как барьер социальной мобильности / Социология. 2011. № 1. С. 66-76 (0,8 п.л.).
8.Филимонов О.В. Социовитальные потребности как новое понятие в социологии / Социальная политика и социология.
2011. № 4. С. 47-55 (0,6 п.л.).
9.Филимонов О.В. Социальная защита чиновников полиции и военнослужащих Корпуса внутренней стражи Российской империи / Научный портал МВД России. 2011. № 2. С. 129-135 (0,82 п.л.).
10.Филимонов О.В. Социальная сфера во внутренних войсках: практика управления / Проблемы теории и практики управления. 2011. № 7. С. 70-80 (0,65 п.л.).
11.Филимонов О.В. Социальная инфраструктура внутренних войск: сущность и состояние / Вестник Военного университета. 2011. № 3 (27). С. 111-118 (0,6 п.л.).
12.Филимонов О.В. Интернетизация информационного сопровождения управления социальной сферой внутренних войск МВД России / Межотраслевая информационная служба. 2011. № 4. С. 14-22 (0,6 п.л.).
13.Филимонов О.В. Качество решения жилищных проблем военнослужащих внутренних войск МВД России / Социологические исследования. 2011. № 2. С. (0,6 п.л.).
14.Филимонов О.В. Структурно-функциональный анализ органов управления социальной сферой внутренних войск МВД России на современном этапе / Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4 (21). С. (0,8 п.л.).
15.Филимонов О.В. Моделирование и модель службы социального развития внутренних войск МВД России / Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. (0,53 п.л.).
16.Филимонов О.В. Социальное обеспечение военнослужащих (1917-2001 гг.) / Военно-исторический журнал. 2012. № 6. С. 31-35 (0,63 п.л.).
Статьи в других научных изданиях
1.Филимонов О.В. Пути повышения эффективности морально-психологического обеспечения боевых действий внутренних войск МВД России / Соискатель (приложение к журналу «Вестник Военного университета».). № 1, 2006. (1.п.л.).
2.Филимонов О.В. Специфика социального самочувствия военнослужащих – участников боевых действий: тезисы выступления (элек.) / Социология и общество: пути взаимодействия // Всероссийский социологический конгресс. М.: ИС РАН, 2008 (0,1 п.л.).
3.Филимонов О.В. Информатизация медицинских услуг и ее роль в снижении боевых потерь / Инвалиды и общество (научно-практический журнал). 2009. № 2. С. 73-75 (0,4 п.л.).
4.Филимонов О.В. Проблемы профессиональной переподготовки и трудоустройства военнослужащих, увольняемых с военной службы как фактор социальной стабильности: тезисы выступления / Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации: материалы выступлений участников IX Международного социального конгресса 25-26 ноября 2009 г. М.: Изд-во РГСУ, 2010. С. 276-277 (0,2 п.л.).
5.Филимонов О.В. Гражданское общество в России: реальный выбор или миф / Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 28.04.2010 г. М.: ИМСГС, 2010. 268 с. С. 166-171 (0,35 п.л.).
6.Добряков А.В., Филимонов О.В. Влияние печатных СМИ на морально-психологический климат личного состава внутренних войск МВД России / Право и Безпека (Право и Безопасность), Юриспруденция, Экономика, Техника, Пcихология, Социология. Харьков. 2010. № 2 (34). С. 215-221 (0,5 п.л.).
7.Филимонов О.В. Организация отдыха (досуга) военнослужащих внутренних войск МВД России / Научно-методическое пособие по обобщению российского и зарубежного опыта по организации досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства. М.: ИМГС, 2010 (0,5 п.л.).
8.Филимонов О.В. Проблемы социально-образовательной и трудовой адаптации военнослужащих, увольняемых со службы (стенограмма заседания) / Социальная адаптация военнослужащих запаса: научно-практическая конференция. М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Московская международная школа бизнеса «Мирбис» (институт), 2011. С. 50-55 (0,4 п.л.).