- Выводимые на основе диалектической, экзистенциальной и онтологической методологии принципы дидактической теории, обосновывающие представления о человеке как о биосоциокультурной сущности, которая бытийствует в эволюционно-антропоморфной среде, - эти принципы формируются данной средой, под воздействием которой (наряду с другими факторами) детерминируется и содержание образования. Выявленная и обоснованная система принципов является основополагающим началом всей конструкции дидактической теории отбора состава и конструирования содержания общего среднего образования, объединяя в себе аксиологический, деятельностный, личностно-ориентированный, онтодидактический, культурологический подходы.
- Теоретико-методологическое значение категории образовательного идеала в истории отечественного образования и в практике разработки модернизируемого содержания образования. Утверждается, что образовательный идеал несет в себе телеологическое содержание как выражение устремленности к «предельной» цели субъекта образования и как порождающий фактор целеполагания в образовании как таковом. Образовательный идеал обеспечивает наличие деятельностной установки, ценностной ориентации - и для субъектов образовательного процесса, и для разработчиков его содержания.
- Новая функция дидактической задачи в процессе отбора и конструирования модернизируемого содержания образования: своим решением дидактическая задача способна указать на те области человеческого знания и опыта, которые обоснованно могут быть включены в содержание образования. Утверждается, что в системе взаимодействия «образовательный идеал - образовательные цели - дидактические задачи» именно задача своим решением указывает на те средства (области знания и человеческого опыта), которые необходимы для достижения образовательных целей и приближения к образовательному идеалу. Таким образом, новая функция дидактической задачи состоит в выявлении причинно-следственной связи между образовательным идеалом и конструированием содержания образования, а также в отборе его составляющих.
- Совокупность обоснованных методов выстраиваемой теории, пригодных для выявления состава и конструирования содержания образования. Эта совокупность включает в себя методы семантического, онтологического и системного анализа, дедукции и индукции, метод идеализации, метод проектирования, теоретического моделирования, «генетико-моделирующий эксперимент» (В.В. Давыдов), аналогию, обобщение, конкретизацию, систематизацию, схематизацию, декомпозицию.
- Целостная концепция обоснования теоретико-методологических основ конструирования содержания общего среднего образования на основе аксиологического, деятельностного, личностно-ориентированного, онтодидактического и культурологического подходов.
1.Новичков В.Б. Дидактика: генезис целеполагания и задачеопределения. М.: МГПИ, 2010, 14, 5 п.л.
2.Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» //колл. монография//. М.: Юристъ 1998., 35 п.л. (авт.-3 п.л.)
3.Инновационное движение в Российском школьном образовании //Под ред. Э. Днепрова и др. (в надзаг. Российская академия образования; Ассоциация инновационных школ и центров) колл. монография//. – М.: Парсифаль, 1997. – 416с. (авт.-0,8 п.л.)
4.Паритет государства и общества в школе. //колл. монография// М.: Московский рабочий. 1990. 12 п.л. (авт.-1,5 п.л.)
Научные статьи, опубликованные в изданиях ВАК Минобрнауки РФ:
1.Новичков В.Б., Титаренко Е.Б. Аксиология дидактики. М.: «Педагогика», 2011, №10 (0,3 п.л.)
2.Новичков В.Б. Онтодидактические основы содержания образования. М.: «Новое в психолого-педагогических исследованиях». 2010. №2. (1 п.л.)
3.Новичков В.Б. Онтодидактика и образовательные стандарты. М.: «Среднее профессиональное образование». 2010. №8. (0,5 п.л.)
4.Новичков В.Б. Мысли сквозь время. М.: «Педагогика», 2010, №8. (0,9 п.л.)
5.Новичков В.Б. По праву памяти. М.: «Мир образования – образование в мире». 2010. №3. (0,7 п.л.)
6.Новичков В.Б. Образовательный идеал: семантика и структура. М.: «Мир образования – образование в мире». 2007. №2. (0,5 п.л.)
7.Новичков В.Б. Ты один нам поддержка и опора. М.: «Мир образования – образование в мире». 2007. №4. (0,3 п.л.)
8.Новичков В.Б. Целеполагание в образовании: семантика и структура. М.: «Мир образования – образование в мире». 2008. №1. (0,9 п.л.)
9.Новичков В.Б. Необходима новая теория содержания образования. М.: «Народное образование». 2007. №7. (0,9 п.л.)
10.Новичков В.Б. Толерантность: этнология и образовательная практика. М.: «Народное образование». 2006. №9. (0,9 п.л.)
11.Новичков В.Б. Концепция теоретических основ общего среднего образования. М.: «Образовательная политика». 2008. №9. (1,0 п.л.)
12.Новичков В.Б. Концепция создания регионального учебного курса. М.: «Педагогика». 2000. №4. (0,4 п.л.)
13.Новичков В.Б. Региональные образовательные программы: новгородский вариант. М.: «Педагогика», 1997, №1 (0,2 п.л.)
Учебно-методические издания:
1.Михаил Алексеевич Прокофьев: человек, ученый, государственный деятель. (авт-сост. Новичков В.Б.). М.: Просвещение. 2011., 10,9 п.л. (авт.–1,2 п.л.)
2.Новичков В.Б. Дидактика для Московской «Школы будущего». М.: Центр «Школьная книга». 2009. 13 п.л.
3.Новичков В.Б. К новому содержанию образования ( в надзаг. Департамент образования города Москвы, Московский гуманитарный педагогический ин-т). М.: Центр «Школьная книга»., 2008., 6 п.л.
4.Касимов: город и человек: Народный учебник. Эксперим. уч. пособие. М.: МИРОС. 1999., 22 п.л. (авт.–5 п.л.)
5.Страны и народы. (сост. Новичков В.Б.) Универс. Библ. для юношества. М.: Педагогика – Пресс. 2000., 74,7 п.л. (авт.-5 п.л.)
Статьи, учебные, методические пособия и рекомендации.
1.Новичков В.Б. Семантика и структура задачи. М.: Учен. Записки. МГПИ. 2008. Т.6.( 0,7 п.л.)
2.Новичков В.Б. Диалогическая природа образования и общей дидактики. М.: Уч. записки. МГПИ. 2009. Т.7. (0,7 п.л.)
3.Новичков В.Б. Целеполагание в содержании образования. М.: Уч. записки МГПИ 2007. Т.5. (0,9 п.л.)
4.Новичков В.Б. Содержание и семантика принципов общей дидактики. М.: Родительское собрание. 2008. №2. (1,5 п.л.)
5.Новичков В.Б. О теоретических основах общего среднего образования. М.: Родительское собрание. 2008. №3. (1,5 п.л.)
6.Новичков В.Б. Сколько целей в содержании школьного образования. М.: Родительское собрание. 2007. №2. (1,3 п.л.)
7.Новичков В.Б. Проблемы целеполагания в содержании общего среднего образования. Сб. Современные проблемы экономики и политики, права и психологии, образования и науки. М.: МИЭПП. 2007. №1. (0,5 п.л.)
8.Новичков В.Б. Образовательные стандарты и аксиология. Сб. Психолого-педагогические проблемы образования и воспитания. М.: МИЭПП. 2010. (0,5 п.л.)
9.Новичков В.Б. Креативность личности: общество и государство. Сб. Науч. Публ. М.: МГПИ. 2010. (0,3 п.л.)
10.Новичков В.Б. Образовательный идеал в контексте социокультурного развития России. Сб «Славянская культура – образованию» М.: ACADEMIA. 2000. (0,4 п.л.)
11.Новичков В.Б. Толерантность как социально-образовательная ценность в поликультурной инновационной среде московского образования. М.: Парсифаль. 1997. (0,7 пл.)
12.Новичков В.Б. Концепция содержания образования московских школ с этнокультурным (национальным) компонентом. Инф. – метод. Сб. Вып. 2. М.: Моск. деп. обр. 1995. (0,3 п.л.)
13.Новичков В.Б. Муниципализация образования. М. «Мир образования» 1996. №6. (0,7 п.л.)
14.Новичков В.Б. Проект Московской программы развития национального образования на 1997-2000г. (Инф.-метод. Сб. вып. 3.) М.: МИРОС. 1997. (0,5 п.л.)
15.Новичков В.Б. Образовательный идеал: толерантность и этничность (сб. науч.-метод.) М.: Мос. дом. нац. 2006. (0,3 п.л.)
16.Новичков В.Б. Путь к мастерству – самообразование. М.: Вечерняя школа. 1990 №1. (0,3 п.л.)
17.Новичков В.Б. Региональная концепция среднего образования (ротапринт) М.: Мособлоно, 1989. (5 п.л.)
18.Новичков В.Б. О земской школе. М.: Земский вестник. 1994. №5. (0,2. п.л.)
19.Новичков В.Б. Экспертиза авторских программ: опыт и проблемы. М.: Центр инноваций в педагогике. 1998. (0,3 п.л.)
20.Новичков В.Б. Концепция формирования содержания регионального учебного курса. М.: МИРОС 1998. (2,3 п.л.)
21.Новичков В.Б. Актуальные вопросы образования. М.: Ленинградский проспект. 2000. (0,2 п.л.)
22.Европа/ Серия: Библ. энцикл. для юношества, авт.-сост./ Новичков В.Б./. М.: Изд. дом «Современная педагогика». 2001. (2,3 п.л.)
23.Азия/ Серия: Библ. энцикл. для юношества, авт.-сост./ Новичков В.Б./. М.: Изд. дом «Современная педагогика». 2001. (2,3 п.л.)
24.Америка и Австралия/ Серия: Библ. энцикл. Для юношества, авт.-сост./ Новичков В.Б./. М.: Изд. дом «Современная педагогика». 2001. (2,3 п.л.)
25.Африка/ Серия: Библ. энцикл. для юношества, авт-сост./ Новичков В.Б./. М.: Изд. дом «Современная педагогика». 2001. (2,3 п.л.)
26.Новичков В.Б. Выход есть всегда! Главное его увидеть… М.: Лучшие вузы. 2006. №3. (0,2 п.л.)
27.Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы./ Сб. науч.тр., авт.-сост. Новичков В.Б./ М.: АПН СССР, ВНИК «Школа». 1989. (6 п.л.)
28.Новичков В.Б. О возможностях правового и экономического регулирования межэтнических отношений в г. Москве. М.: МИЭПП. 2006. (0,3 п.л.)
29.Новичков В.Б. Общественно-государственная система управления народным образованием. М.: Гособр СССР, АПН СССР, 1988. (03, п.л.)
30.Новичков В.Б. Демократизация управления народным образованием. Сб. материалов. Минск.: МНО БССР. 1990. (0,2 п.л.)
31.Новичков В.Б. Примерный учебно-тематический план и программа проблемного семинара «Управление самообразованием учителей в педагогическом коллективе». М.: Минпрос СССР. 1981. (0,7 п.л.)
32.Новичков В.Б. Юбилей достойнейшего человека. М.: Начальная школа. 2010. №11. (0,2 п.л.)
33.Новичков В.Б. Профессиональная школа предпринимательской деятельности для народов Севера (В рамках федеральной программы «Дети Севера») – М.: МИРОС, 1995, (5,5 п.л.)
34.Живи и знай. Белая книга детства и образования в России. (авт. – сост. Новичков В.Б.) М.: МИРОС – Новая школа. 1995, (2,5 п.л.)