Научная тема: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В.А. СУХОМЛИНСКОГО КАК ЦЕЛОСТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1.  Методологическая реконструкция как стратегия исследования дидактической системы В.А. Сухомлинского выступает гносеологической целостностью, включающей исследовательские установки и средства изучения объектов в структуре историко-педагогического процесса (подходы: историко-генетический, системный; принципы: онтологический, феноменологический).
  2. Истоки становления и развития дидактической системы В.А. Сухомлинского позволяют определить ее новаторскую роль в гуманистической парадигме отечественного образования второй половины XX века.
  3. Становление дидактической системы В.А. Сухомлинского представляло собой многофакторный, противоречивый процесс, осуществлявшийся в особых социокультурных условиях социалистического общества. Специфика и своеобразие эволюционирования дидактической системы В.А. Сухомлинского обусловлены особенностями исторического пути развития образовательного пространства во второй половине XX века.
  4. Этапы становления дидактической системы В.А. Сухомлинского отражают  процесс формирования данного педагогического феномена: 1948 - 1956 гг. - период осмысления В.А. Сухомлинским дидактических проблем, которые требовали теоретического обоснования; 1956 - 1965 гг. - переходный период - от парадигмы  «школы учебы» к трудовой школе как основе развития детей и подготовки их к жизни; 1965 - 1970 гг. - период теоретического обобщения В.А. Сухомлинским своей педагогической деятельности, создания целостной дидактической системы школы.
  5. Дидактическая система В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление отражает взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения как «духовную общность», способствует изучению внутреннего мира ребенка в «мире познания» (как эмоциональном стимуле мысли, познании умом и сердцем), «мире сказки» (как источнике образного мышления и развития речи), «мире духовно-нравственного и физического развития» (как источнике самостоятельного умственного труда, саморазвития, самосовершенствования).
  6. Концептуальная модель дидактической системы В.А. Сухомлинского как целостного педагогического явления представляет собой совокупность следующих положений: философско-дидактических идей («гармонии трех начал: надо, трудно, прекрасно»; «радости познания»; «очеловечивания знаний»); содержания образования как совокупности объема традиционных знаний и «программы интеллектуального и трудового развития и совершенствования»; системы методов (первичного восприятия знаний; осмысливания, развития и углубления знаний; приложения ранее приобретённых знаний и умений для «добывания» новых знаний; самостоятельной выработки умения применять знания, полученные на уроке; исследования явлений, процессов, форм (урок; «урок мышления», предметные и творческие кружки; экскурсии («путешествия на природу, объекты производства») и средств (естественные источники, предметы окружающего мира; книга, слово; трудовые процессы) обучения; механизма реализации - взаимодействие учителя и ученика путем нравственного регулятива на основе духовной общности.
  7. Основные направления использования аспектов дидактической системы В.А. Сухомлинского в современном образовательном процессе доказали актуальность, своевременность, ценность его педагогического наследия на рубеже XX - XXI вв. для современной школы: реализация содержательного (формирование самообразовательной программы) и методического (использование методов, приемов, форм и средств обучения) компонентов в деятельности образовательных учреждений Южного Урала; творческое воплощение дидактических идей «гармонии трех начал: надо, трудно, прекрасно», «радости познания», «очеловечивания знаний» в работе проблемных курсов и семинаров в процессе повышения квалификации учителей Оренбуржья; научный диалог с международными сообществами (Украина, Польша, Китай, Германия), занимающимися исследованиями в области сравнительной педагогики, мировой педагогической истории и советской педагогики.
Список опубликованных работ
I. Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Челпаченко, Т.В. Историко-педагогический анализ становления дидактической системы В.А. Сухомлинского в ходе организации и проведения педагогического совета / Т.В. Челпаченко // Вестник университета. — № 32. — Москва. 2009. — С. 130-142.

2. Челпаченко, Т.В. Реализация приемов обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Известия Самарского научного центра РАО. Том 11. — № 4 (30) (5). — Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2011, — 1381 с., — С. 1181-1189.

3. Челпаченко, Т.В. Методы обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. — № 4 (58). — Волгоград : Изд-во «Перемена», 2011. — 164 с., — С.149-152.

4. Челпаченко, Т.В. Философские аспекты дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГУ. — Оренбург : Изд-во : ГОУ ОГУ, — № 17 (136), 2011. — С. 312-318.

5. Челпаченко, Т.В. Аналитическая деятельность В.А. Сухомлинского в процессе посещения уроков (на материале архива Педагогико-мемориального музея им. В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — Оренбург : Изд-во : ОГИМ, — № 4. 2011, — С. 36-47.

6. Челпаченко, Т.В. Историко-генетический подход к обоснованию дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — Оренбург : Изд-во : ОГИМ, — № 2. 2012. — С. 96-100.

7. Челпаченко, Т.В. «Урок мышления» в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, — № 3 (31). 2012. — С. 134-145.

8. Челпаченко, Т.В. Педагогические закономерности и принципы дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ. — № 8. 2012. — С. 165-173.

9. Челпаченко, Т.В. Влияние общественно-политических процессов на становление дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — Сентябрь 2012, ART 1381. — CПб., 2012 г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1381.htm . — Гос.рег. 0421000031. — ISSN 1997-8588.

10. Челпаченко, Т.В. Целостность как основополагающее свойство дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. (Приложение «Педагогические науки»). — С. 38-40. ISSN 1817-6321.

II. Монографии:

11. Челпаченко, Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского. Развитие дидактической идеи гармонии умственного и физического труда школьника / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — 176 с.

12. Челпаченко, Т.В. Идея гармонизации образовательного пространства в логике становления дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко. Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т. 2. Отечественная педагогическая традиция / Под ред. Г.Б. Корнетова. АСОУ, 2010. — 248 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 33).

13. Челпаченко, Т.В. Содержание образования в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: коллективная монография: в 2 т. / сост. и научн. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 356 с.

14. Челпаченко, Т.В. Дидактическая система В.А. Сухомлинского (теория и практика) / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 250 с.

III. Учебно-методические работы:

15. Челпаченко, Т.В. Методические рекомендации к изучению педагогического наследия В. А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003 г. – 130 с. (авт. вклад С. 118 – 124).

16. Челпаченко, Т.В. Педагогика. Учебно-методический комплекс (учебное пособие для студентов психологического факультета, специальности 050706 – педагогика и психология, 050714 – олигофренопедагогика, 050716 – специальная психология) / Т.В. Челпаченко. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. — 151 с.

17. Челпаченко, Т.В. Педагогика. Учебно-методический комплекс (учебное пособие для студентов филологического факультета, специальность 032900 – русский язык и литература) / Т.В. Челпаченко. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 72 с.

18. Челпаченко, Т.В. Реализация идеи гармонии умственного и физического труда подростка в современном образовательном процессе школы (на примере уроков литературы) : методические рекомендации / Т.В. Челпаченко. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 65 с.

19. Челпаченко, Т.В. Теория и методика воспитания // Педагогика: учеб. Пособие / Т.В. Челпаченко. — Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2004. – 724 с. (авт. Вклад — с.216 – 277).

20. Челпаченко, Т.В. Теория и методика воспитания // Педагогика: учеб. Пособие / Т.В. Челпаченко. – Москва: Изд-во Высшая школа, 2005. – 438 с. (авт. Вклад — с. 145 – 240).

21. Челпаченко, Т.В. Теория и методика воспитания // Педагогика: учеб. пособие. Рекомендовано УМО для специальности ОПД.Ф.02 – Педагогика / Т.В. Челпаченко. – Москва: Изд-во «Высшая школа», 2006. – 495 с., (авт. вклад С. 175 – 279).

22. Челпаченко, Т.В. Урок мышления и умственное воспитание школьника (в контексте идей В.А. Сухомлинского) : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – 100 с.

23. Челпаченко, Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского : словарь-хрестоматия : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ. 2012. — 55 с.

24. Челпаченко, Т.В. Реализация аспектов дидактической системы В.А. Сухомлинского в современном образовательном процессе школы : материалы к спецкурсу : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 72 с.

25. Челпаченко, Т.В. Эволюции дидактических систем : материалы к спецсеминару : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 45 с.

26. Челпаченко, Т.В. Гуманистическая основа дидактической системы В.А. Сухомлинского : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 59 с.

27. Челпаченко, Т.В. Программа для учителей по проведению микро-исследования (в контексте изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 30 с.

IV. Статьи в сборниках международных и российских научно-практических конференций:

28. Челпаченко, Т.В. Формирование способности к эмпатии как одна из составляющих воспитательного процесса / Т.В. Челпаченко // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. – Ч. 4. – С. 124 – 127.

29. Челпаченко, Т.В. Традиции трудового воспитания В. А. Сухомлинского как фактор духовного развития личности школьников / Т.В. Челпаченко // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири: материалы регион. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003г. Ч 1. – С. 394 – 398.

30. Челпаченко, Т.В. Развитие идей народной педагогики в системе трудовых традиций Павлышской средней школы / Т.В. Челпаченко // Проблемы гуманизации и гуманитаризации преподавания в высшей школе: материалы 22 межвуз. учеб.-метод. конф. – Актобе: Эдельвейс, 2003 г. – С. 273 – 277.

31. Челпаченко, Т.В. Взаимосвязь идей трудового воспитания Я. А. Коменского и В. А. Сухомлинского в традициях Павлышской средней школы / Т.В. Челпаченко // Науковi записки. серiя: Педагогiчнi науки, випуск 52, частина 2. – Кiровоград: Изд-во КДПУ iм. Винниченка, 2003 г. – С. 226 – 228.

32. Челпаченко, Т.В. Нормативная модель трудового воспитания в системе работы детского загородного лагеря (на основе идей В. А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки: материалы 26 препод. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004 г. – Ч. 5. – С. 262 – 267.

33. Челпаченко, Т.В. Развитие идей трудового воспитания К. Д. Ушинского в системе работы Павлышской средней школы В. А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Педагогические идеи К. Д. Ушинского и модернизация современного начального образования (к 180-летию К. Д. Ушинского (1824 – 1870)): материалы межвуз. науч.-практ. конф. – Москва: Прометей, 2004. – С. 184 – 186.

34. Челпаченко, Т.В. Идея трудового воспитания «надо, трудно и прекрасно» В. А. Сухомлинского в системе работы Павлышской средней школы в 50 – 70 годы 29 века / Т.В. Челпаченко // Воспитание в 21 веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004 г. Ч 1. – С. 144 – 153.

35. Челпаченко, Т.В. Реализация идеи гармонии умственного и физического труда в опыте работы Павлышской средней школы / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГПУ. – Оренбург, 2005. – №1 (39). – С. 150 – 159.

36. Челпаченко, Т.В. Концепция гармонии умственного и физического труда подростка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГПУ – Оренбург, 2006. – № 2 (44). – С. 106 – 118.

37. Челпаченко, Т.В. Опыт использования идеи гармонии умственного и физического труда подростка В.А. Сухомлинского в образовательных учреждениях Оренбуржья во второй половине XX века / Т.В. Челпаченко // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса: материалы XXVII науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – Ч. I. – С. 142 – 158.

38. Челпаченко, Т.В. Модель реализации идеи гармонии умственного и физического труда подростка в современном образовательном процессе школы (в аспекте педагогических идей В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Школа першого ступеня: теорiя i практика : зб. Наук. Пр. Переяслав-Хмельницк. Держ. Пед. ун-ту iм. Г. Сковороди. — Тернопiль, 2006. — Вип. 20. — С. 240-253.

39. Челпаченко, Т.В. Идея гармонизации умственного и физического труда школьников в трудах российских педагогов-классиков / Т.В. Челпаченко // Идеи отечественной педагогики: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – 164 – 168.

40. Челпаченко, Т.В. Современная интерпретация коллективной творческой деятельности (на основе идей А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова) / Т.В. Челпаченко // Современные факторы повышения качества профессионального образования: материалы XXVIII науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С. 115 – 127.

41. Челпаченко, Т.В. Развитие идеи гармонии умственного и физического труда школьника в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Науковi записки. Випуск 78 (1). Серия: Педагогiчнi науки. Кiровоград: РВВ КДПУ iм. В. Винниченка, 2008. С. 124-129.

42. Челпаченко, Т.В. Методологические аспекты становления дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества. Материалы Шестой национальной научной конференции. Москва, 11 ноября 2010 г. / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. АСОУ, 2010. 148 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 31).

43. Челпаченко, Т.В. Социокультурные истоки становления дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Украинистика в России: история, состояние, тенденции развития: материалы Международной научно-практической конференции. Киев-Москва-Уфа: Изд-во Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 230-234.

44. Челпаченко, Т.В. Формирование содержания образования в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Развитие педагогического знания в науке и образовании. Материалы XXVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО / Под ред. М.В. Богуславского. М. — Тверь : Научная книга, 2011. — 432 с., — С. 216-220.

45. Челпаченко, Т.В. Развитие умственного труда подростка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Педагогiчний дискурс : зб. наук. праць. — Херсон, 2010. С. 234-254.

46. Челпаченко, Т.В. Роль слова в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Педагогiчний дискурс : зб. наук. праць / гол. ред. I. М. Шоробура. Хмельницький : ПП Балюк I. Б., 2011. Вип. 10. 559 с., С. 521-524.

47. Челпаченко, Т.В. Научно-исследовательская творческая деятельность учащихся как фактор развития дидактической системы школы (на примере анализа педагогического наследия В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Материалы международного симпозиума «Воспитание современной молодежи: социальное сотрудничество». Актюбинский государственный институт, 2011. 514 с., С. 85-88.

48. Челпаченко, Т.В. Аксиологическая основа дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // — Донецк. 2012. — С. 45-57.

49. Челпаченко, Т.В. Опыт использования аспектов дидактической системы В.А. Сухомлинского в образовательных учреждениях России и зарубежья / Т.В. Челпаченко // Психология, социология и педагогика. – Сентябрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/?p=1070.

50. Челпаченко, Т.В. Взаимосвязь дидактических идей В.А. Сухомлинского и Л.В. Занкова / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГПУ. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, № 3. 2012. — С. 46-55.