- Методологическая реконструкция как стратегия исследования дидактической системы В.А. Сухомлинского выступает гносеологической целостностью, включающей исследовательские установки и средства изучения объектов в структуре историко-педагогического процесса (подходы: историко-генетический, системный; принципы: онтологический, феноменологический).
- Истоки становления и развития дидактической системы В.А. Сухомлинского позволяют определить ее новаторскую роль в гуманистической парадигме отечественного образования второй половины XX века.
- Становление дидактической системы В.А. Сухомлинского представляло собой многофакторный, противоречивый процесс, осуществлявшийся в особых социокультурных условиях социалистического общества. Специфика и своеобразие эволюционирования дидактической системы В.А. Сухомлинского обусловлены особенностями исторического пути развития образовательного пространства во второй половине XX века.
- Этапы становления дидактической системы В.А. Сухомлинского отражают процесс формирования данного педагогического феномена: 1948 - 1956 гг. - период осмысления В.А. Сухомлинским дидактических проблем, которые требовали теоретического обоснования; 1956 - 1965 гг. - переходный период - от парадигмы «школы учебы» к трудовой школе как основе развития детей и подготовки их к жизни; 1965 - 1970 гг. - период теоретического обобщения В.А. Сухомлинским своей педагогической деятельности, создания целостной дидактической системы школы.
- Дидактическая система В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление отражает взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения как «духовную общность», способствует изучению внутреннего мира ребенка в «мире познания» (как эмоциональном стимуле мысли, познании умом и сердцем), «мире сказки» (как источнике образного мышления и развития речи), «мире духовно-нравственного и физического развития» (как источнике самостоятельного умственного труда, саморазвития, самосовершенствования).
- Концептуальная модель дидактической системы В.А. Сухомлинского как целостного педагогического явления представляет собой совокупность следующих положений: философско-дидактических идей («гармонии трех начал: надо, трудно, прекрасно»; «радости познания»; «очеловечивания знаний»); содержания образования как совокупности объема традиционных знаний и «программы интеллектуального и трудового развития и совершенствования»; системы методов (первичного восприятия знаний; осмысливания, развития и углубления знаний; приложения ранее приобретённых знаний и умений для «добывания» новых знаний; самостоятельной выработки умения применять знания, полученные на уроке; исследования явлений, процессов, форм (урок; «урок мышления», предметные и творческие кружки; экскурсии («путешествия на природу, объекты производства») и средств (естественные источники, предметы окружающего мира; книга, слово; трудовые процессы) обучения; механизма реализации - взаимодействие учителя и ученика путем нравственного регулятива на основе духовной общности.
- Основные направления использования аспектов дидактической системы В.А. Сухомлинского в современном образовательном процессе доказали актуальность, своевременность, ценность его педагогического наследия на рубеже XX - XXI вв. для современной школы: реализация содержательного (формирование самообразовательной программы) и методического (использование методов, приемов, форм и средств обучения) компонентов в деятельности образовательных учреждений Южного Урала; творческое воплощение дидактических идей «гармонии трех начал: надо, трудно, прекрасно», «радости познания», «очеловечивания знаний» в работе проблемных курсов и семинаров в процессе повышения квалификации учителей Оренбуржья; научный диалог с международными сообществами (Украина, Польша, Китай, Германия), занимающимися исследованиями в области сравнительной педагогики, мировой педагогической истории и советской педагогики.
1. Челпаченко, Т.В. Историко-педагогический анализ становления дидактической системы В.А. Сухомлинского в ходе организации и проведения педагогического совета / Т.В. Челпаченко // Вестник университета. — № 32. — Москва. 2009. — С. 130-142.
2. Челпаченко, Т.В. Реализация приемов обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Известия Самарского научного центра РАО. Том 11. — № 4 (30) (5). — Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2011, — 1381 с., — С. 1181-1189.
3. Челпаченко, Т.В. Методы обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. — № 4 (58). — Волгоград : Изд-во «Перемена», 2011. — 164 с., — С.149-152.
4. Челпаченко, Т.В. Философские аспекты дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГУ. — Оренбург : Изд-во : ГОУ ОГУ, — № 17 (136), 2011. — С. 312-318.
5. Челпаченко, Т.В. Аналитическая деятельность В.А. Сухомлинского в процессе посещения уроков (на материале архива Педагогико-мемориального музея им. В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — Оренбург : Изд-во : ОГИМ, — № 4. 2011, — С. 36-47.
6. Челпаченко, Т.В. Историко-генетический подход к обоснованию дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — Оренбург : Изд-во : ОГИМ, — № 2. 2012. — С. 96-100.
7. Челпаченко, Т.В. «Урок мышления» в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, — № 3 (31). 2012. — С. 134-145.
8. Челпаченко, Т.В. Педагогические закономерности и принципы дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ. — № 8. 2012. — С. 165-173.
9. Челпаченко, Т.В. Влияние общественно-политических процессов на становление дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — Сентябрь 2012, ART 1381. — CПб., 2012 г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1381.htm . — Гос.рег. 0421000031. — ISSN 1997-8588.
10. Челпаченко, Т.В. Целостность как основополагающее свойство дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. (Приложение «Педагогические науки»). — С. 38-40. ISSN 1817-6321.
II. Монографии:
11. Челпаченко, Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского. Развитие дидактической идеи гармонии умственного и физического труда школьника / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — 176 с.
12. Челпаченко, Т.В. Идея гармонизации образовательного пространства в логике становления дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко. Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т. 2. Отечественная педагогическая традиция / Под ред. Г.Б. Корнетова. АСОУ, 2010. — 248 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 33).
13. Челпаченко, Т.В. Содержание образования в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: коллективная монография: в 2 т. / сост. и научн. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 356 с.
14. Челпаченко, Т.В. Дидактическая система В.А. Сухомлинского (теория и практика) / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 250 с.
III. Учебно-методические работы:
15. Челпаченко, Т.В. Методические рекомендации к изучению педагогического наследия В. А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003 г. – 130 с. (авт. вклад С. 118 – 124).
16. Челпаченко, Т.В. Педагогика. Учебно-методический комплекс (учебное пособие для студентов психологического факультета, специальности 050706 – педагогика и психология, 050714 – олигофренопедагогика, 050716 – специальная психология) / Т.В. Челпаченко. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. — 151 с.
17. Челпаченко, Т.В. Педагогика. Учебно-методический комплекс (учебное пособие для студентов филологического факультета, специальность 032900 – русский язык и литература) / Т.В. Челпаченко. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 72 с.
18. Челпаченко, Т.В. Реализация идеи гармонии умственного и физического труда подростка в современном образовательном процессе школы (на примере уроков литературы) : методические рекомендации / Т.В. Челпаченко. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 65 с.
19. Челпаченко, Т.В. Теория и методика воспитания // Педагогика: учеб. Пособие / Т.В. Челпаченко. — Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2004. – 724 с. (авт. Вклад — с.216 – 277).
20. Челпаченко, Т.В. Теория и методика воспитания // Педагогика: учеб. Пособие / Т.В. Челпаченко. – Москва: Изд-во Высшая школа, 2005. – 438 с. (авт. Вклад — с. 145 – 240).
21. Челпаченко, Т.В. Теория и методика воспитания // Педагогика: учеб. пособие. Рекомендовано УМО для специальности ОПД.Ф.02 – Педагогика / Т.В. Челпаченко. – Москва: Изд-во «Высшая школа», 2006. – 495 с., (авт. вклад С. 175 – 279).
22. Челпаченко, Т.В. Урок мышления и умственное воспитание школьника (в контексте идей В.А. Сухомлинского) : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – 100 с.
23. Челпаченко, Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского : словарь-хрестоматия : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ. 2012. — 55 с.
24. Челпаченко, Т.В. Реализация аспектов дидактической системы В.А. Сухомлинского в современном образовательном процессе школы : материалы к спецкурсу : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 72 с.
25. Челпаченко, Т.В. Эволюции дидактических систем : материалы к спецсеминару : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 45 с.
26. Челпаченко, Т.В. Гуманистическая основа дидактической системы В.А. Сухомлинского : учебное пособие / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 59 с.
27. Челпаченко, Т.В. Программа для учителей по проведению микро-исследования (в контексте изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2012. — 30 с.
IV. Статьи в сборниках международных и российских научно-практических конференций:
28. Челпаченко, Т.В. Формирование способности к эмпатии как одна из составляющих воспитательного процесса / Т.В. Челпаченко // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. – Ч. 4. – С. 124 – 127.
29. Челпаченко, Т.В. Традиции трудового воспитания В. А. Сухомлинского как фактор духовного развития личности школьников / Т.В. Челпаченко // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири: материалы регион. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003г. Ч 1. – С. 394 – 398.
30. Челпаченко, Т.В. Развитие идей народной педагогики в системе трудовых традиций Павлышской средней школы / Т.В. Челпаченко // Проблемы гуманизации и гуманитаризации преподавания в высшей школе: материалы 22 межвуз. учеб.-метод. конф. – Актобе: Эдельвейс, 2003 г. – С. 273 – 277.
31. Челпаченко, Т.В. Взаимосвязь идей трудового воспитания Я. А. Коменского и В. А. Сухомлинского в традициях Павлышской средней школы / Т.В. Челпаченко // Науковi записки. серiя: Педагогiчнi науки, випуск 52, частина 2. – Кiровоград: Изд-во КДПУ iм. Винниченка, 2003 г. – С. 226 – 228.
32. Челпаченко, Т.В. Нормативная модель трудового воспитания в системе работы детского загородного лагеря (на основе идей В. А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки: материалы 26 препод. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004 г. – Ч. 5. – С. 262 – 267.
33. Челпаченко, Т.В. Развитие идей трудового воспитания К. Д. Ушинского в системе работы Павлышской средней школы В. А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Педагогические идеи К. Д. Ушинского и модернизация современного начального образования (к 180-летию К. Д. Ушинского (1824 – 1870)): материалы межвуз. науч.-практ. конф. – Москва: Прометей, 2004. – С. 184 – 186.
34. Челпаченко, Т.В. Идея трудового воспитания «надо, трудно и прекрасно» В. А. Сухомлинского в системе работы Павлышской средней школы в 50 – 70 годы 29 века / Т.В. Челпаченко // Воспитание в 21 веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004 г. Ч 1. – С. 144 – 153.
35. Челпаченко, Т.В. Реализация идеи гармонии умственного и физического труда в опыте работы Павлышской средней школы / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГПУ. – Оренбург, 2005. – №1 (39). – С. 150 – 159.
36. Челпаченко, Т.В. Концепция гармонии умственного и физического труда подростка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГПУ – Оренбург, 2006. – № 2 (44). – С. 106 – 118.
37. Челпаченко, Т.В. Опыт использования идеи гармонии умственного и физического труда подростка В.А. Сухомлинского в образовательных учреждениях Оренбуржья во второй половине XX века / Т.В. Челпаченко // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса: материалы XXVII науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – Ч. I. – С. 142 – 158.
38. Челпаченко, Т.В. Модель реализации идеи гармонии умственного и физического труда подростка в современном образовательном процессе школы (в аспекте педагогических идей В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Школа першого ступеня: теорiя i практика : зб. Наук. Пр. Переяслав-Хмельницк. Держ. Пед. ун-ту iм. Г. Сковороди. — Тернопiль, 2006. — Вип. 20. — С. 240-253.
39. Челпаченко, Т.В. Идея гармонизации умственного и физического труда школьников в трудах российских педагогов-классиков / Т.В. Челпаченко // Идеи отечественной педагогики: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – 164 – 168.
40. Челпаченко, Т.В. Современная интерпретация коллективной творческой деятельности (на основе идей А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова) / Т.В. Челпаченко // Современные факторы повышения качества профессионального образования: материалы XXVIII науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С. 115 – 127.
41. Челпаченко, Т.В. Развитие идеи гармонии умственного и физического труда школьника в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Науковi записки. Випуск 78 (1). Серия: Педагогiчнi науки. Кiровоград: РВВ КДПУ iм. В. Винниченка, 2008. С. 124-129.
42. Челпаченко, Т.В. Методологические аспекты становления дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества. Материалы Шестой национальной научной конференции. Москва, 11 ноября 2010 г. / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. АСОУ, 2010. 148 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 31).
43. Челпаченко, Т.В. Социокультурные истоки становления дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Украинистика в России: история, состояние, тенденции развития: материалы Международной научно-практической конференции. Киев-Москва-Уфа: Изд-во Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 230-234.
44. Челпаченко, Т.В. Формирование содержания образования в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Развитие педагогического знания в науке и образовании. Материалы XXVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО / Под ред. М.В. Богуславского. М. — Тверь : Научная книга, 2011. — 432 с., — С. 216-220.
45. Челпаченко, Т.В. Развитие умственного труда подростка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Педагогiчний дискурс : зб. наук. праць. — Херсон, 2010. С. 234-254.
46. Челпаченко, Т.В. Роль слова в дидактической системе В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // Педагогiчний дискурс : зб. наук. праць / гол. ред. I. М. Шоробура. Хмельницький : ПП Балюк I. Б., 2011. Вип. 10. 559 с., С. 521-524.
47. Челпаченко, Т.В. Научно-исследовательская творческая деятельность учащихся как фактор развития дидактической системы школы (на примере анализа педагогического наследия В.А. Сухомлинского) / Т.В. Челпаченко // Материалы международного симпозиума «Воспитание современной молодежи: социальное сотрудничество». Актюбинский государственный институт, 2011. 514 с., С. 85-88.
48. Челпаченко, Т.В. Аксиологическая основа дидактической системы В.А. Сухомлинского / Т.В. Челпаченко // — Донецк. 2012. — С. 45-57.
49. Челпаченко, Т.В. Опыт использования аспектов дидактической системы В.А. Сухомлинского в образовательных учреждениях России и зарубежья / Т.В. Челпаченко // Психология, социология и педагогика. – Сентябрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/?p=1070.
50. Челпаченко, Т.В. Взаимосвязь дидактических идей В.А. Сухомлинского и Л.В. Занкова / Т.В. Челпаченко // Вестник ОГПУ. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, № 3. 2012. — С. 46-55.