- Традиционные формы исследования и проблематизации человеческого бытия и познания, закрепленные за «философской антропологией» и «эпистемологией», требуют расширения, модификации, а главное, органического взаимопроникновения, синтеза. Применительно к осмыслению «человека познающего» данный синтез достигается в рамках антропологии науки - направлении, в котором, как человек, так и осуществляемый им процесс познания понимаются из взаимодействия множества факторов - эволюционно-биологических, генетических, социокультурных, гендерных, экзистенциальных.
- Человеческое познание обусловлено телесной организацией человека, языком, имплицирующим семантические каркасы, зависит от имеющихся у субъекта набора категорий, объект-гипотез, когнитивных схем, предвосхищающих перцепцию. Все эти средства обеспечивают процедуры селекции, категоризации, интерпретации, в результате чего сенсорные данные получают предметные смыслы, а восприятие оказывается тесно связанным с процессом мышления. В этой связи, человек не просто отражает как в зеркале, некий «естественный» мир, но делает это при помощи человеческих процедур и операций, которые незримо присутствуют и в результатах такого отражения.
- Процессы переработки когнитивной информации, идущие от сенсорных фильтров к восприятию, осуществляются автоматически, на основе сформировавшихся в ходе эволюции «алгоритмов», «программ». В то же время, работа восприятия кооперируется с памятью, мышлением - когнитивными способностями, которые в значительной степени обусловлены социокультурными факторами. Данная кооперация снимает резкое разграничение биологических и культурных, врожденных и приобретенных начал в составе познавательного опыта. Таким образом, врожденные сознанию структуры представляют собой диспозиции, склонности, которые для своего дальнейшего развития требуют обязательного участия внешней, социокультурной среды, которая может усилить или ослабить ту или иную диспозицию, придать ей то или другое направление.
- Научно-познавательное отношение к действительности имеет определенный когнитивный базис, сформировавшийся в ходе эволюции человека. Насущная необходимость адаптации и ориентации прежде всего в трех областях - мире физических, неживых объектов, мире живых, биологических объектов и мире индивидов, носителей сознания, содействовала становлению у эволюционного предка человека (а равно и первых, анатомически современных людей) способности к выдвижению и проверке предположений, склонности постулировать существование чужого сознания и тесно связанному с ней навыку каузального мышления, а также, способности к абстрактному мышлению, творческому воображению и языку. Эволюционный характер происхождения ряда существенных для науки когнитивных способностей подтверждается наличием у младенцев, детей 3-4 лет ряда врожденных когнитивных предрасположенностей, диспозиций.
- Становление научно-познавательного отношения к миру невозможно без способности к рефлексии - навыка отстраненного отношения к собственным идеям, умения делать свои представления объектом критического рассмотрения. Способность к рефлексивному мышлению не является врожденной и для своего возникновения на онтогенетическом уровне предполагает определенный опыт социализации индивида, приобщения его к культуре; и в качестве существенного элемента научно-познавательной деятельности стала возможна только благодаря наличию социокультурных условий, в частности тех, которые сложились в Древней Греции.
- Присутствие в структуре научного знания философских оснований показывает, что научное знание не является продуктом некоего «естественного взгляда на мир», напротив, оно всякий раз оказывается результатом задействования онтологических, гносеологических и методологических предпосылок, которые аккумулируют опыт жизнедеятельности под давлением императивов естественного отбора, а также отражают социокультурные особенности исторической эпохи, к которой принадлежит научное знание. Изменчивое содержание данных предпосылок связано с социокультурными, а относительно устойчивое - с эволюционно-биологическими факторами.
- Будучи социальным институтом, наука реализует в своем функционировании представления, стереотипы, ожидания, которые имеют представители данного института относительно себя и друг друга. Среди многообразия этих представлений важное место занимают гендерные стереотипы. Данные представления и стереотипы часто оказываются неявными для самого субъекта научного познания, выступая как часть «естественного», «само собой разумеющегося» взгляда на мир. В этом случае они могут оказывать влияние на выбор направления и предмета исследования, способ постановки научных вопросов, язык описания. Преодоление свойственного естествознанию маскулинного взгляда на природу как на нечто подлежащее покорению и преобразованию, связано не просто с увеличением количества женщин в составе научных учреждений, но с активным использованием когнитивных стилей, базисных матафор, уходящих своими корнями в специфику женского мышления и ориентирующих на синтез, целостность, взаимодействие, то есть на «живое», а не «мертвое».
- Исполнять роль субъекта научного познания означает приобщиться к культуре определенного ансамбля практик, техник, умений, характерных для определенной группы, школы, традиции. Выработанные различными научными группами правила наблюдения, навыки обращения с оборудованием, способы интерпретации эмпирических данных зачастую несопоставимы, поэтому путь к научному результату лежит через дискуссии, переговоры, в которых задействованы не только объективные, но и субъективные факторы. В этой связи результат научно-познавательной деятельности оказывается не идеальной копией внечеловеческого мира, а конструкцией, вобравшей в себя ряд переговоров, решений, то есть имеет двуединую - субъектно-объектную природу.
- Конструирующий характер научного познания, предполагающий как соединение, так и разъединение фактического и артефактического, природного и культурного элементов в процессе и продукте познавательной деятельности вынуждает субъекта познания периодически переопределять не только картину сконструированной им реальности, но и то место, которое он отвел в этой картине себе. Конструирующий характер научного познания отвечает экзистенциальной специфике человека - существа пограничного, не принадлежащего всецело ни миру природы, ни миру культуры, принципиально незавершенного, истиной не обладающего, но ее ищущего.
- В современных условиях, когда производство научного знания представляет собой построение сетей, в которых взаимосвязаны и взаимодействуют различные элементы: лаборатории, промышленные предприятия, финансовые фонды, государственные организации, издательства - от ученого требуется умение «переводить» язык своих профессиональных интересов на язык потенциальных союзников - бизнесменов, политиков, военных и т.д., что, в свою очередь зависит от его способности трансформировать свой габитус и существовать сразу в нескольких социальных полях. В этой ситуации запроса на выполнение субъектом научного познания не одной, а нескольких социальных ролей (например, «я исследователь, поставщик достоверного знания», «я эксперт, оценивающий риски новейших технологий», «я администратор, менеджер знания, убеждающий в необходимости финансирования исследований и разработок») обостряется вопрос о целостности, себетождественности субъекта познания, а главное, о сохранности его способности к бескорыстному поиску истины и принятию на себя ответственности перед обществом.
1. Волков А. В. Наука в зеркале современной философской рефлексии: монография / А. В. Волков. – Мурманск: Изд-во МГГУ, 2011. – 88 с.
2. Волков А. В. Человеческое измерение научного познания: монография / А. В. Волков. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. – 276 с.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:
1. Волков А. В. Homo cognoscens: от позитивизма к антропологии науки / А. В. Волков // Среднерусский вестник общественный наук. – 2012. – № 1. – С.7–13. – 0,6 п.л.
2. Волков А. В. Наука в перспективе феминистских исследований / А. В. Волков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 9 (1). – С.50–54. – 0,6 п.л.
3. Волков А. В. Научное познание в контексте эволюционной эпистемологии / А. В. Волков // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2012. – № 1 (122). – С. 88–94. – 0,7 п.л.
4. Волков А. В. Наука и гендер (социально-когнитивные аспекты) / А. В. Волков // Вопросы культурологии. – 2012. – № 2. – С. 53–58. – 0,6 п.л.
5. Волков А. В. К вопросу о специфике субъекта современного научного познания / А. В. Волков // Глобальный научный потенциал. – 2012. – № 8 (17). – С. 53–58. – 0,6 п.л.
6. Волков А. В. Современная эпистемология: тематизация «человекоразмерного» характера научно-исследовательской деятельности / А. В. Волков // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 6 (98). – С. 142–147. – 0,5 п.л.
7. Волков А. В. Когнитивный базис науки: эволюционно-антропологические истоки / А. В. Волков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. – № 147. – С. 51–61. – 0,8 п.л.
8. Волков А. В. Наука как способ человеческого бытия и познания / А. В. Волков // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2011. – № 3 (116). – С. 77– 79. – 0,4 п.л.
9. Волков А. В. Лаборатория как место и форма научно-познавательной деятельности / А. В. Волков // Вопросы философии. – 2010. – № 6. – С. 80–88. – 0,9 п.л.
10. Волков А. В. Биологические корни человеческого познания / А.В. Волков // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2010. – № 7 (112). – С. 71–79. – 0,9 п.л.
11. Волков А. В. Научное познание: от отражения к конструированию / А. В. Волков // Гуманитарные и социально-экономические исследования. –2010. – № 1 (50). – С. 5–11. – 0,8 п.л.
12. Волков А. В. Культура как субъект научного познания (эпистемологические аспекты) / А. В. Волков // Этносоциум и межнациональная культура. – 2010. – № 1 (25). – С. 63–71. – 0,4 п.л.
13. Волков А. В. Наука и консенсус: критика одного из мифов обыденного сознания / А. В. Волков // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2010. – № 1 (16). – С. 219 – 228. – 0,8 п.л.
14. Волков А. В. От обыденного к философскому образу научного познания (социокультурный аспект) / А. В. Волков // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 1/2 (64). – С. 5–17. – 0,9 п.л.
15. Волков А. В. О человеческом измерении научного познания / А. В. Волков // Эпистемология и философия науки. – 2009. – № 2. Т. XX. – С. 157–171. – 0,9 п.л.
16. Волков А. В. Коммуникативная природа научно-познавательной деятельности / А. В. Волков // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2009. – № 1. – С. 26–33. – 0,7 п.л.
17. Волков А. В. К вопросу об основаниях научного познания (экзистенциально-антропологический аспект) / А. В. Волков // Вестник СПбГУ. Сер. 6. – Вып.1. – 2009. С. 154–164. – 0,8 п.л.
18. Волков А. В. Феноменология: основные идеи и значение для исторической науки / А. В. Волков // Вестник Ленинградского университета имени А.С.Пушкина. – 2008. – № 4 (17). – С. 77– 84. – 0,4 п.л.
19. Волков А.В. Лингвистический поворот в философии XX века и методология социально-гуманитарных наук / А.В. Волков // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2008. – № 1 (91). – С. 92–100. – 0,9 п.л.
Статьи и доклады, опубликованные в прочих изданиях:
20. Волков А. В. Концепция «власти-знания» М. Фуко и ее вклад в дискуссию о происхождении наук об обществе и человеке / А. В. Волков // Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (20–24 апреля 2009 года): В 6 т. Т. V. Философия. Культурология; ГОУ ВПО «Томский государственный университет» науки». – Томск: Издательство ТГПУ, 2009. – С. 25–32. – 0,8 п.л.
21. Волков А. В. Феноменология: основные идеи и значение для медико-психологических наук / А.В. Волков // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 3. – С. 121–125. – 0,3 п.л.
22. Волков А. В. Наука и свободное исследование / А. В. Волков // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 3. – С. 131–133. – 0,2 п.л.
23. Волков А. В. Синергетика и ее значение для методологии социогуманитарного познания / А.В. Волков // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 3. – С. 126–130. – 0,3 п.л.
24. Волков А. В. Западноевропейская философия и М. Хайдеггер: деструкция классического понятия сущности / А. В. Волков // Проблемы модернизации общества в зеркале философии: Материалы научно-практической конференции 20-22 сентября 2004 г. / МГПИ. – Мурманск, 2005. – С. 49–51. – 0,2 п.л.
25. Волков А. В. Соотношение визуальной и вербальной информации в истории культуры. Проблема онтологического обоснования / А. В. Волков // Информация–Коммуникация–Общество (ИКО – 2001): Тезисы докладов и выступлений Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 13–14 ноября 2001 г., Санкт-Петербург: СПбГУ. – С. 45–46. – 0,1 п.л.
26. Волков А. В. Язык и соблазн его понимания (путь феноменологического описания языка) / А. В. Волков // Культура: соблазны понимания: Материалы научно-теоретического семинара (24–27 марта 1999 года): в 2 ч. Ч. 1, Петрозаводск: Изд-во: ПетрГУ, 1999. – С. 115–119. – 0,4 п.л.
27. Волков А. В. Событийный смысл перелома внутри мышления: опыт неметафизической реконструкции / А. В. Волков // Ситуации культурного перелома: Материалы научно-теоретического семинара (24–26 апреля 1997 года), Петрозаводск: Изд-во: ПетрГУ, 1998. – С. 54–57. – 0,4 п.л.