- доказано, на основе дедуктивных логических построений, что новым содержанием государства становится системное единство национальной совокупности персонифицированных договоров на оказание услуг общественного и индивидуального характера, интегрирующее при этом наиболее распространенные теоретические трактовки сущности государства (общественного договора, классовую, патерналистскую и др.), что позволяет определить приоритетные направления модернизации государственной политики при переходе к обществу знаний;
- обоснована, посредством теоретического анализа, трансформация содержания государства в новые формы гражданского общества (прежде всего как экономических отношений по поводу основополагающих потребностей человека), связанные с открывающейся, благодаря возможностям современных информационных технологий, перспективой персонализации и индивидуализации взаимоотношений между властью и населением, что позволяет дифференцировать приоритеты государственной политики и превратить сервисные функции государства в главный компонент социальной ориентации современной рыночной экономики;
- аргументировано положение о том, что государство в своих функциях, прежде всего по оказанию услуг, становится непосредственным фактором производства (в отличие от того, что ранее оно только оказывало воздействие на использование факторов производства) и в данной части становится общенациональным интегральным компонентом ограниченных производственных ресурсов, усиливающим перспективы и определяющим направления экономического роста;
- выявлен, на основе теоретических обобщений, основной тренд трансформации экономического содержания государства от внерыночного использования ограниченных ресурсов для устранения "провалов" рыночного механизма в непосредственного производителя общественных услуг в рыночном пространстве, что показывает тенденцию интеграции государственных и рыночных структур в сервисной экономике как одной из существенных характеристик новой экономики;
- раскрыта тенденция опережающего роста функциональной роли новой сферы государственных услуг (как перспективной формы общественного сектора) в развитии экономики сервиса и знаний, что означает приоритет многоформатности экономических отношений, когда во взаимоотношениях производителя и потребителя одновременно представлен сложный спектр общественных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
- показано, что в условиях больших пространственных размеров территории, стандарты предоставления государственных услуг становятся важным фактором интеграции локализованных производств, обеспечения целостности национальной экономики в условиях трансформационных сдвигов и поддержания сбалансированности воспроизводственных структур;
- раскрыто, на основе динамического анализа, превышение базисных темпов роста расходов на государственное управление над показателями роста общих расходов бюджетной системы и роста объемов валового внутреннего продукта, что показывает экстенсивный характер расширения сферы государственных услуг в данном направлении и соответствующее снижение ее социально-экономической эффективности;
- выделен, посредством структурного анализа, определенный рост сегмента нерыночных услуг, что свидетельствует об увеличении воспроизводственной роли общественных услуг в современной системе социально-экономического развития и появления в последнее время новых видов деятельности, основная часть которых представлена общественным сервисным производством, в значительной мере являющихся следствием реализации государственных функций различными государственными и негосударственными некоммерческими организациями и учреждениями;
- выявлена, на основе вычисления линейного коэффициента корреляции, слабая связь между показателями объема валового внутреннего продукта и объемами расходов консолидированного бюджета на общегосударственные вопросы и на национальную экономику, что свидетельствует о низкой эффективности государственного управления в современных условиях и показывает противоречивость процесса формирования сектора государственных услуг;
- раскрыто, посредством расчета показателя линейной корреляции между сглаженными рядами, существование высокой связи между объемами валового внутреннего продукта и объемами расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование и здравоохранение, что позволяет сделать вывод о возможных преимуществах совмещения рыночных и государственных начал в регулировании экономического развития по конкретным видам государственных услуг;
- предложена методика, основанная на расчетах агрегированных показателей, сравнения степени воздействия на результаты производства реальных объемов государственных расходов по направлениям и основных производственных факторов, что позволяет определять приоритетные предпосылки социально-экономической трансформации;
- дана оценка, на основе использования предложенной методики, зависимостей значений показателей валового регионального продукта от значений агрегированного показателя исполнения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов на образование, здравоохранение и социальную политику и значений агрегированного показателя величины заработной платы и остаточной стоимости основных фондов, что показывает принципиальные изменения в определении состава ограниченных производственных ресурсов в современных трансформационных условиях;
- предложено рассматривать основное содержание государственного управления как многоуровневой деятельности по предоставлению общественно значимых, персонифицированных и адресных услуг населению с учетом критериев рыночной эффективности затрат, что позволит исключить значительную часть коррупционного пространства, сформировавшегося по поводу использования бюджетных средств вне контроля гражданского общества;
- предложена система организационно-экономических инструментов повышения функциональной роли государственных услуг на основе использования универсальной электронной карты и предполагающих открытую систему движения малого предпринимательства по государственным структурам; представление государственных расходов на образование и здравоохранение в качестве национальных инвестиционных программ; переход от сметного финансирования образовательных, медицинских и социальных учреждений к персонифицированному финансированию; создание нового порядка распоряжения бюджетными средствами для адресного предоставления основных государственных услуг.
1.Сохроков Т.Х. Специфика формирования государственных услуг в условиях трансформации социально-экономического развития.- М., 2010.- 10 п.л.
2.Сохроков Т.Х Развитие социальной сферы услуг посредством государственно-частного партнерства.- Краснодар, 2011.- 10,5 п.л.
3.Сохроков Т.Х. Особенности функциональной роли государственных услуг в современной экономике.- Нальчик, 2012.- 11 п.л.
4.Сохроков Т.Х. Стратегические приоритеты развития сектора государственных услуг.- М., 2012.- 12,5 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК
5.Сохроков Т.Х. Развитие теории государственных услуг в рыночной экономике / Вестник Северо-Осетинского государственного университета.- 2010.- № 4.- 0,4 п.л.
6.Сохроков Т.Х., Татуев А.А. Модернизация сектора государственных услуг в современной экономике // Северо-Осетинского государственного университета.- 2010.- № 4.- 0,9 п.л. (в т.ч. авт.- 0,5 п.л.).
7.Сохроков Т.Х. Развитие государственных услуг в современной рыночной экономике // Экономические науки.- 2011. - № 11(84). - 0,5 п.л.
8.Сохроков Т.Х. Формирование сектора государственных услуг в современной экономике // Вопросы экономики и права.- 2011.- № 11(41). - 0,4 п.л.
9.Сохроков Т.Х. Экономические противоречия в сфере социальных услуг / Экономические науки.- 2011.- № 12(85).- 0,45 п.л.
10.Сохроков Т.Х., Татуев А.А. Проблемы модернизации управления и развития экономических основ социальной защиты населения / Вестник Института Дружбы Народов Кавказа.- 2011.- № 4(20).- 0,6п.л. (в т.ч. авт.- 0,4 п.л.).
11.Сохроков Т.Х. Интегральная оценка социальной защиты населения и ее функциональная роль в экономическом развитии российских территорий // Вопросы экономики и права.- 2011. - № 12(42).- 0,5 п.л.
12.Сохроков Т.Х., Татуев А.А. Государственные услуги в системе современной экономики // Terra economicus ("Пространство экономики").- 2012. - Т. 10. - № 2. - 0,4 п.л. (в т.ч. авт.- 0,2 п.л.).
13.Сохроков Т.Х. Эффективность функционирования органов государственной власти // Terra economicus ("Пространство экономики").- 2012. - Т. 10. - № 2. - 0,5 п.л.
14.Сохроков Т.Х., Татуев А.А. Нерыночные услуги в современных процессах социально-экономического развития // Вестник института Дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". - 2012. - № 3. - 0,55 п.л. (в т.ч. авт.- 0,3 п.л.).
15.Сохроков Т.Х., Бондарев И.В. Трансформация содержания государственного управления // Вестник института Дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". - 2012. - № 3. - 0,5 п.л. (в т.ч. авт.- 0,3 п.л.).
16.Сохроков Т.Х. Эффективность государственных расходов в российской экономике // Вестник института Дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". - 2012. - № 3. - 0,5 п.л.
17.Сохроков Т.Х. Предпосылки низкой эффективности государственного управления // Инженерный Вестник Дона. - 2012. - № 4. - 0,5 п.л.
18.Сохроков Т.Х., Татуев А.А. Противоречия формирования эффективного сектора государственных услуг // Инженерный Вестник Дона. - 2012. - № 4. - 0,4 п.л. (в т.ч. авт. - 0,2 п.л.).
19.Сохроков Т.Х. Приоритетные направления повышения функциональной роли государственных услуг // Инженерный Вестник Дона. - 2012. - № 4. - 0,5 п.л.
20.Сохроков Т.Х. Государственные услуги: приоритеты и перспективы // Экономические науки.- 2012. - № 7. - 0,4 п.л.
21.Сохроков Т.Х. Функциональная роль государственных услуг образования и здравоохранения // Вопросы экономики и права.- 2012. - № 7. - 0,5 п.л.
22.Сохроков Т.Х. Государственные услуги в числе факторов производства // Экономические науки.- 2012. - № 8. - 0,4 п.л.
23.Сохроков Т.Х. Государственное управление и основные факторы производства // Вопросы экономики и права.- 2012. - № 8. - 0,4 п.л.
24.Сохроков Т.Х. Управленческие инструменты повышения роли сектора государственных услуг // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. - 2012. - № 3. - 0,5 п.л.
25.Сохроков Т.Х. Приоритетные организационно-экономические инструменты модернизации сектора государственных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 10. - 0,4 п.л.
Публикации в других научных изданиях
26.Сохроков Т.Х. Современные трактовки государственного регулирования рыночной экономики / Материалы региональной научно-практической конференции "Научно-организационные и экономические аспекты генезиса формирования, планирования и прогнозирования региональных экономических систем".- Ессентуки: РИА-КМВ, 2006.- 0,4 п.л.
27.Сохроков Т.Х. Перспективные механизмы взаимодействия государственных и рыночных структур / Материалы IX региональной научно-практической конференции "Современная наука глазами молодого поколения".- Кисловодск: филиал СевКавГТУ, 2007.- 0,4 п.л.
28.Сохроков Т.Х. Государственное управление в эпоху глобализации / Материалы научно-практической конференции "Проблемы социально-экономического развития регионов" 22-24 октября 2007 г. - Сочи: Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма, 2007.- 0,5 п.л.
29.Сохроков Т.Х. Глобальные вызовы государственному управлению / Тенденции, проблемы и перспективы развития социально-экономических систем: межвузовский сборник научных трудов. – М.: Международный институт системной организации науки, 2008.- 0,5 п.л.
30.Сохроков Т.Х. Современные виды государственного управления экономическим развитием / Материалы научно-практической конференции "Актуальные проблемы экономики, образования и науки". – Кисловодск: филиал ГОУ ВПО "РИНХ", 2008.- 0,55 п.л.
31.Сохроков Т.Х. Модернизация управления государственными услугами / Материалы международной научно-практической конференции "Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: к эффективной и нравственной модернизации". Сборник научных статей, часть 3. - Краснодар, 2009. - 0,45 п.л.
32.Сохроков Т.Х. Государственные услуги как новая форма регулирования экономики / Материалы Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы социально-экономического развития" 16-18 апреля 2009. - Кисловодск: Издательский центр "КИЭП". - 2009. - 0,5 п.л.
33.Сохроков Т.Х. Государственные приоритеты развития сферы услуг / Материалы международной научной конференции "Перспектива-2009". - Нальчик: КБГУ, 2009. - Т.2.- 0,5 п.л.
34.Сохроков Т.Х. Постиндустриальная экономика: особенности государственного воздействия / Материалы научно-практической конференции "Актуальные вопросы посткризисной экономики" 16-20 ноября 2009 г. - Сочи: Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма, 2009. - 0,4 п.л.
35.Сохроков Т.Х. Организационные формы развития государственных услуг на современном этапе / Материалы XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 0,4 п.л.
36.Сохроков Т.Х. Государственный сервис как приоритет социально-экономического развития / Материалы Международной научно-практической конференции "Проблемы функционирования и развития экономики регионов Северного Кавказа и ЮФО: вызовы и решения". - Нальчик, 2010. - 0,4 п.л.
37.Сохроков Т.Х. Эффективность государственных услуг в рыночной экономике / Материалы международной научной конференции "Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России – к эффективной и нравственной экономике (г. Сочи)" 30 сентября - 4 октября 2009 года. - Краснодар: изд-во Южного института менеджмента, 2010. - 0,6 п.л.
38.Сохроков Т.Х. Образовательные услуги в процессах государственного регулирования экономики / Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в производстве, науке и образовании», посвященной 90-летию Грозненского государственного нефтяного института имени акад. М.Д. Миллионщикова, 7-9 октября 2010 года. - Грозный: ГГНИ, 2010. - 0,5 п.л.
39.Сохроков Т.Х. Государство как институт экономики знаний / Сборник научных трудов Киевского национального экономического университета по материалам VIII Международной научной конференции "Проблемы современной экономики и институциональная теория", 14-15 октября 2010 г. - Киев, 2010 - 0,5 п.л.
40.Сохроков Т.Х. Приоритеты социально-экономической трансформации современного общества / Тенденции, проблемы и перспективы развития социально-экономических систем: межвузовский сборник научных трудов. - М.: Международный институт системной организации науки, 2011.- 0,4 п.л.
41.Сохроков Т.Х. Государственные услуги – причины низкой эффективности / Материалы Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы социально-экономического развития" 16-18 апреля 2011. - М.: Издательский центр МГУПП. - 2011. - 0,4 п.л.
42.Сохроков Т.Х. Государственный сектор образовательных услуг: эффективность и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции "Образование-2011".- М.: МГУ им.М.В. Ломоносова, 2011.- Т.2.- 0,5 п.л.
43.Сохроков Т.Х. Приоритеты развития сферы услуг при социально-экономической трансформации / Материалы I межрегиональной научно-практической конференции докторантов и аспирантов по специальности научных работников 08.05.00 - "Экономика и управление народным хозяйством".- Шахты: ЮРГУЭС, 2011. - 0,4 п.л.
44.Сохроков Т.Х. Потенциал сектора государственных услуг / Материалы Всероссийской конференции "Формирование, развитие и прогнозирование социально-экономических систем: методы и способы управления", Кисловодск, 21-22 апреля 2011 г.- Кисловодск: КИЭП, 2011. - 0,4 п.л.
45.Сохроков Т.Х. Эффективность государственных расходов на образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Золотой треугольник: образование, наука и практика", 28 апреля 2011 г. - Пятигорск, ИНЭУ, 2011.- 0,5 п.л.
46.Сохроков Т.Х. Государственные расходы на здравоохранение: эффективность и перспективы // Материалы Международной научно-практической конференции "Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: потенциал и перспективы реализации социальных и технологических инноваций" (г. Сочи: 29 сентября - 3 октября 2011 года). - Краснодар: изд-во ЮИМ, 2011.- 0,5 п.л.
47.Сохроков Т.Х. Государственные услуги образования и здравоохранения: вклад в валовой региональный продукт / Материалы научной конференции "Проблемы экономического развития и управления на Северном Кавказе" - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2011.- 0,5 п.л.
48.Сохроков Т.Х. Трансформационные приоритеты государственных услуг // Наука и образование. - М.: Издательский центр РГСУ. - 2011.- № 4.- 0,6 п.л.
49.Сохроков Т.Х. Государственные расходы и государственные услуги / Материалы Международной научно-практической конференции "Новая индустриализация и инновационное развитие России" (Сочи, 26-28 января 2012г.).- Краснодар: изд-во КубГУ, 2012.- 0,5 п.л.
50.Сохроков Т.Х. Государственные услуги в системе координат модернизации экономики / Сборник материалов ХIV Международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы современной науки" (31 января 2012г.). - Таганрог, 2012. - 0,5 п.л.
51.Сохроков Т.Х., Татуев А.А. Противоречия оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровнях / Материалы Международной научно-практической конференции "Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России". Научный институт им. Вайцмана, Реховот (Израиль, 5-9 февраля 2012г.). - Нетания, 2012.- 0,6 п.л. (в т.ч. авт.- 0,3 п.л.).
52.Сохроков Т.Х. Специфика содержания категории "государственные услуги" / Материалы Международной научно-практической конференции "Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России". Научный институт им. Вайцмана, Реховот (Израиль, 5-9 февраля 2012г.). - Нетания, 2012.- 0,5 п.л.
53.Сохроков Т.Х. Новый государственный менеджмент: услуги и развитие экономики // Проблемы экономики и менеджмента.- 2012.- № 9. - 0,4 п.л.
54.Сохроков Т.Х. Оценка вклада государственных услуг / Материалы международной научной конференции "Наука и инновации". – Польша, 2012. - 0,4 п.л.
55.Сохроков Т.Х. Государственные услуги и факторы производства / Материалы международной научной конференции "Образование и наука ХХI века". - Болгария, 2012. - 0,4 п.л.
56.Сохроков Т.Х. Приоритеты социально-экономического развития / Материалы международной научной конференции "Новости научной мысли". – Чехия, 2012. - 0,5 п.л.
57.Сохроков Т.Х. Новые оценки эффективности факторов развития / Материалы ХХII Научной конференции "Современные проблемы гуманитарных и естественных наук". - М.: НИИЦ "Институт стратегических исследований", 2012.- 0,4 п.л.
58.Сохроков Т.Х. Государственное управления на трансформационном переломе / Материалы ХХ Международной конференции "Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы".- М.: Редакция научного журнала "Экономика, социология, право". - 0,4 п.л.
59.Сохроков Т.Х. Государственные расходы на образование, здравоохранение и социальную защиту как фактор экономического роста / Материалы VIII Международной заочной конференции "Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества".- М., 2012. - 0,4 п.л.
60.Сохроков Т.Х. Государственные услуги - развитие и трансформация / Материалы Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы экономики, социологии и права". - Пятигорск: Международная академия финансовых технологий, 2012.- 0,4 п.л.
61.Сохроков Т.Х. Государственный сектор услуг - приоритеты развития // Региональная экономика и управление. - 2012. - № 10. - 0,5 п.л.
62. Сохроков Т.Х. Государственный сектор услуг на этапе модернизации // Современные технологии управление. - 2012. - № 10. - 0,4 п.л.