Научная тема: «ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЗАЦИЯ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция эколого-валеологизации диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях, представляющая собой комплекс ключевых положений, всесторонне раскрывающих ее сущность. Ее основными компонентами являются:
  • общие положения, раскрывающие цель, задачи, правовое и методическое обеспечение, место концепции в теории педагогики и профессионального образования;
  • методологические подходы в их сущностной взаимосвязи: системный, синергетический, деятельностный, информационный, культурологический, квалиметрический;
  • закономерности эколого-валеологизации диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях:
    • системная организация эколого-валеологизации диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях осуществляется в процессе реализации потенциальных возможностей структуры учебного плана в эколого-валеологизации учебных курсов и видов специальных занятий, сопряженных с практическим активным оздоровлением;
    • экололого-валеологическая готовность студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях обусловливается компетентностью в области целенаправленного и эффективного формирования комплексного благополучия подрастающего человека средствами адекватной здоровьесбе-регающей образовательной среды;
    •  результативность эколого-валеологизации диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях зависит от внедрения организационно-технологической системы и обеспечивается комплексной оценочной системой;
  • совокупность принципов: систематичности, полноты составляющих подготовки студентов, образовательной комплементарности, интегративно-дифференцированного структурирования, образовательной конгруентности, формирования образовательной среды, ориентации подготовки на систематическую практическую оздоровительную работу со студентами, адекватности научного обеспечения, технологичности, диагностической обеспеченности, непрерывного повышения квалификации преподавателей педагогического вуза, гуманизации, прогностичности, гибкости, непрерывности;
  • многоуровневая концептуальная модель эколого-валеологизации диверсифицированной студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

2. Основополагающие понятия, которые раскрывают сущность пробле мы исследования:

  • «эколого-валеологизация подготовки студентов», как проекция научной области эколого-валеологии на педагогическую подготовку, означает приведение процесса формирования у студентов регламентированной степени обучен-ности и готовности в качестве устойчивого мотивированного желания выполнять свой долг педагога в соответствие с принципами эколого-валеологии, обеспечивающими формирование рациональных отношений человека с окружающим миром и самим собой и нацеливающими развитие подрастающего человека, общества и образования (в их взаимосвязи) на устойчивость;
  • «диверсификация эколого-валеологизированной подготовки студентов» -сущностное разнообразие видов, форм, типов учебной, воспитательной, научной, дидактической, методической работы в процессе формирования у студентов эколого-валеологической подготовленности, компетентности и готовности к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

3. Диверсификация эколого-валеологизированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях, которая соотносится с видами педагогической деятельности и типами педагогических специализаций студентов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

4. Технология эколого-валеологизации диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях включает в себя:

  • модули: целевой, организационно-содержательный, организационно-деятельностный, диагностико-результативный, коррекционно-рефлексивный;
  • организационно-дидактическую подсистему эколого-валеологизации диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности;
  • организационно-технологическую подсистему подготовки студентов к оздоровительной деятельности, состоящую из двух блоков:
    • блок I «Общая эколого-валеологизированная диверсифицированная подготовка студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях», который включает учебно-оздоровительную работу со студентами (погружение в проблематику эколого-валеологизированных и эколого-валеологи-ческих базовых и вариативных курсов), оздоровительно-учебную работу (овладение практическими навыками управления здоровьем), воспитательно-оздоровительную работу, активное целенаправленное оздоровление студентов в процессе подготовки, оздоровительную составляющую педагогической практики, исследовательскую работу студентов в области комплексного благополучия подрастающего человека и окружающей социально-природной среды;
    • блок II «Дополнительная эколого-валеологизированная диверсифицированная подготовка студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях»; такая подготовка нацелена на развитие эколого-валео-логической компетентности и готовности студентов на основе учебных планов по направлениям «Педагогические здоровьесберегающие технологии» и «Педагогическая валеология (Валеология для Вас и Ваших учеников)»;
  • совокупность компетенций для формирования эколого-валеологичес-кой компетентности студентов в осуществлении оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

5. Комплексная оценка эффективности эколого-валеологизации диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях, которая обеспечивается лонгитюдным анализом, педагогическим мониторингом экспериментальной реализации эколого-валеологизации исследуемой подготовки студентов, верификацией и валидностью.

Список опубликованных работ
Публикации в рецензируемых изданиях

1.Орехова, И.Л. Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. – 2011. – №. 4 (263). – Вып. 15. – Серия «Образование. Педагогические науки». – С. 124–129 (0,3 п.л.).

2.Орехова, И.Л. От эколого-валеологии как науки к адекватной направленности профессионально-педагогической подготовки студентов / И.Л. Орехова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 179–186 (0,44 п.л.).

3. Орехова, И.Л. Технология эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 150–157 (0,44 п.л.).

4.Орехова, И.Л. Диверсификация эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2. – С. 28–32 (0,55 п.л.).

5.Орехова, И.Л. Концепция эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. – С. 79–82 (0,55 п.л.).

6.Орехова, И.Л. Оздоровительные компетенции как системообразующий фактор эколого-валеологической подготовки будущих педагогов / И.Л. Орехова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 5. – С. 48–50 (0,38 п.л.).

7.Орехова, И.Л. Эколого-валеологическая подготовка будущих педагогов к оздоровительной деятельности: научно-прикладной аспект / И.Л. Орехова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 6. – С. 84–87 (0,38 п.л.).

8.Орехова, И.Л. К «экологическому сознанию» через сознание / З.И. Тю-масева, И.Л. Орехова, А.А. Цыганков // Экология и жизнь. – 2009. – № 11–12 (96–97). – С. 60–67 (0,14 п.л.).

9.Орехова, И.Л. Школьная зрелость как фактор вариативности образования в общеобразовательной школе / И.Л. Орехова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2005. – № 6. – С. 211–223 (0,66 п.л.).

10.Орехова, И. Л. Разнообразие и вариативность образования в аспекте его обновления / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2004. – № 5. – С. 220–241 (0,58 п.л.).

Монографии

11.Орехова, И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях / И.Л. Орехова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – 357 с.

12.Орехова, И.Л. Организационно-содержательно-технологическое обеспечение подготовки педагогов к оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях / И.Л. Орехова. – СПб.: ЦНИТ «АСТЕРИОН», 2009. – 254 с. (15,88 п.л.).

13.Орехова, И.Л. Концептуальные основы диверсификации эколого-валеологической подготовки педагогов – в аспекте педагогической антропологии / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева. – СПб: Изд-во ИП Никифорова («Астерион – Пресс»), 2010. – 248 с. (7,74 п.л.)

14.Орехова, И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе / И.Л. Орехова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004. – 389 с. (16 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия и рекомендации

15. Орехова, И.Л. Человек, его здоровье и окружающая среда: учебно- практическое пособие/ З.И. Тюмасева, Д.П. Гольнева, И.Л. Орехова. – Челя бинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 179 с. (3,31 п.л.).

16. Организационно-дидактическое обеспечение процесса формирования готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях: метод. материалы / авт.-сост. И.Л. Орехова [и др.]; под ред. З.И. Тюмасевой. - Шадринск, 2008. – 90 с. (0,82 п.л.).

17.Орехова, И.Л. На пути к природолюбию / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 65 с. (1,7 п.л.).

18.Орехова, И.Л. Основы экологии: учебно-методический комплекс для студентов небиологических специальностей педагогических вузов / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. – 81 с. (1,84 п.л.).

19.Орехова, И.Л. Технологическое обоснование саморазвития учителя / Н.Д. Волович, И.Л. Орехова, Л.П. Митюрева.– Челябинск: ЧИПКРО, 1997. – 66 с. (1,22 п.л.).

20.Орехова, И.Л. С чего начинается новая школа: из опыта работы средней школы № 78 г. Челябинска / И.Л. Орехова, А.А. Цыганков. – Челябинск: ЧИПКРО, 1994. – Ч. I. – 72 с. (2 п.л.).

21.Орехова, И.Л. С чего начинается новая школа: из опыта работы средней школы № 78 г. Челябинска / И.Л. Орехова, А.А. Цыганков. – Челябинск: ЧИПКРО, 1994. – Ч. II. – 68 с. (1,88 п.л.)

Научные статьи и материалы конференций

22.Орехова, И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной профессионально-педагогической подготовки студентов к оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VII-й Междунар. науч.-практ. конф., 8–9 нояб. 2011 г., г. Челябинск / науч. ред. З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Изд-во Че-ляб. гос. пед. ун-та, 2011. – С. 22–33 (0,5 п.л.).

23.Орехова, И.Л. Научная и научно-практическая деятельность Института здоровья и экологии человека ЧГПУ в аспекте реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.В. Гуськова // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – № 4 (16). – С. 75– 81 (0,3 п.л.).

24.Орехова, И.Л, Развитие психологической готовности студентов педагогического вуза к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – № 4 (16). – С. 53–58 (0,2 п.л.).

25.Орехова, И.Л. Экологизация образования как необходимое условие здорового и безопасного образа жизни подрастающего человека / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Научные чтения «Белые ночи – 2011» / материалы междунар. научно-прак. конф. «Экологические и социально-экономические аспекты безопасности жизни, охраны окружающей среды, сохранения и восстановления биоразнообразия в регионах» МАНЭБ. Великий Новгород: Институт сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1–5 июня 2011 г. – Изд-во ИПЦ НовГУ, Великий Новгород, 2011. – С. 173–178 (0,22 п.л.).

26.Орехова, И.Л. «Всемирная» трансформация высшего образования для модернизации российского варианта его и на основе эколого-валеологизации /

З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи: сб. научных трудов / под общ. ред. А.Ф. Аменда, А.А. Салама-това, А.А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – С. 53– 63 (0,41 п.л.).

27.Орехова, И.Л. Формирование профессионально-педагогической готовности будущих педагогов к оздоровительной работе в школе / З.И. Тюмасе-ва, И.Л. Орехова // Международная педагогическая школа: сборник научных статей / под ред. Б.Ф. Кваши. – Вып. 5. – СПб.: Астерион, 2009. – С. 104–113 (0,41 п.л.) (серия «Фундаментальное образование»).

28.Орехова, И.Л. Экологическое образование в условиях «вышедшей из-под контроля» экологии / И.Л. Орехова // Информационные материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2009. – С. 226–230 (0,13 п.л.).

29.Орехова, И.Л. Диверсификация биологического и экологического образования – в аспекте «модернизации» педвузовской подготовки будущих педагогов (план действий) / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева // Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. Сборник материалов IX всероссийского методологического семинара 7–10 декабря 2009 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2009. – С. 269–274 (0,13 п.л.).

30.Орехова, И.Л. Диверсификация методологии тактического и стратегического развития педвузовского образования – в условиях модернизации / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации высшего профессионального образования: материалы 9-й международной научно-практической конференции, 27–28 октября 2009 г. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – С. 138–144 (0,19 п.л.).

31.Орехова, И.Л. Эколого-валеологическое обеспечение профессионально-педагогической подготовки студентов к оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях / И.Л. Орехова // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 19–22 сентября 2009 г., г. Челябинск / науч. ред. В.В. Латюшин, З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша; отв. за вып. З.И. Тюмасева. – СПб.: ЦНИТ «Астерион». – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – С. 95–101 (0,38 п.л.).

32.Орехова, И.Л. Безопасность субъектов образования в условиях здо-ровьезатратности / И.Л. Орехова // Безопасность пространства образования: материалы всерос. науч.-практ. конф. 25–26 ноября 2009. – Челябинск: СИМАРС; Челяб. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 244–248 (0,27 п.л.).

33.Орехова, И.Л. Вариативная методика подготовки и повышения квалификации учителей-предметников в сфере эколого-валеологического образования / И.Л. Орехова // Международная педагогическая школа: сборник научных статей / под ред. Б.Ф. Кваши. – Выпуск 2. – СПб.: Астерион, 2008. – С. 104–113 (0,41 п.л.) (серия «Фундаментальное образование).

34.Орехова, И.Л. Объективные, эмпирические и научные основы модернизации современного российского образования в аспекте его оздоровления /

И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы V междунар. науч.-практ. конф., 24–27 сентября 2008 г., г. Челябинск / науч. ред. В.В. Латюшин, З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша; отв. за вып. З.И. Тюмасева. – СПб – Челябинск: ЦНИТ «Астерион»; Изд-во Че-ляб. гос. пед. ун-та, 2008. – С. 217–220 (0,1 п.л.).

35.Орехова, И.Л. Основные инновационные и гуманитарные концептуальные идеи школы, ориентированной на здоровье подрастающего поколения / И.Л. Орехова // Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. за выпуск З.А. Хуснутдинова, Ф.Р. Гумеров. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – С. 255–259 (0,27 п.л.).

36.Орехова, И.Л. Модель формирования у младших школьников экололо-го-валеологической культуры в процессе изучения окружающего мира / Р.Н. Денисенко, И.Л. Орехова // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы IV Международной научно-практической конференции, 13–16 ноября 2007 года, Челябинск / науч. ред. В.В. Латюшин, З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша; отв. за вып. З.И. Тюмасева. – СПб – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. – С. 130–136 (0,19 п.л.).

37.Орехова И.Л. Эколого-валеологические аспекты коадаптации образовательной среды и развития подрастающего человека / И.Л. Орехова, Р.Н. Денисенко // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы IV Международной научно-практической конференции, 13–16 ноября 2007 года, Челябинск / науч. ред. В.В. Латюшин, З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша; отв. за вып. З.И. Тюмасева. – СПб – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 288–297 (0,4 п.л.).

38.Орехова, И.Л. Экологическое образование студентов в аспекте обеспечения качества профессионально-педагогического образования / И.Л. Орехова // Вузовское преподавание: проблемы и перспективы. Материалы 8-й международной научно-практической конференции, 30–31 октября 2007 г. – Челябинск. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 293–297 (0,27 п.л.).

39. Орехова, И.Л. Воспитательная работа со студентами факультета под готовки учителей начальных классов как фактор формирования культуры при- родолюбия / И.Л. Орехова // Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения: материалы международной научно-практической конференции, 27–28 февраля 2007, г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 148–152 (0,27 п.л.).

40.Орехова, И.Л. Интерактивное оздоровление в педагогических вузах – залог здоровья подрастающего поколения / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева // Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции / отв. за вып. З.А. Хуснутдинова, Ф.Р. Гумеров. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 206–209 (0,13 п.л.).

41.Орехова, И.Л. Формирование готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Оздоровление средствами образования и эколо-

гии: материалы III международ. науч.-практ. конф., 11–14 апреля 2006 г., г. Челябинск / науч. ред. В.В. Латюшин, З.И. Тюмасева, В.В. Зотов; отв. за вып. З.И. Тюмасева. – Челябинск – Москва: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та; ЗАО «Орбита-М, 2006. – Ч. 1. – С. 3–9 (0,19 п.л.).

42.Орехова, И.Л. К оздоровлению подрастающего поколения через оздоровление общего образования / И.Л. Орехова // X Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологический аспект»: материалы конференции. Т. 2. – Калуга: КГПУ, 2005. – С. 98–101 (0,22 п.л.).

43.Орехова, И.Л. Модель оздоровительной работы со студентами в педагогических вузах в аспекте их готовности к здоровьесберегающему образованию / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова [и др.] // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы всерос. науч-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения, 2–4 февраля 2005 г., г. Челябинск / гл. ред. В.В. Латю-шин; отв. за вып. З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Челя. гос. пед. ун-та», 2005. – С. 3–17 (0,24 п.л.).

44.Орехова, И.Л. Вариативная и базисная составляющая дошкольного образования как фактор его оздоровления / И.Л. Орехова // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы всерос. науч-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения, 2–4 февраля 2005 г., г. Челябинск / гл. ред. В.В. Латюшин. Отв. за вып. З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. – С. 39–43 (0,27 п.л.).

45.Орехова, И.Л. Экологическое образование студентов небиологических специальностей как системообразующий фактор профессионально-педагогического образования / И.Л. Орехова // Развитие регионального экологического образования в России: материалы Всерос. конф. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2004. – С. 228–231 (0,22 п.л.).

46.Орехова, И.Л. К вопросу об оздоровлении ученика и оздоровлении учебных планов / И.Л. Орехова // Оздоровление средствами образования: региональные аспекты: материалы региональной науч-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения, 2–4 декабря 2003 г., г. Челябинск / отв. ред. В.В. Латюшин, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – С. 66–69 (0,22 п.л.).

47.Орехова, И.Л. Вариативное образование как фактор оздоровления в системе общего образования / И.Л. Орехова // Здоровьесберегающие технологии в образовании: труды Всерос. науч.-прак. конф. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. – С. 84–87 (0,22 п.л.).

48.Орехова, И.Л. Основные направления научно-методической работы по комплексному оздоровлению в школе / Л.П. Архипова, И.Л. Орехова, В.И. Алдакушев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2003. – № 4. – С. 300–311 (0,22 п.л.).

49.Орехова, И.Л. Современные подходы к решению проблемы подготовки и повышению профессиональной квалификации педагогов / И.Л. Орехова, С.В. Виноградова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2003. – № 4. – С. 180–206 (1,2 п.л.).

50. Орехова, И.Л. Вариативные учебные планы как фактор здоровьесбере-гающего образования в общеобразовательном учреждении / И.Л. Орехова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2003. – № 4. – С. 133–153 (1,11 п.л.).

51.Орехова, И.Л. Вариативная подготовка педагогического коллектива общеобразовательного учреждения специального типа к реализации вариативного образования / И.Л. Орехова, А.В. Карпушев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2002. – № 3. – С. 257–272 (0,6 п.л.).

52.Орехова И.Л. Система воспитания культуры природолюбия в дошкольном образовательном учреждении и начальной образовательной школе / И.Л. Орехова [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2001. – № 5. – С. 74–214 (1,94 п.л.).

53.Орехова, И.Л. Обзор исследований по проблеме «Воспитание культуры любви к природе» – в аспекте конференций, семинаров, выставок, проведенных на базе центра воспитания у подрастающего поколения культуры природолюбия / З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков, И.Л. Орехова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2001. – № 2. – С. 227–234 (0,14 п.л.).

54.Орехова, И.Л. Феномен интеграции экологии и валеологии / И.Л. Орехова // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 201–205 (0,13 п.л.).

55.Орехова, И.Л. Альтернативность образования как фактор его приро-досообразности / И.Л. Орехова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 1999. – № 2. – С. 123–141 (1 п.л.).

56.Орехова, И.Л. Выбор оптимального варианта системы профессионального совершенствования учителей / И.Л. Орехова, Л.П. Митюрева // Завуч. – 1998. – № 2. – С. 99–103 (0,13 п.л.).

57.Орехова, И.Л. Эколого-валеологический центр альтернативного образования как тип общеобразовательного учреждения для экологически неблагоприятных районов России / Б.М. Рубина, И.Л. Орехова // Методология. Технология обновления образования. – 1995. – № 1. – С. 38–89 (1,41 п.л.).