Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)»
Специальность: 08.00.10
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выделены этапы становления и развития системы налогового администрирования в Российской Федерации, определены важнейшие тенденции современного этапа, обусловленные специализацией территориальных органов (межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам), укрупнением налоговых инспекций, автоматизацией процессов обработки и ввода получаемой информации в базу данных, внедрением информационно- коммуникационных технологий, в том числе в целях предоставления налогоплательщикам государственных услуг.
  2. На основе критического анализа существующих трактовок раскрыто содержание и уточнено определение налогового администрирования: налоговое администрирование представляет собой управленческую деятельность особо уполномоченных органов по реализации отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в целях финансового обеспечения деятельности государства. Обоснованы его роль и значение в структуре государственной финансовой политики для обеспечения гармоничного и устойчивого развития общества. Определен обновленный состав функций и форм налогового администрирования с его количественными и качественными характеристиками, отражающими совокупность отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
  3. Научно обосновано положение о необходимости повышения роли предварительного налогового контроля, поскольку именно этот вид контроля в наибольшей мере обеспечивает реализацию его превентивной функции, ведь задача государственного контроля, по нашему мнению, не столько выявить правонарушение и наказать виновного, сколько предотвратить саму возможность правонарушений.
  4. Разработаны направления совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования с целью поднятия налогового администрирования на качественно новый уровень:
    • определено, что необходимо развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками;
    • предложено формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая блок поддержки принятия управленческих решений;
    • рекомендовано расширить функции МВД в сфере расследования налоговых преступлений;
    • предложено совершенствование программного комплекса визуального анализа информации;
    • доказана необходимость глобальной перестройки сервиса «Личный кабинет», который должен стать не только местом доступа к информации ФНС России, а также сервисом по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом и т.д.
  5. Внесены предложения по совершенствованию налогового администрирования отдельных категорий налогоплательщиков (физические лица, крупнейшие налогоплательщики, организации финансового сектора экономики, субъекты малого предпринимательства) с целью повышения его эффективности и роста собираемости основных видов налогов:
    • предложено ввести в практику выявление доходов граждан, подлежащих налогообложению, по критерию прироста их чистого имущества (чистых активов);
    • ввести прогрессивное налогообложение доходов физических лиц;
    • доказана необходимость создания территориальных представительств межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам в субъектах РФ по месту их основной деятельности, что обеспечит сочетание отраслевого и территориального принципов организации налоговых органов;
    • обоснованы целесообразность регламентирования в законодательстве категории крупнейших налогоплательщиков, уточнение критериев их определения, порядка их установления, периодичность и основания изменения их статуса;
    • рекомендованы изменения в налогов ом законодательстве для субъектов малого предпринимательства, направленные на устранение возможностей для маскировки более крупных видов бизнеса под малые предприятия в целях недобросовестной налоговой оптимизации.
  6. Обоснованы рекомендации по совершенствованию механизма налогового регулирования трансфертного ценообразования:
    • расширить перечень источников информации о рыночных ценах и сделать его закрытым, исключив из него такие понятия как «иные источники», «иная информация»;
    • законодательно закрепить функцию по информированию об уровне рыночных цен за Федеральной службой государственной статистики, статус которой был повышен в новой структуре федеральных органов исполнительной власти;
    • расширить возможности применения предварительных соглашений о ценообразовании через введение упрощенной процедуры заключения данных соглашений для малых и средних компаний, для которых эта процедура сложна и дорога
    • переложить определенные функции по контролю за трансфертным ценообразованием на Управления ФНС по субъектам Российской Федерации, т.к. закрепление контроля только за центральным аппаратом ФНС является экономически неоправданным.
  7.  Обоснована необходимость законодательного признания налогового консультирования в качестве важного элемента системы налогового администрирования, что позволит существенно повысить и укрепить его роль как инструмента улучшения делового климата в стране.
  8.  Разработаны концептуальные основы повышения налоговой грамотности в обществе, которые предусматривают, в частности, существенное повышение внимания государства к вопросам формирования налоговой культуры в обществе, пропаганды социальной ответственности и укрепления гражданской солидарности в гармонизации налоговых отношений, что должно привести к созданию высокоорганизованной системы взаимодействия органов налогового администрирования и налогоплательщиков.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование отдельных категорий налогоплательщиков [текст]: монография /И.Р.Пайзулаев; ФГБОУ ВПО «Всерос. заоч. финанс.-экономич. ин-т, каф. налогов и налогообложения. – Владимир: ВИТ-принт, 2011. – 136 с. (7,91 п.л.).

2.Пайзулаев И.Р. Механизм налогового администрирования физических лиц. Налоговое админис трирование организаций финансового сектора экономики [текст]. (Параграфы 1 и 2 главы 2 монографии «Налоговое администрирование на современном этапе») Под общ. ред. канд. эконом. наук И.Р.Пайзулаева. – М.: ЦСОТ, 2011. С. 30–65 (2,1/1,3 п.л.).

3.Пайзулаев И.Р. Развитие системы налогового администрирования [текст]: монография / И.Р.Пайзулаев. М.: ЦСОТ, 2011. – 168 с. (9,77 п.л.).

4.Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование в регионах [текст]. Монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2008. – 256 с. (16 п.л.).

5.Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль за юридическими лицами в условиях рыночной экономики [текст]. – М.: ВЗФЭИ, 2001. – 161 с. (9,5 п.л.).

Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК Минобрнауки России:

1.Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование в Советской России [текст]. // Предпринимательство. – 2008. - № 3. – С. 191–194. (0,6 п.л.).

2.Пайзулаев И.Р. Критерии и показатели результативности налогового контроля [текст]. // Предпринимательство. – 2008. – № 5. – С. 26–29. (0,4 п.л.).

3.Пайзулаев И.Р. О повышении роли камеральной налоговой проверки [текст]. // Финансы, Деньги, Инвестиции. – 2008 (27). - №3. – С. 8–12. (0,4 п.л.).

4.Пайзулаев И.Р. Становление и развитие налоговых органов современной России (1991-2008 гг.) [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 10/1. – С. 41–44. (0,6 п.л.).

5.Пайзулаев И.Р. Совершенствование налогового администрирования: некоторые направления деятельности [текст]. // Предпринимательство. – 2008. - № 7. – С. 61–65. (0,5 п.л.).

6.Пайзулаев И.Р. Организация территориальных налоговых органов по вопросам урегулирования задолженности [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2008. - №11/1. – С. 29–31. (0,6 п.л.).

7.Пайзулаев И.Р. Взаимодействие ФНС и МВД России при осуществлении налогового администрирования [текст]. // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2011.- №4(21). – С. 119–122. (0,5 п.л.).

8.Пайзулаев И.Р. Экономическое содержание налогового администрирования [текст]. // Налоговая политика и практика № 5/1-2011. – С. 7–11. (0,7 п.л.).

9.Пайзулаев И.Р. Функции налогового администрирования [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2011. - №9/1. – С. 37–41. (0,7 п.л.).

10.Пайзулаев И.Р. Налоговое консультирование как инструмент налогового администрирования [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2012. - №1/1. – С. 12–24. (0,7 п.л.).

11.Пайзулаев И.Р. Новые правила контроля трансфертного ценообразования: проблемы применения [текст]. // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2012. - №1(22). – С. 136–139. (0,6 п.л.).

12.Пайзулаев И.Р. Становление современной системы учета налогоплательщиков в РФ: сдвиги есть, но недостаточные [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2012. - № 3/1 – С. 14–16. (0,4 п.л.).

13. Пайзулаев И.Р. Проблемы соблюдения налоговой дисциплины и методы борьбы с уклонением от налогов [текст]. // Налоги и налогообложение. Научно-практический журнал. - 2012. - № 4(94), апрель. – С. 18–23. (0,65 п.л.).