- Человеческое общество включает в себя две важнейшие подсистемы: этническую (национальную) и социальную, которые постоянно адаптируются друг к другу в историческом процессе. Эти подсистемы различны по темпам изменений. Социальное в своем развитии постоянно «обгоняет» этнонациональное. Однако, поскольку общество - это система, сохранение его целостности (единства) требует постоянной взаимной корректировки этих его сторон, т.е. определенного соответствия между социальным и этнонациональным в содержании и динамике общества.
- Важнейшим средством, «механизмом» и условием обеспечения такого соответствия выделенных сторон общества является национальный характер, который с позиции социальной философии представляет собой конкретное проявление социально-системного качества, заданного особенностями общества как целостной системы. Он выделяется как особый «посредник» между социальной и этнической сторонами общества, обеспечивая их интеграцию и взаимодействие в общественно-историческом процессе за счет своей «объективации» - социальной и культурной нормативности, позволяющей не только регулировать поведение конкретных индивидов в данном обществе, но и формировать их существование как субъектов.
- Национальный характер - это философская категория, выражающая синтез этнического и социального в развитии общества как целостной системы, отражающая процесс объективации константных свойств менталитета в социокультурные ценности; системное качество, связывающее общее и единичное, обеспечивающее формы перевода этнонационального бытия субъектов в социально-исторические и государственные формы их жизнедеятельности. Национальный характер позволяет адаптироваться субъектам в окружающем социальном пространстве и регламентировать поведение в контексте межличностных и межнациональных взаимоотношений.
- Национальный характер вместе с национальной культурой выражает активное воздействие этнического на социальное, как бы «переводя» в сферу последнего онтологические характеристики человека - саму возможность его существования в обществе на основе конкретного языка, культуры. Поэтому национальный характер участвует в особом процессе социально-онтологического воспроизводства. Бытие людей, которое сохраняется через смену этнонационально выраженного существования поколений, входит в социум, а затем в нем «оформляется» через профессию, социальные роли, статусы, положение в социальной структуре. Поэтому в каждом индивиде сосуществуют два начала: этнонациональное и социальное.
- Осмысление русского национального характера в русской философии показывает его активную роль в развитии страны - как в плане ориентаций на будущее, так и в плане прошлого и настоящего («русская идея», российская история и др.). Поэтому рассмотрение национального характера в социальном - системно-функциональном «разрезе» является своеобразным развитием тех концепций, которые были сформулированы русскими философами, и в целом продолжает философское осмысление проблемы этнического в ее разных проявлениях.
- В современном российском обществе национальный характер выполняет, кроме общей функции интеграции национального и социального, различные более частные функции: способствует формированию идентичности различных уровней, складыванию общегражданской идеологии, самосознания общества. В этом проявляется его воздействие на социальные отношения и процессы, на общественное и личное сознание.
- В методологическом аспекте национальный характер обеспечивает решение ряда проблем в сфере социального управления, социальной работы, социализации и воспитания личности. Разработка этого направления имеет значение и для других социальных, культурных, государственно-стратегических аспектов: выявления специфики российской цивилизации, места и роли страны в современном процессе глобализации, в формировании содержания меж- и надэтнических отношений в российском обществе.
- Философское осмысление национального характера раскрывает особенности экзистенциально-ценностной составляющей в бытии российского общества и тем самым повышает уровень его жизнеспособности и устойчивости. Национальный характер можно понимать как способ выявления, «объективации» менталитета, его адаптации к конкретным социальным условиям через ценности и содержание культуры.
- В контексте освоения процесса глобализации проект самосовершенствования человека, заложенный в национальном характере, через достижение понимания в процессах социального партнерства и коммуникаций приобретает статус проекции будущего. В нем человек обретает идентичность, посредством национального характера снимает существующие сегодня границы социокультурного бытия и осваивает элементы всеобщности и абсолютности, приобретая вместе с тем свойства «человека мира». Так в национальном характере объективируются новые - планетарные социальные качества человека и человечества.
1.Моисеева Н.А. Национально-этнические детерминанты воспитательно-образовательных процессов в философии Л.Н.Толстого. – М.: МГСУ, 2000. 104 с. (7 п.л.)
2.Моисеева Н.А. Национально-этнические детерминанты учения о человеке, религии и обществе в философии Л.Н.Толстого. – М.: РГАЗУ, 2005. – 160 с. (10 п.л.)
3.Моисеева Н.А. Русский национальный характер в зеркале социальной онтологии. - Королев: «Издательский дом «Космос, 2007. - 240 с. (15 п.л.)
4.Моисеева Н.А. Национальный характер как вектор бытия социума. – М.: Изд-во РГАЗУ, 2012. – 300 с. (19 п.л.)
Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов исследования
1.Моисеева Н.А. Глобализация и «Русский вопрос» // Социологические исследования. №6. 2003. - С.13-21. (0,6 п.л.)
2.Моисеева Н.А., Сороковикова В.И Менталитет и национальный характер: О выборе метода исследования // Социологические исследования. №2. 2003г. - С.45-55. (0,6 п.л.; вклад автора 0,3 п.л.)
3.Моисеева Н.А. Национальная идея как субстанция бытия народа и ресурс будущего // Научно-практический журнал «Человеческий капитал». 2010. №10(22). С.275-279. (0,4 п.л.)
4.Моисеева Н.А. Взаимосвязь этнического и общественного как форма проявления национального характера, русского в том числе // Вестник Московского городского педагогического университета. - М.: МГПУ. №2 (4), 2011. – С.101-110. (0,7 п.л.)
5.Моисеева Н.А. Национальный характер как основа объективации жизненных ценностей русской национально-духовной культуры // Вопросы культурологии. № 5. 2011. - С. 18-23. (0,4 п.л.)
6.Моисеева Н.А. Самоосуществление нации как субъекта истории и национальная идея // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования». №2 (16), март-апрель, 2011. – С.196-199. (0,3 п.л.)
7.Моисеева Н.А. Понимание в социальных коммуникациях: роль национального характера // Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы ХХI века». №3. 2011. - С.61-64. (0,3 п.л.)
8.Моисеева Н.А. Современное Российское общество: формирование «Мы-идентичности» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. №1(13).- 2011. - С.106-111. (0,4 п.л.)
9.Моисеева Н.А. Гуманистический потенциал философии нации // Вестник Орловского гос.университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Федеральный научно-практический журнал // Вестник Орловского гос. университета. 2011. №4(18), июль-август. - С.197- 202. (0,4 п.л.)
10.Моисеева Н.А. Национальный характер как воля к бытию в зеркале идеологии. // Вопросы культурологии. 2011. № 7. - С. 75-80. (0,4 п.л.)
11.Моисеева Н.А. Философия нации и национального характера в контексте глобализации // Вопросы культурологии. 2011. №11. - С.4-11. (0,5 п.л.)
12.Моисеева Н.А. Национальный характер как вектор бытия социума // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования». №5 (19), сентябрь-октябрь, 2011.- С.228-231. (0,3 п.л.)
13.Моисеева Н.А. Социальная наука ХХ века в поисках моделей национального // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». №9 (63). 2011. - С.12-15. (0,3 п.л.)
14.Моисеева Н.А. Освоение логики национального характера в культурной (социальной) антропологии ХIХ-ХХ вв.» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования». № 6(20), ноябрь-декабрь, 2011. – С.214-217. (0,3 п.л.)
15.Моисеева Н.А. Эвристический смысл национальной идеи в перспективе самоопределения России // Известия Саратовского государственного университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 4. – С.23-27. (0,3 п.л.)
16.Моисеева Н.А. Идеология и национальный характер // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 1 (45). 2012.– С. 162-168. (0,5 п.л.)
17.Моисеева Н.А. Статус национального характера в пространстве социального взаимопонимания // Вестник Новосибирского государственного университета. № 1(40), 2012 г. Изд-во СО РАН. – С. 239-247. (0,6 п.л.)