Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Теоретико-методологическим основанием здоровьеориентированной концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста в ДОУ является интеграция антропологического (медико-биологический аспект) - (общенаучный уровень), парадигмального (конкретно научный уровень), дименсионального (методико-технологический уровень) подходов, обеспечивающих ее методологическую многоуровневость и иерархический характер за счет структурной взаимосвязи и концептуального единства.
  2. Инструментальное выражение здоровьеориентированной концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста представлено: а) закономерностями развития педагогического управления физкультурным образованием, выявленными в результате анализа содержания и структуры физкультурного образования дошкольников; б) системой педагогических принципов, содержащей три подсистемы, отражающие фундаментальные представления и идеи теории и методики образовательного процесса в ДОУ, теории и методики физкультурного образования, идеи педагогического управления физкультурным образованием в ДОУ; в) функциями педагогического управления физкультурным образованием дошкольников: мотивационно-целевой, планово-аналитической, организационно-исполнительской, межличностного взаимодействия, здоровьефор-мирующей и контрольно-регулятивной функцией. Центральной при этом является здоровье формирующая функция, реализуемая во фронтальном режиме в период пребывания детей в ДОУ, так и в условиях семьи, конечным «продуктом» которой является здоровый ребенок.
  3. Основополагающий замысел концепции заключается в разработке здо-ровьеориентированной модели педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста, адаптированной к эффективному использованию, в условиях динамично развивающегося образовательного процесса в ДОУ. Модель включает: целевой, структурный, содержательный, организационно-исполнительный и итогово-результативный компоненты. Модель базируется на дидактических закономерностях и принципах теории и методики физического воспитания детей, предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимосвязей всех компонентов, входящих в ее структуру и изменение их функций при совершенствовании этой модели. Модель предполагает поэтапную структуру реализации взаимосвязанных педагогических управленческих действий, включающей: организационно-подготовительный, процессуально-методический, контрольно-оценочный, аналитико-результативный и коррекционный этапы, что позволяет оперативно осуществлять обратную связь и вносить коррективы в образовательный процесс организационного, содержательного или процессуального характера. Особенностью модели является ее циклическая воспроизводимость и технологическая универсальность, позволяющая результативно использовать данную модель при реализации разнообразных образовательных стратегий физкультурного образования детей.
  4. Процесс реализации здоровьеориентированной модели педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста обеспечен разработкой комплекса организационно-педагогических условий, который учитывает социальный заказ общества на воспитание здорового, физически развитого ребенка, ориентированного на здоровый образ жизни, подготовленного к переходу в школьный период детства. К ним мы относим:
    • содержательные условия: актуализация мотивационно-целевых установок у ведущих субъектов педагогического управления к достижению эффективного результата физкультурного образования детей дошкольного возраста; интеграция, дифференциацию и индивидуализацию деятельности ведущих субъектов педагогического управления по реализации программно-методического обеспечения физкультурного образования детей дошкольного возраста;
    • процессуально-технологические условия: партисипативное взаимодействие ведущих субъектов педагогического управления (педагогический персонал ДОУ, родители, дети) по формированию здоровьеориентированной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ и семье и достижению эффективного результата физкультурного образования детей дошкольного возраста; разработка и реализация доступной и мобильной системы мониторинга по оценке результатов физкультурного образования детей дошкольного возраста и качества исполнения ролевых функций ведущими субъектами педагогического управления образовательным процессом.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Макаренко, В.Г. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект: монография / Е.Ю. Никитина, В.Г. Макаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 240 с. (13,95 / 7 п.л.).

2.Макаренко, В.Г. Профессионально-ориентированная подготовка студентов физкультурных специальностей вуза как фактор формирования здоровьесбере-гающей среды в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Макаренко // Педагогика высшей школы: траектории развития: кол. монография / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – С.164-177. (9,82 / 0,9 п.л.).

3.Макаренко, В.Г. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры в организации внеурочной деятельности / Л.М. Кравцова, В.Г. Макаренко, Т.А. Михайлова, С.А. Осинцев [Текст]: Монография. Челябинск: Изд. ЗАО «Цицеро», 2011. – 158с. (9,82 / 2,5 п.л.).

4.Макаренко, В.Г. Парадигмально-концептуальный подход в теории и практике образования на этапе постиндустриального общества / В.Г. Макаренко // Модернизация современного образования на основе духовно-личностной парадигмы (аспект оптимизации образовательного процесса): Кол. монография / под ред. Черкасова В.А. – Челябинск: изд-во «Образование», 2005. – С.269-274. (8,69 / 0,2 п.л.).

Статьи в рецензируемых научных изданиях

5.Макаренко, В.Г. Теоретико-методологические подходы к педагогическому управлению физкультурным образованием детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2011. - №12. – Ч. II. - С. 242-251. (0,6 п.л.).

6.Макаренко, В.Г. Комплекс педагогических условий эффективного управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Макаренко, В.В. Базелюк // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. - № 1. - С. 32-40. (0,5 / 0,25 п.л.).

7.Макаренко, В.Г. Медико-биологический подход как общенаучная основа педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - №4 (23), II часть. – С.142-143 (0,3 п.л.).

8.Макаренко, В.Г. Функции педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - №12. – С.205-214 (0,8 п.л.).

9.Макаренко, В.Г. Социально-исторические предпосылки формирования концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. - №4. – С.121-133 (0,6 п.л.).

10.Макаренко, В.Г. История развития проблемы физического воспитания: донаучный период / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2010. - №3. – С.115-127 (0,6 п.л.).

11.Макаренко, В.Г. Технологические аспекты проектирования целевого компонента модели педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко, Е.Ю. Никитина // Фундаментальные науки. – 2011. - № 8. – Ч. III. – С. 549-552. (0,4 п.л.).

12.Макаренко, В.Г. Особенности формирования нравственной культуры личности в процессе физкультурного образования / В.Г. Макаренко // Вестник Че-ляб. гос. пед. ун-та. – 2007. - №1. – С.32-42 (0,6 / 0,3 п.л.).

13.Макаренко, В.Г. Конфликтологическая подготовка в системе формирования профессиональных компетенций педагога по физической культуре и спорту / В.Г. Макаренко // Теория и практика физической культуры. – 2007. - №10. – С.20-22 (0,5 п.л.).

14.Макаренко, В.Г., Построение концепции образования в современном учебном заведении / В.Г. Макаренко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та, серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. – 2005. - №11. – С. 18-27 (0,6/0,6 п.ч.).

15.Макаренко, В.Г. Содержание и структура физической культуры личности младшего школьника / В.Г. Макаренко, А.Ю. Горбунов // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2009. - №10. – С.51-59 (0,5 / 0,25 п.л.).

16.Макаренко, В.Г. В будущее смотрим с оптимизмом / В.Г. Макаренко // Теория и практика физической культуры. – 2002. - №10. – С. 2-5 (0,75 / 0,75 п.л.).

17.Макаренко, В.Г. Модель педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Начальная школа плюс, до и после. – 2011. - №9. – С.72-77 (0,4 п.л.).

18.Макаренко В.Г. Структурно-содержательная характеристика базовых компонентов модели педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Начальная школа плюс, до и после. – 2012. - № 4. - С. 54-60. (0,3 п.л.).

19.Макаренко, В.Г. Структурно-содержательная модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации физкультурного образования детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Профессиональное образование: теория, практика, инновации. – 2010. - №2 (02) октябрь 2010. – С.69-74 (0,75 / 0,75 п.л.).

20. Макаренко, В.Г. Компонент целеполагания как основа построения моде ли педагогического управления физкультурным образованием старших дошкольников / В.Г. Макаренко // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2011. - №1. – С.104-109 (0,3 / 0,3 п.л.).

Учебные пособия, методические рекомендации

21.Макаренко, В.Г. Основы социологии физкультуры и спорта: учебное пособие / В.Г. Макаренко, Г.Н. Порубов: Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1995. – 160с. (9,33 / 4,0 пл).

22.Макаренко, В.Г. Физическое воспитание как средство укрепления здоровья будущего гражданина / В.Г. Макаренко // Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения: Учебное пособие / под ред. А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. – Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 2003. – С. 266-298 (29,33 / 2 п.л.).

23.Макаренко, В.Г. Педагогическое мастерство преподавателя: курс лекций / В.Г. Макаренко, В.А. Черкасов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. – 341с. (13,6 / 6,6 п.л.).

24.Макаренко, В.Г. Теория и практика формирования здорового образа жизни у детей и подростков средствами физической культуры / В.Г. Макаренко // Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: научно-попул. изд.: в 6 т./ под общ. ред. А.Ф. Аменда. – Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – Т. 1: Образование сегодня – путь к развитию личности учащегося и общества. – С. 507-527 (26,2 / 1,5 п.л.).

25.Макаренко, В.Г. Учебно-методический комплекс: Педагогическое физ-культурно-спортивное совершенствование: Учебная и рабочие программы и методические материалы к ним / В.Г. Макаренко. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – 44 с. (2,2 / 2,2 п.л.).

Статьи в сборниках и материалах конференций

26.Макаренко, В.Г. Основные направления и условия эффективной реализации стратегии непрерывного физкультурного образования детей и подростков / В.Г. Макаренко // Материалы Международного конгресса, Челябинск, 5-6 октября 2010г. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2012. – С.48-51. (0,25 / 0,25 п.л.)

27.Макаренко, В.Г. Интеграция, дифференциация и индивидуализация как условие деятельности ведущих субъектов эффективного управления физкультурным образованием дошкольников // материалы Международной научно-практической конференции «Алдамжаровские чтения - 2011», посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан 9.10 декабря 2011г. г.Костанай: КСТУ имени академика З. Алдамжар, 2011. – С.276-281 (0,3 / 0,3 п.л.)

28.Макаренко, В.Г. Организационные аспекты педагогического управления физкультурным образованием дошкольников / В.Г. Макаренко // материалы X Международной научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения», 18-19 ноября 2011 года, г. Сургут, в 2т. / под ред. С.И. Логинова, Сургут. гос. ун-т. ХМАО – Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. – С.121-122 (0,3 / 0,3 п.л.)

29.Макаренко, В.Г. Исторические аспекты развития физкультурного образования детей дошкольного возраста в новейшей истории России (XX-начало XXI вв.) / В.Г. Макаренко // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта: в 3 ч. / под ред. Е.В. Быкова, В.Д. Иванова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – Ч.I – С.193-197. (0,3 / 0,3 п.л.)

30.Макаренко, В.Г. Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи по формированию здоровьеориентированной жизнедеятельности ребенка / В.Г. Макаренко // материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ» Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. – С.155-159 (0,3 / 0,3 п.л.)

31.Макаренко, В.Г. Концептуально-парадигмальный подход к исследованию педагогических явлений и процессов / В.Г. Макаренко // Проблемы сущности человека и типа личности: материалы V региональной межвузовской конференции 9 марта 2005г. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – С.25-34. (0,6 / 0,2 п.л.)

32.Макаренко, В.Г. Теоретико-методологические основания реализации принципа оптимизации в концепции педагогического управления физкультурным образованием дошкольников / В.Г. Макаренко // Материалы международной научно-практ. конф. «Алдамжаровские чтения - 2010» 10-11 декабря 2010г. – Костанай: КСТУ им. Академика З. Алдамжар. – 210. – С.28-32. (0,33 / 0,33 п.л.)

33.Макаренко, В.Г. Компонентная структура модели педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития массовой физической культуры», 14-15 мая 2010 год, Тюмень: Тюменский ГУ. – 2010. – С.123-126 (0,2 / 0,2 п.л.)

34.Макаренко, В.Г. Практика формирования мотивации к осуществлению физкультурного образования дошкольников у ведущих субъектов образовательного процесса / В.Г. Макаренко // Здоровье для всех: Материалы II Междунар. научно-практич. конф., 20-22 мая 2019г. Пинск, Беларусь: Полесский ГУ, 2010. – Ч.2 – С. 188-193 (0,3 / 0,3 п.л.)

35.Макаренко, В.Г. Системный мониторинг как условие эффективного управления физкультурным образованием детей в условиях ДОУ / В.Г. Макаренко // Методология педагогики: Аксиологический подход, ценностно-смысловые аспекты постижения и реализации образования: Сборник научных статей [Текст] / Отв. ред. А.Н. Звягин. – Москва – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2011. – С. 151-157 (0,35 / 0,35 п.л.)

36.Макаренко, В.Г. Понятийно-категориальный аппарат в системе физкультурного образования детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов [Текст] / под ред. О.Р. Шеффер: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. 17-18 мая 2010г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. – Ч.2. – С.25-29 (0,3 / 0,3 п.л.)

37.Макаренко, В.Г. Этапы педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XVI Международной научно-практич. конф.: в 2-х частях. Часть 2 / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С.306-310 (0,3 / 0,3 п.л.)

38.Макаренко, В.Г. Методологические основы управления становлением и развитием здорового образа жизни субъектов образования / В.Г. Макаренко // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы [Текст]: научно-методический сборник статей. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. – С.24-26 (0,25 / 0,25 п.л.)

39.Макаренко, В.Г. Культура и образование личности / В.Г. Макаренко // Спорт и личность: материалы международной научно-практ. конф (24-25 сентября 1999г.) г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во УралГАФК, 1999. – С.128-130 (0,2/0,2 п.л.)

40.Макаренко, В.Г. Социологическое исследование путей оптимизации физического воспитания дошкольников / В.Г. Макаренко // Актуальные проблемы физической культуры населения: материалы республиканской науч.-практ. конф. 11-13 мая 1992 г. – Караганда, 1992. – С.60-62 (0,2 / 0,2 п.л.)

41.Макаренко, В.Г. Использование метода экспертных оценок для разработки модельных характеристик / В.Г. Макаренко // Моделирование в спорте: сборник статей. – Алматы, 1988. – С.34-38 (0,3 / 0,3 п.л.)

42.Макаренко, В.Г. Воспитание здорового ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе единства физической культуры и валео-логического образования / В.Г. Макаренко, О.В. Окулич // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы II меж-дунар. конф. – Челябинск, Т.2. - 2008. – С.327-331 (0,3 / 0,15 п.л.)

43.Макаренко, В.Г. Ценностные аспекты физической культуры в системе физкультурного образования детей дошкольного возраста / В.Г. Макаренко // Методология педагогики: Аксиологический подход, ценностно-смысловые аспекты постижения и реализации образования: сборник научных статей [Текст] / отв. ред. А.Н. Звягин. – Москва-Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – С.176-182 (0,35 / 0,35 п.л.)

44.Макаренко, В.Г. Сущность понятия «физкультурное образование» как предпосылка концепции педагогического управления учебно-воспитательным процессом в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Макаренко // Интеграция физкультурного движения в социокультурном пространстве. Всероссийская научно-практ. конф., Оренбург, 25-27 окт. 2010г.: сб. статей / ред. колл: С.С. Коровин, П.П. Тиссен, Н.В. Сократов; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т, Ин-т физической культуры и спорта; Мин-во молодежной политики, спорта и туризма Оренб. обл; Мин-во образования Оренб. обл. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – С.79-81 (0,35 / 0,35 п.л.)