2. Важнейшими характеристиками профессиональной мобильности, отражающими сущность его основных инвариантных аспектов, являются: статусная; социоструктурная; межпрофессиональная; образовательная; культурная. Каждая из них отображает отдельные компоненты профессиональной мобильности, которые в комплексе наиболее полно характеризуют названный феномен. Структурно-функциональные характеристики профессиональной мобильности объясняют поведение системы, ее динамику и статику.
3. Структура профессиональной мобильности представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой компонентов:
- мотивационного, включающего в себя систему мотивов, ценностей, интересов, идеалов, определяющих отношение личности к профессии, смене видов деятельности, изменениям в постоянно меняющемся профессиональном пространстве;
- когнитивно-компетентностного, представляющего собой комплекс знаний и умений самостоятельно осваивать различные виды профессиональных знаний; владение базовыми профессиональными компетенциями по ориентации на рынке труда в регионе, стране, мире; знаний и умений по самопрезентации личности на рынке труда;
- рефлексивно-оценочного, включающего в себя способность к рефлексии саморазвития в процессе профессионального обучения, осознание собственных возможностей к смене профессиональной деятельности, умения сопоставлять ситуацию на рынке труда и ситуацию, складывающуюся в ходе своей профессиональной деятельности;
- общеличностного, включающего в себя качества личности, определяющие общую способность к изменению своей жизнедеятельности (интеллектуальные способности, креативность, коммуникативные способности; психологическая устойчивость, физическое и психическое здоровье).
4. Профессиональная мобильность выпускников вузов во многом определяется региональными особенностями территории, на которой они проживают: социально-экономическими и социально-культурными. Социально-экономическая группа факторов включает в себя: географическое положение региона, учитывающее его климатические особенности, плотность населения, удаленность от столицы и крупнейших промышленных и научных центров страны; ведущие отрасли промышленности, присущие региону; наличие и ближайшие перспективы развития в регионе крупных научных центров и наукоемких производств; возрастной состав лиц с высшим образованием и их распределение по различным областям производства. Социально-культурная группа региональных особенностей организации формирования профессиональной мобильности у студентов связана с двумя важнейшими показателями, характерными для каждого региона: качество образования в региональной системе высших учебных заведений и региональная социально-культурная среда (или совокупность таких сред), в которой происходит формирование личности молодого специалиста. Социально-культурная группа включает в себя: наличие в регионе системы вузов различного профиля и качество образования в этих вузах; общее состояние социально-культурной среды региона; традиционная престижность различных профессий, характерная для региона; отношение различных этнических групп к выбору профессии и возможности ее смены.
5. Структурно-функциональная региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов включает следующие взаимосвязанные между собой компоненты: региональный социальный заказ на подготовку кадров, целевой (цель и задачи формирования профессиональной мобильности), содержательно-процессуальный (принципы, этапы, педагогические условия формирования профессиональной мобильности), технологический (организация учебной и научно-исследовательской деятельности, на базе ресурсов региональных предприятий и персонификация связей с ними, использование рефлексивных и развивающих технологий), мониторинговый (диагностика, прогнозирование и коррекция профессиональной мобильности студентов на основе рефлексии личностного потенциала и регионального рынка труда) оценочно-результативный (критерии, уровни и результаты сформированности профессиональной мобильности студентов).
6. Эффективность формирования основ профессиональной мобильности у студентов вузов в процессе их обучения зависит от соблюдения следующих педагогических условий:
- создание системы координации и социального партнерства вуза с инновационной образовательной средой региона и международного сотрудничества, включающей в себя: профессиональную ориентацию старшеклассников и абитуриентов, получение студентами разноуровневого и вариативного образования в высших учебных заведениях и послевузовское непрерывное образование, а также тесную связь вузов с профильными предприятиями и учреждениями региона;
- обеспечение диагностики исходного состояния, итоговых показателей и динамики формирования профессиональной мобильности у студентов с последующей ее коррекцией;
- профориентационное консультирование студентов в период обучения, в процессе проведения которого выявляются возможности и потенциал студентов к профессиональной деятельности в ситуации изменений;
- разработка и включение в программы профессионального обучения интегрированных спецкурсов, связанных с общим профилем конкретного учреждения высшего образования и включающих в себя основы юридических, экономических и психологических знаний вне зависимости от профиля вузов;
- организация психолого-педагогической поддержки студентов, направленной на развитие у них, во-первых, значимых для формирования профессиональной мобильности личностных психологических качеств и, во-вторых, на формирование коммуникативных умений и навыков;
- организация в вузах научно-практических исследований с участием студентов, направленных на выполнение конкретных заказов предприятий и организаций;
- внедрение в учебную программу вузов элементов опережающего образования с учетом профиля учреждения и определения наиболее перспективных направлений развития различных технологий;
- организация учебной практики студентов на предприятиях и организациях с целью знакомства студентов с технологическими процессами, используемыми в данной структуре, с конкретными социально-групповыми условиями работы молодых специалистов;
- предоставление студентам информации о наличии потенциальных рабочих мест в регионе по различным профессиям и специальностям, об условиях труда на разных предприятиях; обучение правилам использования и получения подобной информации;
- организация комплексных специализированных занятий физкультурой и спортом, направленных одновременно на формирование у студентов здорового образа жизни, на выработку у них физической и психологической устойчивости.
Практическая реализация этих условий в каждом отдельно взятом высшем учебном заведении связана с необходимостью учета ряда региональных факторов: возможности учебного заведения, наличие предприятий и организаций, в которых студенты будут проходить практику, географическое положение и региональную принадлежность города, в котором расположен вуз.
7. Реализация педагогических условий эффективного формирования профессиональной мобильности у студентов высшей школы в региональных вузах состоит из двух основных этапов:
- а) подготовительного, основанного на оценке реального состояния рынка труда в регионе, уровня профессиональной мобильности учащейся молодежи и молодых специалистов, определении основных проблем содержания образовательного процесса вуза, затрудняющих формирование профессиональной мобильности студентов;
- б) основного, связанного с изменениями в содержании образования в вузе, базирующимися на выявленных в работе педагогических условиях формирования профессиональной мобильности у студентов высшей школы. Реализация педагогических условий формирования профессиональной мобильности на практике имеет вариативный характер.
8. Ведущими тенденциями формирования профессиональной мобильности студентов в системе высшего образования являются: возрастание у студентов потенциальных возможностей занятия высокооплачиваемых рабочих мест по различным специальностям, что обусловлено общим успешным развитием и реконструктуризацией экономики нашей страны в последние годы, а также развитием науки и широким внедрением инновационных технологий; усиление роли вузов в целенаправленном формировании профессиональной мобильности своих студентов; расширение информационной базы о различных специальностях, возможностях их получения и условиях работы по этим специальностям в различных организациях и предприятиях; совершенствование профориентационной работы в вузах, включая работу с абитуриентами; внедрение в вузах интегрированных спецкурсов по различным областям знаний, связанных с формированием профессиональной мобильности студентов.
1.Мищенко, В.А. Профессиональная мобильность в России: история и современность [Текст]: монография / В.А. Мищенко. – Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр ЮГУ, 2010. – 122 с. (7,6 п.л.).
2.Мищенко, В.А. Формирование профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования [Текст]: монография / В.А. Мищенко. – Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2010. – 215 с. (13,43 п.л.).
3.Мищенко, В.А. Региональные особенности формирования профессиональной мобильности (на примере вузов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) [Текст]: монография / В.А. Мищенко. – Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2011. – 150 с. (9,38 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
4.Мищенко, В.А. Состояние и основные направления развития Югорского государственного университета [Текст] / Ю.И. Реутов, А.Р. Грошев, В.А. Мищенко // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 3 (36). – С. 85-95. (0,6 п.л., авторство не разделено).
5.Мищенко, В.А. Использование информационных технологий в повышении профессиональной мобильности молодежи [Текст] / В.А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 9. – С. 376-381. (0,5 п.л.).
6.Мищенко, В.А. К трактовке понятия «профессиональная мобильность» в современной научной литературе [Текст] / В.А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 15. – С. 75-81. (0,5 п.л.).
7.Мищенко, В.А. Роль здорового образа жизни в повышении профессиональной мобильности молодых специалистов [Текст] / В.А. Мищенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 1. – С. 64-67. (0,5 п.л.).
8.Мищенко, В.А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста [Текст] / В.А. Мищенко // Образование и наука. Известия УРО РАО. – 2009. – № 3 (60), 2009. – С. 35-42. (0,8 п.л.).
9.Мищенко, В.А. Интегративный подход к образованию как способ формирования профессиональной мобильности у выпускников вузов [Текст] / В.А. Мищенко // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 8. – С. 20-25. (0,5 п.л.).
10.Мищенко, В.А. Роль дополнительного профессионального образования в повышении профессиональной мобильности молодых специалистов [Текст] / В.А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 8. – С. 271-278. (0,5 п.л.).
11.Мищенко, В.А. Психологические и педагогические факторы формирования профессиональной мобильности у студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Вестник университета (Государственный университет управления) – 2009. – № 24. – С. 68-72. (0,5 п.л.).
12.Мищенко, В.А. Национальный менталитет, как особый фактор формирования профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 8. – С. 128-136. (0,5 п.л.).
13.Мищенко, В.А. Сущностные характеристики профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 9 (89). – С. 61-66. (0,5 п.л.).
14.Мищенко, В.А. Религиозные верования и профессиональная мобильность [Текст] / В.А. Мищенко // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. – 2010. – № 3 (18). – С. 7-13. (0,5 п.л.).
15.Мищенко, В.А. Развитие профессиональной мобильности в СССР в послевоенный период [Текст] / В.А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 9. – С. 202-209. (0,5 п.л.).
16.Мищенко, В.А. Влияние утомляемости учащихся на формирование профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко, М.В. Тимошкина // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 5 (30). – С. 71-73. (0,3 п.л., авторство не разделено).
17.Мищенко, В.А. Профессиональная мобильность выпускников вузов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югра) [Текст] / В.А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 231-236. (0,5 п.л.).
18.Мищенко, В.А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 2. – С. 40-43. (0,5 п.л.).
19.Мищенко, В.А. Роль принципов дидактической интеграции знаний в формировании профессиональной мобильности студентов в условиях гуманизации образования [Текст] / В.А. Мищенко // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 255-261. (0,5 п.л.).
20.Мищенко, В.А. О подходах к определению типологии профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко // Известия Самарского научного центра РАН.– 2011. – том 13, № 2(5). – С. 1109-1112. (0,5 п.л.).
21.Мищенко, В.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности у студентов вузов [Текст] / В.А. Мищенко, И.А. Тенюнина [и др.] // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 54-60. (0,5 п.л., авторство не разделено).
22. Мищенко, В.А. Теоретические аспекты формирования профессиональной мобильности студентов вузов на современном этапе реформирования высшего образования [Текст] / В.А. Мищенко, А.В. Черкасов // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 5. – С. 80-84. (0,5 п.л., авторство не разделено).
Учебно-методические пособия, методические рекомендации, целевые программы
23.Мищенко, В.А. Молодежь Югры (на 2006–2008 гг.) [Текст]: целевая программа / С.А. Гильманов, В.А. Мищенко, М.В. Тимошкина. – Ханты-Мансийск, 2005. – 71 с. (4,2 п.л., авторство не разделено).
24.Мищенко, В.А. Практика в школе: по специальностям «Родной язык и литература», «Филология», «Лингвистика и межкультурная коммуникация» [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.Г. Айварова, В.А. Мищенко. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2005. – 48 с. (3 п.л., авторство не разделено).
25.Мищенко, В.А. Технология выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной) по педагогике и психологии [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.Г. Айварова, Л.И. Еремеева, В.А. Мищенко. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2006. – 40 с. (2,5 п.л., авторство не разделено).
26.Мищенко, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учебно-метод. пособие / С.А. Зайкова, В.А. Мищенко, О.А. Чистякова. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2007. – 64 с. (4 п.л., авторство не разделено).
27.Мищенко, В.А. Развитие системы образования в городе Ханты-Мансийске на 2008-2011 годы [Текст]: программа / Н.Г. Айварова, С.А. Гильманов, В.А. Мищенко [и др.]. – Ханты-Мансийск, 2008. – 92 с. (5,4 п.л., авторство не разделено).
28.Мищенко, В.А. Окружной молодежный конкурс «Золотое будущее Югры» 2000-2008 гг. [Текст]: метод. рекомендации / В.А. Мищенко. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 39 с. (2,32 п.л.).
29.Мищенко, В.А. Положение молодежи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Текст] / С.А. Гильманов, В.А. Мищенко, М.В. Тимошкина // Ханты-Мансийск, 2005. – 446 с. (26,2 п.л., авторство не разделено).
30.Мищенко, В.А. Мониторинг удовлетворенности преподавателей деятельностью вуза [Текст] / Г.А. Вандышева, Т.Д. Карминская, В.А. Мищенко // Ханты-Мансийск, 2006. – 19 с. (1,25 п.л., авторство не разделено).
31.Мищенко, В.А. Мониторинг удовлетворенности студентов образовательным процессом [Текст] / А.С. Вартанян, Т.Д. Карминская, В.А. Мищенко // Ханты-Мансийск, 2006. – 219 с. (13,75 п.л., авторство не разделено).
32.Мищенко, В.А. Проведение исследования и разработка предложений по повышению профессиональной мобильности на рынке труда [Текст] / М.В. Барбашова, Т.Д. Карминская, В.А. Мищенко // Ханты-Мансийск, 2007. – 102 с. (4,3 п.л., авторство не разделено).
33.Мищенко, В.А. Профориентационное тестирование старшеклассников города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района [Текст] / Д.В. Борисов-Федосов, С.А. Зайкова, В.А. Мищенко // Ханты-Мансийск, 2007. – 61 с. (3,6 п.л., авторство не разделено).
34.Мищенко, В.А. Научно-методическое обеспечение прогнозирования и развития образования в условиях формирования инновационной научно-образовательной среды субъекта Федерации и построения адаптивных моделей управления в сфере образования [Текст] / В.А. Мищенко, Д.О. Тей [и др.] // Ханты-Мансийск, 2010. – 197 с. (11,59 п.л., авторство не разделено).
Научные статьи и материалы конференций
35.Мищенко, В.А. Представление о педагогическом процессе как целостном явлении в педагогике конца XIX – начала XX вв. [Текст] / В.А. Мищенко, Е.А. Мищенко // Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы: материалы межвуз. науч. конф. (27–29 1 нояб. 2001 г.). – Смоленск: СГПУ, 2001. – 420., С. 102-111. (0,7 п.л., авторство не разделено).
36.Мищенко, В.А. Некоторые аспекты социальной активности образования в педагогической мысли России в конце XIX–начале ХХ вв. [Текст] / В.А. Мищенко // Социальная активность образования в Ханты-Мансийском автономном округе: материалы окр. научно-практич. конф. 30– 31 января 2004 года / Югорский гос. ун-т. – Ханты-Мансийск, 2004. – 264 с., С. 81-97. (1,1 п.л.).
37.Мищенко, В.А. Итоги социологического исследования положения молодежи в автономном округе [Текст] / В.А. Мищенко // Информационное общество и молодежь: материалы межрегион. научно-практич. конф. – Ханты-Мансийск, 2005. – 109 с., С. 30-52. (1,3 п.л.).
38.Мищенко, В. А. Педагогическое образование и основные принципы структурирования его содержания [Текст] / В.А. Мищенко // Образование, наука и техника: XXI век: сб. науч. ст. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2005. – Вып. 3. – 171 с., С. 6-9. (0,5 п.л.).
39.Мищенко, В.А. Индивидуальный стиль деятельности будущего учителя как условие формирования его профессиональной компетентности [Текст] / В.А. Мищенко // Современные подходы к подготовке учителя в высшей школе: материалы международ. научно-практич. конф. – Мозырь: УО МГПУ, 6–7 апреля, 2006. – 300 с., С. 234-236. (0,2 п.л.).
40.Мищенко, В.А. Роль самостоятельных занятий физической культурой в формировании личности студентов [Текст] / В.А. Мищенко, С.П. Довгаль // Вестник Югорского государственного университета. – Ханты-Мансийск. – 2006. – № 5. – 131 с., С. 98-101. (0,3 п.л., авторство не разделено).
41.Мищенко, В.А. Изучение профессиональной пригодности студентов к осуществлению педагогической деятельности [Текст] / В.А. Мищенко, Н.Н. Кучина, Е.В. Мартюшева // Клиническая психология и психотерапия: парадигмы, концепции, инструментарий в контексте актуальных проблем развития психологии в информационном обществе: тез. конф., приуроченной 10-летию факультета психологии Сургутского гос. унта / под ред.: И.П. Греховой, М.В. Самойловой. – Сургут: Дефис, 2006. – 134 с., С. 115-117. (0,2 п.л., авторство не разделено).
42.Мищенко, В.А. Проблема компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров [Текст] / В.А. Мищенко, Л.И. Еремеева // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: материалы I Всерос. педагогического конгресса (19–21 декабря 2007 г., Москва, МАНПО): в 4 ч. – М.: МАНПО, 2007. – Ч. 4. – 738 с., С. 372-377. (0,3 п.л., авторство не разделено).
43.Мищенко, В.А. Использование информационных технологий в профориентационной деятельности как эффективное условие повышение профессиональной мобильности молодежи [Текст] / В.А. Мищенко, Д.В. Борисов-Федосов // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. научно-практ. конф., Екатеринбург, 26–28 февраля 2008 г.: в 2 ч // Рос. гос. проф-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – Ч. 2. – 288 с., С. 234-237. (0,3 п.л., авторство не разделено).
44.Мищенко, В.А. Здоровый образ жизни как одно из условий формирования профессиональной мобильности студентов [Текст] / В.А. Мищенко, С.П. Довгаль // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы международ. научно-практич. конф. 24–25 апреля 2008 года / [отв. ред. И.Ф. Бережная]; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. – Часть 2. – 330 с., С. 172-175. (0,3 п.л., авторство не разделено).
45.Мищенко, В.А. Профориентация как средство формирования профессиональной мобильности у абитуриентов и студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Профориентация и психологическая поддержка: материалы IV Всерос. научно-практич. конф. / Томский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения. – Томск, 2008. – 218 с., С. 170-175. (0,3 п.л.).
46.Мищенко, В.А. Физическая культура и здоровый образ жизни как факторы формирования профессиональной мобильности студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры: материалы Всерос. научно-практич. конф. – Москва, МАНПО, 2008. – 212 с., С. 75-79. (0,3 п.л.).
47.Мищенко, В.А. Влияние профориентации на профессиональную мобильность учащейся молодежи [Текст] / В.А. Мищенко // Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования. – Ханты-Мансийск, 24-25 апреля, 2008 г.: материалы I город. научно-практич. конф.: в 2 т. / науч. ред. А.В. Ефремов. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2008. – Т. 1. – 300 с, С. 42-49. (0,5 п.л.).
48.Мищенко, В.А. Факторы формирования профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования [Текст] / В.А. Мищенко // Вестник Югорского государственного университета. – 2008. – № 4 (11). – С. 59-63. (0,5 п.л.).
49.Мищенко, В.А. Региональные особенности формирования профессиональной мобильности студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы V международ. научно-практич. конф. (18–21 февраля 2009 г.) / под науч. ред. Е.В. Андриенко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – Ч. 2. – 478 с., С. 458-465. (0,5 п.л.).
50.Мищенко, В.А. Профессиональная мобильность как качество молодого специалиста [Текст] / В.А. Мищенко // «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров…»: посвященной юбилею М.К. Вагатовой (Волдиной): материалы научно-практич. конф. с международ. участием, (23 января 2007 года) / Югорский гос. ун-т, Институт языка, истории и культуры народов Югры. – Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2009. – 517 с., С. 494-509. (0,9 п.л.).
51.Мищенко, В. А. Использование информационных технологий в процессе формирования профессиональной мобильности у студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Информационные технологии в науке, экономике и образовании: материалы Всерос. науч. конф. 16–17 апреля 2009 года: в 2 ч. / под ред. О.Б. Кудряшовой; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2009. – Ч. 2 – 181 с., С. 25-27. (0,1 п.л.).
52.Мищенко, В.А. Формирование профессиональной мобильности студентов в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в гуманитарном вузе [Текст] / В.А. Мищенко // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы II международ. научно-практич. конф., 22–23 апреля 2009 года. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 554 с., С. 321-325. (0,4 п.л.).
53.Мищенко, В.А. Профессиональная мобильность как актуальная проблема подготовки профессионалов XXI века [Текст] / В.А. Мищенко // Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования (Ханты-Мансийск, 23–24 апреля, 2009 г.): материалы второй городской научно-практической конференции: в 2 т.; в 3 ч. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009. – 320 с. – Т. 1; Ч. 1 С. 48-65. (1 п.л.).
54.Мищенко, В.А. Региональные аспекты формирования профессиональной мобильности у студентов и молодых специалистов [Текст] / В.А. Мищенко // «Обучение в течение всей жизни» – «Life Long Learning» как перспектива трансформации университетского образования: материалы международ. научно-практич. конф., 12–14 мая 2009 г. – Екатеринбург: УрФО, 2009. – 324 с., С. 80-85. (0,4 п.л.).
55.Мищенко, В. А. Формирование профессиональной мобильности в структуре инновационной образовательной среды [Текст] / В.А. Мищенко // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: сб. материалов международ. научно-практич. конф. (14–16 мая 2009 г.): в 2 ч. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – Ч. I. – 298 с., С. 188-194. (0,5 п.л.).
56.Мищенко, В.А. Самообразовательная деятельность студентов как фактор повышения их профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко // Эффективно ли руководство самообразовательной деятельностью студентов, аспирантов и преподавателей в современных условиях профессиональной подготовки кадров?: материалы Всерос. научно-практич. конф. / под ред. док. педагог. наук, проф. В.А. Толкачева. Москва, 4 июля 2009 г. – М.: Изд-во СГА, 2009. – 388 с., С. 247-255. (0,5 п.л.).
57.Мищенко, В.А. Региональные аспекты формирования профессиональной мобильности у выпускников вузов [Текст] / В.А. Мищенко // Молодежь и наука: проблемы современного образования: сб. ст. Всерос. научно-практич. очно-заочной конф.: в 3 ч. / под общ. ред. В.В. Кадакина; Мордов. гос. педагог. ин-т. – Саранск, 2009. – Ч. 1. – 333 с., С. 196-200. (0,3 п.л.).
58.Мищенко, В.А. Формирование здорового образа жизни у студентов как одна из форм повышения их профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко // Образование и культура в развитии современного общества: материалы международ. научно-практич. конф. Часть II – Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009. – 696 с., С. 564-567. (0,3 п.л.).
59.Мищенко, В.А. Формирование профессиональной мобильности специалистов в процессе послевузовского повышения квалификации [Текст] / В.А. Мищенко // Проблемы многоуровневого образования: материалы XIII международ. научно-методич. конф.: межвуз. темат. сб. / Нижегород. гос. архитектурно-строительный ун-т; отв. ред. В.Н. Бобылев. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2009. – 345 с., С. 121-122. (0,1 п.л.).
60.Мищенко, В.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной мобильности студентов педагогических вузов [Текст] / В.А. Мищенко // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы международ. научно-практич. конф., посвящ. памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластенина. Москва, МПГУ, 16–17 сент. 2010 г.: в 2 ч. – М.: МАНПО, – Ч. 1. – 2010. – 771 с., С. 584-588. (0,3 п.л.).
61.Мищенко, В.А. Формирование профессиональной мобильности у студентов [Текст] / В.А. Мищенко // В мире научных открытий. – 2010. – № 4 (10). – Часть 18. – С. 123-124. (0,3 п.л.).
62.Мищенко, В.А. Гуманизация образования в вузах и формирование профессиональной мобильности у студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. (Ханты-Мансийск, 28 октября 2010 г.) – Ханты-Мансийск: АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2010. – 456 с., С. 57-62. (0,5 п.л.).
63.Мищенко, В.А. Нравственное воспитание как способ формирования профессиональной мобильности [Текст] / В.А. Мищенко // Совершенствование системы воспитания в вузе: проблемы и перспективы / отв. ред. О.Ф. Кукуева. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. – 176 с., С. 31-35. (0,3 п.л.).
64.Мищенко, В.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы 2 международ. научно-практич. конф., посвящ. памяти выдающ. Рос. ученого-педагога В.А. Сластенина: 22-23 сентября 2011, Москва. В 2-х ч. Ч. 1 - М.: МАНПО, 2011., С. 294-297. (0,3 п.л.).
65.Мищенко, В.А. Формирование профессиональной мобильности студентов как одна из важных задач современного высшего образования [Текст] / В.А. Мищенко // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: материалы XXI Всерос. науч. конф. / под научн. ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий,
2011. – 512 с., С. 283-286. (0,2 п.л.).
66.Мищенко, В.А. Профессиональная мобильность как условие успешного профессионального роста [Текст] / В.А. Мищенко, И.А. Тенюнина // Психология в северном регионе: практика, проблемы, перспективы» (приурочена к 15-летию факультета психологии СурГУ): материалы Межвузовской научно-практической конференции. 11 ноября 2011 года / под ред. И.П. Греховой. – Сургут: СурГУ, 2011. – 234 с., С. 123-127. (0,3 п.л., авторство не разделено).
67.Мищенко, В.А. Инновационные подходы к высшему образованию как средство формирования профессиональной мобильности у студентов [Текст] / В.А. Мищенко // Актуальные проблемы технологического образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы ІІ Междунар. заочной науч.-практ. конф., Мозырь, 25-26 нояб. 2011 г. / редкол.: В.Н. Навныко (отв. ред.) [и др.]; УО МГПУ им. И.П. Шамякина. – Мозырь, 2012. – 301 с., С. 178-181. (0,3 п.л.).