- Выделены этапы становления и развития системы налогового администрирования в Российской Федерации, определены важнейшие тенденции современного этапа, обусловленные специализацией территориальных органов (межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам), укрупнением налоговых инспекций, автоматизацией процессов обработки и ввода получаемой информации в базу данных, внедрением информационно- коммуникационных технологий, в том числе в целях предоставления налогоплательщикам государственных услуг.
- На основе критического анализа существующих трактовок раскрыто содержание и уточнено определение налогового администрирования: налоговое администрирование представляет собой управленческую деятельность особо уполномоченных органов по реализации отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в целях финансового обеспечения деятельности государства. Обоснованы его роль и значение в структуре государственной финансовой политики для обеспечения гармоничного и устойчивого развития общества. Определен обновленный состав функций и форм налогового администрирования с его количественными и качественными характеристиками, отражающими совокупность отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
- Научно обосновано положение о необходимости повышения роли предварительного налогового контроля, поскольку именно этот вид контроля в наибольшей мере обеспечивает реализацию его превентивной функции, ведь задача государственного контроля, по нашему мнению, не столько выявить правонарушение и наказать виновного, сколько предотвратить саму возможность правонарушений.
- Разработаны направления совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования с целью поднятия налогового администрирования на качественно новый уровень:
- определено, что необходимо развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками;
- предложено формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая блок поддержки принятия управленческих решений;
- рекомендовано расширить функции МВД в сфере расследования налоговых преступлений;
- предложено совершенствование программного комплекса визуального анализа информации;
- доказана необходимость глобальной перестройки сервиса «Личный кабинет», который должен стать не только местом доступа к информации ФНС России, а также сервисом по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом и т.д.
- Внесены предложения по совершенствованию налогового администрирования отдельных категорий налогоплательщиков (физические лица, крупнейшие налогоплательщики, организации финансового сектора экономики, субъекты малого предпринимательства) с целью повышения его эффективности и роста собираемости основных видов налогов:
- предложено ввести в практику выявление доходов граждан, подлежащих налогообложению, по критерию прироста их чистого имущества (чистых активов);
- ввести прогрессивное налогообложение доходов физических лиц;
- доказана необходимость создания территориальных представительств межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам в субъектах РФ по месту их основной деятельности, что обеспечит сочетание отраслевого и территориального принципов организации налоговых органов;
- обоснованы целесообразность регламентирования в законодательстве категории крупнейших налогоплательщиков, уточнение критериев их определения, порядка их установления, периодичность и основания изменения их статуса;
- рекомендованы изменения в налогов ом законодательстве для субъектов малого предпринимательства, направленные на устранение возможностей для маскировки более крупных видов бизнеса под малые предприятия в целях недобросовестной налоговой оптимизации.
- Обоснованы рекомендации по совершенствованию механизма налогового регулирования трансфертного ценообразования:
- расширить перечень источников информации о рыночных ценах и сделать его закрытым, исключив из него такие понятия как «иные источники», «иная информация»;
- законодательно закрепить функцию по информированию об уровне рыночных цен за Федеральной службой государственной статистики, статус которой был повышен в новой структуре федеральных органов исполнительной власти;
- расширить возможности применения предварительных соглашений о ценообразовании через введение упрощенной процедуры заключения данных соглашений для малых и средних компаний, для которых эта процедура сложна и дорога
- переложить определенные функции по контролю за трансфертным ценообразованием на Управления ФНС по субъектам Российской Федерации, т.к. закрепление контроля только за центральным аппаратом ФНС является экономически неоправданным.
- Обоснована необходимость законодательного признания налогового консультирования в качестве важного элемента системы налогового администрирования, что позволит существенно повысить и укрепить его роль как инструмента улучшения делового климата в стране.
- Разработаны концептуальные основы повышения налоговой грамотности в обществе, которые предусматривают, в частности, существенное повышение внимания государства к вопросам формирования налоговой культуры в обществе, пропаганды социальной ответственности и укрепления гражданской солидарности в гармонизации налоговых отношений, что должно привести к созданию высокоорганизованной системы взаимодействия органов налогового администрирования и налогоплательщиков.
1.Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование отдельных категорий налогоплательщиков [текст]: монография /И.Р.Пайзулаев; ФГБОУ ВПО «Всерос. заоч. финанс.-экономич. ин-т, каф. налогов и налогообложения. – Владимир: ВИТ-принт, 2011. – 136 с. (7,91 п.л.).
2.Пайзулаев И.Р. Механизм налогового администрирования физических лиц. Налоговое админис трирование организаций финансового сектора экономики [текст]. (Параграфы 1 и 2 главы 2 монографии «Налоговое администрирование на современном этапе») Под общ. ред. канд. эконом. наук И.Р.Пайзулаева. – М.: ЦСОТ, 2011. С. 30–65 (2,1/1,3 п.л.).
3.Пайзулаев И.Р. Развитие системы налогового администрирования [текст]: монография / И.Р.Пайзулаев. М.: ЦСОТ, 2011. – 168 с. (9,77 п.л.).
4.Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование в регионах [текст]. Монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2008. – 256 с. (16 п.л.).
5.Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль за юридическими лицами в условиях рыночной экономики [текст]. – М.: ВЗФЭИ, 2001. – 161 с. (9,5 п.л.).
Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК Минобрнауки России:
1.Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование в Советской России [текст]. // Предпринимательство. – 2008. - № 3. – С. 191–194. (0,6 п.л.).
2.Пайзулаев И.Р. Критерии и показатели результативности налогового контроля [текст]. // Предпринимательство. – 2008. – № 5. – С. 26–29. (0,4 п.л.).
3.Пайзулаев И.Р. О повышении роли камеральной налоговой проверки [текст]. // Финансы, Деньги, Инвестиции. – 2008 (27). - №3. – С. 8–12. (0,4 п.л.).
4.Пайзулаев И.Р. Становление и развитие налоговых органов современной России (1991-2008 гг.) [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 10/1. – С. 41–44. (0,6 п.л.).
5.Пайзулаев И.Р. Совершенствование налогового администрирования: некоторые направления деятельности [текст]. // Предпринимательство. – 2008. - № 7. – С. 61–65. (0,5 п.л.).
6.Пайзулаев И.Р. Организация территориальных налоговых органов по вопросам урегулирования задолженности [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2008. - №11/1. – С. 29–31. (0,6 п.л.).
7.Пайзулаев И.Р. Взаимодействие ФНС и МВД России при осуществлении налогового администрирования [текст]. // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2011.- №4(21). – С. 119–122. (0,5 п.л.).
8.Пайзулаев И.Р. Экономическое содержание налогового администрирования [текст]. // Налоговая политика и практика № 5/1-2011. – С. 7–11. (0,7 п.л.).
9.Пайзулаев И.Р. Функции налогового администрирования [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2011. - №9/1. – С. 37–41. (0,7 п.л.).
10.Пайзулаев И.Р. Налоговое консультирование как инструмент налогового администрирования [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2012. - №1/1. – С. 12–24. (0,7 п.л.).
11.Пайзулаев И.Р. Новые правила контроля трансфертного ценообразования: проблемы применения [текст]. // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2012. - №1(22). – С. 136–139. (0,6 п.л.).
12.Пайзулаев И.Р. Становление современной системы учета налогоплательщиков в РФ: сдвиги есть, но недостаточные [текст]. // Налоговая политика и практика. – 2012. - № 3/1 – С. 14–16. (0,4 п.л.).
13. Пайзулаев И.Р. Проблемы соблюдения налоговой дисциплины и методы борьбы с уклонением от налогов [текст]. // Налоги и налогообложение. Научно-практический журнал. - 2012. - № 4(94), апрель. – С. 18–23. (0,65 п.л.).