- Характер межличностных отношений субъектов образовательного процесса в континууме гармоничность-дисгармоничность обусловлен социально-психологической дистанцией во взаимодействии субъектов друг с другом.
- Социально-психологическая дистанция как условие гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, проявляется в переживании и понимании близости (отдаленности) между ними. Дистанция регулируется внешними и внутренними факторами, а также активностью субъектов образовательного процесса.
- Социально-психологическая дистанция имеет свои составляющие: когнитивную, проявляющуюся в степени взаимопонимания, эмотивную, предполагающую соотношение силы сближающих и удаляющих чувств, коммуникативную, реализующуюся в степени доверия, поведенческую и деятельностную, заключающуюся в готовности совместно осуществлять деятельность. Их выраженность определяет гармоничность-дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса.
- Гармония-дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса обусловлена сближающими и отдаляющими личностными характеристиками субъектов, степенью самораскрытия партнеров, особенностями психического состояния и настроения, переживанием благополучия (неблагополучия), удовлетворенностью (депривацией) потребностей во взаимодействии, особенностями родительского отношения, интеракционной зависимостью (или её отсутствием) субъектов.
- Комплексная психодиагностика позволяет многогранно изучить особенности межличностных отношений субъектов образовательного процесса в континууме гармоничность-дисгармоничность. Реализация комплексного подхода предполагает наличие совокупности применяемых методов исследования - авторских психодиагностических методик, позволяющих многомерно изучить гармонию и дисгармонию межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленную социально-психологической дистанцией между ними.
- Модель профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса включает в себя диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую составляющие. Разработанную модель профилактики дисгармонии межличностных правомерно использовать в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики дисгармонии в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса. Реализация модели должна осуществляться в контексте психологического сопровождения субъектов образовательного процесса.
- Концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленная социально-психологической дистанции между ними, отвечает основным общенаучным методологическим принципам: детерминизма, системности и развития. Концепцию характеризует логическая зависимость одних её положений от других; предложенная концепция имеет своё теоретическое и эмпирическое обоснование.
1. Духновский С.В. Изучение параметров социально-психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом // Вестник С.-Петербургского. – ун-та. Сер.6. – 2007. – Вып.3. – С. 313-318 (0,7 п.л.).
2. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник С.-Петербургского ун-та. – Сер.12. – Вып. 2. –Ч.1. – СПбГУ, 2009. – С. 14-20 (0,7 п.л. / 0,6 п.л.).
3. Духновский С.В. Анализ межличностной дистанции как новый ресурс гармонизации отношений в системе «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» // Педагогическое образование России. – 2012. – №2 – С. 25-27 (0,7 п.л.).
4. Духновский С.В. Нарушение личного пространства как причина дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса // Научный информационно-аналитический журнал «Образование и общество». – 2012. – № 3 (74) – С. 47-50 (0,9 п.л.).
5. Духновский С.В. Разработка методики «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2012. – № 19 (278). – Вып. 17. – С. 41- 46 (0,9 п.л.).
6. Духновский С.В. Депривация потребностей как условие дисгармоничности отношений субъектов образовательного процесса // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С.63-66 (0,8 п.л.).
7. Духновский С.В. Самораскрытие как фактор гармоничности / дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». – 2012. - № 7 (71). – С.110-112 (0,7 п.л.).
8. Духновский С.В. Комплексная диагностика гармоничности и дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2012. – № 20 (279). – Вып. 18. – С.98-105 (0,8 п.л.).
9. Духновский С.В. Личностные детерминанты гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – Кострома, 2012. – № 3. – Т.18. – С.110-113 (0,5 п.п.).
10. Духновский С.В. Особенности дисгармонии в разных формах межличностных отношений и стадиях их развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2012. – № 3. – Т.5. – С.41-47 (0,8 п.п.).
Монографии
11. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 174 с. (10,4 п.л.).
12. Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление: монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. – 180 с. (10,8 п.л.).
13. Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях: диагностика и регуляция: монография. – Екатеринбург, 2010. – 209 с. (12,5 п.л.).
14. Духновский С.В. Концепция социально-психологической дистанции в межличностных отношениях // Психология отношения человека к жизнедеятельности: коллективная монография. – Владимир, Калейдоскоп, 2011. – С. 12-35 (12,1 п.л. / 2,5 п.л.).
15. Духновский С.В., Овчарова Р.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Теоретические и эмпирические основы: монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 277 с. (16,6 п.л. / 12,6 п.л.).
Другие публикации:
16. Духновский С.В. Переживание любви к другому как элемент социокультурного бытия личности // Известия академии педагогических и социальных наук. – Выпуск 8. – Москва, 2004. – С.109-119 (0,7 п.л.).
17. Духновский С.В. Семейные отношения как источник возникновения критических ситуаций // Психология родительства и семейного воспитания: сборник научных трудов II междунар. науч.–практ конф., – Курган, 2004. – С. 35-38 (0,5 п.л.).
18. Духновский С.В. Феномен человека переживающего в научной картине мира // Человек в современных философских концепциях: материалы третьей междунар. науч. конф., г. Волгоград, 14-17 сентября 2004 г.: в 2 т. – Волгоград: ПРИНТ, 2004. – Т.1– С. 535 – 539 (0,3 п.л.).
19. Духновский С.В. К вопросу о переживании дисгармонии межличностных отношений // Ананьевские чтения – 2004: материалы науч.–практ. конф. «Ананьевские чтения – 2004», / под ред. Л.А.Цветковой, Г.М.Яковлева. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. – С. 253-255 (0,1 п.л.).
20. Духновский С.В. Переживание напряженности межличностных отношений как социально-психологический феномен // «Психология образования: проблемы и перспективы»: материалы первой междунар. науч.–практ. конф., Москва, 16-18 декабря 2004г.– М.: Смысл, 2004. - С.126-127 (0,3 п.л.).
21. Духновский С.В. Изучение методикой «СОМО» межличностных отношений больных неврозом // «Психология XXI века»: материалы медунар. научн.–практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов, г. Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2006 года. – СПб., 2006. – С. 66-68 (0,1 п.л.).
22. Духновский С.В. «Экстраверсия-интроверсия» как показатели социально-психологической дистанции в отношениях между людьми // Дружининские чтения: материалы 5 всерос. науч-практ. конф., г. Сочи, 4-6 мая 2006 г. – Сочи: СГУТиКД, 2006. – С.399-402 (0,3 п.л.).
23. Духновский С.В. Переживание субъективного благополучия как условие гармонии межличностных отношений // Психологическая теория и практика в изменяющейся России: сборник тезисов всерос. науч. конф., г. Челябинск. – Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 82-85 (0,3 п.л.).
24. Духновский С.В. «Диалогичность» как условие гармонии межличностных отношений // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: материалы второй всерос. науч.–практ. конф. г. Казань, 28-29 ноября 2006 года. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. – С. 276-279 (0,3 п.л.).
25. Духновский С.В. Проблема одиночества в отношениях между людьми // Человек в современных философских концепциях: материалы третьей междунар. науч. конф., г. Волгоград, 28-31 мая 2007г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 214-217 (0,3 п.л.).
26. Духновский С.В. Изучение представлений о реальной и желаемой дистанции в межличностных отношениях // материалы IV всероссийского съезда РПО: в 3. т. – Москва – Ростов-на-Дону: Изд-во «КРЕДО», 2007. Т.1. – С. 313 (0,1 п.л.).
27. Духновский С.В. Доминирующее состояние как фактор, влияющий на социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях // Психология психических состояний: теория и практика: материалы первой всерос. науч.–практ. конф., г. Казань, 13-15 ноября 2008 г.: в 2. ч. – Казань.: ЗАО «Новое знание», 2008. – Ч. 1. –С. 315-319 (0,4 п.л.).
28. Духновский С.В. Особенности социально-психологической дистанции в отношениях между супругами // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 2. – С. 93-104 (0,6 п.л.).
29. Духновский С.В. Мотивация установления социально-психологической дистанции в межличностных отношениях // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. № 2. – С. 53-57 (0,4 п.л.).
30. Духновский С.В. Особенности преодоления трудностей и социально-психологическая дистанция людей первого периода зрелости // Социально-психологические проблемы и задачи развития современной молодежи / Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 37-46 (0,5 п.л.).
31. Духновский С.В. Межличностная дистанция и зависимость субъектов отношений // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. научн.- практ. конф., Екатеринбург, 24-27 мая 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 81-85 (0,5 п.л.).
32. Духновский С.В. Взаимосвязь межличностной дистанции и самораскрытия личности // Актуальные проблемы психологии и конфликтологии: сборник научных статей. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 28-32 (0,7 п.л.).
33. Духновский С.В. Определение дистанции в межличностных отношениях: общая характеристика методики // Социальная психология малых групп: материалы II всерос. научн.–практ. конф., посвященной памяти профессора А.В.Петровского, г. Москва 25-26 октября 2011 г. – М.: МГППУ, 2011. – С. 541-543 (0,3 п.л.).
34. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. – СПб.: «Речь», 2006. – 54 с. (3,2 п.л.).
35. Духновский С.В. Шкала субъективного переживания одиночества. Руководство. - Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2008. – 17 с. (1,1 п.л.).
36. Духновский С.В. Диагностика социально-психологической дистанции в межличностных отношениях. Описание методик, инструкции по применению: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 75 с. (4,5 п.л.).
37. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: «Речь», 2010. – 141с. (8,4 п.л.).
38. Духновский С.В. Конфликты в межличностных отношениях: профилактика и решение: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 196 с. (11,7 п.л.).
39. Духновский С.В. Методика «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» «СПД». Руководство. - Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. – 45 с. (2,7 п.л.).