- обоснованы необходимость и принципы дальнейшего развития учреждений высшего образования в условиях автономизации в рамках интеграционных сценариев и показаны выгоды экономического и финансового характера при переходе на новые модели управления, разработана когерентная система принципов, лежащая в основе политики долгосрочного планирования оптимизации основных показателей деятельности высшего учебного заведения;
- изучена и обоснована роль государства как субъекта управления в деятельности автономного образовательного учреждения в аспектах регионального развития и представлены основные пути реализации программ стратегического развития региональных систем образования;
- разработана схема управления автономным учреждением и обоснованы показатели качества предоставляемых населению образовательных услуг с учетом интересов широкого круга заинтересованных субъектов;
- разработаны теоретические положения, развиты сущностные представления, определена и обоснована роль перспективного и стратегического планирования долгосрочного развития интегрированных высших учебных заведений в достижении наибольших экономических, финансовых и социальных результатов в условиях неустойчивой внешней среды, в установлении и соблюдении равновесности спроса и предложения качественных образовательных услуг, повышении конкурентных преимуществ;
- установлены и исследованы особенности формирования и реализации стратегии интеграции в учреждениях высшего профессионального образования, связанные с повышением уровня конкурентных преимуществ оказываемых образовательных услуг, с улучшением координации действий интегрированных структур в процессе достижения долгосрочных ориентиров результативности функционирования на каждой из стадий жизненного цикла вуза, с возможностями интеграции образовательных и научно-исследовательских учреждений;
- по результатам проведенного анализа влияния внутренних и внешних факторов на текущую деятельность и перспективное развитие высших учебных заведений предложены комплексные меры по наращиванию вузами конкурентного потенциала, повышению их доходности, созданию условий для роста результативности интеграционных процессов, повышения качества оказываемых образовательных услуг;
- сформированы методические положения по рационализации взаимодействия ресурсных и процедурно-технологических элементов системы стратегического планирования долгосрочного развития интегрированных учреждений высшего профессионального образования, способствующих достижению наибольших экономических, финансовых и социальных результатов, увеличению эффективности образовательной деятельности, повышению качества оказываемых образовательных услуг, уровней инновационности образовательного процесса, использования информационных и коммуникационных технологий;
- получены прогнозные оценки экономических и социальных результатов, варианты сценарно-экспертного прогнозирования долгосрочного развития высших учебных заведений, позволяющие субъектам стратегического и перспективного планирования развития интегрированных учреждений высшего профессионального образования предпринимать оптимальные комплексные меры для достижения наибольших экономических результатов и эффективности образовательного процесса;
- представлены основные модели управления процессом перехода к автономному статусу в учреждениях высшего профессионального образования, работающих на региональных рынках;
- разработаны методические подходы к формированию и реализации обобщающей стратегии развития интегрированного высшего учебного заведения, ориентированной на одновременное использование внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих экономический рост вуза, высокое качество образовательных услуг, увеличение ресурсного потенциала.
1.Уткин О.А. Теоретические положения стратегического планирования развития интегрированных учреждений высшего профессионального образования: брошюра. - Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2007. - 3,0 п.л.
2.Уткин О.А. Анализ деятельности и методические положения стратегического планирования развития интегрированных учреждений высшего профессионального образования: брошюра. - Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2008. - 2,2 п.л.
3.Уткин О.А., Лукин Г.И. Инновационное развитие системы профессионального образования Ленинградской области: брошюра. -Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2009. - 2,2 п.л. - (вклад автора - 1,1 п.л.).
4.Уткин О.А. Формирование системы стратегического планирования развития интегрированных учреждений высшего профессионального образования: монография. – Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2009. – 10,2 п.л.
5.Уткин О.А. Теория и практика управления в высшей школе: опыт, проблемы, инновации: монография. – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2012. – 10,0 п.л.
Статьи, опубликованные в журналах из Перечня ВАК РФ
6.Уткин О.А. Основы стратегии развития и направления экономического роста интегрированных учреждений высшего профессионального образования // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2008. – № 2. – 0,7 п.л.
7.Уткин О.А. Экономические основы деятельности вуза в условиях нестабильной внешней среды // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2008. – № 3. – 0,7 п.л.
8.Уткин О.А. Основы прогнозирования экономических результатов деятельности интегрированного вуза // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2008. – № 4. – 0,7 п.л.
9.Уткин О.А. Формирование и реализация стратегий интеграции в высших учебных заведениях // Вестник Чувашского университета. – 2008. – № 1. – 0,6 п.л.
10.Уткин О.А., Авербух Р.Н. Анализ особенностей зарубежной и российской высшей школы в контексте идей управления качеством образования // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. – № 2. – 0,4 п.л. – (вклад автора – 0,2 п.л.).
11.Уткин О.А., Авербух Р.Н. Система оценок в современной высшей школе и управление качеством образования // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. – № 3. – 0,6 п.л. – (вклад автора – 0,3 п.л.).
12.Уткин О.А., Лукин Г.И. Методологические основы формирования системы непрерывного профессионального образования // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. – № 4. – 0,4 п.л. – (вклад автора – 0,2 п.л.).
13.Уткин О.А. Обеспечение качества профессионального образования: анализ инновационного опыта // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. – № 6. – 0,4 п.л.
14.Уткин О.А., Лукин Г.И. Влияние базового профессионального образования и производственного обучения кадров на сбалансированное развитие человеческого и вещественного капитала // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2010. – № 1. – 0,4 п.л. – (вклад автора – 0,2 п.л.).
15.Уткин О.А., Авербух Р.Н. Роль системы образования в развитии информационного общества: мировой опыт, кризис, перспективы // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2010. – № 2. – 0,4 п.л. – (вклад автора – 0,2 п.л.).
16.Уткин О.А. Инновационная направленность интеграции разноуровневых образовательных учреждений в регионе // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2010. – № 3. – 0,4 п.л.
17.Уткин О.А., Авербух Р.Н. Особенности регулирования регионального рынка образовательных услуг // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2010. – № 4. – 0,4 п.л. – (вклад автора – 0,2 п.л.).
18.Уткин О.А., Авербух Р.Н. Организационные формы интеграции образовательных учреждений и их классификация // Журнал правовых и экономических исследований. – 2010. – № 2. – 0,6 п.л. – (вклад автора – 0,3 п.л.).
19.Уткин О.А. Проблемы выхода из кризиса системы подготовки рабочих кадров в России // Журнал правовых и экономических исследований. –
2010. – № 3. – 0,4 п.л.
20.Уткин О.А., Авербух Р.Н. Предпосылки формирования организационно-экономического механизма функционирования автономного образовательного учреждения высшей школы // Журнал правовых и экономических исследований. – 2010. – № 4. – 0,6 п.л. – (вклад автора – 0,3 п.л.).
21.Уткин О.А., Авербух Р.Н., Лукин Г.И. Концептуальные основы создания организационно-экономического механизма автономного вуза // Журнал правовых и экономических исследований. – 2011. – № 1. – 1,0 п.л. – (вклад автора – 0,4 п.л.).
22.Уткин О.А. Анализ организационных моделей управления университетами и их применение в России // Журнал правовых и экономических исследований. – 2011. – № 3. – 0,5 п.л.
23.Уткин О.А. Мировые тенденции развития высшей школы: вызовы глобализации // Вестник Российской академии естественных наук. – 2011. – №3. – 0,2 п.л.
Научные статьи
24.Уткин О.А., Авербух Р.Н. Экономический механизм интеграции образовательных учреждений в контексте идеи управления качеством // Журнал правовых и экономических исследований. – 2007. – № 2. – 0,6 п.л. – (вклад автора – 0,3 п.л.).
25.Уткин О.А. Особенности формирования и реализации стратегий интеграции в учреждениях высшего профессионального образования // Журнал правовых и экономических исследований. – 2008. – № 2. – 0,8 п.л.
26.Уткин О.А. Роль стратегического планирования в развитии современных российских вузов // Опыт, теория и перспективы развития системы профессионального образования Ленинградской области / под ред. Р.Н. Авербуха. – Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2008. – 0,4 п.л.
27.Авербух Р.Н., Уткин О.А. Основы организационно-экономического механизма интеграции образовательных учреждений // Опыт, теория и перспективы развития системы профессионального образования Ленинградской области / под ред. Р.Н. Авербуха. – Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2008. – 0,4 п.л. – (вклад автора – 0,2 п.л.).
28.Уткин О.А. Роль стратегического планирования в социально-экономическом и интеграционном развитии учреждений высшего профессионального образования // Журнал правовых и экономических исследований. – 2008. – № 1. – 0,4 п.л.
29.Уткин О.А. Роль качества профессионального образования в развитии производства // Управление социальным и экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы: материалы Международной научно-практической конференции, г. Гатчина, 20–21 мая 2010 г. / под ред. Р.Н. Авербуха. – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2010. – 0,4 п.л.
30.Уткин О.А. Интеграция и доступность образования // Опыт, проблемы и перспективы социально-экономического развития и социального управления в России и за рубежом: материалы Межвузовской научно-практической конференции, г. Гатчина, 21-22 апреля 2011 г. – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2011. – 0,4 п.л.