- Обоснована необходимость применять наряду со среднесрочным, долгосрочное, до 35-50 лет стратегическое прогнозирование развития сферы услуг высшего профессионального образования, определяющего формирование национальной образовательной бизнес - среды и преобразование вузов в корпоративные предпринимательские структуры.
- Доказана эффективность применения методологии Форсайт для долгосрочного прогнозирования развития образовательных услуг в системе высшей школы России в условиях становления национальной инновационной экономики, идентифицированы риски такого прогнозирования.
- Усовершенствованы принципы разработки долгосрочных прогнозов в сфере высшего профессионального образования: предложено выделить в отдельные направления деятельности управление образовательным процессом и управление имущественным комплексом образовательного учреждения.
- Сформированы направления и методы совершенствования формирования инновационных стратегий в сфере услуг высшего профессионального образования, включающие расширение инструментария прогнозирования и привлечения к выработке и реализации прогнозов широких кругов экспертов и общественности.
- Выявлены факторы конкурентоспособности российских вузов, приоритетные направления развития российской сферы услуг высшего профессионального образования, благодаря которым сформировались бы условия перехода от декларативных утверждений об инновационном развитии к обеспечению гарантий внедрения инновационных продуктов в экономику.
- Предложены механизмы повышения эффективности и качества образовательных услуг, включающие итерационное прогнозирование приоритетов и стратегических направлений развития ВПО на период до 50 лет, выявлена сущность экономических методов управления в сфере услуг ВПО и направления их совершенствования.
- Cформированы критерии качества прогноза на основе методологии Форсайт развития экономических ресурсов системы высшего образования и обоснованы принципы экономического управления системой ВПО в условиях глобализации и становления инновационной экономики России.
- Разработана концепция, базирующаяся на методологии Форсайт, стратегического долгосрочного прогнозирования развития комплекса образовательных услуг в системе высшей школы, разработан алгоритм оценки финансовой устойчивости университетов, предложены рамочные дорожные карты развития ВПО на 15 и 50 лет.
1.Ланских А.Н. Технология дистанционного обучения в модернизации образовательного процесса Финакадемии / В книге: «Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской федерации - М.: Финансовая академия, 2008. - стр. 209-228. - 1,2 п.л.
2.Ланских А.Н. Методология инструментов Форсайт для стратегического управления системой российского высшего профессионального образования в условиях модернизации экономики страны. - М.: Издательский дом НАУКОМ, 2010. - 132 с. - 11 п.л.
3.Ланских А.Н. Направления развития российской системы высшего профессионального образования. - М.; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2011. - 258с. - 14,99 п.л.
4.Ланских А.Н. Формирование управления системой высшего профессионального образования на основе методологии Форсайт. - М.; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2011. - 284с. - 16,5 п.л.
5. Ланских А.Н. Методология Форсайт как основа модернизации управления системой высшего профессионального образования в Российской федерации. – М.: НАУКОМ, 2012. - 156с. - 10,5 п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
6.Ланских А.Н. Роль системы высшего образования для развития интеллектуального капитала в инновационной экономике //Интеграл, 2010, № 5 сентябрь-октябрь. – стр. 100-101. – 0,2 п.л.
7.Ланских А.Н. Формирование экономических ресурсов системы высшего образования для модернизации российской экономики // Бизнес в законе, 2010, №5. – стр.184-184. - 0,25 п.л.
8.Ланских А.Н. Методология Форсайт в прогнозировании развития системы высшего образования //Интеграл, 2010, № 6 ноябрь-декабрь. – стр. 132-134. – 0,3 п.л.
9.Ланских А.Н. Проблемы формирования экономических основ управления высшим образованием в условиях модернизации экономики // Бизнес в законе, 2011, №2. – стр.231-234. - 0,2 п.л.
10.Ланских А.Н. Применение технологий дистанционного обучения при организации преподавания математических дисциплин / Калачев Н.В., Ланских А.Н. // Научно-технические ведомости СПбГТУ. Гуманитарные и общественные науки, 2011, №3 (131), стр. 80-86. - 0,76 п.л.
11.Ланских А.Н. Современные аспекты стратегического управления системой высшего и послевузовского образования в России // Интеграл, 2011, №3. -стр. 112-113. - 0,2 п.л.
12.Ланских А.Н. Формирование критерия качества прогноза Форсайт – проектов для выбора альтернатив экономических ресурсов системы высшего образования // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право, 2011, № 4. - стр. 57-62. - 0,4 п.л.
13.Ланских А.Н. Потенциальные риски при прогнозировании развития системы высшего профессионального образования // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки, 2011, №4. - стр. 65-71. - 0,4 п.л.
14.Ланских А.Н. К проблеме качественных прогнозов развития высшего профессионального образования Российской Федерации на основе Форсайт-моделирования // Сегодня и завтра российской экономики, 2011, №48. - стр. 127-130. – 0,2 п.л.
15.Ланских А.Н. Развитие институциональных основ высшего профессионального образования в России / Ланских А.Н., Цыгалов Ю.М. // Менеджмент и бизнес – администрирование, 2011, №4 - стр. 45-51. – 0,5 п.л./0,4 п.л.
16.Ланских А.Н. Оценка зарубежного опыта применения методологии Форсайт // Бизнес в законе, 2011, №5. – стр.231-234. - 0,2 п.л.
17.Ланских А.Н. Вопросы дистанционного преподавания естественнонаучных дисциплин на факультете открытого образования / Калачев Н.В., Ланских А.Н. // Научно-технический вестник СПбГТУ.- 2011, №5 (75), стр. 135-138. – 0,4 п.л./0,26 п.л.
18.Ланских А.Н. Стратегические аспекты развития системы высшего образования в России // Экономика и управление, 2011, №6. - 0,4 п.л.
19.Ланских А.Н. Развитие институциональных основ системы высшего профессионального образования в России // Экономика и управление, 2011, № 7 стр. 109-11. – 0,6 п.л.
20.Ланских А.Н. Применение методологии Форсайт для развития высшей школы // Экономика и управление, 2011, №8. - стр. 67-71. – 1 п.л.
21.Ланских А.Н. Понятие «Метода Форсайт» и его место в системе прогнозирования // Труды Вольного экономического общества России, 2011, т. 151. – стр. 262-267. – 0,3 п.л.
22.Ланских А.Н. Развитие сферы услуг высшего образования и усиление её воздействия на эффективность общественного производства // Сегодня и завтра российской экономики, 2012, № 12. - стр. 105-112. – 0,5 п.л.