- необходимо разграничивать понятия «костюм» и «одежда»: одежда - означающее - это предметный компонент костюма: (совокупность отдельных вещей и аксессуаров), костюм - знаковая система, включающая в себя, помимо вещественного компонента, еще и означаемое - концептуальный компонент (идеализированный образ человеческого Я);
- костюм выполняет в системе культуры знаково-символическую функцию, не только демонстрируя социальный статус человека, но и обеспечивая возможность получить представление о его внутреннем мире;
- в современном мире значение костюма как произведения дизайнерского творчества не ограничивается сугубо утилитарными функциями (защита от холода и др.), поскольку в нем наиболее очевидно проявляется бытие человека, располагающегося в определенном социокультурном пространстве;
- концепции коллекций современных костюмов основываются, прежде всего, на субъективной составляющей - идеальном образе человеческого «Я», поэтому образная характеристика костюма представляет собой единство личностного и социального, которые и определяют философию художественного образа;
- современный костюм вполне определено эволюционирует в направлении расширения степени свободы самоопределения человеческой личности, причем это касается не только внешнего облика, но и, прежде всего, - «культурного тела», в отношении которого костюм выполняет не только демонстративную, но и конститутивную роль;
- костюм как продукт творческой деятельности во многом предвосхищает изменения в обществе, в человеке и даже в определенной степени организует и направляет эти изменения;
- непосредственно проектируя костюм или коллекцию, дизайнер проектирует общество и человека, его способ взаимодействия с бытием, а значит, основой проекта должна быть концепция человека, общества, жизненного мира.
1.Философия костюма. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 11,3 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных экспертным советом ВАК РФ:
2. Роль костюма в формировании «культурного тела» // Дизайн. Материалы. Технология. – 2011. – № 3. – 0,5 п.л.
3. Специфика знаковой системы костюма // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1. – 0,5 п.л.
4. Костюм в системе дизайна // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Серия: Философия. Социология. Культурология. – 2011. – № 4. – 0,5 п.л.
5. Костюм как экспликация личности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2011. – № 3.– 0,5 п.л.
6. Мода как способ взаимодействия с костюмом // Дизайн. Материалы. Технология. – 2011. –№ 4 – 0,5 п.л.
7. Мир костюма: культурологический аспект // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2011. –№ 4. – 0,5 п.л.
8. Функциональность костюма как транслятора социальных ценностей // Обсерватория культуры. – 2012. – № 1. – 0,5 п.л.
9. Инновации и цикличность в дизайне костюма // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. – 2012. – № 2. – 0,5 п.л.
10. Феномен костюма в современной культуре // Дизайн. Материалы. Технология. – 2012. – № 1. - 0,5 п.л.
11. Костюм как знаковая характеристика человека // Вопросы культурологии. – 2012. –№ 10. – 0,5 п.л.
12. Символика цвета в культуре и костюм // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2012. – № 2. – 0,5 п.л.
13. Личность и костюм: роль конституциональных и психологических типов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2012. – № 2. – 0,5 п.л.
14. Гендер и современный костюм // Дизайн. Материалы. Технология. – 2012. – № 2. – 0,5 п.л.
Статьи в научных сборниках и материалах научных конференций:
15. Художественно-публицистическая критика: риск интерпретаций // Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований: материалы международной научной конференции. СПбРГПУ. СПб. 2000. – 0,3 п.л.
16. Доминанта этического в художественной оценке // Этическое и эстетическое 40 лет спустя: материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2000. – 0,3 п.л.
17. Культура взаимоотношений в искусстве для детей // Детство и «открытое общество»: материалы международной научной конференции. СПбРГПУ. СПб. 2000. – 0,3 п.л.
18. Дизайн костюма для субъекта игры // Философия ХХ века: школы и концепции. Материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2000. – 0,3 п.л.
19. Костюм как ритуал // Ритуальное пространство культуры: материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2001. – 0,3 п.л.
20. Детский костюм: осторожно, фантазия // Теория и практика образования в контексте отечественной культуры: материалы научной конференции. СПбРГПУ. СПб. 2001. – 0,3 п.л.
21. Художественная критика как психологическое моделирование // Литературный портрет и рецензия: материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2001. – 0,3 п.л.
22. Художник как раб свободы или явление дизайна народу // Онтология возможных миров в контекстах классической и неклассической рациональности: материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2001. – 0,3 п.л.
23. Дизайнизация костюма без человека // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2002. – 0,3 п.л.
24. Дистанция между этическим и эстетическим // Образ современности: этические и эстетические проблемы: материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб.2002. – 0,3 п.л.
25. Художественная культура и интерпретация бытия // Основные философские концепции ХХ века: материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2002. – 0,3 п.л.
26. Социальная самоидентификация в современном костюме // Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре: материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2003. – 0,3 п.л.
27. Искусство художественной культуры // Гумбольдтовские чтения: материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2003. – 0,3 п.л.
28. Костюм как эхо // Рациональность и вымысел: материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2003. – 0,3 п.л.
29. Психологические характеристики в дизайн-проектировании костюма // Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров: материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2004. – 0,3 п.л.
30. Художественная критика: между искусством и дизайном // Современные проблемы развития туризма и туристского сервиса: материалы научной конференции. СПбГУСЭ. СПб. 2004. – 0,3 п.л.
31. Костюм для отдыха: тенденции развития реальные и виртуальные // Современные проблемы развития туризма и туристского сервиса: материалы научной конференции. СПбГУСЭ. СПб. 2004. – 0,3 п.л.
32. Концептуальность костюма как залог самоидентификации // Фундаментальное и прикладное в этике и эстетике: материалы всероссийской научной конференции. СПбГУ. СПб. 2005. – 0,3 п.л.
33. Экология человека и экология его костюма // Философские и духовные проблемы науки и общества: материалы междисциплинарного гуманитарного семинара. СПбГУ, СПб, 2004. – 0,3 п.л.
34. Второй «врожденный» пол и модификации костюма // Мужчины и женщины: параллельные миры: материалы научной конференции. СПбГУ. СПб. 2005. – 0,3 п.л.
35. О любви к искусству в себе и к себе в искусстве // Рациональность и свобода: материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2005. – 0,3 п.л.
36. Этическая доминанта в творчестве дизайнера костюма // Время дизайна: материалы научной конференции. СПб. 2005. – 0,3 п.л.
37. Психологические аспекты создания дизайнером коллекции костюмов // Мода в контексте культуры: сборник статей научно-практической конференции. СПбГУКИ. СПб. 2006. – 0,3 п.л.
38. Вербализация концепции в названии коллекции дизайнера костюма // Стратегии этической и эстетической рефлексии. Материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2006. – 0,3 п.л.
39. Человек и мода: современные тенденции // Автор и зритель: материалы международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2007. – 0,3 п.л.
40. Дизайн костюма в ситуации апофатизма // Мода в контексте культуры: сборник статей научно-практической конференции. СПбГУКИ. СПб. 2007. – 0,3 п.л.
41. Общение с костюмом // Рациональность и коммуникация: сборник статей международной научной конференции. СПбГУ. СПб. 2007. – 0,3 п.л.
42. Модный образ и его имя // Герой в искусстве: поиски идеального образа: сборник статей научно-практической конференции. СПбГУКИ. СПб. 2007. – 0,3 п.л.
43. Миссия костюма // Мода в контексте культуры: сборник статей научно-практической конференции. СПбГУКИ. СПб. 2008. – 0,3 п.л.
44. Костюм как поступок // Мода в контексте культуры: сборник статей научно-практической конференции. СПбГУКИ. СПб. 2009. – 0,3 п.л.
45. Модные тенденции: смыслообразующие трансформации // Инновационные процессы в сфере сервиса: проблемы и перспективы: сборник научных трудов. СПбГУСЭ. СПб. 2010. – 0,3 п.л.
46. Костюм судьбы или судьба костюма: к проблеме осмысленного потребления // Мода в контексте культуры: сборник статей научно-практической конференции. СПбГУКИ. СПб. 2010. – 0,3 п.л.
47. Между бытом и бытием // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Научно-теоретический журнал. Серия 15. № 2. СПб. 2012. – 0,3 п.л.
48. Этнический фактор в истории костюма // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Научно-теоретический журнал. Серия 15. № 3, СПбГУ. СПб. 2012. – 0,5 п.л.