- Теоретико-методологическим основанием здоровьеориентированной концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста в ДОУ является интеграция антропологического (медико-биологический аспект) - (общенаучный уровень), парадигмального (конкретно научный уровень), дименсионального (методико-технологический уровень) подходов, обеспечивающих ее методологическую многоуровневость и иерархический характер за счет структурной взаимосвязи и концептуального единства.
- Инструментальное выражение здоровьеориентированной концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста представлено: а) закономерностями развития педагогического управления физкультурным образованием, выявленными в результате анализа содержания и структуры физкультурного образования дошкольников; б) системой педагогических принципов, содержащей три подсистемы, отражающие фундаментальные представления и идеи теории и методики образовательного процесса в ДОУ, теории и методики физкультурного образования, идеи педагогического управления физкультурным образованием в ДОУ; в) функциями педагогического управления физкультурным образованием дошкольников: мотивационно-целевой, планово-аналитической, организационно-исполнительской, межличностного взаимодействия, здоровьефор-мирующей и контрольно-регулятивной функцией. Центральной при этом является здоровье формирующая функция, реализуемая во фронтальном режиме в период пребывания детей в ДОУ, так и в условиях семьи, конечным «продуктом» которой является здоровый ребенок.
- Основополагающий замысел концепции заключается в разработке здо-ровьеориентированной модели педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста, адаптированной к эффективному использованию, в условиях динамично развивающегося образовательного процесса в ДОУ. Модель включает: целевой, структурный, содержательный, организационно-исполнительный и итогово-результативный компоненты. Модель базируется на дидактических закономерностях и принципах теории и методики физического воспитания детей, предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимосвязей всех компонентов, входящих в ее структуру и изменение их функций при совершенствовании этой модели. Модель предполагает поэтапную структуру реализации взаимосвязанных педагогических управленческих действий, включающей: организационно-подготовительный, процессуально-методический, контрольно-оценочный, аналитико-результативный и коррекционный этапы, что позволяет оперативно осуществлять обратную связь и вносить коррективы в образовательный процесс организационного, содержательного или процессуального характера. Особенностью модели является ее циклическая воспроизводимость и технологическая универсальность, позволяющая результативно использовать данную модель при реализации разнообразных образовательных стратегий физкультурного образования детей.
- Процесс реализации здоровьеориентированной модели педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста обеспечен разработкой комплекса организационно-педагогических условий, который учитывает социальный заказ общества на воспитание здорового, физически развитого ребенка, ориентированного на здоровый образ жизни, подготовленного к переходу в школьный период детства. К ним мы относим:
- содержательные условия: актуализация мотивационно-целевых установок у ведущих субъектов педагогического управления к достижению эффективного результата физкультурного образования детей дошкольного возраста; интеграция, дифференциацию и индивидуализацию деятельности ведущих субъектов педагогического управления по реализации программно-методического обеспечения физкультурного образования детей дошкольного возраста;
- процессуально-технологические условия: партисипативное взаимодействие ведущих субъектов педагогического управления (педагогический персонал ДОУ, родители, дети) по формированию здоровьеориентированной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ и семье и достижению эффективного результата физкультурного образования детей дошкольного возраста; разработка и реализация доступной и мобильной системы мониторинга по оценке результатов физкультурного образования детей дошкольного возраста и качества исполнения ролевых функций ведущими субъектами педагогического управления образовательным процессом.
1.Макаренко, В.Г. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект: монография / Е.Ю. Никитина, В.Г. Макаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 240 с. (13,95 / 7 п.л.).
2.Макаренко, В.Г. Профессионально-ориентированная подготовка студентов физкультурных специальностей вуза как фактор формирования здоровьесбере-гающей среды в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Макаренко // Педагогика высшей школы: траектории развития: кол. монография / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – С.164-177. (9,82 / 0,9 п.л.).
3.Макаренко, В.Г. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры в организации внеурочной деятельности / Л.М. Кравцова, В.Г. Макаренко, Т.А. Михайлова, С.А. Осинцев [Текст]: Монография. Челябинск: Изд. ЗАО «Цицеро», 2011. – 158с. (9,82 / 2,5 п.л.).
4.Макаренко, В.Г. Парадигмально-концептуальный подход в теории и практике образования на этапе постиндустриального общества / В.Г. Макаренко // Модернизация современного образования на основе духовно-личностной парадигмы (аспект оптимизации образовательного процесса): Кол. монография / под ред. Черкасова В.А. – Челябинск: изд-во «Образование», 2005. – С.269-274. (8,69 / 0,2 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных изданиях
5.Макаренко, В.Г. Теоретико-методологические подходы к педагогическому управлению физкультурным образованием детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. - №12. – Ч. II. - С. 242-251. (0,6 п.л.).
6.Макаренко, В.Г. Комплекс педагогических условий эффективного управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Макаренко, В.В. Базелюк // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. - № 1. - С. 32-40. (0,5 / 0,25 п.л.).
7.Макаренко, В.Г. Медико-биологический подход как общенаучная основа педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - №4 (23), II часть. – С.142-143 (0,3 п.л.).
8.Макаренко, В.Г. Функции педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - №12. – С.205-214 (0,8 п.л.).
9.Макаренко, В.Г. Социально-исторические предпосылки формирования концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. - №4. – С.121-133 (0,6 п.л.).
10.Макаренко, В.Г. История развития проблемы физического воспитания: донаучный период / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. - №3. – С.115-127 (0,6 п.л.).
11.Макаренко, В.Г. Технологические аспекты проектирования целевого компонента модели педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко, Е.Ю. Никитина // Фундаментальные науки. – 2011. - № 8. – Ч. III. – С. 549-552. (0,4 п.л.).
12.Макаренко, В.Г. Особенности формирования нравственной культуры личности в процессе физкультурного образования / В.Г. Макаренко // Вестник Че-ляб. гос. пед. ун-та. – 2007. - №1. – С.32-42 (0,6 / 0,3 п.л.).
13.Макаренко, В.Г. Конфликтологическая подготовка в системе формирования профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту / В.Г. Макаренко // Теория и практика физической культуры. – 2007. - №10. – С.20-22 (0,5 п.л.).
14.Макаренко, В.Г., Построение концепции образования в современном учебном заведении / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та, серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. – 2005. - №11. – С. 18-27 (0,6/0,6 п.ч.).
15.Макаренко, В.Г. Содержание и структура физической культуры личности младшего школьника / В.Г. Макаренко, А.Ю. Горбунов // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2009. - №10. – С.51-59 (0,5 / 0,25 п.л.).
16.Макаренко, В.Г. В будущее смотрим с оптимизмом / В.Г. Макаренко // Теория и практика физической культуры. – 2002. - №10. – С. 2-5 (0,75 / 0,75 п.л.).
17.Макаренко, В.Г. Модель педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Начальная школа плюс, до и после. – 2011. - №9. – С.72-77 (0,4 п.л.).
18.Макаренко В.Г. Структурно-содержательная характеристика базовых компонентов модели педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Начальная школа плюс, до и после. – 2012. - № 4. - С. 54-60. (0,3 п.л.).
19.Макаренко, В.Г. Структурно-содержательная модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации физкультурного образования детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Профессиональное образование: теория, практика, инновации. – 2010. - №2 (02) октябрь 2010. – С.69-74 (0,75 / 0,75 п.л.).
20. Макаренко, В.Г. Компонент целеполагания как основа построения моде ли педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2011. - №1. – С.104-109 (0,3 / 0,3 п.л.).
Учебные пособия, методические рекомендации
21.Макаренко, В.Г. Основы социологии физкультуры и спорта: учебное пособие / В.Г. Макаренко, Г.Н. Порубов: Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1995. – 160с. (9,33 / 4,0 пл).
22.Макаренко, В.Г. Физическое воспитание как средство укрепления здоровья будущего гражданина / В.Г. Макаренко // Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения: Учебное пособие / под ред. А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. – Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 2003. – С. 266-298 (29,33 / 2 п.л.).
23.Макаренко, В.Г. Педагогическое мастерство преподавателя: курс лекций / В.Г. Макаренко, В.А. Черкасов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. – 341с. (13,6 / 6,6 п.л.).
24.Макаренко, В.Г. Теория и практика формирования здорового образа жизни у детей и подростков средствами физической культуры / В.Г. Макаренко // Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: научно-попул. изд.: в 6 т./ под общ. ред. А.Ф. Аменда. – Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – Т. 1: Образование сегодня – путь к развитию личности учащегося и общества. – С. 507-527 (26,2 / 1,5 п.л.).
25.Макаренко, В.Г. Учебно-методический комплекс: Педагогическое физ-культурно-спортивное совершенствование: Учебная и рабочие программы и методические материалы к ним / В.Г. Макаренко. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – 44 с. (2,2 / 2,2 п.л.).
Статьи в сборниках и материалах конференций
26.Макаренко, В.Г. Основные направления и условия эффективной реализации стратегии непрерывного физкультурного образования детей и подростков / В.Г. Макаренко // Материалы Международного конгресса, Челябинск, 5-6 октября 2010г. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2012. – С.48-51. (0,25 / 0,25 п.л.)
27.Макаренко, В.Г. Интеграция, дифференциация и индивидуализация как условие деятельности ведущих субъектов эффективного управления физкультурным образованием дошкольников // материалы Международной научно-практической конференции «Алдамжаровские чтения - 2011», посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан 9.10 декабря 2011г. г.Костанай: КСТУ имени академика З. Алдамжар, 2011. – С.276-281 (0,3 / 0,3 п.л.)
28.Макаренко, В.Г. Организационные аспекты педагогического управления физкультурным образованием дошкольников / В.Г. Макаренко // материалы X Международной научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения», 18-19 ноября 2011 года, г. Сургут, в 2т. / под ред. С.И. Логинова, Сургут. гос. ун-т. ХМАО – Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. – С.121-122 (0,3 / 0,3 п.л.)
29.Макаренко, В.Г. Исторические аспекты развития физкультурного образования детей дошкольного возраста в новейшей истории России (XX-начало XXI вв.) / В.Г. Макаренко // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта: в 3 ч. / под ред. Е.В. Быкова, В.Д. Иванова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – Ч.I – С.193-197. (0,3 / 0,3 п.л.)
30.Макаренко, В.Г. Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи по формированию здоровьеориентированной жизнедеятельности ребенка / В.Г. Макаренко // материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ» Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. – С.155-159 (0,3 / 0,3 п.л.)
31.Макаренко, В.Г. Концептуально-парадигмальный подход к исследованию педагогических явлений и процессов / В.Г. Макаренко // Проблемы сущности человека и типа личности: материалы V региональной межвузовской конференции 9 марта 2005г. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – С.25-34. (0,6 / 0,2 п.л.)
32.Макаренко, В.Г. Теоретико-методологические основания реализации принципа оптимизации в концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников / В.Г. Макаренко // Материалы международной научно-практ. конф. «Алдамжаровские чтения - 2010» 10-11 декабря 2010г. – Костанай: КСТУ им. Академика З. Алдамжар. – 210. – С.28-32. (0,33 / 0,33 п.л.)
33.Макаренко, В.Г. Компонентная структура модели педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития массовой физической культуры», 14-15 мая 2010 год, Тюмень: Тюменский ГУ. – 2010. – С.123-126 (0,2 / 0,2 п.л.)
34.Макаренко, В.Г. Практика формирования мотивации к осуществлению физкультурного образования дошкольников у ведущих субъектов образовательного процесса / В.Г. Макаренко // Здоровье для всех: Материалы II Междунар. научно-практич. конф., 20-22 мая 2019г. Пинск, Беларусь: Полесский ГУ, 2010. – Ч.2 – С. 188-193 (0,3 / 0,3 п.л.)
35.Макаренко, В.Г. Системный мониторинг как условие эффективного управления физкультурным образованием детей в условиях ДОУ / В.Г. Макаренко // Методология педагогики: Аксиологический подход, ценностно-смысловые аспекты постижения и реализации образования: Сборник научных статей [Текст] / Отв. ред. А.Н. Звягин. – Москва – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2011. – С. 151-157 (0,35 / 0,35 п.л.)
36.Макаренко, В.Г. Понятийно-категориальный аппарат в системе физкультурного образования детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов [Текст] / под ред. О.Р. Шеффер: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. 17-18 мая 2010г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – Ч.2. – С.25-29 (0,3 / 0,3 п.л.)
37.Макаренко, В.Г. Этапы педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XVI Международной научно-практич. конф.: в 2-х частях. Часть 2 / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С.306-310 (0,3 / 0,3 п.л.)
38.Макаренко, В.Г. Методологические основы управления становлением и развитием здорового образа жизни субъектов образования / В.Г. Макаренко // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы [Текст]: научно-методический сборник статей. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. – С.24-26 (0,25 / 0,25 п.л.)
39.Макаренко, В.Г. Культура и образование личности / В.Г. Макаренко // Спорт и личность: материалы международной научно-практ. конф (24-25 сентября 1999г.) г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во УралГАФК, 1999. – С.128-130 (0,2/0,2 п.л.)
40.Макаренко, В.Г. Социологическое исследование путей оптимизации физического воспитания дошкольников / В.Г. Макаренко // Актуальные проблемы физической культуры населения: материалы республиканской науч.-практ. конф. 11-13 мая 1992 г. – Караганда, 1992. – С.60-62 (0,2 / 0,2 п.л.)
41.Макаренко, В.Г. Использование метода экспертных оценок для разработки модельных характеристик / В.Г. Макаренко // Моделирование в спорте: сборник статей. – Алматы, 1988. – С.34-38 (0,3 / 0,3 п.л.)
42.Макаренко, В.Г. Воспитание здорового ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе единства физической культуры и валео-логического образования / В.Г. Макаренко, О.В. Окулич // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы II меж-дунар. конф. – Челябинск, Т.2. - 2008. – С.327-331 (0,3 / 0,15 п.л.)
43.Макаренко, В.Г. Ценностные аспекты физической культуры в системе физкультурного образования детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Методология педагогики: Аксиологический подход, ценностно-смысловые аспекты постижения и реализации образования: сборник научных статей [Текст] / отв. ред. А.Н. Звягин. – Москва-Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – С.176-182 (0,35 / 0,35 п.л.)
44.Макаренко, В.Г. Сущность понятия «физкультурное образование» как предпосылка концепции педагогического управления учебно-воспитательным процессом в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Макаренко // Интеграция физкультурного движения в социокультурном пространстве. Всероссийская научно-практ. конф., Оренбург, 25-27 окт. 2010г.: сб. статей / ред. колл: С.С. Коровин, П.П. Тиссен, Н.В. Сократов; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т, Ин-т физической культуры и спорта; Мин-во молодежной политики, спорта и туризма Оренб. обл; Мин-во образования Оренб. обл. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – С.79-81 (0,35 / 0,35 п.л.)